Напоминание

" Хлеб всему голова"


Автор: Филимонова Лилия Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №5
Населённый пункт: город Камышин
Наименование материала: социальный проект
Тема: " Хлеб всему голова"
Раздел: начальное образование





Назад




Проект « Хлеб всему голова» Выполнили учащиеся 3 а класса Руководитель Филимонова Лилия Александровна

Оглавление.
1.Введение 2.Основная часть  Как выращивали и пекли хлеб раньше.  Выпечка хлеба в домашних условиях (эксперимент).  Как берегут хлеб в семье  Экскурсия на оао «Камышинский хлебокомбинат».  Пословицы и поговорки о хлебе.  Правила обращения с хлебом. 3.Заключение

Введение

Актуальность проблемы
В рамках кружка «Разговор о правильном питании» мы изучали темы « Блюда из зерна», «Путь от зерна к батону».Говорили о том, как небрежно дети относятся к хлебу: оставляют недоеденные куски, крошат хлеб на стол, бросают. Конечно, дети наши городские и никогда не видели, как делают хлеб, не ощущают, не ценят того труда, что вложен в кусок хлеба, который они не доели, выбросили . Да и зачастую в семьях отношение к хлебу не намного лучше .Зачем ценить то, что доступно и недорого? И была сформулирована следующая гипотеза:
«Если человек будет знать, сколько затрачено

труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к

нему».

Главная цель проекта:
обогащать знания детей о хлебе, формировать представления детей о выращивании хлеба, способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу, уважения к труду хлебороба и пекаря.
Задачи проекта:
-формировать представления детей о тм как выращивали хлеб раньше и сейчас; - формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий; -познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом, пословицами; -расширять кругозор детей на основе исторического материала ,доступного их пониманию; -формировать представления о профессиях людей, которые выращивают и производят хлеб. Основным методом стала исследовательская работа, в ходе которой дети сами находят материал, с помощью взрослого обрабатывают результаты поиска .И итогом стал проект «Хлеб всему голова.» Осуществляя проект, ребята учились пользоваться различными источниками и способами получения информации. Это энциклопедии, наглядные пособия, гербарий злаковых культур, материалы из Интернета, художественная литература для детей, экскурсия,опрос, интервьюирование.
Основная часть


1.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь? Мы узнали, что по мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В древние времена люди думали о том, как прокормиться и выжить тяжелых условиях. Поэтому люди находились в постоянном поиске пропитания, в результате чего они обратили внимание на необычные растения, которые обладали свойством насыщать и утолять голод. Эти растения оказались предшественниками современных злаковых культур, таких как пшеница, рожь или овес. (показ) От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать. Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Мы тоже попробовали перетереть зерно при помощи 2 камешков. Это оказалось трудно. Фото с камушками
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.Мы узнали какие продукты нужны для приготовления хлеба (мука,дрожжи,соль, сахар.масло)и с родителями решили попробовать свои силы. Испекли хлеб .Вот как это было.
ll.
1.Просееваем муку от посторонних частиц. 2.Подготовленное сырье перемешиваем и замншиваем тесто. 3.Чашу мультиварки смазываем растительным маслом. 4.Выкладываем замешанное тесто ,устанавливаем время приготовления и готовим до окончания программы.
5.Готовый хлеб вынимаем из чаши и даем ему остыть в течение 30 минут.
lll
.Мы прочитали ,что почти все традиции нашего народа были связаны с хлебом. На свадьбах, при праздновании именин ,рождении ребенка, при встрече желанных гостей ,по окончании полевых работ - хлеб был символом всего хорошего и доброго. Нравственное отношение к хлебу - отношение бережное. А вот, что говорит статистика. В каждой семье ежедневно в отходы идёт 100 граммов хлеба. А по городу это около 6 тонн. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Мы спросили у ребят нашего класса ,как используют в семье каждый кусочек хлеба, чтобы он не пропал зря, чтобы огромная работа хлеборобов и пекарей не была проделана впустую. И вот что выяснили. Блюд очень много .Хлебный квас, гренки, бутерброды, салаты с сухариками .Это уважение к хлебу и к людям, которые выращивают его для всей страны сохранилось до наших дней. У многих народов до сих пор существует традиция съедать весь хлеб до крошки и находить применение даже очерствевшим кусочкам, так как выбрасывать хлеб – грех. Ребята нашего класса остатками хлеба всю зиму подкармливали птиц.
5. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу. На территории России издавна большим спросом пользуются калачи. Мы узнали у продавца в киоске ,где продают хлеб ,что в нашем районе города жители очень любят «Пеклеванный», «Ельшанский» из ржаной муки и «Белый» из пшеничной.
lV.
А как же появляется хлеб у нас на столе. Нам удалось посетить оао «Камышинский хлебокомбинат».Нам выдали спецодежду. Все стерильно. Громадные чаши, называемые дежами, наполняются мукой, водой, дрожжами, сахаром, солью и маслом.
Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. В каждую форму - ровно 600 граммов теста. А вот хлеб готов! Буханки падают прямо на конвейер. Вот он румяный, душистый! А еще нам показали как пекут рогалики, кексы, баранки. Рассказали о нелегком труде тестомесов ,пекарей ,кондитеров. Чтобы у жителей города был свежий хлеб на столе эти люди работают даже ночью. Смена длится 12 часов.
V.
А сколько пословиц и поговорок о хлебе! Мы нашли их около 100.Вот некоторые из них.
 Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.  Где сорняк цветет, там хлеб вянет.  У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.  Пока есть хлеб да вода - все не беда.  Береги хлеб для еды, а деньги для беды.  Без хлеба и ситник в честь.  Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет.
Vl.
Так появились правила обращения с хлебом. 1.Береги хлеб, он дорого достается. 2.Бери хлеба столько, сколько съешь. 3. Не оставляй недоеденных кусков. 5. Продли жизнь хлебу. Черствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда. 6. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Заключение.
Проведенные исследования и экскурсия открыли для ребят много нового. 1.Как выращивали хлеб раньше и сейчас . 2. Как долог и труден путь хлеба к нашему столу. 3.Посетили оао «Камышинский хлебозавод» 4. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб и в наше время является главным продуктом. 5. Данная работа помогла ребятам понять всю ценность хлеба. Выдвинутая в начале исследования гипотеза«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему» подтвердилась.. Ребята будут больше дорожить хлебом и будут учить этому своих друзей и одноклассников. Не мечтали мы о чуде . К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы- люди!
Научитесь хлеб беречь!»


В раздел образования