Напоминание

Программа подготовки будущих первоклассников


Автор: Петельгузова Ольга Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №35
Населённый пункт: Приморский край, город Артем
Наименование материала: программа
Тема: Программа подготовки будущих первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад





муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

Артемовского городского округа

Программа подготовки

будущих первоклассников

Составитель:
Петельгузова Ольга Витальевна
Квалификация:
учитель начальных классов 1 квалификационной категории
город Артем


Содержание
1. Пояснительная записка. 2. Содержание программы. 3. Организация образовательного процесса. 4. Использованная литература. Приложение №1. Программа курса «Математика и логика». Приложение №2. Программа по «Обучению грамоте и развитию речи». Приложение №3. Программа «Я и окружающий мир». Приложение №4. Работа с родителями. Приложение №5. Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность к школе». Приложение №6. Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в под- готовительном классе.

Пояснительная записка
Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если в начале внимание ученых и педагогов - практи - ков было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо формировать у дошкольников, то сейчас на первое место выдвинут вопрос о том, какие условия нужно со- здать, для того чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие у ребенка качеств школьной зрелости. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас кон- кретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится яс- ным, что необходима организация качественно новой подготовки детей к школе, причем проводимой именно учителями начальной школы и школьным психологом. В работе с дошкольниками необходимо учитывать то, что умственные процессы (восприя- тие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие го- товность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных ви- дах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почув- ствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняю- щиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности. Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой является ин- тегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходи- мые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя, таким образом, школьные, но еще детские отношения.
Цели программы:

1.
Обеспечение для всех шести - семилетних детей микрорайона школы, не получивших возможности развития и воспитания в детском саду, возможностями единого старта для обучения в школе;
2.
Формирование у детей качеств школьной зрелости (школьно-значимых функций), для успешного усвоения обучающих программ начального общего образования I ступени;
3.
Оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка к школе.
Задачи:

1.
Организовать диагностирование качеств школьной зрелости, знаний и умений детей;
2.
Организовать для детей образовательный процесс в школе, в дневное время, с учетом возможностей возраста и индивидуальных особенностей;
3.
Сформировать эмоционально-положительное отношение детей к школе, желание учить- ся;
4.
Организовать комплексную деятельность педагога, психолога и логопеда в образова - тельном процессе;
5.
Создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей;
6.
Организовать процесс общения детей друг с другом, способствуя доброжелательному отношению к сверстникам;
7.
Провести работу по формированию способности подчиняться правилам и требованиям взрослого.

