ООД познавательное развитие старшая группа "На поиски пропавшего друга"
Автор: Солодовникова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №18 Населённый пункт: п. Октябрьский Наименование материала: Конспект Тема: ООД познавательное развитие старшая группа "На поиски пропавшего друга" Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ООД
С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«НА ПОИСКИ ПРОПАВШЕГО ДРУГА»
ВОСПИТАТЕЛЬ МДБОУ №18---СОЛОДОВНИКОВА Т. В.
Интеграция областей образования: ПОЗНАНИЯ,
КОММУНИКАЦИЯ.
Программные задачи :
Обучающие :
Учить
детей
проводить
простые
эксперименты
в
ознакомлении со свойствами камня
Познакомить детей со свойствами воды и магнита
Продолжить формировать у детей умение устанавливать
причинно - следственные связи.
Продолжать
учить
детей
рассуждать,
используя
доказательную
речь,
употреблять
в
речи
с л о в а
противоположные по смыслу.
Учить детей наблюдать во время проведения опытов
формулировать простые выводы.
Упражнять
в
разгадывании
загадок,
способствовать
развитию слухового восприятия.
Развивающие:
1.развивать у детей любознательность, умение
свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
2. развивать у детей внимание, память, мышление.
3.воспитывать у детей, в процессе совместного
общения, готовность прийти на помощь.
4. воспитывать чувство вежливости доброты,
отзывчивости.
5.развивать умение выслушивать ответы своих
товарищей.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: беседа, наблюдение.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ:
1.создание проблемной ситуации.
2.исследовательский приём.
3.игровой приём.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.мультимедийное с видео слайдами.
2.магнитофон.
3.оборудование для опытов.
4. атрибутика
КОНСПЕКТ ООД
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ; (воспитатель приглашает
детей )
Ребята наступил новый день недели . Вы пришли в детский
сад в свою группу
и
мы
с вами вместе встречаем это
весеннее доброе утро. В нашей группе есть правило –
встречать каждое утро хорошим настроением Вы пришли
сюда с хорошим настроением? (ответ детей). Тогда давайте
подарим
его
всем кто пришёл к нам в гости. Как это
сделать?
Очень просто
Нужно
весело поздороваться
( проводится речевая игра - Здравствуйте)
(дети становятся парами и вместе читают приветствие) Всех
кого мы увидали ,словом « Здравствуйте» встречали.
(дети поворачиваются друг к другу)
-Здравствуйте руками (здороваются)
-здравствуйте носами (касаются носами)
-здравствуйте бровями (шевелят бровями)
-здравствуйте ногами ( топают ногами)
Затем дети поворачиваются к гостям и всё повторяется.
Воспитатель : Ребята, посмотрите мы подарили хорошее
настроение всем кто пришёл к нам в гости и
совершили
какой поступок? (ответы детей) Мы совершили хороший
поступок или как по- другому можно как сказать? ( ответы
детей ) Мы сделали доброе дело А вы совершаете добрые
дела
? ( ответы детей). Молодцы а сейчас проходите и
садитесь на стулья Ребята сейчас я покажу вам несколько
фото снимков посмотрите на них внимательно а затем мне
расскажите что вы увидели? ( показ слайдов
из серии
картин
«Доброта вокруг нас» дети анализируют и делают
выводы) Вы ответили верно
Мы увидели с вами сейчас
ребята как много на нашей земле людей готовых прийти на
помощь а ещё больше тех, кому нужна помощь
Сегодня утром я повстречала маленькую девочку
Она
плакала
потому
что
потеряла
своего
лучшего
друга
Я
пообещала ей помочь и найти её друга вместе с вами Вы
готовы помочь? (ответы детей) Молодцы я знала что на вас
всегда
могу
положиться
Девочка
передала
мне
эти
картинки они лежали на том месте где пропал её друг На
что они похожи ( ответ – на пазлы ) Как с ними играть вы
знаете?
(ответы
детей).
Верно
вам
необходимо
их
соединить
и тогда мы
увидим что на них изображено
(проводится
дидактическая
игра
«собери
картинку»)
Я
думаю ребята это подсказка с её помощью нам будет легче
найти
пропавшего
друга
(дети
собирают
пазлы).
Получилось ?
На что это похоже ? ( на картину ) А что
изображено на этой картине? ( дети отвечают – природа)
Верно это природа
нашего
Краснодарского
края
На
переднем плане картины море А вдали ? (ответ – горы)
а какие горы в нашем Краснодарском крае? (Кавказские
горы)
Ребята
посмотрите
внимательно
что
нарисовано
в
нижнем правом углу (ответ – пальма сундук)
Значит нам
нужно
отправится
в
горы
наверное
там
мы
найдём
пропавшего друга девочки
Горы далеко ,путь неблизкий
поэтому предлагаю вам отправится на поезде (воспитатель
просит детей построится друг за другом звучит музыка и
дети ,
двигаясь друг за другом змейкой
изображают
движение поезда)
Вот мы и на месте. Путь был не близкий и все устали
(воспитатель
предлагает
детям
сесть
и
посмотреть
как
выглядят горы и включает видео фильм « Край в котором
мы живём»). Ребята вы увидели горы нашего края. Они
очень высокие . Агоры из чего состоят
как вы думаете ?
