СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.
Автор: Кикот Елена Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС №66 "Радость" Населённый пункт: Норильск Наименование материала: Статья Тема: СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ. Раздел: дошкольное образование
В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАСШИРЕНИЯ
И ОБОГАЩЕНИЯ РЕЧЕВОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ.
Кикот Е.Б.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66 «Радость»
города Норильска, Красноярского края
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных
задач
дошкольного
образования. Роль развития речи ребенка в первые годы
жизни
трудно
переоценить.
Овладение
речью
перестраивает
процессы
восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности
и “социализацию” ребенка.
В
психологических,
лингвистических,
психолингвистиче ских
исследованиях детской речи таких ученых как Выготский Л.С., Лисина М.И.,
Запорожец А.В., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., было доказано,
что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и
поведении детей.
Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития
детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость,
что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная
ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить
тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить
ход речевого и умственного развития ребенка.
Для
профилактики
речевых
нарушений
у
детей
раннего
возраста
существует особое направление под названием «Превентивное логопедическое
воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика с первых
лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в
развитии, но и предупредить появления вторичных, достичь более высокого
общего развития детей, в частности, их речи.
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы, а овладение
речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Ее появление и
дальнейшее развитие зависят от многих факторов, один из которых речевая
среда, в которой воспитывается ребенок.
В
самом
широком
контексте
развивающая
образовательная
среда
представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого
стихийно
или
с
различной
степенью
организованности
осуществляется
процесс развития личности.
С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П.
Я.
Гальперина,
В.
В.
Давыдова,
Л.
В.
Занкова,
А.
Н.
Леонтьева,
Д.
Б.
Эльконина
и
др.,
развивающая
среда
—
это
определенным
образом
упорядоченное
образовательное
пространство,
в
котором
осуществляется
развивающее обучение.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов
деятельности
ребенка,
функционально
моделирующая
содержание
его
духовного
и
физического
развития,
дающая
возможность
наибольшего
развития
индивидуальности
ребенка,
учета
его
склонностей,
интересов,
уровня активности.
Нами создана такаяпредметно-развивающая среда, которая способствует
максимально
полному
раскрытию
потенциальных
речевых
возможностей
воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при
необходимости
–
их
своевременному
преодолению,
а
также
содействие
совершенствованию
речевых
коммуникаций
ребенка
в
детском
саду
со
взрослыми.
Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет
свидетельствует о ежегодном увеличении количества детей раннего возраста,
поступающих в первые младшие группы нашего ДОУ и имеющих нарушения
речи. Так, количество таких детей в 2008 году составило - 27%, в 2009-м – 30%,
в 2010-м - 34%.
В связи с этим у педагогов детского сада возникла необходимость начать
коррекционно-профилактическую работу именно с детьми 2-3 лет. Совместно с
учителем-логопедом ДОУ была систематизирована работа по развитию общих
речевых навыков и профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Чтобы
определить
уровень
реального
речевого
развития
ребенка,
учитывая
функциональные
особенности
раннего
возраста
(неустойчивое
внимание,
сниженная
работоспособность,
расторможенность),
предлагаем
родителям
дважды
в
год
заполнить
специальную
анкету
-
опросник,
разработанную
в
Институте
коррекционной
педагогики
РАО
кандидатом
педагогических наук логопедом О.Е.Громовой на базе MacArthur Communicative
Development Inventory: Words and Gestures (part 1, 2), 1993.
Данные
опросника
помогают
педагогам,
и
родителям
определить
начальный детский лексикон - реальный словарный запас, которым располагает
ребенок, вовремя заметить отставание и устранить его.
Многолетний
опыт
работы
позволил
нам
определить
разнообразные
формы взаимодействия учителя – логопеда,
воспитателей и родителей по
преодолению речевых недостатков:
создание
родительского
клуба
«Звукарик».
Каждое
заседание
клуба
посвящается
проблемам
речевого
развития
ребенка
(формированию
начального
детского
лексикона,
обогащению
словаря,
звуковой
культуре
речи,
развитию
мелкой
моторики,
артикуляции
и
т.д.),
предоставляется как теоретическая информация, так и практические
советы;
родительские собрания;
консультации («Развитие слухового восприятия»; «Словесные игры для
детей 2 – 3 лет», «Развитие речи у детей раннего возраста»);
выпуск
буклетов
(«Маленькие
сказки»,
«Засыпальные
сказки»
«Артикуляшки»);
создание
картотек
игр
(«Игры
для
речевого
слуха»,
«Игры
для
налаживания контакта с ребенком», «Игры для развития физического
слуха», «Пальчиковые игры»).