Основные принципы (правила) работы педагогов при реализации программы:
 уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с ра - зумной требовательностью;  комплексный подход при разработке занятий;  систематичность и последовательность занятий;  вариативность содержания и форм приведения занятий;  наглядность;  адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;  постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;  индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;  повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и за- креплять механизмы реализации функции. В процессе реализации программы дети учатся точно и ясно выражать свои мысли, рас- крываются их творческие способности, развивается интерес и внимание к слову, к его эмо - циональной окраске, формируется бережное отношение детей к природе. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к учебному труду. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной ат - мосферы (комфортной образовательной среды), способствующей раскрепощению детей, активизирующей их творческий потенциал. Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследова- ние уровня его функциональной готовности к обучению в школе. На это направлены заня- тия педагога-психолога, а также его консультационная работа с родителями будущих пер- воклассников. В ходе индивидуального логопедического обследования выявляются особенности поведе- ния и основные отклонения или нарушения речи ребенка. П o его результатам планируется работа по устранению тех или иных речевых нарушений. Результаты диагностики заносятся в «Психолого-педагогическую карту» ученика. В ходе работы выявляются дети, недостаточно готовые к школьному обучению, а также те, кото- рые нуждаются в дополнительных занятиях, направленных на профилактику школьной дезадаптации и неуспеваемости. Для таких детей составляется индивидуальная программа развития, даются необходимые рекомендации родителям.
Основная дидактическая идея
- развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе учебной деятельности ре- бенка, что осуществляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной и увлекательной для детей этого возраста. Среди
методов
, используемых в период подготовки детей к школе, используются такие как практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы ис- пользуются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практиче- ский метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать материал, проводя эксперимен -
ты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, за- рисовывая, раскрашивая и т.п. Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом (учителем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счет- ным и геометрическим материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др. Использование специально отобранного содержания обучения и методов работы с ним по - может и позволит приблизить общее развитие детей на уровень, необходимый для успеш - ного изучения программного материала начальной школы.
Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет). В течение января - мая длится подготовительный этап, а непосредственно занятия прово- дятся по субботам и среди недели, начиная с 16.01.2012 г. (3 урока по 30 минут). Занятия завершаются в конце мая. После прохождения половины занятий, проводится промежу - точное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректируются заня - тия, организуются консультации для родителей с целью формирования положительной мотивации учения у детей. На этом же собрании родителям раздаются показатели готовно - сти детей к обучению в школе. В конце обучения проводится вторичная диагностика де - тей, и на завершающем этапе работы составляется сводная таблица результатов пред - школьной подготовки. Учитывая, что эффективность образовательного процесса в группах кратковременного пребывания зависит от подбора и сочетания разных видов деятельности и форм их органи - зации, несколько часов дня, заполненных разнообразными делами в группе сверстников, будут использованы для формирования у детей целостного образа жизни старшего до - школьника. Именно в этом образе жизни заключается отличие подготовительных групп для старших дошкольников от групп кратковременного пребывания, создаваемых при школах, где об - разовательный процесс выстраивается как простая сумма, калейдоскоп быстро сменяю- щих друг друга учебных занятий (по типу школьных уроков, только менее продолжитель- ных), то есть как школа для дошкольников. Для детей, приходящих 2 раза в неделю на два-три часа, образовательный процесс органи- зуется максимально компактно, так, чтобы в условиях ограниченного времени не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка. По сравнению с традиционными программами детского сада, с целым днем пребывания, данная программа не включает в виде самостоятельных разделов занятия по ознакомле - нию с художественной литературой и развитию речи. Восприятие художественной литературы имеет огромное развивающее значение для ре- бенка. Однако в связи с дефицитом времени и прерывистостью образовательного процесса в группах кратковременного пребывания нет возможности читать большие художествен- ные произведения (чтение авторских сказок, повестей с продолжением), которые необхо- димы старшему дошкольнику. Эта работа передается родителям (с соответствующими ре- комендациями и объяснением ее необходимости и важности). Развитие речи также не выделено в специальный раздел, но осуществляется в процессе всех занятий, строящихся в непринужденной форме, которая способствует активизации речи и речевого общения. Занимаясь математикой, исследовательской работой, дети прак - тикуются в рассуждении; в процессе рисования, в игре активно развертывается комменти - рующая и повествовательная речь. Разговорная практика обеспечивается в свободной дея- тельности, в ситуациях группового общения, на всех занятиях. Одновременно организуется работа по психологическому сопровождению детей, которая реализуется психологом школы. Усилия психолога в рамках такой программы направлены:
 регулярное, систематическое проведение психологических занятий, ориентирован - ных на раскрытие, адаптацию и интеграцию индивидуальности ребенка в условиях группы развития;  информирование, консультирование родителей и педагогов по вопросам развития детей, их активности, успехов на психологических занятиях;  вовлечение в развивающую работу родителей и учителей в качестве участников психологических занятий;  проведение для взрослых специальных практикумов, лекций, семинаров, соответ- ствующих тематике и целям психологических занятий;  изучение динамики развития детей, как в отношении функционального созревания психики, так и в плане специальных развиваемых, раскрываемых качеств личности.

Организация учебного процесса

Режим работы групп
Группы предшкольной подготовки работают 2 дня в неделю: один день среди недели и в субботу. Группы формируются по желанию родителей в зависимости от выбора занятий среди недели (
вторник – четверг
)
Режим работы (вторник-четверг):
17.00 – 17.10 – прием детей, свободное общение. 17.10 – 17.40 – занятие. 17.40 – 17.50 – отдых, игры. 17.50-18.15 – второе занятие. 18.15 – 18.25 – отдых, игры. 18.25 – 18.50 – третье занятие. 18.50-19.00 – консультация родителей, уход детей домой.
В субботу:
09.00 – 09.15 – приём детей на улице, свободное общение, утренняя гимнастика на свежем воздухе. 09.25 – 09.55 – первое занятие. 09.55 –10.05 - отдых, игры. 10.05 – 10.35– второе занятие. 10.35.– 10.45 - отдых, игры. 10.45 – 11.15– третье занятие. 11.15 – 11.30 – консультация родителей, уход детей домой.
Программа рассчитана на 108 часа.

Формы занятий
– занятия-игры, практические занятия, экскурсии, обзорные прогулки.

