Напоминание

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.


Автор: Кикот Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №66 "Радость"
Населённый пункт: Норильск
Наименование материала: Статья
Тема: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.
Раздел: дошкольное образование





Назад





СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ

В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ

И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.

Кикот Е.Б.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №66 «Радость» города Норильска, Красноярского края Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и “социализацию” ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистиче ских исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Лисина М.И., Запорожец А.В., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста существует особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появления вторичных, достичь более высокого общего развития детей, в частности, их речи. Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, а овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов, один из которых речевая среда, в которой воспитывается ребенок. В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, дающая возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Нами создана такаяпредметно-развивающая среда, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми. Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества детей раннего возраста, поступающих в первые младшие группы нашего ДОУ и имеющих нарушения речи. Так, количество таких детей в 2008 году составило - 27%, в 2009-м – 30%, в 2010-м - 34%. В связи с этим у педагогов детского сада возникла необходимость начать коррекционно-профилактическую работу именно с детьми 2-3 лет. Совместно с учителем-логопедом ДОУ была систематизирована работа по развитию общих речевых навыков и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста. Чтобы определить уровень реального речевого развития ребенка, учитывая функциональные особенности раннего возраста (неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, расторможенность), предлагаем родителям дважды в год заполнить специальную анкету - опросник, разработанную в Институте коррекционной педагогики РАО кандидатом педагогических наук логопедом О.Е.Громовой на базе MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Gestures (part 1, 2), 1993. Данные опросника помогают педагогам, и родителям определить начальный детский лексикон - реальный словарный запас, которым располагает ребенок, вовремя заметить отставание и устранить его. Многолетний опыт работы позволил нам определить разнообразные формы взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей и родителей по преодолению речевых недостатков:  создание родительского клуба «Звукарик». Каждое заседание клуба посвящается проблемам речевого развития ребенка (формированию начального детского лексикона, обогащению словаря, звуковой культуре речи, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.), предоставляется как теоретическая информация, так и практические советы;  родительские собрания;  консультации («Развитие слухового восприятия»; «Словесные игры для детей 2 – 3 лет», «Развитие речи у детей раннего возраста»);  выпуск буклетов («Маленькие сказки», «Засыпальные сказки» «Артикуляшки»);
 создание картотек игр («Игры для речевого слуха», «Игры для налаживания контакта с ребенком», «Игры для развития физического слуха», «Пальчиковые игры»). С первых дней пребывания ребенка в группе любая часть воспитательно- образовательного процесса в течение дня сопровождается несложной потешкой, стихотворением или песенкой. Таким образом, создаются оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей. Еще одним важным условием для развития речи является создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е. И. Тихеева. Для реализации коррекционной работы в своей группе создали предметно-развивающую речевую среду, разработали определенные требования к её содержанию. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. С помощью родителей в группе оформлен речевой уголок, в котором содержится материал, способствующий становлению пассивного и активного словаря:  карточки по различным темам, альбомы с изображением тех или иных предметов по лексическим темам (одежда, обувь, игрушки, посуда, животные и т.п.), так называемые «копилки слов»;  картинки, книжки для самостоятельного рассматривания;  грецкие орехи, фундук, различные виды крупных макаронных изделий, шнуровки - для развития мелкой моторики;  колокольчики, футляры от киндер-сюрпризов наполненные различными видами круп - для развития слухового внимания;  теннисные мячики, перышки, ленточки, дудочки и т.д. - для развития правильного речевого дыхания. Для более легкого прохождения адаптационного периода к детскому саду и для более быстрого налаживания контакта между педагогом и ребенком на первом родительском собрании попросили родителей оформить небольшие семейные альбомы с фотографиями ребенка, близких ему людей (мамы, папы, бабушек, дедушек, братьев, сестер, любимых домашних животных). Потому что каждому ребенку непременно хочется заявить о себе воспитателю и сверстникам. Рассматривая страницы фотоальбома, ребенок пытается рассказать о себе или семье доступными ему средствами. Даже у не говорящих детей рассматривание фотографий вызывает ряд бурных эмоций. Также в группе ведется и групповой фотоальбом «Как живут в саду детишки в группе с именем «Растишки», в котором собираются фотографии из
жизни группы (дети на занятиях, прогулке, во время кормления, умывания, игр и т.д.) Одной из традиций нашей группы является рассказывание детям перед сном «Засыпальных сказок», которые также способствуют развитию речи и познавательных способностей. На протяжении всего учебного года в работу с детьми используются логопедические пятиминутки, которые включают в себя игры и упражнения на формирование дыхания, развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития ручной и артикуляционной моторики. При этом учтены возраст детей, их речевые и познавательные возможности. Для активизации речевого развития используем пальчиковую гимнастику, массаж и специальные упражнения, направленные на согласование речи с движением. Необходимым условием развития речи ребенка является ее включение во все сферы его жизненной активности и, прежде всего, в игру. Поэтому любые задания, которые мы даем ребенку, предложены ему не в директивной форме, а как интересная и занимательная игра. Таким образом, грамотно организованная речевая среда рассматривается как развивающая и способствует уточнению, расширению, обогащению речевого опыта детей раннего возраста, овладению ими нормами речи. Литература 1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей/ Просвещение, Москва, 2004 – 304с. 2. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро»/ Дошкольное воспитание, 1998. № 4 - 79с. 3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание – 1995 - № 4. 4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. - С.6.


В раздел образования