Исследование памяти в работах отечественных и зарубежных психологов
Автор: Черницкая Елизавета Львовна Должность: студент Учебное заведение: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Населённый пункт: город Тула Наименование материала: статья Тема: Исследование памяти в работах отечественных и зарубежных психологов Раздел: полное образование
Исследование памяти в работах отечественных и зарубежных
психологов.
Вопрос о развитии памяти у детей у детей породил в психологии
большие
споры.
Некоторые
психологи
(С.П.
Бочарова,
Б.Ф.
Ломов)
утверждают,
что
память
не
развивается,
а
оказывается
на
максимальном
уровне в самом начале детского развития. Другие ученые-психологи (Р.М.
Грановская) утверждают, что память чрезвычайно сильна в раннем возрасте и
по мере развития ребенка становится слабее.
В
психологическом
словаре
представлено
следующее
определение
памяти: память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно
из
основных
свойств
нервной
системы,
выражающееся
в
способности
длительно хранить информацию и вводить её в сферу знания и поведения.
Одно
из
наиболее
ранних
направлений
научного
изучения
памяти
получило название ассоциативного. Основы ассоциативной теории памяти
были заложены еще в античности древнегреческим ученым Аристотелем,
который написал специальный трактат «О памяти и воспоминании». Он
определил память как «обладание образом как подобием того, чего он образ»,
что
сближало
её
с
воображением.
Аристотель
полагал,
что
память
представляет собой не просто «обладание» каким-то образом, но и осознание,
что этот образ является подобием воспринимавшегося ранее предмета или
явления.
Ученый
полагал,
что
память
неразрывно
связана
со
временем,
поэтому она есть лишь у тех животных, которые воспринимают время,
а
орган памяти, по его мнению, тот же, что и орган восприятия времени – для
философа это было сердце [3, с. 17-19].
В
Средние
Века
память
считалась
одним
из
основных
связующих
звеньев между человеком и богом, так как именно благодаря памяти индивид
усваивал
религиозные
истины
и
предписания,
проявлял
благочестие
и
благоразумие.
Мыслители эпохи Возрождения начали рассматривать память не только
как средство воссоздания некоторого материала, но и как способ познания
природы вещей. Следует отметить, что в это время было создано множество
мнемических
систем,
которые
представляли
собой
своеобразные
шифрованные энциклопедии, которые, по замыслу их создателей должны
были
заключать
в
себе
огромное
количество
сведений,
отражавших
представления того времени о человеке и Вселенной, при этом они имели
эзотерический, скрытый от непосвященных характер. В 17-18 веках память
стала рассматриваться в все более тесной связи с мышлением как один из
важнейших инструментов познания мира[3, c.82].
В
18-19
веках,
после
появления
экспериментальной
психологии
активно
разрабатывалась
ассоциативная
теория
и
гештальттеория.
Ассоциативная теория памяти получила преимущественное распространение
и признание в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие
ассоциации
–
связь
между
отдельными
психическими
феноменами,
разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. В русле
этой теории память понимается как сложная система кратковременных и
долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности,
подобию, контрасту, временной и пространственной близости. На основе
ассоциативной теории были открыты и описаны многие механизмы и законы
памяти. Г. Эббингауз установил, что сравнительно простые, но произведшие
на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно
и надолго. В то же время более сложные, но намного более интересные
события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не
остаются.
Г.
Эббингауз
также
пришел
к
выводу,
что
при
пристальном
внимании
к
событию
бывает
достаточно
его
однократного
переживания
чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том,
что
при
запоминании
длинного
ряда
лучше
воспроизводится
материал,
находящийся
на
концах
(«эффект
края»).
Одним
из
самых
важных
достижений Г. Эббингауза было открытие закона забывания. В соответствии
с
этим
законом,
выведенным
на
основе
опытов
с
запоминанием
трехбуквенных
бессмысленных
слогов,
забывание
после
первого
безошибочного
повторения
серии
таких
слогов
идет
вначале
довольно
быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной
информации,
а
через
6
дней
остается
менее
20%
от
общего
числа
первоначально выученных слогов. Другой известный немецкий психолог Г.Э.
Мюллер
осуществил
фундаментальное
исследование
основных
законов
закрепления и воспроизведения следов в памяти у человека[22, c. 16-19].
