Напоминание

Рефлексия учебного занятия: методический аспект


Автор: Козырева Лариса Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицински колледж"
Населённый пункт: г. Ейск
Наименование материала: статья
Тема: Рефлексия учебного занятия: методический аспект
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Рефлексия учебного занятия: методический аспект

Козырева Лариса Николаевна

методист ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»
Работа методиста ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» Козыревой Ларисы Николаевны «Рефлексия учебного занятия: методический аспект» выполнена в рамках профессиональной переподготовки педагогов профессионального обучения, в соответствии с вступившим в силу с 01.01 2017 года профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В работе раскрывается важность и актуальность знания и умения педагогов организовать рефлективную деятельность студентов в рамках учебной деятельности. Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, одна из сторон такого развития включает умение рефлексировать. Рефлексия помогает студентам проанализировать полученные результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки новых целей. Умение педагогов организовать такой процесс, а студентов – включиться в него - актуален. Цель работы – теоретически обосновать и подобрать методики, позволяющие реализовать педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности студентов. Объект исследования – процесс обучения в СПО. Предмет исследования – рефлексивная деятельность студентов. Исходя из актуальности цели, сформулированы следующие задачи работы: 1.на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия рефлексии и его значения в учебном процессе; 2. выявить наиболее значимые условия эффективного использования рефлексии во время занятий; 3. подобрать различные методы рефлексий для работы со студентами. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, педагогические наблюдения, анализ результатов учебной деятельности. Практическое значение работы в том, что, дав характеристику рефлексии как психологического феномена, описав специальные приемы по развитию рефлексии у студентов, сделав рекомендации для педагогов колледжа, можно проанализировать уровень развития самооценки у студентов, их оценки других людей, т.о. ускорить процесс самосовершенствования личности, что необходимо для достижения успешной образовательной деятельности и сформированной как ОК, так и ПК, требуемых ФГОС СПО. О значимости рефлексии в обучении писал ещё К. Д. Ушинский, понимая под этим термином, введенным Джоном Локком, «наблюдение душою своей собственной деятельности». В настоящее время «большинство авторов под рефлексией понимают всякое обращение познания на самого себя». По сути, при взаимодействии с обучающимися, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  физическую (успел – не успел);  сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);  интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);  духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
1



Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека. В настоящее время в педагогике применяют две основные формы рефлексии — внутреннюю и внешнюю. Психологические механизмы внешней рефлексии целесообразно задействовать при развитии у обучающихся умения работать с информацией, для чего следует обеспечить чередование на занятии их практической и рефлексивной деятельности. Внешняя рефлексия направлена на осмысление обучающимися пройденного на занятии пути . И это понятно, так как слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «обращение назад». Значение внешней рефлексии определяется необходимостью развития у учащихся способности анализировать содержание, критически оценивать получаемую информацию, выявлять пробелы в своих знаниях, формулировать запрос на информацию, оценивать её необходимость для своей учебной деятельности. Для решения некоторых из перечисленных задач эффективна техника, условно названная маркировочная таблица «ЗУХ» («ЗХУ»), а так же техника РАФТ, методический приём «ИНСЕРТ», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Всё в твоих руках» и т.д. Методический приём «ИНСЕРТ» (авторы Воган и Эстес) рекомендует обучающемуся уже по ходу чтения делать пометы типа «V» — уже знал, «+» — новое для меня, «?» — непонятно, думал иначе, есть вопросы. Она доказала свою эффективность для анализа обучающимися содержания учебного материала как в начальной, так и высшей школе. Благодаря приёму «Чемодан, мясорубка, корзина», обучающиеся задаются вопросом «Зачем эти знания нам нужны?» Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» предлагает обучающимся рефлексировать, в данном случае, критически оценить, как они поступят с полученной на занятии учебной информацией. Если информация пригодится в дальнейшем в том виде, в котором усвоена, то в «чемодан», если ещё требует переработки — в «мясорубку», зря потрачено время — в «корзину». Согласно технике «Всё в твоих руках» обучающимся необходимо обвести свою левую руку. Каждый палец — это некая позиция, по которой надо высказать свое мнение. – Большой — «это для меня было важным и интересным…» – Указательный — «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию». – Средний — «этот материал мне было трудно понять и сделать необходимое». – Безымянный — «моя оценка психологической атмосферы на занятии». – Мизинец — «для меня было недостаточно…». Внутренняя рефлексия — это рефлексия деятельности, дающая возможность осмысления способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Согласно А. З. Заку смысл рефлексии деятельности «заключается … в установлении того, как вырабатывались те или иные знания и представления». Другими словами, осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающийся «отдаёт себе полный и ясный отчёт в том, что и как он делает, т.е. осознаёт те схемы и правила, в согласии с которыми он действует». Студент, повторяющий действие, заданное в образце много раз, вполне может ни чему не научиться. Усвоение способов деятельности происходит только тогда, когда в дело включается внутренняя рефлексия, за счет которой и выделяются схемы действия — способы решения задач или рассуждения. Осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающиеся отвечают на вопросы: «Как я делаю? Что я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?». Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
2

 интеллектуальная рефлексия;  рефлексия настроения и эмоционального состояния;  рефлексия деятельности;  рефлексия содержания учебного материала. Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Это приемы: Шпаргалка, Синквейн, Работа ЗА и ПРОТИВ, Моделирование или схематизация и т.д. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Это приемы: Рисуем настроение, Состояние моей души, Мишень настроения, Музыкальный тест и т.д. Рефлексия деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя приёмы Лестницы успеха, Метода пяти пальцев, и т.д. Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен приём незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Умение рефлексировать пригодится обучающемуся не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем. Всё, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желания что-то изменить. И любой творчески работающий преподаватель находится в постоянном поиске.Пока преподаватель задает себе вопросы: - что я делаю? - с какой целью?

- каковы результаты моей деятельности?
-
можно ли сделать лучше? – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Поэтому, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только студента, но и преподавателя.
3


В раздел образования