Напоминание

Моя педагогическая философия


Автор: Тюниева Александра Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Населённый пункт: Г. Лермонтов
Наименование материала: эссе
Тема: Моя педагогическая философия
Раздел: полное образование





Назад




Моя педагогическая философия Взгляни вокруг: прекрасная Природа Нас призывает с нею в мире жить. Дай руку, друг! Давай с тобой поможем Планете всей Здоровье сохранить! Д. Тухманов Я – учитель биологии. Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок, и ко мне обращаются взгляды моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я, маленькая частичка Вселенной, дарю им счастье познания, ведь я – человек, учитель, биолог, которого волнуют вопросы: как возник этот сложный мир? Будет ли он существовать вечно? Если да, то, каким он будет в будущем? Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда человечество достигло поразительных высот в развитии цивилизации и в то же время само оказалось на краю гибели, вынужденное заняться поиском ответа на известный вопрос: «Быть или не быть?» Человечество «лицом к лицу» столкнулось с жесточайшим экологическим кризисом. Ресурсы планеты не умножаются, а иссякают. «Мы и сейчас еще не поняли и не хотим понять, - с горечью восклицает В. Астафьев, – что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить и дня одного». Сегодня никого не надо убеждать в том, что экологические проблемы существуют. Но сегодня и труднее говорить об экологии, потому что происходит постепенное привыкание к опасности. Поэтому очень важно, чтобы каждый житель планеты Земля владел экологической культурой. Я убеждена, что решение экологических проблем невозможно без серьезным образом организованного экологического образования и воспитания. Ведь действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете, определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней. Начинать прививать экологическую культуру надо с детства. Учить каждую секунду урока, каждое мгновение общения с учеником, учить всеми средствами, которые есть в арсенале учителя – словом, взглядом, интонацией, улыбкой, поведением. Я очень люблю проводить занятия в парковой зоне школьного дендрария, люблю наблюдать за поведением детей. Только они были шумные и неугомонные, и вдруг притихли, прислушались. В зеленых ветвях старой липы раздается щебет птиц, бабочка села на цветок кизила, жасмин раскрыл свои цветы навстречу солнцу… Ребята учатся созерцать природу, а потом передают свои впечатления рисунками, стихами, поделками. Два года назад мы создали парк каменных фигур и теперь пополняем его
новыми экспонатами. Ежегодно проводим конкурс клумб. Каждый раз меня поражает, сколько фантазии, творчества у наших детей. Они никогда не повторяются. По сложившейся традиции выпускники школы высаживают деревья, за которыми ведется постоянный уход и фенологические наблюдения юными экологами. Комнатные растения, растущие в школьном зимнем саду, благотворно влияют на здоровье, улучшают гигиенические качества воздуха, являются объектом для исследований. Результатом опытнической работы стало общее озеленение школы, например, из одной диффенбахии вырастили более 20 растений Организуя исследовательскую деятельно сть учащихся, в сотрудничестве и сотворчестве с учеником, я становлюсь первооткрывателем той части пространства, которая доступна воспитаннику, или, если воспользоваться термином Л.С. Выготского, «зоны его ближайшего развития». Наши взаимоотношения с учеником становятся динамичными. Ученик самостоятельно открывает сущность изучаемых вещей и тем самым развивается. По результатам исследовательской деятельности я провожу уроки – конференции: «Радиационная обстановка в городе Лермонтове», «Экологическое состояние Кавказских Минеральных Вод», «Проблемы бытового мусора в городе Лермонтове», «Дом, в котором я живу». Связь общих глобальных проблем с местными делают их личностно значимыми, воспитывают активную жизненную позицию. Учение – процесс узнавания мира, расширения собственных границ мысли все дальше и глубже в окружающий мир людей и вещей; это процесс саморазвития, приобретения опыта действовать в этом мире. Чего я добиваюсь от своих учеников? Умения видеть и замечать, разумеется, не без способности мыслить, чувствовать и сопереживать. Именно так начинается чисто человеческое отношение к миру. Все в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, бездумного отношения к животному и растительному миру могут б ы т ь катастрофическими. А ведь планета у нас одна. Одна на всех землян. И другой не будет. Человек тысячами, миллионами нитей связан с окружающей его природой, по-прежнему зависит от неё, как листья дерева от его корней. Мои ученики знают, что человек не властелин и не царь природы, а неотъемлемая частичка ее. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться восторгаться вдвойне гармонией, красотой природы, неисчерпаемостью ее тайн. Она вечна, человеческая жизнь – всего лишь миг, мгновение. Воспитывая неравнодушных людей, переживающих за здоровье планеты Земля, я вношу свой вклад в будущее.


В раздел образования