Согласно
ассоциативной
теории
отдельные
элементы
информации
запоминаются,
хранятся
и
воспроизводятся
не
изолированно,
а
в
определенных
логических,
структурно-функциональных
и
смысловых
ассоциациях с другими. Со временем ассоциативная теория столкнулась с
рядом трудноразрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение
избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной
основе,
а
память
из
всей
поступающей
и
хранящейся
в
мозге
человека
выбирает определенную информацию[13, c. 46].
В отечественной науке яркими представителями ассоциативной теории
были И.М. Сеченов и И.П. Павлов. И.М. Сеченов писал, что предметы и
явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а
«группами
или
рядами».
Также
И.М.
Сеченов
дал
научное
обоснование
принципа ассоциаций, он писал: «Воспроизведение одних влечет за собой
воспроизводство и других, что обуславливается реальными объективными
связями предметов и явлений». Под их воздействием возникают временные
связи
в
коре
головного
мозга,
служащие
физиологической
основой
запоминания и воспроизведения. Одни из ассоциаций являются отражением
пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по
смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи
отражают
противоположность
(ассоциации
по
контрасту),
четвертые
–
причинно-следственные
отношения
(ассоциации
по
каузальности).
И.П.
Павлов утверждал, что «ассоциации представляют собой ни что иное, как
временную
связь,
которая
возникает
в
результате
одновременного
или
последовательного действия двух или нескольких раздражителей[16, c.23].
На смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным
понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их
изначальная, целостная организация – гештальт. «Гештальт» в переводе на
русский язык означает «целое», «структура». Этот термин был предложен
представителями направления , возникшего в Германии в первой трети 20
века.
В
рамках
этого
направления
была
выдвинута
программа
изучения
психики с точки зрения целостности структур (гештальтов), поэтому данное
н а п р а в л е н и е
в
п с и х о л о г и ч е с ко й
н ау к е
с т а л о
н а з ы в а т ь с я
гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления гласит, что
системная организация целого определяет свойства и функции образующих
его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из
того, что и при запоминании и при воспроизведении материал выступает в
виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе
случайного набора элементов [23, c. 45].
Исследования,
проводившиеся
в
рамках
сначала
ассоциативного
направления,
а
позже
гештальтпсихологии,
позволили
установить
многие
закономерности
и
характерные
черты
памяти,
в
том
числе
особенности
взаимодействия памяти с мотивацией индивида, его аффективных реакций,
установок, привычек, способов организаций и восприятий стимулов. Однако
эти
эксперименты
не
смогли
прояснить
механизмы
функционирования
памяти.
Найдя
психологическое
объяснение
некоторым
фактам
избирательности памяти гештальттеория столкнулась с не менее сложной
проблемой формирования и развития памяти в фило- и онтогенезе. Дело в
том, что и мотивационные состояния, которые детерминируют мнемические
процессы
у
человека
и
сами
гештальты
рассматривались
как
наперед
заданные, неразвивающиеся образования. Вопрос о зависимости развития
памяти
от
практической
деятельности
человека
здесь
не
ставился
и
не
решался[18, c. 28].
Новый этап в изучении памяти начался в конце 20 – х гг. 20 в. В 1928 г.
вышла книга французского ученого П. Жане, которая называлась «Эволюция
памяти
и
понятия
времени».
В
данной
работе
он
рассматривал
психологические
механизмы
памяти
и
выделяет
ряд
генетических
форм,
проявление которых было социально обусловлено ситуацией сотрудничества.
П. Жане выделяет такие формы памяти как ожидание, поиск (начальные
формы), сохранение, поручение (отсроченные действия), рассказ наизусть,
описание
и
повествование,
пересказ
самому
себе
(высшие
ступени
человеческой
памяти).
Каждая
из
отмеченных
П.
Жане
форм
памяти
возникает
из
нужд
общения
и
сотрудничества
людей,
именно
этому
обстоятельству он придает центральную роль в появлении и развитии памяти
человека,
которая,
по
его
мнению,
необходима
лишь
общественному
человеку. Французской психологической школой была доказана социальная
обусловленность всех процессов памяти, её зависимость от практической
деятельности человека.[36, с. 142]
Социальную
теорию
памяти
переняли
отечественные
ученые.
Идея
социальной природы памяти получила дельнейшее развитие в трудах Л.С.
