Напоминание

Актуальность изучения памяти младших школьников с умственной отсталостью


Автор: Черницкая Елизавета Львовна
Должность: студент
Учебное заведение: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: статья
Тема: Актуальность изучения памяти младших школьников с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Человек всегда стремится к прогрессу, развитию, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Память является жизненно важной основополагающей способностью человека. Великий русский физиолог и психолог М.И. Сеченов писал, что память – это краеугольный камень психического развития ребенка. Без памяти немыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы отношения к окружающему миру. Без памяти невозможно накопление и сохранение опята человека, его нормальное функционирование в обществе, успешное обучение ребенка, поэтому изучение особенностей формирования памяти у детей позволяет разработать продуктивные методы и приемы повышения её эффективности, поскольку высокий уровень сформированности этого процесса облегчит их школьное обучение. Особенно важно учитывать закономерности развития памяти в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период особый в жизни ребенка, его называют вершиной детства. В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, именно поэтому изучение памяти, учет особенностей памяти детей на этом возрастном этапе позволит разработать продуктивные методы и приемы повышения эффективности обучения в школе как в младшем школьном возрасте, так и в дальнейшем. Особенно актуально стоит проблема изучения памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, поскольку умственная отсталость – это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Воспитание, обучение, интеграция детей данной категории требует особого подхода, как от самых близких людей – родителей, так и от всего общества в целом. Целенаправленное, систематическое овладение знаниями предполагает определенный уровень развития памяти детей, основанный на
специальной мысленной обработке материалов в целях его запоминания и воспроизведения. Отличительной особенностью памяти младших школьников с умственной отсталостью является то, что могут страдать отдельные виды памяти при сохранении других. Исследования показали, что младшие школьники с умственной отсталостью усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Проблеме изучения памяти детей с умственной отсталостью посвящены многочисленные исследования отечественных психологов: Л.В.Занкова, И.М. Соловьева, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Х.С. Замского, В. Г. Петровой, И.В. Беляковой, В.А. Сумароковой и других. М.С. Певзнер, С.Я. Рубинштейн указывают на снижение объема зрительной и слуховой памяти у детей с умственной отсталостью как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Цель исследования – выявить особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу для коррекции выявленных особенностей памяти у детей данной категории. Объект исследования – память младших школьников. Предмет исследования – особенности развития памяти у младших школьников с умственной отсталостью. Гипотеза нашего исследования: мы предполагаем, что специфика мнемической деятельности младших школьников с умственной отсталостью определяется такими видами памяти как зрительная и слуховая. Коррекция данных видов памяти будет успешна, если при разработке коррекционно- развивающей программы учитывается возраст детей и наличие дефекта. Для достижения цели и проверки гипотезы требуется решить следующие задачи:
1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 2. Подобрать диагностические методики для исследования памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 3. Составить и апробировать диагностическую программу 4. Составить и реализовать коррекционно–развивающую программу для развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. 5. Проанализировать и сравнить полученные в ходе эксперимента данные, оценить эффективность проведенного исследования. Методы исследования: 1) анализ психолого-педагогиче ской литературы; 2) формирующий эксперимент в единстве трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный; 3) методы количественной и качественной обработки результатов. Наше исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульский областной центр образования», отделение №1. В нем приняли участие 10 учащихся 3 класса: три девочки, семь мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет с диагнозом умственная отсталость легкой степени.


В раздел образования