Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности", повышающие мотивацию к обучению.
Автор: Виноградова Наталья Витальевна Должность: учитель обж/заместитель директора по увр Учебное заведение: ГБОУСОШ №504 с углубленным изучением английского языка Населённый пункт: г. Санкт-Петербург Наименование материала: Статья Тема: Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности", повышающие мотивацию к обучению. Раздел: среднее образование
Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания
курса «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие
мотивацию к обучению.
Основополагающие принципы обучения:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех,
кому преподаешь» Василий Ключевский
«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - А. Дистервег
«Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только
один
способ
успешного
выполнения
всякой
деятельности.
Эти
способы
бесконечно
разнообразны, как разнообразны человеческие способности» (Б.М. Теплов)
Жизнь
многообразна
в
своих
проявлениях
и
любая
чрезвычайная
ситуация
не
повторяется с точностью до мельчайших деталей. При этом в каждой ситуации люди в силу
своего характера, привычек, национальных особенностей ведут себя по-разному. А на то
чтобы человеку принять правильное решение, от которого зависит жизнь и безопасность не
только его, но и окружающих его людей, иногда отводятся доли секунды. Поэтому, на мой
взгляд, концепция преподавания курса ОБЖ в школе - понимание учащимися общей логики
безопасности , которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист
по выживанию
Яцек Палкевич: «Предвидеть опасность. По возможности избегать ее.
При необходимости – действовать».
Исходя из вышесказанного ,
я думаю ,
цель
преподавания курса основ безопасности
жизнедеятельности в школе - это подготовка физически, духовно и морально развитых
людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, формирование у
школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими
основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков
поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей.
Поэтомумоя цель ,
как учителя– привить интерес и уважение ребят к предмету ОБЖ ,
сформировать осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, к
своему здоровью, как
непременному условию
эффективной деятельности, через которую
достигается счастье и благополучие. Я глубоко убеждена, что достижение этой цели, равно
как
и
достижение
высоких
результатов
обучения,
невозможно
без
собственной
увлеченности
предметом,
понимания
необходимости
и
важности
изучения
этого
предмета в школе, а также четкой организации учебного процесса с учетом специфики
данного курса. Эффективность работы
будет зависеть от педагогической грамотности и
мастерства учителя, от умения правильно подобрать методы и приемы, соответствующие цели
задачам урока , способствующие
максимальному вовлечению всех учащихся в активную
познавательную деятельность, от
умения сочетать различные формы, методы и приемы в
своей
деятельности,
умения
подбирать
хороший
материал
для
уроков,
разнообразить
и
дополнять
материал
учебников,
использовать
современные
средства
обучения,
умения
мобилизовать
внимание
учащихся
эмоциональностью,
доступностью
для
понимания;
пантомимической
выразительностью,
убедительностью
слов
и
выражений.
А
все
перечисленное
требует
огромной
подготовки
учителя,
регулярного
повышения
его
педагогического мастерства, овладения им современными технологиями обучения, умения
планировать
и
анализировать
свою
деятельность,
делать
выводы,
вносить
соответствующие коррективы.
Моя
деятельность
заключается
в
четкой
организации
образовательного
процесса,
включению в процесс обучения различных форм, методов, приемов, средств, современных
образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные
учебные
действия.
Основа
профессиональной
деятельности
– диалоговое
общение,
воспитание и обучение в сотрудничестве ,именно оносопутствует созданию без барьерной
среды
и
ситуации
успеха,
благоприятных
для
развития
компетенций
обучающихся.
Сотрудничество с учениками, учителями, родителями, со всеми службами местного социума,
сотрудничество между учениками.
