Напоминание

"Повышение познавательной активности дошкольников"


Автор: Красильникова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МДОУ детский сад №133
Населённый пункт: город Ярославль, Ярославская область
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Повышение познавательной активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №133» Научно-методическая статья для выступления на педсовете «
Повышение познавательной активности дошкольников»
Воспитатель: I квалификационной категории Красильникова Н. В. Ярославль, 2017

Повышение познавательной активности дошкольников.
Реализация ФГОС ДО предъявляет особые требования к содержанию, условиям и результатам педагогической деятельности. Одним из требований стандарта является повышение познавательной активности ребенка. Данная проблема является одной из самых актуальных для современного педагога. Она заставляет его отступить от устаревших форм подачи материала. Вследствие чего, успешная работа педагога зависит от его заинтересованности, многогранности, самообразования и профессиональной компетентности. Знание и владение современными технологиями позволяют педагогу найти наиболее эффективные методы и приемы решения данной задачи. К современным технологиям повышения познавательной активности дошкольников можно отнести следующие:  «Технология проблемного обучения» (автор: Елена Леонидовна Мельникова);  «Технология решения интеллектуальных задач» (автор: Генрих Саулович Альтшуллер);  «Технология проектной деятельности» (основана на идеях Д. Дьюи);  «Технология интегрированного занятия» (автор: С. Д. Сажина);  «Технология сказочные лабиринты игры» (автор: Вячеслав Вадимович Воскабович);  Технология «Детский совет» (автор: Светлана Владимировна Приказчикова);  «Арт-терапевтические технологии» и т. д. Выбор наиболее оптимальной технологии зависит от контингента воспитанников, их предпочтений и возраста. Часто одним педагогом применяются несколько технологий сразу. Каждая из них заслуживает глубокого изучения и практического применения. Я в своей работе применяю «Технологию проблемного обучения». Она позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников. Вызывает их внутренние противоречия, подводит к формулировке проблемной ситуации и отправляет на поиски ее решений. Существует пять приемов создания проблемной ситуации:
1. Проблемная ситуация создается предъявлением детям противоречивых положений («Что вас удивило?», «Разве так бывает?»). 2. Проблемная ситуация создается вопросом или практическим заданием на новый материал, сталкивающий мнение детей («Вопрос был один? А мнений у вас сколько?», «Задание было одно? А результаты какие?»). 3. Проблемная ситуация создается в два шага: первый шаг – представление («житейское» мнение детей), второй шаг – предъявление научного факта любым способом: сообщение, эксперимент, наглядность) («Вы что думали сначала? А как оказывается на самом деле?»). 4. Проблемная ситуация создается практическим заданием. Не выполнимым вообще. («Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?»). Немаловажным аспектом реализации данной технологии является организация предметно-пространственной среды. Для вовлечения дошкольников в организацию образовательной деятельности можно использовать ростовые куклы. С их помощью можно вовлечь детей в создание проблемной ситуации. Заранее выбранный вами дошкольник (это может быть ребенок, пришедший первым в детский сад) вводится в курс проблемы, тем самым становится ее участником. В дальнейшем, надев на себя ростовую куклу, он перевоплощается в сказочного персонажа, от лица которого вводит детский коллектив в очередное приключение. Детям очень нравится такая театрализация. Иногда они стесняются выступать на публику, а примерив на себя сказочный образ, забывают о своем стеснении и дают волю фантазии. Предлагая детям ту или иную интеллектуальную задачу не следует забывать о разнообразии игрового материала. Для ее решения нельзя ограничивать дошкольников в выборе материала. Например, в ООД по РЭМП на тему: «Знакомство с меркой» можно предложить детям измерить длинного удава, приползшего к ним в гости, любыми предметами, находящимися в их группе. Будь, то деревянные кирпичики из конструктора, машинки, животные, мешочки с крупой. Единственное, на что необходимо обратить внимание детей: части в мерке между собой всегда одинаковые. Поэтому, при выборе любого измерительного материала нельзя забывать, что он должен быть одинакового размера. Если это животные, то они должны быть одинаковой длинны и высоты. Вызвать интерес детей, сделать их прямыми участниками создания проблемной ситуации можно с помощью «детского совета». Когда дошкольники становятся равноправными создателями проблемной ситуации и создают свой план действий. Например, вы утром задаете детям перечень тем (обычно это тематические дни, «выплывающие» из названия недели), а они с вашей помощью
создают свой план мероприятий на сегодняшний день, предлагая вам разные виды деятельности. Вы, будучи гибким педагогом подстраиваете их план под свой и в течении дня реализуете оба плана. В конце дня, создается общий совет, на котором все участники проекта делятся впечатлениями о прожитом дне. Вы вместе с детьми еще раз пробегаетесь по пунктам составленного плана и смотрите все ли у вас получилось? Таким образом, дошкольники чувствуют свою значимость, причастность к организации образовательной деятельности и повышают свою познавательную активность. В заключении, хотелось бы пожелать всем педагогам, всегда оставаться оптимистами. Не бояться сделать дошкольников своими равноправными партнерами. Только доверяя детям, открывая им мир фантазии, давая шанс воплотить самые, казалось бы, невероятные мечты, можно говорить о их повышении познавательной активности. Творческих вам успехов и побольше проблемных ситуаций! Используемая литература 1. Мельникова, Е. л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика. Монография / Е. Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015. – 272 с.


В раздел образования