Выготского и А.Р. Лурия. Л.С. Выготский трактовал память как систему
действий,
ориентированных
на
запоминание,
переработку
и
хранение
материала. В 1930 году вышла работа «Этюды по истории поведения», в
которой Л.С. Выготский и А.Р. Лурия проанализировали эволюцию памяти и
сравнили данные фило- и онтогенеза памяти. Ученые выделили важный
момент: основу коренного изменения функционирования памяти составляет
переход
от
использования
и
употребления
предметов
в
качестве
средств
памяти
к
созданию
и
использованию
искусственных
знаний
как
орудий
запоминания. [30, с. 28]
Интересными
являются
взгляды
на
природу
памяти,
её
свойства
и
процессы австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа З.
Фрейда.
Он
рассматривал
и
анализировал
проблемы
памяти
на
своем
обширном эмпирическом материале, взятом из обыденной жизни. Все свои
наблюдения он поместил в работе «Психопатология обыденной жизни» (1904
г.). Остановимся на мыслях ученого о таком свойстве памяти как забывание.
З. Фрейд считал, что забывание – это самопроизвольный процесс, который
протекает в течение определенного времени. На основе своих данных в книге
приводится масса примеров о различных видах забывания – о забывании
впечатлений,
намерений,
знаний.
Так,
например,
рассуждая
о
забывании
каких-либо
тягостных
мыслей
и
впечатлений,
З.
Фрейд
отмечает,
что
у
здоровых
и
неподверженных
неврозу
людей
воспоминания
о
тягостных
мыслях наталкиваются на какое-то препятствие [30, c. 145].
А взгляды сторонников теории бихевиоризма на проблему изучения
памяти
оказались
весьма
близкими
к
тем,
которые
разделялись
ассоцианистами.
Единственное
существенное
различие
между
ними
заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в
запоминании
материала
и
много
внимания
уделяли
изучению
того,
как
работает память в процессах научения. [28, с. 64]
В
отечественной
психологии
преимущественное
развитие
получило
направление в изучении памяти, связанное с общепсихологической теорией
деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид
психической деятельности, включающий в себя систему теоретических и
практических
действий,
подчиненных
решению
мнемической
задачи
–
запоминания,
сохранения
и
воспроизведения
разнообразной
информации.
Здесь внимательно исследуется состав мнемических действий и операций,
зависимость
продуктивности
памяти
от
того,
какое
место
в
структуре
деятельности
занимают
цель
и
средства
запоминания,
сравнительная
продуктивность
произвольного
и
непроизвольного
запоминания
в
зависимости от организации мнемической деятельности.[43, с.32]
Выполненное
в
этом
ракурсе
сочинение
А.Н.
Леонтьева
«Развитие
памяти»
(1931г.)
было
одновременно
и
первым
трудом,
посвященным
проблеме опосредования высших психических функций человека. В своей
работе ученый предостерегает от натуралистического подхода к проблеме
изучения памяти, он пишет о том, что в основе запоминания не могут лежать
те же самые процессы, которые образуют и механизмы навыков и ссылки на
общую физиологическую природу высшей памяти не помогут в объяснении
природы памяти[20, c. 34].
Главным
достижением
психологии
памяти
в
следующие
два
десятилетия
стало
принятие
концепции
памяти
как
одного
из
видов
психических
действий,
то
есть
с
позиции
психологической
теории
деятельнсти. П.И. Зинченко отметил, что именно благодаря этим взглядам
стало возможным исследование не только запоминания, но и деятельности
запоминания,
ее
внутреннего
строения.
Данное
явление
психики
стало
рассматриваться
как
результат
исторически
развивающейся
предметной
деятельности.
Это
потребовало
разработки
нового
методологического
подхода, сущность которого и заключалась в том, что именно деятельность
стала выступать в качестве объяснительного принципа развития памяти и её
функционирования. Использование при описании структуры памяти понятия
«стимул-средство» привело к необходимости пересмотра структуры процесс
в
целом.
В
свою
очередь,
подобное
изменение
обусловило
некоторую
трансформацию проблематики дальнейших разработок. В следующие годы
среди исследований отечественных психологов стоит отметить эксперименты
А.А.
Смирнова
и
П.И.
Зинченко,
имевшие
своей
целью
структурно-
функциональный
анализ
процессов,
лежащих
в
основе
различных
видов
запоминания.
Например,
П.И.
Зинченко
определял
произвольное
запоминание
как
специальное
действие,
принимающее
в
своем
развитии
различные формы в зависимости от особенностей тех компонентов, которые
составляют
реальное
содержание
данного
психического
явления,
то
есть
предмета, цели, мотива, средства запоминания. При этом отмечалось, что
структура действия запоминания изменяется в зависимости от смены не
характера компонентов, а всей структуры запоминания. В целом, к 60- м
годам
20
в.
