методист ГБПОУ «Ейский медицинский колледж»
Работа методиста ГБПОУ «Ейский медицинский колледж» Козыревой Ларисы
Николаевны
«Рефлексия
учебного
занятия:
методический
аспект»
выполнена
в
рамках
профессиональной переподготовки педагогов профессионального обучения, в соответствии
с
вступившим
в
силу
с
01.01
2017
года
профессиональным
стандартом «Педагог
профессионального
обучения,
профессионального
образования
и
дополнительного
профессионального
образования».
В
работе
раскрывается
важность
и
актуальность
знания и умения педагогов организовать рефлективную деятельность студентов в рамках
учебной деятельности.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности,
готовой
к
самообразованию,
самовоспитанию
и
саморазвитию,
одна
из
сторон
такого
развития включает умение рефлексировать.
Рефлексия
помогает
студентам
проанализировать
полученные
результаты,
предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Она
в этом случае не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и
постановки новых целей.
Умение педагогов организовать такой процесс, а студентов – включиться в него -
актуален.
Цель работы – теоретически обосновать и подобрать методики, позволяющие реализовать
педагогическую систему стимулирования рефлексивной деятельности студентов.
Объект исследования – процесс обучения в СПО.
Предмет исследования – рефлексивная деятельность студентов.
Исходя из актуальности цели, сформулированы следующие задачи работы:
1.на основе анализа психолого-педагогической литературы установить содержание понятия
рефлексии и его значения в учебном процессе;
2. выявить наиболее значимые условия эффективного использования рефлексии во время
занятий;
3. подобрать различные методы рефлексий для работы со студентами.
Для
решения
поставленных
задач
использовались
следующие
методы
исследования:
теоретический
анализ
психолого-педагогической
литературы
по
исследуемой
проблеме,
педагогические наблюдения, анализ результатов учебной деятельности.
Практическое
значение
работы
в
том,
что,
дав
характеристику
рефлексии
как
психологического
феномена,
описав
специальные
приемы
по
развитию
рефлексии
у
студентов, сделав рекомендации для педагогов колледжа, можно проанализировать уровень
развития
самооценки
у
студентов,
их
оценки
других
людей,
т.о.
ускорить
процесс
самосовершенствования
личности,
что
необходимо
для
достижения
успешной
образовательной деятельности и сформированной как ОК, так и ПК, требуемых ФГОС СПО.
О значимости рефлексии в обучении писал ещё К. Д. Ушинский, понимая под этим
термином,
введенным
Джоном
Локком,
«наблюдение
душою
своей
собственной
деятельности». В настоящее время «большинство авторов под рефлексией понимают всякое
обращение познания на самого себя».
По сути, при взаимодействии с обучающимися, педагог использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой
сущности:
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения
испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
1
Если
физическая,
сенсорная
и
интеллектуальная
рефлексия
может
быть
как
индивидуальная,
так
и
групповая,
то
духовную
следует
проводить
лишь
письменно,
индивидуально и без огласки результатов.
Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не
выполняет роли субъекта образовательного процесса. В данном случае нельзя говорить о
личностно
ориентированном
обучении.
Отсутствие
рефлексии
–
это
показатель
направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в
развитии
человека.
В
настоящее
время
в
педагогике
применяют
две
основные
формы
рефлексии — внутреннюю и внешнюю.
Психологические механизмы внешней рефлексии целесообразно задействовать при
развитии у обучающихся умения работать с информацией, для чего следует обеспечить
чередование на занятии их практической и рефлексивной деятельности. Внешняя рефлексия
направлена на осмысление обучающимися пройденного на занятии пути . И это понятно, так
как слово «рефлексия» происходит от латинского «reflexio», что означает «обращение назад».
Значение
внешней
рефлексии
определяется
необходимостью
развития
у
учащихся
способности анализировать содержание, критически оценивать получаемую информацию,
выявлять пробелы в своих знаниях, формулировать запрос на информацию, оценивать её
необходимость для своей учебной деятельности.
Для решения некоторых из перечисленных задач эффективна техника, условно названная
маркировочная
таблица
«ЗУХ»
(«ЗХУ»),
а
так
же
техника
РАФТ,
методический
приём
«ИНСЕРТ», приём «Чемодан, мясорубка, корзина», техника «Всё в твоих руках» и т.д.
