Напоминание

Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности", повышающие мотивацию к обучению.


Автор: Виноградова Наталья Витальевна
Должность: учитель обж/заместитель директора по увр
Учебное заведение: ГБОУСОШ №504 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности", повышающие мотивацию к обучению.
Раздел: среднее образование





Назад





Виноградова Наталья Витальевна

Учитель ОБЖ

ГБОУ СОШ № 504

с углубленным изучением

английского языка

г. Санкт-Петербурга

Из опыта работы учителя ОБЖ. Методы, приемы и формы преподавания

курса «Основы безопасности жизнедеятельности», повышающие

мотивацию к обучению.

Основополагающие принципы обучения:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» Василий Ключевский «Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими» Ральф Эмерсон «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» - А. Дистервег «Нет ничего более нежизненного и схоластичного, чем идея о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности» (Б.М. Теплов) Жизнь многообразна в своих проявлениях и любая чрезвычайная ситуация не повторяется с точностью до мельчайших деталей. При этом в каждой ситуации люди в силу своего характера, привычек, национальных особенностей ведут себя по-разному. А на то чтобы человеку принять правильное решение, от которого зависит жизнь и безопасность не только его, но и окружающих его людей, иногда отводятся доли секунды. Поэтому, на мой взгляд, концепция преподавания курса ОБЖ в школе -
понимание учащимися общей логики

безопасности
, которую очень точно сформулировал известный путешественник и специалист по выживанию Яцек Палкевич:
«Предвидеть опасность. По возможности избегать ее.

При необходимости – действовать».
Исходя из вышесказанного
,
я думаю
,

цель

преподавания курса основ безопасности

жизнедеятельности в школе
- это подготовка физически, духовно и морально развитых людей, способных обезопасить свое существование в этом непростом мире, формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своего места и роли в ней, овладение ими основами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практических навыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил и возможностей. Поэтомумоя цель
,
как учителя– привить интерес и уважение ребят к предмету ОБЖ , сформировать осознанное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, к своему здоровью, как непременному условию эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие.
Я глубоко убеждена, что достижение этой цели, равно

как

и

достижение

высоких

результатов

обучения,

невозможно

без

собственной

увлеченности

предметом,

понимания

необходимости

и

важности

изучения

этого

предмета в школе, а также четкой организации учебного процесса с учетом специфики

данного курса.
Эффективность работы будет зависеть от педагогической грамотности и мастерства учителя, от умения правильно подобрать методы и приемы, соответствующие цели
задачам урока , способствующие максимальному вовлечению всех учащихся в активную познавательную деятельность, от умения сочетать различные формы, методы и приемы в своей деятельности, умения подбирать хороший материал для уроков, разнообразить и дополнять материал учебников, использовать современные средства обучения, умения мобилизовать внимание учащихся эмоциональностью, доступностью для понимания; пантомимической выразительностью, убедительностью слов и выражений. А все перечисленное требует огромной подготовки учителя, регулярного повышения его педагогического мастерства, овладения им современными технологиями обучения, умения
планировать

и

анализировать

свою

деятельность,

делать

выводы,

вносить

соответствующие коррективы.
Моя деятельность заключается в четкой организации образовательного процесса, включению в процесс обучения различных форм, методов, приемов, средств, современных образовательных технологий, формирующих и развивающих у обучающихся универсальные учебные действия. Основа профессиональной деятельности –
диалоговое

общение,

воспитание и обучение в сотрудничестве
,именно оносопутствует созданию без барьерной среды и ситуации успеха, благоприятных для развития компетенций обучающихся. Сотрудничество с учениками, учителями, родителями, со всеми службами местного социума, сотрудничество между учениками. Я уделяю в своей работе большое внимание организации внеурочной деятельности: кружок «Дорога и мы»; работа с отрядом ЮИД, факультатив по углубленному изучению предмета; консультации и web-консультации по подготовке к конкурсам, олимпиаде, экзамену; учебные экскурсии в музей гигиены, музей воды, музей «Кресты», пожарную часть, медицинский колледж,VIP-клинику; организация встреч с сотрудниками ГИБДД, инспектором по делам несовершеннолетних, ветеранами ВОВ, Афганской, Чеченской войн, организация тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования района: Центром спортивно-технического творчества, Дворцом детско-юношеского творчества, центром психолого-педагогического и медицинского сопровождения, учебно-методическим центром допризывной подготовки «Ориентир» - все перечисленные формы внеурочной деятельности позволяют повысить интерес обучающихся к предмету, а также сориентировать некоторых учащихся на будущую профессию. Отдельно следует акцентировать внимание на такой форме работы, как итоговое общешкольное мероприятие
- «
День защиты детей», которое можно проводить и в форме «Недели защиты детей», цель которого
: з
акрепить знания, умения и навыки учащихся по курсу ОБЖ в рамках программы
,
а также проверить действия постоянного состава в случае возникновения ЧС в школе
.
При проведении данного мероприятия я активно привлекаю учащихся 10-11 классов, которые сами готовят и разрабатывают различные занимательные уроки.

Неотъемлемой частью моей деятельности является современный урок ОБЖ, где в большей степени реализуются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению, организация разнообразной учебной деятельности, использование современных педагогических технологий. Творчески подхожу к построению урока на основе уже наработанных навыков и умений, усвоенного алгоритма действий, сложившегося стиля взаимоотношений. На уроке использую разные формы организации работы
:
фронтальную, индивидуальную, групповую, в зависимости от целей и содержания урока. Практические уроки целесообразно проводить в индивидуально-групповой форме: в парах, тройках,
четверках. Местом проведения может быть класс (без парт)- оказание ПМП, наложение стерильной повязки, тренинг «как сказать нет»; спортивный зал - переворот пострадавшего в безопасное положение, транспортировка пострадавшего Разнообразие типов и форм моих уроков повышает интерес к обучению Каждый урок для меня, как учителя, заканчивается
личными

педагогическими

наблюдениями.
Именно они дают толчок к совершенствованию методики, уроков и, тем самым способствуют повышению мотивации обучающихся к учению, и качества обучения. А какое получаешь удовлетворение, когда дети, уходя с урока, говорят «спасибо за урок»!