в
психологии
памяти
существовали
два
основных
подхода.
Первый
из них изучал память как след, второй – как действие. Ранее мы
говорили о деятельностном подходе к проблеме памяти, он был наиболее
распространен
в
отечественной
психологии,
но
оказал
довольно
сильное
влияние и на европейскую научную мысль. Исследования, проведенные в
рамках
данного
направления,
изучали
проблему
памяти
в
ракурсе
двух
вопросов: память и деятельность; память как деятельность. Однако, несмотря
на
некоторые
положительные
моменты
подобной
ситуации,
например,
возможность получить ответы на ряд вопросов, в том числе о протекании
мнемических
процессов
и
разработать
различные
методики
улучшения
процессов запоминания и воспроизведения некоторые исследователи (В.П.
Зинченко, Г.Г. Вучетич) полагали, что к началу 1960 – х гг. проблематика
психологии
памяти
растворилась
в
изучении
различных
психических
процессов
или
других
видов
деятельности:
игровой,
учебной,
трудовой,
спортивной. Одним из основных направлений изучения памяти в данный
период
времени
было
исследование
связи
памяти
с
мышлением.
Этим
занимались как отечественные ученые (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко, А.В.
Шлычкова ) так и зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер). Эксперименты
отечественных психологов, посвященные изучению кратковременной памяти,
позволили
установить,
что
«преобразования
информации,
выявленные
в
исследованиях
кратковременной
памяти,
играют
существенную
роль
в
информационной
подготовке
решения,
в
формировании
образно-
концептуальной модели проблемной ситуации». [24, с. 103-105]
В.И. Дубровина даёт следующее определение памяти: «Память – это
удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем
сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена
без
участия
памяти.
И
сама
память
немыслима
вне
других
психических
процессов.» [12, с.44]
Поскольку память включена во все многообразие жизни человека , то и
формы её проявления чрезвычайно многообразны. Деление памяти на виды
должно быть обусловлено прежде всего особенностями самой деятельности,
в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При
этом отдельные виды памяти дифференцируются в соответствии с тремя
основными критериями.
1.
По характеру психической активности, преобладающей в
деятельности:
Двигательная
–
это
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение различных движений и их систем. Большое значение
этого
вида
памяти
состоит
в
том,
что
она
служит
основой
для
формирования различных психических и трудовых навыков, также как
навыков ходьбы, письма и т. д.
Эмоциональная – это память на чувства. Эмоции всегда
сигнализируют
о
том,
как
удовлетворяются
наши
потребности
и
интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром.
Образная
–
это
память
на
представления,
зрительные
образы, запахи, вкусы. Звуки. Такая память особенно развита у людей
«художественных профессий».
Словесно-логическая
–
содержанием
такой
памяти
являются мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на
них называется не просто логической, а словесно-логической.
2.По характеру целей деятельности:
Непроизвольная
–
запоминание
и
воспроизведение,
в
котором
отсутствует
специальная
цель
что-то
запомнить
или
припомнить.
Произвольная
–
запоминание
и
воспроизведение
при
котором ставится цель что-то запомнить.
3.По продолжительности закрепления и сохранения материала
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
Р.С. Немов дает такую классификацию памяти по времени сохранения
материала:
1. Мгновенная, или иконическая – связана с удержанием точной и
полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то
ни было переработки полученной информации
2. Кратковременная – представляет собой способ хранения информации
в
течение
короткого
промежутка
времени.
Длительность
удержания
мнемических
следов
здесь
не
превышает
нескольких
десятков
секунд,
в
среднем около 20.
3. Оперативная – память, рассчитанная на хранение информации в
течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких
секунд до нескольких дней
4. Долговременная – это память, способная хранить информацию
в
течение практически неограниченного срока
5. Генетическая – такая память, в которой информация хранится в
генотипе и передаётся по наследству. [25, с. 89]
Эксперименты Н.Я. Батовой и Е. Д. Холмской
исследовали влияние
эмоционального
фактора
на
воспроизведение
словесного
материала,
в
результате
чего
было
подтверждено
наличие
этой
связи.
Ряд
ученых
указывали
на
связь
эффективности
запоминания
с
волевыми
свойствами
личности,
а
также
с
ценностно
–
мотивационной
сферой
индивида.