Приложение №1

Пояснительная записка по курсу « Математика и логика»
Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы развития математических представлений « Предшкольная пора» Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готовы к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и стремление думать, узнавать что-то новое. Поэтому
основными задачами
математического развития дошкольников являются:
1.
Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интере- сов, радость творчества.
2.
Увеличение объема внимания и памяти.
3.
Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, класси - фикации, аналогии).
4.
Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5.
Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умоза - ключения.
6.
Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правиль- ные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7.
Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Программа курса «Математика и логика» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-7 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего занятий за год.

К концу обучения
по программе «Математика и логика предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей
Обучающиеся должны иметь представление:
- об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; - об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки; - о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты; - о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде; - о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей.
Знать:
- части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году; - для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; - состав чисел первого десятка; - знаки >, <, = для записи сравнения; - знаки +, -, = для записи сложения и вычитания; - общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм.
Уметь:
- выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; - объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; - находить части целого и целое по известным частям; - считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; - сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала; - соотносить цифру с количеством предметов; - выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине); - продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности; - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий; - непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему, площади; - по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых фигур.

Тематическое планирование по курсу «Математика и логика»

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Кол-во

часов
1-2 1. Выяснение простейших числовых представлений у детей, умение различать предметы по цвету, форме, расположению. Игра «Танграм». 2. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Пчелка». Дидактическая игра Игра на внимание 2 3-4 1. Уточнение имеющих у детей представлений о размере, цвете и числе предметов. Игра «Танграм». 2. Ориентировка в пространстве, определение места предмета, умение определить размер (величину). 3. Развитие речи, внимания, наблюдательности. Игра «Ракетчики». Дидактическая игра Сюжетно – ролевая игра. 2 5-6 1. Формировать представление о счете, порядковых числительных. Игра «Угадай-ка». 2. Знакомство со сложной фигурой, состоящей из более мелких фигур. Игра «Построй домик». Развитие внимания, воображения. Тематическая игра Игра на внимание 2 7-8 1. Развитие умения осуществлять зрительно- м ы с л и т е л ь н ы й а н а л и з . Ф о р м и р о в а н и е пространственных представлений детей, закрепление понятий: «сначала», «потом», «после этого», «налево», «направо», «слева», «справа», «между», «вверх», «вниз», «слева направо», «справа налево». Тренировка в счете прямом и обратном. Игра «Заведем ракету», «Оглянись». Развитие внимания, воображения. Игры на внимание 2 9-10 1. Сравнение групп предметов, их составление . 2.Формирование понятий: «больше», «меньше», «равно», развитие представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках. 3. Развитие памяти, воображения, наблюдательности, Дидактическая игра 2
знакомство с логической задачей. Игра «Танграм» 11-12 1. Установления соответствия между числом предметов и цифрой. Понятия «один»- «много». 2. Объединение предметов в множе ства п о определённым свойствам. Игра «Зигзаг». Развитие внимания и памяти. Игра на внимание 2 13-14 1. Закрепление понятий «один»- «много», счет от 1 до 10 и обратно. Узнавание цифр. Игра «Заведем ракету» 2. Различение предметов по форме и составление из геометрических фигур новых геометрических фигур. Игра «Танграм». 3. Знакомство с понятиями «верхний», «нижний», «большой», «маленький», «сколько, столько». Игры «Угадай-ка», «Магазин». Развитие внимания. Игры: дидактическая и тематическая 2 15-16 1. Упорядочивание предметов по признакам: «выше- ниже», «больше- меньше», «длиннее – короче», «легче – тяжелее». 2. Состав чисел. Приемы сложения и вычитания. Игры «Где, чей дом?», «Заполни строчку». Тематическая игра 2 17-18 1. Упражнение в дополнении числа до любого заданного. Закрепление состава чисел 1-го десятка. Игра «Поезд». 2. Решение задач «Сколько всего?». Развитие внимания, мышления. Игра «Сколько фигур не достает?». Развитие мышления, памяти, воображения. Тематическая игра Игра на внимание 2 19-20 1. Формирование навыков сложения и вычитания путем решения простейших задач и примеров. « Игры «Сколько всего?» На сколько больше? Составление примеров. Игры: «Цепочка», «Составь пример» 2. Развитие внимания, мышления. Игры на внимание 2 21-22 1. Упражнять в умении работать при помощи линейки, умение чертить отрезки, в узнавании цифр. 2. Развитие памяти, внимания и наблюдательности. Игры «Математическая рыбалка», «Почтальон» Дидактическая игра Сюжетно-ролевая игра 2 23-24 1. Составление примеров. Запись их в тетрадь. Тренировка детей в выполнении действий сложения и вычитания в пределах 10. Воспроизведение по памяти, Игры: сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная 2
закрепление приемов сложения и вычитания. Игры: «Догони», «День и ночь», «Почтальон» 2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания. 25-26 1. Работа над составом чисел. Классификация фигур по цвету, форме, величине. Игры «Дерево», «Угадай-ка» 2. Развитие памяти и внимания. Дидактическая, тематическая игры 2 27-28 1. Упражнение в последовательном анализе каждой группы фигур, их сопоставление. Формирование отрицательного ответа с частицей «не» по 1 свойству, по 2 свойствам, по 3 свойствам в классификации фигур. Игры «Какой фигуры не достаёт?», «Почта», «Квадратики и ромбики». 2. Развитие внимания, мышления. Дидактическая игра Игра на внимание 2 29-30 1. Закрепление состава чисел. Тренировка в решении примеров и задач на сложение и вычитание. Проверка знаний. 2. Развитие внимания, мышления, наблюдательности. Игры «Зигзаг», «Пчелка», «Птички», «Цепочка», «Угадай-ка». Игры: тематическая, на внимание 2 31-32 1.Углы и виды углов. Нахождение углов в окружающей обстановке. Сравнение углов. 2. Развитие наблюдательности, мышления, внимания. Практическая работа, игры на внимание 2 33-34 1.Представление об объёме (вместимости). Сравнение объёма. 2. Развитие внимания, воображения. Дидактическая игра 2
Приложение 2