(ответ детей - из камня) Значит горы какие ? (дети отвечают
–каменные) Давайте их поищем ( воспитатель предлагает
детям найти камни Дети ходят и ищут камни каждый
ребёнок находит по одному камню) Нашли ребята, тогда я
предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг и повторяйте
за
мной
(дети
стоят
в
кругу
и
держат
в
руке
свой
найденный камень)
Проводится физ – минутка:
Стоит гора-горушка (руки вверх)
До небес макушка (тянут руки и встают на цыпочки)
Её ветер обдувает (машут руками)
Её дождик поливает (встряхивают кистями рук)
Стоит гора страдает (камешки к щекам)
И каждый день
И
каждую
ночь
(воспитатель
дотрагивается
до
каждого
ребёнка)
Катятся,
катятся
камешки
прочь.
(дети
разбегаются
и
садятся на коврик)
Раскатились камешки с той горы, ничего не осталось с той
поры.
Ребята, а почему от высокой горы ничего не осталось, как
вы думаете? (ответы детей) Всё верно - ветер
дождь и
солнце разрушили гору и превратили её в камни Ребята
скажите
горные
камни
теплые
или
холодные
(ответ-
холодные) воспитатель проводит упражнение для развития
мелкой моторики рук (дети растирают камни ладонями рук)
Какие они стали? (ответ-тёплые)
Затем воспитатель проводит дыхательное упражнение
подуй на камень» ( воспитатель просит детей сдуть с камня
горную пыль)
Все
камни
разные
чтобы
получше
их
рассмотреть
предлагаю
отправиться
в
нашу
полевую
научную
лабораторию (воспитатель предлагает детям пройти и
сесть за стол, и положить
камни перед собой )
Мы
в
научной лаборатории давайте рассмотрим наши камни и
определим какие они
1. Возьмите в руку камень и погладьте его
Какой он на
ощупь? (ответы детей - гладкий) Ребята а у кого другой
камень ? какой он у вас? (ответ детей-бугристый) Значит
какие камни бывают ? (ответы детей - разные есть камни
гладкие и бугристые)
2.
Теперь
положите
перед
собой
цветные
дощечки
и
проведите
по ней камнем
как будто хотите что
–то
нарисовать
.А
теперь
посмотрите
-
камень
оставил
на
дощечке царапину ?(ответ-да) Значит камень у нас какой?
( ответ-твёрдый ) Как вы думаете ребята в природе все
камни твёрдые? Да или нет ? ( ответы детей) У меня в руке
тоже камень и сейчас я проведу этим камнем по дощечке
(белый камень – след оставил ) Вы догадались у меня в
руке что за камень?(ответ –мел)Какой это камень твёрдый ?
(ответ
–нет)
Тогда
какой
он
(ответ
–мягкий)
Значит
в
природе существуют твёрдые и мягкие камни.
3.Теперь
ребята
поставьте
перед
собой
тарелку
со
скрепками
Возьмите свой камень и подержите его над
тарелкой Что происходит ? (ответы детей) Поднимите
руку
у
кого
произошли
изменения?
Что
произошло?
(ответ – камень притянул к себе скрепки ) Как вы думаете
это что за камень ? (ответ – магнит) Верно этот камень нам
в пути пригодится Его нужно взять с собой.
4.Теперь возьмите лупу и рассмотрите свой камень Виден
на нём рисунок ? (ответы детей) Верно ребята рисунок
есть но не у всех камней
у
кого ребята камень без
рисунка? Поднимите руку.
5.Теперь вы должны опустить свои камни в воду Опустили
Что произошло ? ( ответ – камень утонул) А почему ? ( ответ
- он тяжёлый)
Мы изучили ваши камни и видим что одинаковых
камней природе не существует Камни бывают ? (дети
подбирают
слова
антонимы)
теперь
вы
знаете
какие
существуют
в
природе
камни
но
мы
не
нашли
пропавшего друга
предлагаю отправиться в путь через
горы
(воспитатель
предлагает
детям
построится
друг
за
другом)
горы Кавказа высокие поэтому держитесь
за
спасательную
верёвку чтобы не упасть в пропасть
(дети
держась руками за
верёвку
идут друг за другом под
музыку). Ребята мы с вами прошли по горной дороге Путь
был не лёгкий Руки устали от того что мы долго держались
за спасательную верёвку поэтому предлагаю вам сделать
вместе со мной гимнастику для рук
Пальчиковая гимнастика
«Путешествие»
Мы
шагали
всё
полями
(левая
рука
согнута
в
локте
а
указательным и средним пальцем правой руки изображаем
идущего человека)
Да высокими горами (дети при помощи рук изображают
гору)
И пришли к большой поляне (руки опускают друг на друга)
На поляне рос цветок (дети изображают бутон цветка)
И порхал там мотылёк (дети соединяют руки и изображают
летящего мотылька)
Впереди
вода
шумит
(дети
протягивают
прямые
руки
вперёд)
Нам о чём - то говорит (дети приставляют правую ладонь к
правому уху и слушают) Давайте посмотрим что это за вода
которая шумит впереди.