Исследования Ж. Пиаже и Б. Инельдера позволили установить, что структура
запоминаний
обусловливается
оперативными
единицами
восприятия
и
памяти, которыми владеет индивид. Ученые также пришли к выводу, что
организация памяти меняется в зависимости от уровня схем мышления и
развивается вместе с интеллектом человека. В целом, деятельностный подход
обеспечил изучение взаимосвязи памяти и других психических процессов и
личностных образований. Накопленное к концу 70-х г. 20 в. очень большое
количество
разнообразного
экспериментального
материала
по
различным
вопросам проблемы памяти позволило отечественным психологам создать
несколько современных подходов к изучению данного психического явления,
в том числе информационный, структурно-функциональный и системный [16,
c.
90].
Так,
системный
подход
был
разработан
в
исследованиях
С.П.
Бочаровой,
которая
рассматривала
память
как
базовую
функциональную
систему,
выполняющую
не
только
когнитивную
функцию,
связанную
с
преобразованием новой информации, но и продуктивную, относящуюся к
организации
всей
деятельности
человека.
Другие
исследователи
(В.Я.
Ляудис,
Я.В.
Большунов,
Р.М.
Грановская)
также
соглашались
с
необходимостью учета продуктивных моментов при анализе особенностей
функционирования памяти человека. Так, В.Я. Ляудис писал, что память
обеспечивает
«продуктивную
реконструкцию
формируемого
и
актуализируемого
опыта
в
соответствии
с
ценностями
и
смыслами
личности».
Я.В.
Большунов
при
этом
отметил,
что
формирование
индивидуальных схем актуализируемого опыта и схем отношений неохдимо
рассматривать не как обособленные образования, а как способы достижения
новых целей и реализации новых смыслов поведения. Б.Ф. Ломов, С.П.
Бочарова, Л.М. Веккер рассматривали память как явление, которое влияет на
всю сферу человеческой психики, а потому полагали её полисистемным
образованием, возникающим на пересечении различных систем, ведь данное
психическое явление определяет большое число тех или иных отношений,
реализующихся в деятельности человека. В целом, Б.Ф. Ломов, оценивая
системный
подход,
писал,
что
память
человека
представляет
собой
многомерную
и
многоуровневую
структуру,
а
потому
именно
системный
подход, анализирующий память с различных сторон, позволяет получить
наиболее адекватную картину данного явления. В зарубежной психологии
наибольшее развитие получило когнитивное направление изучения памяти.
Его основоположником можно назвать американского психолога У.Найссера,
который
в
1967
г.
издал
книгу
«Когнитивная
психология».
Различными
исследователями данного психологического подхода человек рассматривался
как
познающая
система,
и
поэтому
использовалась
аналогия
с
компьютером[16, c. 92]. Память в этом ракурсе сравнивалась с библиотекой,
хранилищем, мастерской и т.д. Нейрофизиологические теории памяти тесно
связаны
с
учением
И.П.
Павлова
о
закономерностях
высшей
нервной
деятельности. Теория «запоминания на физиологическом уровне» основана
на
учении
об
образовании
условных
временных
связей
и
объясняет
механизмы формирования индивидуального опыта субъекта. Действительно,
условный рефлекс, как процесс образования связей между новым и уже ранее
закрепленным
содержанием
составляет
физиологическую
основу
акта
запоминания.
Павлов
писал,
что
при
наличии
в
коре
головного
мозга
достаточного
очага
возбуждения,
который
связан
с
постановкой
определенной цели, образующиеся связи останутся и укрепятся, как только
они «совпадут с достижением цели». Эту идею о роли обратной афференции
в обеспечении эффективной адаптации к внешней ситуации развил П.К.
Анохин, отметивший, что данный механизм приостанавливает дальнейшие
попытки активизации рефлекторных реакций и закрепляет последнюю из
комбинаций возбуждений в центрах мозга, которая обеспечила наибольший
эффект. [25, с. 98 - 100]
К физиологическим теориям примыкает так называемая физическая
теория
памяти.
Согласно
представлениям
сторонников
этой
концепции,
прохождение
любого
нервного
импульса
через
определенную
группу
нейронов
оставляет
после
себя
физический
след,
который
выражается
в
электрических
и
механических
изменениях
в
синапсах
–
местах
соприкосновения
нервных
клеток.