Пояснительная записка

к курсу «Обучение грамоте и развитие речи»

Образовательная программа подготовки к обучению письму и чтению «Обучение грамоте и развитие речи» имеет социально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки. Основной целью обучения по данной модифицированной программе является подготовка кисти руки ребенка к письму. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умения слого-звукового анализа и слогового чтения, внимание, память, воображение ребенка. Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Таким образом, формируется и развивается творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи. Программа курса подготовки к обучению письму «По дороге к Азбуке» отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Основными задачами
курса являются: 1. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления. 2. Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования. 3. Обучение звукобуквенному анализу слов. 4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. 5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. 6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству. Модифицированная программа курса подготовки к обучению письму «Обучение грамоте и развитие речи» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6 –
6,5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 34 занятия за год.
Тематическое планирование по курсу

«Обучение грамоте и развитие речи»

№ п/п

Темы занятий

Формы проведения

Кол-во

часов
1-2 Речь. В мире безмолвия и неведомых звуков. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки. Игра «Полслова за вами» Дидактическая игра 2 3-4 Описание картинки. Слово. Предложение. Текст. Игры «Опиши предмет», «Кто больше назовет слов на темы «Семья», «Дом». Дидактическая игра 2 5-6. О б о б щ е н и е , е г о ф о р м ы ( с л о в е с н ы е и несловесные). Игра «Догадайся, что показал». Игра-пантомима 2 7-8. Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте. Игр а « Кто н абл юд ат ел ьн ее» . П р е д м е т ы окружающего мира. Мир игр и игрушек. Твоя любимая игрушка. Беседа рассуждение, описание. 2 9-10. Гласные звуки и буквы. Игра «Сочини сказку о предмете». Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова. Игра «День-ночь» Дидактические игры 2 11-12 Страна «Алфавития». В мире волшебных слов. Игра «Идем в гости». Согласные звуки и буквы. Сюжетно-ролевая игра 2 13-14 Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал. Согласные – б,в,г,д., Игра «Составь слово» Дидактическая игра 2 15-16 К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков. Временные категории: «раньше», «позже», «потом». Игра «Разложи по порядку». Дидактическая игра 2 17-18 Согласные звуки: твердые и мягкие. Игра «Сказочные владения радуги». Игра «Доскажи словечко» Дидактические игры 2 19-20 В стране слов и слогов. Господин Слогораздел. Игра «Раздели слово на части» Дидактическая игра 2 21-22 Ударение. Обозначение ударения. И г р а : «Молоточки». Разучивание скороговорок , чистоговорок Дидактическая игра 2 23-24 Чудеса в стране слов. Времена года. Игра «Когда Дидактическая игра
это бывает?» Звуки и буквы. Игра «Составь слово» 2 25-26 В стране зеркал. Буква и её отражение. Игра «Электронная муха» Игра на компьютере 2 27-28 Звуковые схемы. Родственные слова. Игра « Д о с к а ж и с л о в е ч ко » . П р о г о в а р и в а н и е скороговорок, чистоговорок. Дидактическая игра 2 29-30 Анализ слов. Составление рассказов по сюжетной к а р т и н к е . С л о в а п о х о ж и е и р а з н ы е . Проговаривание скороговорок и чистоговорок. Игра «Угадай словечко» Дидактическая игра. 2 31-32 Блиц-опрос по изученным буквам. Построение звуковых моделей слов. Развитие речи детей. Дидактическая игра. 2 33-34 Чтение слогов и слов с изученными буквами. Дидактическая игра. 2
Приложение 3