Я уделяю в своей работе большое внимание организации внеурочной деятельности:
кружок «Дорога и мы»; работа с отрядом ЮИД, факультатив по углубленному изучению
предмета; консультации и web-консультации по подготовке к конкурсам, олимпиаде, экзамену;
учебные
экскурсии
в
музей
гигиены,
музей
воды,
музей
«Кресты»,
пожарную
часть,
медицинский колледж,VIP-клинику; организация встреч с сотрудниками ГИБДД, инспектором
по делам несовершеннолетних, ветеранами ВОВ, Афганской, Чеченской войн, организация
тесного
сотрудничества
с
учреждениями
дополнительного
образования
района:
Центром
спортивно-технического
творчества,
Дворцом
детско-юношеского
творчества,
центром
психолого-педагогического
и медицинского сопровождения, учебно-методическим центром
допризывной подготовки «Ориентир» - все перечисленные формы внеурочной деятельности
позволяют повысить интерес обучающихся к предмету, а также сориентировать некоторых
учащихся на будущую профессию.
Отдельно следует акцентировать внимание на такой форме работы, как итоговое
общешкольное мероприятие
- « День защиты детей», которое можно проводить и в форме
«Недели защиты детей», цель которого : з акрепить знания, умения и навыки учащихся по
курсу ОБЖ в рамках программы ,
а также проверить действия постоянного состава в случае
возникновения ЧС в школе .
При проведении данного мероприятия я активно привлекаю
учащихся 10-11 классов, которые сами готовят и разрабатывают различные занимательные
уроки.
Неотъемлемой частью моей деятельности является современный урок ОБЖ, где в
большей
степени
реализуются системно-деятельностный
и
личностно-ориентированный
подход
к
обучению,
организация
разнообразной
учебной
деятельности,
использование
современных педагогических технологий. Творчески подхожу к построению урока на основе
уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля
взаимоотношений. На уроке использую разные формы организации работы : фронтальную,
индивидуальную, групповую, в зависимости от целей и содержания урока. Практические
уроки
целесообразно
проводить
в
индивидуально-групповой
форме:
в
парах,
тройках,
четверках. Местом проведения может быть класс (без парт)- оказание ПМП, наложение
стерильной повязки, тренинг «как сказать нет»; спортивный зал - переворот пострадавшего в
безопасное положение, транспортировка пострадавшего
Разнообразие типов и форм моих уроков повышает интерес к обучению
Каждый
урок
для
меня,
как
учителя,
заканчивается личными
педагогическими
наблюдениями. Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем
самым способствуют повышению мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. А
какое получаешь удовлетворение, когда дети, уходя с урока, говорят «спасибо за урок»!
В работе использую различные современные образовательные технологии, которые
позволяют
повысить
качество
усвоения
учебного
материала
и
усилить
образовательный
эффект.
Из
достаточно
обширного
количества
новых
педагогических
технологий,
разработанных,
апробированных
и
систематизированных
корифеями
отечественной
и
зарубежной
педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии:
проектные
технологии,
развивающее
обучение,
личностно-ориентированные
технологии,
разноуровневое обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии ,
игровые
технологии,
элементы
технологии
модульного
и
блочно
-модульного
обучения,
технологии опорного конспекта.
Наиболее
интересными
методами
и
приемами
в
своей
работе
считаю :
диалогический,
частично-поисковый,
создание
проблемной
ситуации,
исследовательский,
«Плюс-минус-вопрос» - работа с текстом, «Мозговой штурм» — без обсуждения предлагаются
варианты ответов, составление алгоритмов и
схем, «Репортаж из зоны ЧС» — развитие
творческих умений, «Создание рекламы, антирекламы», «Верные и неверные утверждения»,
«Установи соответствие» — понятие и его определение, тесты с дополнениями, пропусками,
«Собери
определение,
четверостишие
из
разбросанных
слов»
,«Якоря»
памяти»
—
использование
притч,
афоризмов,
метафор,
тематические
динамические
паузы
–
пример:
«Сигналы
бедствия»
подаваемые
жестами,
игра
«Типография»,
«Сочини
слоганы,
четверостишие», «Экзамен» – ролевая игра, «Анатомия катастроф» - анализ ЧС за лето, год,
«Кластер»
—
составление
схемы
изучения
темы,
Лото
по
ОБЖ,
Защита
проектов
–
«Автомобиль будущего», «Семейный бюджет», Мозаика «Стихийные бедствия», изготовление
памятки, листовки, просветительского буклета, игра - «Советы специалиста»
Эффективность
преподавания
курса
ОБЖ
напрямую
зависит
от
наличия
соответствующего
материально
-
технического
оснащения .
