Напоминание

Влияния уровня развития мелкой моторики на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Захарова Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Влияния уровня развития мелкой моторики на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Влияния уровня развития мелкой моторики на развитие связной

речи детей старшего дошкольного возраста.
Влияние мелкой моторики на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки — вороны» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие [12]. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС и ускоряют развитие речи ребёнка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкие движения пальцев рук, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. М.М. Кольцова так же пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией". Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается также опытами Е.И. Исениной / 1981 /. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык [15]. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные [19]. Л.В. Фомина считает, что «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах норм, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [16]. Так же А.В. Запорожец пишет, о том, что «формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи» [13]. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Ученые института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить[12]. Ещё в 1928 году В. А. Бехтерев указал на стимулирующее влияние движений рук: если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Л.С. Выготский утверждает, что «индивидуальное развитие произвольных движений начинается с того, что ребенок научается подчинять свои движение словесно сформулированным требованиям взрослых, а затем слово становится для ребенка средством организации собственного двигательного поведения – сначала с помощью громкой речи, а потом внутренней» [9]. Важное значение для дошкольного детства имеет психическое развитие, становление речи.
В своих исследованиях Е.Н. Соколова выяснила, что «детям дошкольного возраста легче осуществлять сгибание и разгибание большого и указательного пальцев и труднее – вращательные движения этих пальцев. При этом движения пальцев, особенно вращательные, большинство случаев сопровождаются движениями губ и языка. Этот факт говорит о том, что организация движений на высшем уровне корковой регуляции, видимо, еще недостаточно дифференцирована: движение пальцев и рече-двигательного аппарата неразрывно связаны» [16]. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме — это вовсе не значит, что он хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4–5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков [12]. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого з р и т е л ь н о г о в о с п р и я т и я и п р о и з в о л ь н о г о в н и м а н и я . Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное
развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Разные виды деятельности, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют формированию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов [14]. Т а к и м о б р а з о м , м е л к а я м о т о р и к а п о д р а з у м е в а е т высокодифференцированные точные пальцевые движения, определяющие успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитие мелкой моторики рук возрастает в период старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте необходимо осуществлять систематическое обучение по развитию мелкой моторики рук детей, так как мелкая моторика способствует развитию речи, интеллекта, мышления, воображения и т.д. Хорошо развитая мелкая моторика рук детей является обязательным условием для успешного овладения письмом в школе. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры,
отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь. Особое внимание ученые-специалисты уделяют развитию связной речи. Источники: 1. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. 2. Забирова О. А. Педагогические условия развития мелкой моторики рук детей 6-7 лет посредством изонити [Текст]. // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. 3. Земляченко М. В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина, Т. Д. Кузнецова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2014. 4. Кольцова М
.
М., Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с. 5. Коржова Е. Г. Развитие мелкой моторики – путь к успешному овладению речью [Текст]. / Е. Г. Коржова // Молодой ученый. — 2014. — №3. 6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с. 7. П лутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5 -7 лет [Текст]. . // Дошкольное воспитание – 2005. - №3


В раздел образования