Пояснительная записка курса « Я и окружающий мир»
Рабочая программа по предмету « Я и окружающий мир» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она переработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
В процессе изучения курса « Я и окружающий мир » осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему посёлку, к своей Родине. Цель курса « Я и окружающий мир» - формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира, о растительном и животном мире родного края. Данный курс интегрирован с целью расширения представлений обучающихся о родном крае (географическое положение), экологических проблемах региона, посёлка.
Цели обучения
Изучение предмета «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:  развитие умений наблюдать, анализировать обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;  освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и соци - ального; о человеке и его месте в природе и в обществе;  воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и об- ществе, сохранять и укреплять здоровье. На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 40 часов. Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» 1 класса составлена на основе государственной программы с экологической направленностью А.А. Плешакова «Мир вокруг»
Тематическое планирование по курсу


“Я и окружающий мир (на основе краеведения) и развитие моторики”.

№ п/п

Содержание программного материала

Кол-во

часов
1-2 Что такое окружающий мир? Что у нас над головой? Солнце, его форма. Облака, их состав. Луна и звёзды. Рисование, штриховка. 2 часа 3-4 Моя семья. С кем я живу. У меня дома в свободное время. Моя любимая игрушка. Рисование или аппликация. 2 часа 5 Умею ли я вести себя на улицах города (экскурсия к светофору) Использование ИКТ. Игра «Сигналы светофора» Рисование светофора. 1 час 6-7 Если хочешь быть здоровым. Правила личной гигиены. Питание. Рисование с натуры фруктов. 2 час 8-9 Времена года, их признаки Атмосферные явления. Картина на тему « Любимое время года» 2 часа 10-11 Откуда берётся снег и лёд? Свойства снега и льда. Рисование снежинок. 2 часа 12-13 Царство растения. Растения нашего края. Игра « Угадай по описанию» 2 часа 14-15 Как живут растения? Правила ухода за комнатными растениями. Признаки живого и условия необходимые для жизни. «Угадай цветок»- игра. Нарисуй любимый цветок. 2 часа 16-17 Что это за листья? Распознавание деревьев по листьям. Окраска листьев. 2 часа
Что такое хвоинки? Сосна и ель. Их различие по внешнему виду. Лист клёна. Обведение по шаблону. Штриховка. 18-19 Царство животных. Животные нашего края. Игра « Угадай по описанию» 2 часа 20-21 Как живут животные? Необходимость для животных тепла, воды, пищи, воздуха, света. Как зимой помочь птицам? Дикие и домашние животные. Рисование кошки. 2 часа 22-23 Где живут белые медведи? Холодные районы Земли. Путешествие на Северный полюс. 2 часа 24-25 Где живут слоны? Жаркие районы Земли. Путешествие в Индию. 2 часа 26-27 Карта мира. Страны. Люди разных национальностей. А кто наши соседи? Национальные костюмы. 2 часа 28-29 Символы Российской Федерации. Гимн, герб, флаг. Рисование флага России. 2 часа 30-31 Как путешествует письмо? Откуда берётся шоколад, изюм, мёд? 2 часа 32-33 Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. Мы пассажиры ОБЖ Загадки про транспорт. 2 часа 34-35 Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Что может быть опасным? Правила обращения с бытовыми приборами. 2 часа 36-37 Откуда в наш дом приходит электричество? Правила безопасного обращения с электроприборами. 2 часа
38-39 Водоемы. Реки, моря, озёра. Солёная и пресная вода. Правила поведения на водоёмах в разное время года. 2 часа 40 Значение природы для человека и его влияние на природу. 1 час
Приложение 4

Циклограмма работы с родителями будущих первоклассников

Формы работы:
 дни открытых дверей;  консультации;  устный журнал для родителей;  педагогический лекторий для родителей.
Тематика:
1. Родитель – это профессия. 2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
3. Здоровый ребенок – хороший ученик. 4. Советы практического психолога. 5. Как ребенку помочь стать самостоятельным. 6. Как на самом деле любить детей. 7. Физическая подготовленность ребенка к школе. 8. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 9. Социально - личностное развитие будущего первоклассника. 10. Первые дни ребенка в школе. 11. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
Приложение 5