Это
объясняется
особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью.
Список
необходимых
средств
для
эффективного
проведения
уроков :
учебники,
методическая
Уроки формирования
новых знаний
Уроки обучения
умениям, навыкам
Уроки повторения и
обобщения
знаний,
закрепление умений
Уроки проверки и
учета знаний, умений
Уроки лекции
Уроки путешествия
Уроки исследования
Интегрированные
уроки
Модульные уроки
Уроки-практикумы,
Уроки-диалоги
Ролевые игры
Составление слоганов
Уроки - репортажи
Уроки-практикумы,
диспуты
«Что? Где? Когда?»,
«Крестики- нолики»,
«Последний герой»
Урок «Экзамен»,
Уроки-соревнования
Уроки-зачеты, викторины
Защита творческих работ,
проектов,
тестирование,
ситуационные задачи
и г р а - л о т о
п о
О Б Ж ,
самостоятельные
работы,
проверочные работы
литература,
федеральные
законы
по
темам
курса
по
количеству
учеников,
раздаточный
материал и дидактические пособия, демонстрационный материал, макеты, рабочие тетради по
ОБЖ, ПДД, оборудованный кабинет по ПДД (магнитная доска для моделирования дорожных
ситуаций, интерактивные игры для создания и анализа дорожных ситуаций),плакаты, стенды,
средства индивидуальной защиты(учебные),средства оказания первой помощи, манекен для
наложения
повязки,
жгута,
шины,
санитарные
носилки,
лямки
для
транспортировки
пострадавших,
фантом
-
тренажер
для
оказания
экстренной
реанимационной
помощи,
войсковые приборы химической и радиационной разведки, проекционная аппаратура, учебные
фильмы и ролики, презентации по темам курса
Результаты деятельности учителя:
разработана
система
теоретических
и
практических
уроков
по
ОБЖ,
реализующая
современные образовательные технологии;
разработана
программа
дополнительного
образования
«Дорога
и
мы»
и
выстроена
внеурочная деятельность с отрядом ЮИД
налажено тесное сотрудничество и внедрен в образовательный процесс план совместной
работы
с
образовательными
учреждениями
района
и
специалистами,
работающими
в
области
безопасности
жизнедеятельности,
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних,
профилактики
вредных
привычек,
с
ведущими
экскурсоводами
музея
гигиены
и
музея
воды
СПб,
со
специалистом
по
организации
профориентационных экскурсий
внедрен алгоритм проведения обязательного открытого
общешкольного мероприятия
«День защиты детей» и апробирована другая форма проведения данного мероприятия -
«Неделя защиты детей»
выстроена модель обучения старшеклассников, обеспечивающая преемственность в школе
между старшим, средним и младшим звеном,
посредством передачи знаний, умений и
навыков, полученных на уроках ОБЖ, в форме проведения агитбригад, викторин, уроков
и занятий и других видов пропаганды безопасного поведения
разработана система и методы подготовки одаренных детей к Всероссийской олимпиаде
школьников по ОБЖ
разработан план внеурочной деятельности по различным направлениям на учебный год, и
анализ работы за год
Учителя района
используют в своей работе методические разработки проведения ДЗД,
недели защиты детей, организации работы по профилактике ДДТТ, работы со школьным
отрядом ЮИД, оформления и ведения документации
Мои выпускники: 5 чел. - студенты академии МЧС, 2 чел- студент ГАФК им. Лесгафта
факультет
«Безопасность
жизнедеятельности»,
3
чел.
–студент
РГПУ
им.
Герцена
факультет «ОБЖ», 1 чел.- лейтенант МЧС.
Результаты деятельности ученика
повышение интереса к предмету ОБЖ и учебной мотивации
осознание ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности
окружающих
положительная динамика знаний, умений и навыков, уровня сформированности учебных
действий;
положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах,
предметных олимпиадах, соревнованиях;
готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в
социальной среде
готовность, способность и желание передавать полученные знания и практические умения
младшим школьникам