Актуальность изучения памяти младших школьников с умственной отсталостью
Автор: Черницкая Елизавета Львовна Должность: студент Учебное заведение: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Населённый пункт: Тула Наименование материала: статья Тема: Актуальность изучения памяти младших школьников с умственной отсталостью Раздел: среднее профессиональное
Человек всегда стремится к прогрессу, развитию, к новым знаниям, а
память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения
знаний. Память является жизненно важной основополагающей способностью
человека. Великий русский физиолог и психолог М.И. Сеченов писал, что
память
–
это
краеугольный
камень
психического
развития
ребенка.
Без
памяти
немыслимо
формирование
личности
человека,
так
как
без
суммирования
прошлого
опыта
не
может
возникнуть
единства
способов
поведения и определенной системы отношения к окружающему миру. Без
памяти
невозможно
накопление
и
сохранение
опята
человека,
его
нормальное
функционирование
в
обществе,
успешное
обучение
ребенка,
поэтому изучение особенностей формирования памяти у детей позволяет
разработать продуктивные методы и приемы повышения её эффективности,
поскольку высокий уровень сформированности этого процесса облегчит их
школьное обучение.
Особенно
важно
учитывать
закономерности
развития
памяти
в
младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период особый в жизни
ребенка, его называют вершиной детства. В младшем школьном возрасте
ведущей
деятельностью
становится
учебная,
именно
поэтому
изучение
памяти, учет особенностей памяти детей на этом возрастном этапе позволит
разработать
продуктивные
методы
и
приемы
повышения
эффективности
обучения в школе как в младшем школьном возрасте, так и в дальнейшем.
Особенно актуально стоит проблема изучения памяти детей младшего
школьного
возраста
с
умственной
отсталостью,
поскольку
умственная
отсталость
–
это
не
просто
«малое
количество
ума»,
это
качественные
изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом
перенесенных
органических
повреждений
центральной
нервной
системы.
Воспитание, обучение, интеграция детей данной категории требует особого
подхода, как от самых близких людей – родителей, так и от всего общества в
целом.
Целенаправленное,
систематическое
овладение
знаниями
предполагает определенный уровень развития памяти детей, основанный на
специальной мысленной обработке материалов в целях его запоминания и
воспроизведения.
Отличительной
особенностью
памяти
младших
школьников
с
умственной
отсталостью
является
то,
что
могут
страдать
отдельные виды памяти при сохранении других.
Исследования
показали,
что
младшие
школьники
с
умственной
отсталостью
усваивают
все
новое
очень
медленно,
лишь
после
многих
повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя
пользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.
Проблеме
изучения
памяти
детей
с
умственной
отсталостью
посвящены
многочисленные
исследования
отечественных
психологов:
Л.В.Занкова, И.М. Соловьева, Г.М. Дульнева, Б.И. Пинского, Х.С. Замского,
В. Г. Петровой, И.В. Беляковой, В.А. Сумароковой и других. М.С. Певзнер,
С.Я. Рубинштейн указывают на снижение объема зрительной и слуховой
памяти у детей с умственной отсталостью как на одну из главных причин их
трудностей в школьном обучении.
Цель исследования – выявить особенности развития памяти у детей
младшего
школьного
возраста
с
умственной
отсталостью,
разработать
и
апробировать
коррекционно-развивающую
программу
для
коррекции
выявленных особенностей памяти у детей данной категории.
Объект исследования – память младших школьников.
Предмет
исследования
–
особенности
развития
памяти
у
младших
школьников с умственной отсталостью.
Гипотеза
нашего
исследования:
мы
предполагаем,
что
специфика
мнемической деятельности младших школьников с умственной отсталостью
определяется такими видами памяти как зрительная и слуховая. Коррекция
данных видов памяти будет успешна, если при разработке коррекционно-
развивающей программы учитывается возраст детей и наличие дефекта.
Для
достижения
цели
и
проверки
гипотезы
требуется
решить
следующие задачи:
1.
Изучить
психолого–педагогическую
литературу
по
проблеме
развития
памяти
у
детей
младшего
школьного
возраста
с
умственной
отсталостью.
2. Подобрать диагностические методики для исследования памяти у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Составить и апробировать диагностическую программу
4.
Составить
и
реализовать
коррекционно–развивающую
программу
для развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной
отсталостью.
5.
Проанализировать
и
сравнить
полученные
в
ходе
эксперимента
данные, оценить эффективность проведенного исследования.
Методы
исследования:
1)
анализ
психолого-педагогиче ской
литературы;
2)
формирующий
эксперимент
в
единстве
трёх
этапов:
констатирующий, формирующий и контрольный; 3) методы количественной
и качественной обработки результатов.
Наше исследование проводилось на базе ГОУ ТО «Тульский областной
центр образования», отделение №1. В нем приняли участие 10 учащихся 3
класса: три девочки, семь мальчиков в возрасте от 10 до 12 лет с диагнозом
умственная отсталость легкой степени.