Карта наблюдений «Интеллектуальная готовность ребенка к школе»

Основные критерии

На начало

занятий

Промежуточ-

ный

контроль

(март)

Итоговый

контроль

(май)

I Кругозор
1. Представления о мире развернутые и конкрет- ны, ребенок может рассказать о стране, городе, в кото- ром живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но огра- ничены непосредственно окружающим. 3. Кругозор ограничен, знания даже о непосред- ственно окружающем отрывочны, бессистемны.
I I Развитие речи
1. Речь содержательна, выразительная, граммати- чески правильна. 2. Ребенок затрудняется в поиске слов, в выраже- ниях мыслей, в речи встречаются отдельные граммати- ческие погрешности, она недостаточно выразительна 4. Слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласные, порядок слов, незакончены предложения).
I I I Развитие познавательной активности, самостоятельности
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняются с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах. 2. Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересов достаточно узок. 3. Уровень активности, самостоятельности ребенка низ- кий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается. Любознательность не проявляется.
IV Сформированность интеллектуальных умений

(анализ, сравнения, обобщения, установления закономерностей).
1. Ребенок определяет содержание, смысл анализируе- мого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении. Обнаруживает закономерные связи. 2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей выполняются со стимули- рующей помощи взрослого. 3. Задания выполняются с организующей или направ- ляющей помощью взрослого. 4. При выполнении заданий, требующего анализа, срав- нения нужна обучающая помощь, самостоятельный перенос
знаний не осуществляется.
VI Производительность деятельности
1. Ребенок удерживает цель деятельности, намечает её план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца. 2. Удерживает цель деятельности, намечает план, выби- рает адекватные средства, проверяет результат, но в процессе деятельности отвлекается, трудности преодолевает при пси- хологической поддержке. 3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, ре- зультат не проверяется, деятельность прерывается из-за воз- никающих трудностей, оказанная помощь мало эффектна.
VII Контроль деятельности
1. Результат усилий ребенка соответствует поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью. 2. Результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, самостоятельно ребенок не может это не- полное соответствие. 3. Результаты усилий ребенка совсем не соответствует поставленной цели. Он не видит этого несоответствия.
VIII Темп деятельности
1. Соответствует средним показателям возрастной груп- пы 2. Ниже средних показателей возрастной группы. 3. Намного ниже средних показателей возрастной груп- пы.

Приложение 6

Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в под-

готовительном классе

1. Социальное развитие
1. Ребёнок спокойно идёт на контакт с взрослыми и сверстниками. 2. Общается со сверстниками, знает правила общения. 3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, не - драчлив. 4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен с людьми. 5. Хорошо адаптируется к новой обстановке. 6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого. 7. Не избегает общения.
2. Организация деятельности
1. Может планировать свою деятельность. 2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.
3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указа - ний. 4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут. 5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых. 6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет за- дание. 7. Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
1. Ребёнок правильно произносит звуки русского языка. 2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова. 3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, за- дать вопрос и ответить на него. 4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения. 5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке. 6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой. 7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запи- нок).
4. Развитие движений и пространственная ориентация
1. Ребёнок уверенно действует в быту: ориентируется в школьном пространстве, оде - вается, раздевается самостоятельно. 2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки. 3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, но- гами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).
4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями. 5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др. 6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.
1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характер- ные признаки. 2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим при- знакам. 3. Различает расположение фигур (над-под, назад, перед-возле, сверху-снизу и т.п.). 4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересе- кающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов. 5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов. 6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме. 7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
1. Ребёнок осознаёт как вести себя со сверстниками и с взрослыми. 2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения с взрос- лыми, и со сверстниками. 3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, спосо- бен достаточно объективно оценить результат. 5. 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого. 6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п. 7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Развитие внимания и памяти
1. Ребёнок удерживает внимание в течение 10-15 минут, не отвлекается, даже если де - ятельность ему не интересна (или трудна). 2. Для концентрации внимания в течение 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации. 3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители. 4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении. 5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами. 6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их. 7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга,1999. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. — М.,1992. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювен- та, 2005. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб: Союз, 1999. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и эксперимен- тального психологического исследования. — М.: Педагогика,1986. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. ЗагвязинскийВ. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002. Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл разви- тия человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес,2000. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии.— М.: Народное об - разование, 2002. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация, / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1990 Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.


В раздел образования