Методический приём «ИНСЕРТ» (авторы Воган и Эстес) рекомендует обучающемуся уже
по ходу чтения делать пометы типа «V» — уже знал, «+»
— новое для меня, «?» —
непонятно, думал иначе, есть вопросы. Она доказала свою эффективность для анализа
обучающимися содержания учебного материала как в начальной, так и высшей школе.
Благодаря приёму «Чемодан, мясорубка, корзина», обучающиеся задаются вопросом «Зачем
эти знания нам нужны?» Прием «Чемодан, мясорубка, корзина» предлагает обучающимся
рефлексировать, в данном случае, критически оценить,
как они поступят с полученной на
занятии учебной информацией. Если информация пригодится в дальнейшем в том виде, в
котором усвоена, то в «чемодан», если ещё требует переработки — в «мясорубку», зря
потрачено время — в «корзину». Согласно технике «Всё в твоих руках» обучающимся
необходимо обвести свою левую руку. Каждый палец — это некая позиция, по которой надо
высказать свое мнение.
– Большой — «это для меня было важным и интересным…»
– Указательный — «по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию».
– Средний — «этот материал мне было трудно понять и сделать необходимое».
– Безымянный — «моя оценка психологической атмосферы на занятии».
– Мизинец — «для меня было недостаточно…».
Внутренняя рефлексия — это рефлексия деятельности, дающая возможность осмысления
способов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Согласно А. З. Заку
смысл рефлексии деятельности «заключается … в установлении того, как вырабатывались те
или иные знания и представления». Другими словами, осуществляя внутреннюю рефлексию,
обучающийся «отдаёт себе полный и ясный отчёт в том, что и как он делает, т.е. осознаёт те
схемы и правила, в согласии с которыми он действует». Студент, повторяющий действие,
заданное в образце много раз, вполне может ни чему не научиться. Усвоение способов
деятельности происходит только тогда, когда в дело включается внутренняя рефлексия, за
счет которой и выделяются схемы действия — способы решения задач или рассуждения.
Осуществляя внутреннюю рефлексию, обучающиеся отвечают на вопросы: «Как я делаю?
Что я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?».
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но
и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую
копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с
зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,
применяемые другими со своими.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
2
интеллектуальная рефлексия;
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия деятельности;
рефлексия содержания учебного материала.
Интеллектуальная рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов
мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует
осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из
основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Это приемы:
Шпаргалка, Синквейн, Работа ЗА и ПРОТИВ, Моделирование или схематизация и т.д.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Проведение этого вида рефлексии
целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и
в конце деятельности. Это приемы: Рисуем настроение, Состояние моей души, Мишень
настроения, Музыкальный тест и т.д.
Рефлексия деятельности. Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и
приёмов
работы
с
учебным
материалом,
поиска
наиболее
рациональных.
Этот
вид
рефлексивной
деятельности
приемлем
на
этапе
проверки
домашнего
задания,
защите
проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце занятия даёт возможность
оценить активность каждого на разных этапах занятия, используя приёмы Лестницы успеха,
Метода пяти пальцев, и т.д.
Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления
уровня
осознания
содержания
пройденного.
Эффективен
приём
незаконченного
предложения, тезиса, подбора афоризма. Рефлексия достижения цели с использованием
«дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не
знал… - Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный
приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить
старое
знание
и
осмысление
нового.
Обычно
в
конце
занятия
подводятся
его
итоги,
обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы
группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Умение
рефлексировать
пригодится
обучающемуся
не
только
в
процессе
учебной
деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь
принять
решения,
осознать
свои
возможности,
и,
если
возникнет
необходимость,
то
и
вовремя
переобучиться,
идти
в
ногу
со
временем.
Всё,
что
делается
на
занятии
по
организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень
важных
качеств
современной
личности:
самостоятельности,
предприимчивости
и
конкурентоспособности.
Однако,
процесс
рефлексии
должен
быть
многогранным,
так
как
оценка
должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Таким образом, рефлексия – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя,
позволяющая
совершенствовать
учебный
процесс,
ориентируясь
на
личность
каждого
ученика.
Мы хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается.
Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь
от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В профессии педагога нет
предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня
устаревшим.
Появляются
новые
идеи
и
желания
что-то
изменить.
И
любой
творчески
работающий преподаватель находится в постоянном поиске.Пока преподаватель задает себе
вопросы: - что я делаю? - с какой целью? - каковы результаты моей деятельности? - можно
ли сделать лучше? – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым -
прекращается
его
профессиональный
рост.
Поэтому,
рефлексия
является
обязательным
условием саморазвития не только студента, но и преподавателя.
3