В работе использую различные современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество усвоения учебного материала и усилить образовательный эффект. Из достаточно обширного количества новых педагогических технологий, разработанных, апробированных и систематизированных корифеями отечественной и зарубежной педагогики для меня наиболее приемлемыми стали следующие технологии: проектные технологии, развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии, разноуровневое обучение, информационные технологии, здоровьесберегающие технологии , игровые технологии, элементы технологии модульного и блочно -модульного обучения, технологии опорного конспекта.
Наиболее

интересными

методами

и

приемами

в

своей

работе

считаю
: диалогический, частично-поисковый, создание проблемной ситуации, исследовательский, «Плюс-минус-вопрос» - работа с текстом, «Мозговой штурм» — без обсуждения предлагаются варианты ответов, составление алгоритмов и схем, «Репортаж из зоны ЧС» — развитие творческих умений, «Создание рекламы, антирекламы», «Верные и неверные утверждения», «Установи соответствие» — понятие и его определение, тесты с дополнениями, пропусками, «Собери определение, четверостишие из разбросанных слов» ,«Якоря» памяти» — использование притч, афоризмов, метафор, тематические динамические паузы – пример: «Сигналы бедствия» подаваемые жестами, игра «Типография», «Сочини слоганы, четверостишие», «Экзамен» – ролевая игра, «Анатомия катастроф» - анализ ЧС за лето, год, «Кластер» — составление схемы изучения темы, Лото по ОБЖ, Защита проектов – «Автомобиль будущего», «Семейный бюджет», Мозаика «Стихийные бедствия», изготовление памятки, листовки, просветительского буклета, игра - «Советы специалиста» Эффективность преподавания курса ОБЖ напрямую зависит от наличия
соответствующего

материально

-

технического

оснащения
. Это объясняется особенностями курса, его многопрофильностью и практической направленностью.
Список

необходимых

средств

для

эффективного

проведения

уроков
: учебники, методическая Уроки формирования новых знаний Уроки обучения умениям, навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закрепление умений Уроки проверки и учета знаний, умений Уроки лекции Уроки путешествия Уроки исследования Интегрированные уроки Модульные уроки Уроки-практикумы, Уроки-диалоги Ролевые игры Составление слоганов Уроки - репортажи Уроки-практикумы, диспуты «Что? Где? Когда?», «Крестики- нолики», «Последний герой» Урок «Экзамен», Уроки-соревнования Уроки-зачеты, викторины Защита творческих работ, проектов, тестирование, ситуационные задачи и г р а - л о т о п о О Б Ж , самостоятельные работы, проверочные работы
литература, федеральные законы по темам курса по количеству учеников, раздаточный материал и дидактические пособия, демонстрационный материал, макеты, рабочие тетради по ОБЖ, ПДД, оборудованный кабинет по ПДД (магнитная доска для моделирования дорожных ситуаций, интерактивные игры для создания и анализа дорожных ситуаций),плакаты, стенды, средства индивидуальной защиты(учебные),средства оказания первой помощи, манекен для наложения повязки, жгута, шины, санитарные носилки, лямки для транспортировки пострадавших, фантом - тренажер для оказания экстренной реанимационной помощи, войсковые приборы химической и радиационной разведки, проекционная аппаратура, учебные фильмы и ролики, презентации по темам курса
Результаты деятельности учителя:
 разработана система теоретических и практических уроков по ОБЖ, реализующая современные образовательные технологии;  разработана программа дополнительного образования «Дорога и мы» и выстроена внеурочная деятельность с отрядом ЮИД  налажено тесное сотрудничество и внедрен в образовательный процесс план совместной работы с образовательными учреждениями района и специалистами, работающими в области безопасности жизнедеятельности, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактики вредных привычек, с ведущими экскурсоводами музея гигиены и музея воды СПб, со специалистом по организации профориентационных экскурсий  внедрен алгоритм проведения обязательного открытого общешкольного мероприятия «День защиты детей» и апробирована другая форма проведения данного мероприятия - «Неделя защиты детей»  выстроена модель обучения старшеклассников, обеспечивающая преемственность в школе между старшим, средним и младшим звеном, посредством передачи знаний, умений и навыков, полученных на уроках ОБЖ, в форме проведения агитбригад, викторин, уроков и занятий и других видов пропаганды безопасного поведения  разработана система и методы подготовки одаренных детей к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ  разработан план внеурочной деятельности по различным направлениям на учебный год, и анализ работы за год  Учителя района используют в своей работе методические разработки проведения ДЗД, недели защиты детей, организации работы по профилактике ДДТТ, работы со школьным отрядом ЮИД, оформления и ведения документации  Мои выпускники: 5 чел. - студенты академии МЧС, 2 чел- студент ГАФК им. Лесгафта факультет «Безопасность жизнедеятельности», 3 чел. –студент РГПУ им. Герцена факультет «ОБЖ», 1 чел.- лейтенант МЧС.
Результаты деятельности ученика
 повышение интереса к предмету ОБЖ и учебной мотивации  осознание ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих  положительная динамика знаний, умений и навыков, уровня сформированности учебных действий;  положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях;  готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде  готовность, способность и желание передавать полученные знания и практические умения младшим школьникам


В раздел образования