Напоминание

Особенности развития памяти у младших школьников


Автор: Черницкая Елизавета Львовна
Должность: студент
Учебное заведение: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития памяти у младших школьников
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Особенности развития памяти у младших школьников.
Младший школьный возраст называют «вершиной детства». Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, меняется ведущая деятельность - с игровой на учебную. В связи с этим меняется уклад жизни ребенка, в школе ребенок приобретает не только не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, теперь он ученик. Младший школьный возраст является сензитивным для развития познавательных процессов. Познавательная сфера младшего школьника существенно изменяется. Развитие памяти у детей младшего школьного возраста обусловлено значительным повышением требований к её эффективности. Высокий уровень сформированности такого познавательного процесса как память необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. В начальной школе ребенок должен уметь пользоваться разными мнемическими приемами: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, удерживать заученное в памяти длительное время и воспроизводить. Низкий уровень развития памяти сказывается на его учебной деятельности и влияет на отношение к школе и к учебе. [11, с. 98] На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции младшего школьника, его мнемические процессы. Память младших школьников по сравнению с памятью дошкольников более сознательна и организована, однако имеются свои особенности. Остановимся на них подробнее. А.Н. Леонтьев отмечает, что у младших школьников более развита память наглядно-образная, чем смысловая. Лучше они запоминают
конкретные предметы, лица, факты, цвета, события. Это связано с преобладанием первой сигнальной системы. Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития словесно- логической памяти. Во время обучения в начальных классах дается много конкретного, фактического материала, что развивает наглядную, образную память. Но в начальной школе учитель готовит детей к обучению в среднем звене, для этого необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, учитель способствует развитию их мышления[11, c. 48]. А.Н. Леонтьев провел специальное исследование непосредственного и опосредованного запоминания в детском возрасте. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс – непосредственное запоминание с возрастом постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря тому, что ребенок усваивает новые способы запоминания и воспроизведения материала. По мнению А.Н. Леонтьева роль разных мнемических способов в развитии памяти состоит в том, что «обращаясь к употреблению вспомогательных средств мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредованным». [12, с. 140] Совершенствование смысловой памяти в младшем школьном возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослым необходимо контролировать не только результат (точность ответа,
правильность пересказа), но и сам процесс – как, какими способами ученик это запомнил[14, c. 5]. А.Н. Леонтьев замечает: «Можно предположить, что самый переход, совершающийся от внешне опосредованного запоминания к запоминанию внутренне опосредованному состоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции во внутреннюю». Таким образом ученый отмечает, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. [12, с. 135] К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. У младших школьников есть потребность в механическом дословном заучивании, это связано с недостаточным развитием активного словаря детей. Педагогам и родителям необходимо предпринимать совместные усилия для развития осмысленного запоминания у младших школьников. [21, с. 73] Часто в младших классах учителя пользуются хорошим уровнем развития механической памяти у детей и требуют заучивания и воспроизведения небольшого по объему материала. Такой способ запоминания в самом начале школьного обучения позволяет детям справиться с учебной нагрузкой. Но с усложнением учебных задач детям необходимо научиться запоминать с использованием мыслительных приемов, таких как: смысловое соотнесение, классификация, составление плана. Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа: 1.Формирование самого умственного действия; 2.Использование его как мнемического приема, т.е. как средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием
классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.[14, с. 13] Также следует отметить такую особенность памяти младших школьников как некритичность, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Такой неуверенностью объясняются многие случаи когда дети предпочитают дословное запоминание осмысленному пересказу. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению[9, c.13]. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опрой на произвольную память [7, c. 68]. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Младшие школьники склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Нужно учить детей дифференцировать задачи запоминания, то есть объяснять что нужно запомнить дословно, а что в общих чертах Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся 1-2 и 3-4 классов [27, c.101 - 102]. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать и вынуждает ребенка искать приемы организации
памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания [17, c. 43]. П.И. Зинченко отмечает, что память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от её характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно [14, c. 28]. От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше возможностей образовывать новые связи, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочнее память. Учителям начальной школы и родителям надо много работать над совершенствованием памяти детей, побуждая их к организованности и осмысливанию учебного материала[27, c.193]. Д.Б. Эльконин указывает, что в процессе обучения в начальном звене школы «память ребенка становится мыслящей». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: во- первых усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно- логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным); во-вторых, ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). [45, с. 206] И все же в начальной школе у детей лучше развита механическая память. Это объясняется тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах). Этому надо учить [9, c. 17].
Л.С. Выготский писал: «Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти». Иными словами, Л.С. Выготский говорит нам о том, что память по мере своего развития сближается с мышлением. Кроме того, Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно. К переходу в среднее звено у учащихся должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить учащихся правильно ставить цели для запоминания. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что этот материал понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, будет помниться дольше, воспроизводиться точнее [21, c. 56]. У младших школьников первое время недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторили ли они материал столько раз, сколько велел учитель), не задумываясь над тем, смогут ли они рассказать материал на уроке. Приемы запоминания служат показателем произвольности. Сначала это многократное прочитывание всего материала, затем чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины). [23, с. 63] Многие учителя считают самым эффективным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Однако установлено, что большое количество повторений одного и того же материала вызывает у детей скуку, потерю интереса. Следовательно, повторения должны быть
разнообразными. Перед учениками должна ставиться какая-то новая учебная задача. Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему нужен. Установлено, что дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент товарищеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звездочку в тетради, хорошую отметку[7, c.98]. Продуктивность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана[9, c. 46]. Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети таким образом учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними [9, c. 49]. Среди школьников нередко встречаются дети, которым для запоминания материала достаточно один раз прочитать раздел учебника или внимательно прослушать объяснение учителя. Эти дети не только быстро запоминают, но и длительно сохраняют заученное, легко его воспроизводят. Есть и такие дети, которые быстро запоминают учебный материал, но и так же быстро забывают выученное. Обычно на второй-третий день они уже плохо воспроизводят выученный материал. У таких детей прежде всего нужно формировать установку на длительное запоминание, приучать контролировать себя [7, c.104]. Встречаются и такие дети, которые медленно запоминают материал и быстро его забывают. Таких детей нужно систематически и планомерно учить приемам рационального запоминания. Иногда плохое запоминание связано с переутомлением, таким детям необходимо соблюдать режим, следить за дозировкой учебных занятий. Одна из задач учителя в начальных классах – научить детей использовать определенные мнемические приемы, помощью которых
ученикам будет легче понять, связать со старым и включить в общую систему знаний, уже имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится. [14, с. 38] Таким образом, можно сделать вывод, что память в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестаёт себя оправдывать, что вынуждает ребенка искать приемы организации материала. Важнейшими являются приемы смыслового запоминания, лежащие в основе логической памяти. Основу логической памяти составляет использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно привести высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной только памятью».


В раздел образования