Эти
изменения
облегчают
вторичное
прохождение импульса по этому пути. Данную концепцию называют ещё
«теорией нейронных моделей», так как, по мнению её сторонников, процесс
образования и последующей активизации нейронных моделей и составляет
механизм
запоминания,
сохранения
и
воспроизведения
информации.
Нейронная модель воспринимаемого органом чувств объекта образуется при
движении импульса по соответствующей группе нервных клеток, которое как
бы
моделирует
данный
объект
в
виде
устойчивой
пространственно
–
временной
нейронной
структуры.
Современные
нейрофизиологические
исследования
позволили
ученым
глубже
проникнуть
в
механизмы
закрепления и сохранения следов на нейронном и молекулярном уровнях.
Было
обнаружено,
что
отходящие
от
нервных
клеток
аксоны
либо
соприкасаются с дендритами других клеток , либо возвращаются обратно к
телу
своей
клетки.
Благодаря
этому
возникает
возможность
циркуляции
ревербирующих
кругов
возбуждения
разной
сложности.
В
результате
происходит самозаряжение клеток, так как возникший в ней электрический
заряд возвращается на данную клетку либо непосредственно, либо через цепь
других нейронов. В любом случае это усиливает возбуждение данной клетки.
Некоторые исследователи считают подобные стойкие круги ревербирующего
возбуждения физиологической основой процесса сохранения следов. Именно
благодаря
этим
процессам
происходит
переход
информации
их
кратковременной
памяти
в
долговременную.
Это
подтверждают
опыты
известного исследователя головного мозга У. Пенфилда. Когда он раздражал с
помощью
электрического
тока
височные
участки
коры
доминантного
полушария головного мозга, то у человека возникали воспоминания о давно
прошедших событиях. Исследователи разошлись во мнениях по поводу того,
сколько физиологических структур обслуживают эти два вида памяти. Одни
считают, что здесь действует единый механизм, по мнению других, - два
м е х а н и з м а
с
р а з л и ч н ы м и
х а р а к т е р и с т и к а м и .
На
современном
этапе
исследований
нейрофизиологический
уровень
изучения
механизмов
памяти
все
более
сближается,
а
нередко
и
прямо
переходит
в
биохимический.
Это
подтверждается
многочисленными
экспериментами, которые проводятся на стыке двух уровней. В результате
опытов
возникла
гипотеза
о
двухступенчатом
характере
процесса
запоминания, основные положения этой теории заключаются в следующем.
На
первом
этапе,
непосредственно
после
воздействия
раздражителя,
в
клетках
головного
мозга
происходит
кратковременная
электрохимическая
реакция , вызывающая в них обратимые физиологические изменения. Затем
на этой основе протекает второй этап процесса запоминания - собственно
биохимическая реакция, связанная с образованием новых белковых веществ.
Первая стадия длится от нескольких секунд до нескольких минут и считается
физиологическим
механизмом
кратковременного
запоминания.
Вторая
стадия, приводящая к необратимым химическим изменениям в
клетках,
соотносится с механизмом долговременного запоминания. [6, с. 160-163]
Собственно биохимическая теория памяти была предложена шведским
ученым
Х.
Хиденом
в
1960
году.
Согласно
этой
концепции
в
основе
механизмов,
которые
обеспечивают
процесс
закрепления,
сохранения
и
воспроизведения
следов,
лежат
специфические
химические
изменения,
происходящие в нервных клетках под действием внешних раздражителей.
Имеются в виду различные перегруппировки белковых молекул нейронов и,
прежде всего, молекул нуклеиновых кислот. Инструкции для синтеза белка,
п е р е н о с и мы е
мол е кул о й
Р Н К ,
за к л юч е н ы
в
с п е ц и ф и ч е с ко й
последовательности органических оснований , присоединенных к молекуле,
именно эти основания служат матрицами для синтеза белков. Различная
последовательность
обусловливает
синтез
разных
белков.
Х.
Хиден
предположил, что эта последовательность изменяется в результате опыта,
приобретенного при обучении. [25, с.142]
Проблема
изучения
памяти
волновала
мыслителей
с
глубокой
древности. Однако до сих пор, несмотря на ряд серьезнейших исследований,
проведенных в этом направлении за последние полтора столетия, в настоящее
время
нет
общепризнанной
концепции
развития
памяти.
Её
основные
закономерности
и
законы
известны
давно,
но
глубинные
механизмы
её
функционирования до сих пор остаются тайной.