(воспитатель
предлагает
детям
сесть
на
стулья
и
посмотреть видео фильм
«шум
моря»)
Как
вы
думаете,
что это? (ответ - море) Ребята а в море какая вода? (дети
отвечают –солёная) Мы с вами знаем что пресную воду мы
пьём
готовим
из
неё
различные
блюда
а
солёную
нет
Почему? Сейчас я вам покажу опыт чем отличается пресная
вода от солёной ? Перед вами две банки с водой в одной
вода из нашей реки Кубани она - пресная а в другой из
моря Солёная вода в море очень плотная она выталкивает
предметы а в пресной воде они сразу опускаются на дно
Сейчас я опущу в банки с водой обычное куриное яйцо а
вы наблюдайте что произойдёт?.(ответы детей) Значит в
какой банке вода морская (ответ во второй) Тогда ребята
скажите мне где мы находимся ? (ответ-на берегу моря) Да
ребята мы с вами на берегу моря но пропавшего друга
нигде нет. Давайте с вами вспомним что было нарисовано
на картине в нижнем правом углу (дети отвечают сундук и
пальма
)
Сделайте
бинокли(дети
при
помощи
рук
изображают
бинокль) и посмотрите внимательно вокруг
что вы видите ?(дети отвечают –мы видим пальму а под
пальмой
стоит
сундук)Давайте
подойдём
и
посмотрим
поближе
(воспитатель
предлагает
детям
сесть)
Садитесь
(дети садятся) Ребята посмотрите здесь на сундуке стоит
контейнер с водо
А что в сундуке лежит?(воспитатель
пробует открыть сундук ) Ребята сундук заперт на замок а
где
же
ключ
?
(дети
подсказывают
что
ключ
лежит
в
контейнере с водой ) Да верно ключ лежит на дне вот и
записка приклеена к контейнеру сейчас я прочту что здесь
написано .
«Если вы сможете достать ключ из воды не
замочив руки тогда вы откроете сундук и найдёте в нём то
что искали»
Ребята как нам это сделать? Ведь в сундуке
наверное заперт друг нашей девочки Что будем делать?
(дети отвечают а воспитатель помогает детям наводящими
вопросами
и
даёт
подсказку
напоминая
о
свойствах
магнита)
Тогда
давайте
попробуем
достать
ключ
при
помощи магнита (воспитатель проводит опыт с магнитом .
Для этого он берёт магнит и аккуратно ведёт ним по стенке
контейнера
снизу
вверх
поднимая
ключ
на
поверхность
воды)Всё получилось Ключ у нас ребята и можно открыть
сундук
(воспитатель открывает сундук и достаёт от туда
игрушечного щенка) Так вот кого мы так долго искали этот
щенок и есть настоящий друг нашей девочки Как же он
здесь оказался ? ( ответы детей) Я вижу он хочет с вами
поближе
познакомится
и
узнать
почему
вы
решили
ему
помочь? (дети отвечают что они любят совершать добрые
дела и многое хотят узнать )
Воспитатель: как хорошо закончилось наше путешествие.
Мы нашли пропавшего друга и многое сегодня узнали. А
что вы узнали ребята?
1. какие бывают поступки у людей
2. какие бывают камни
3.как отличить солёную
5. как нам помогает магнит.
Да
мы
многое
узнали,
потому
что
вы
очень
любознательные
ребята
и
у
каждого
из
вас
много
интересных почемучек. Давайте о них расскажем нашему
новому другу. Садитесь в круг
и передавайте щенка друг
другу рассказывая ему свою почемучку
1.ПОЧЕМУ НА НЕБЕ ТУЧИ?
2.ПОЧЕМУ ЕЖИ КОЛЮЧИ?
3.ПОЧЕМУ СНЕЖИНКА ТАЕТ
ДО ЛАДОШКИ ДОЛЕТАЯ.
4.ПОЧЕМУ ПОЛЗУТ БАРХАНЫ?
5.ПОЧЕМУ ВИСЯТ ТУМАНЫ?
6.ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ И МОРЕ
7.ЦЕЛЫЙ ВЕК ДРУГ С ДРУГОМ В ССОРЕ.
8.ПОЧЕМУ ЗВЕЗДА УПАЛА?
9.ПОЧЕМУ Я ЗНАЮ МАЛО?
10.ВИДНО НАДО НЕ ЛЕНИТЬСЯ
11.НУЖНО КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТРУДИТЬСЯ .
теперь нам нужно отправляться в наш любимый детский
сад (дети строят в поезд и под музыку едут все вместе в
детский сад.)