С первых дней пребывания ребенка в группе любая часть воспитательно-
образовательного процесса в течение дня сопровождается несложной потешкой,
стихотворением
или
песенкой.
Таким
образом, создаются
оптимальные
психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей.
Еще
одним
важным
условием
для
развития
речи
является
создание
благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой
активности. «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время
Е. И. Тихеева.
Для
реализации
коррекционной
работы
в
своей
группе
создали
предметно-развивающую речевую среду, разработали определенные требования
к её содержанию.
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для
организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных
упражнений, комплексы пальчиковых игр, игрушки для развития правильного
речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного
запаса,
формирования
грамматического
строя,
связной
речи,
развития
фонематического слуха и мелкой моторики.
С помощью родителей в группе оформлен речевой уголок, в котором
содержится материал, способствующий становлению пассивного и активного
словаря:
карточки по различным темам, альбомы с изображением тех или иных
предметов по лексическим темам (одежда, обувь, игрушки, посуда,
животные и т.п.), так называемые «копилки слов»;
картинки, книжки для самостоятельного рассматривания;
грецкие орехи, фундук, различные виды крупных макаронных изделий,
шнуровки - для развития мелкой моторики;
колокольчики, футляры от киндер-сюрпризов наполненные различными
видами круп - для развития слухового внимания;
теннисные мячики, перышки, ленточки, дудочки и т.д. - для развития
правильного речевого дыхания.
Для более легкого прохождения адаптационного периода к детскому саду
и для более быстрого налаживания контакта между педагогом и ребенком на
первом
родительском
собрании
попросили
родителей
оформить
небольшие
семейные альбомы с фотографиями ребенка, близких ему людей (мамы, папы,
бабушек, дедушек, братьев, сестер, любимых домашних животных). Потому что
каждому
ребенку
непременно
хочется
заявить
о
себе
воспитателю
и
сверстникам.
Рассматривая
страницы
фотоальбома,
ребенок
пытается
рассказать о себе или семье доступными ему средствами. Даже у не говорящих
детей рассматривание фотографий вызывает ряд бурных эмоций.
Также в группе ведется и групповой
фотоальбом «Как живут в саду
детишки в группе с именем «Растишки», в котором собираются фотографии из
жизни группы (дети на занятиях, прогулке, во время кормления, умывания, игр
и т.д.)
Одной из традиций нашей группы является рассказывание детям перед
сном «Засыпальных сказок», которые также способствуют развитию речи и
познавательных способностей.
На протяжении всего учебного года в работу с детьми используются
логопедические пятиминутки, которые включают в себя игры и упражнения на
формирование
дыхания,
развитие
слухового,
зрительного
внимания
и
восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма,
подражательности, пополнение словаря, а так же игры для развития ручной и
артикуляционной моторики. При этом учтены возраст детей, их речевые и
познавательные возможности.
Для активизации речевого развития используем пальчиковую гимнастику,
массаж
и
специальные
упражнения,
направленные
на
согласование
речи
с
движением.
Необходимым условием развития речи ребенка является ее включение во
все сферы его жизненной активности и, прежде всего, в игру. Поэтому любые
задания, которые мы даем ребенку, предложены ему не в директивной форме, а
как интересная и занимательная игра.
Таким образом, грамотно организованная речевая среда рассматривается
как
развивающая
и
способствует
уточнению,
расширению,
обогащению
речевого опыта детей раннего возраста, овладению ими нормами речи.
Литература
1.
Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей/
Просвещение, Москва, 2004 – 304с.
2.
Новоселова
С.Л.
Развивающая
предметно-игровая
среда
детства:
мир
«Квадро»/ Дошкольное воспитание, 1998. № 4 - 79с.
3.
Артамонова
О.
Предметно-пространственная
среда:
ее
роль
в
развитии
личности // Дошкольное воспитание – 1995 - № 4.
4.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение
развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993. - С.6.