Ознакомление детей с природой по средством художественного слова в младшем возрасте
Автор: Шевцова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 22 Населённый пункт: город Ейск,Краснодарский край Наименование материала: статья Тема: Ознакомление детей с природой по средством художественного слова в младшем возрасте Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 22 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Доклад
на тему: «Ознакомление детей с природой по средствам
художественного слова в младшем возрасте»
Подготовила: Шевцова Светлана Александровна
воспитатель МБДОУ ДСКВ № 22 г. Ейск
МО Ейский район
2017 год
«Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в
младшем возрасте»
Я сорвал цветок - и он завял.
Я поймал жука - и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павел Гнездослав.
Экологическая проблема очень важна на современном этапе. В течение многих лет
человек относится к природе потребительски, считая себя ее покорителем. Нашему
обществу нужны люди с новым мышлением - человек должен перестроить свое
отношение к окружающей среде, осознать, что он всего лишь часть природы.
Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является введение ребенка в
мир природы, формирование реалистических представлений о ее объектах и явлениях,
воспитание способности видеть красоту родной природы, воспитание любви и
бережного отношения к ней.
Я считаю, что знакомство детей с природой необходимо начинать с младшего
дошкольного возраста, так как именно тогда закладывается фундамент познавательной
деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение экологических
знаний; именно в дошкольном детстве накапливаются яркие эмоциональные
впечатления, формируется интерес к окружающему миру.
Природа - это неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтому начинать
знакомить детей с природой я решила посредством художественного слова.
Художественное слово в младшем дошкольном возрасте выполняет роль
эмоциональной установки на восприятие объекта окружающей нас действительности,
дает направление детской активности, которая проявляется в форме речи.
Художественные тексты (стихи, потешки, сказки, рассказы) эмоционально
воздействуют на ребенка, обостряют впечатления о природе, расширяют кругозор,
формируют отношение к окружающему, закладывают основу эстетического
воспитания. Художественное слово оказывает благотворное влияние на развитие
активного словаря детей, помогает высказать свои впечатления о природе.
Использование художественного слова в экологическом воспитании способствует
гармоничному развитию ребенка, а это, как известно, основа формирования будущей
личности.
В своей работе по данному направлению я ориентируюсь на выполнение следующих
задач:
- обогащать и конкретизировать представления детей об объектах живой и неживой
природы;
- привлекать детей к посильной деятельности по уходу за живыми объектами;
- развивать обследовательские навыки на основе простейших форм наглядно-
действенного и наглядно-образного мышления;
- воспитывать добрые чувства, любопытство, эмоциональную отзывчивость и
переживания детей в процессе общения с природой, эстетическое восприятие красоты
природы.
Также я придерживаюсь определенных требований к использованию художественного
слова:
- отбор художественного произведения должен соответствовать ознакомительной
цели;
- учет возрастных особенностей.
Для малышей необходимо отбирать литературные тексты со следующими
характеристиками:
- действенность
- динамичность содержания
- краткость
- четкий ритм (стихи, потешки и т. п.)
- простота и ясность, опора на хорошо знакомые ребенку образы
- сопровождение художественного слова наглядными методами: наблюдение за
объектом, рассматривание картин и иллюстраций, действие с игрушкой, выполнение
движений и т. д.
- речь педагога должна быть выразительной, эмоциональной, внятной;
- многократное повторение художественного произведения, что способствует
формированию связей между словом и природным объектом.
В нашей группе имеется уголок природы, где в доступном для наблюдения месте
размещены комнатные растения, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем и
ухаживаем. В календаре наблюдений отмечаем сезонные изменения в неживой
природе.
Здесь же находится мини-лаборатория с оборудованием, необходимым для
проведения элементарных опытов и игр.
В группе имеется книжный уголок, где детям предложены книги с учетом возраста,
интересов, сезонностью, требованиями программы. Особенно популярны у детей
произведения народного фальклора: потешки, попевки, сказки о животных; детям
предлагаем стихи русских поэтов и современных авторов о природе, доступных
пониманию детей.
Для расширения детских представлений имеются иллюстрации к сказкам, рассказам,
потешкам, картинки с изображением животных, птиц, растений, времен года.
Мною была создана картотека художественного слова, куда вошли произведения
фольклорного жанра: потешки, прибаутки, заклички – обращения к природе; короткие
стихи А. Барто, И. Такмаковой, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, Е.
Берестова, Я. Тайц; отрывки произведений о природе русских поэтов – классиков:
В.Жуковского, И.Никитина, А.Плещеева, А. Прокофьева и других. Организованна
картотека загадок о растениях и животных.
Большую роль в своей работе я отвожу наблюдениям на прогулке. Через поэтическое
слово стараюсь научить детей видеть прекрасное, любоваться природой, замечать
многообразие ее форм.
Например, любование листопадом сопровождали такими строками:
Листопад, листопад, листья желтые летят,
листья под ногой шуршат, скоро будет голым сад.
Вместе с детьми составляли осенние букеты, собирали гербарий, ходили по опавшей
листве и слушали, как она шуршит.
Наблюдая за моросящим дождем проговаривали попевку – закличку:
Дождик, дождик, пуще
Травка будет гуще.
Дождик, дождик, припусти,
Чтобы зернышкам расти.
В наблюдения я включала разнообразные действия, которые вызывают интерес к
природе: качали руками над головой, как ветви деревьев на ветру, стучали пальчиком
по ладошке, изображая дождик, кружились как снежинки и т.д.
Познавательную деятельность я провожу через игры с песком, водой, снегом,
знакомя детей со свойствами и особенностями природных материалов. При
рассматривании снежинки под лупой использовали отрывок стихотворения К.
Бальмонта "Снежинка".
Свело-пушистая, снежинка белая
Такая чистая, такая смелая.
Художественное слово побуждает детей делать элементарные умозаключения и
выводы, например, о том что вода замерзает, когда очень холодно, что все в природе
взаимосвязано:
Где ты солнце в самом деле?
Мы совсем закоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей!
Приласкай и обогрей.
Временные представления детей можно конкретизировать поговорками:
Ночь пришла - темноту принесла.
К художественному слову обращаюсь, знакомя детей с птицами , дикими и
домашними животными:
Ищут зернышки подружки
С хохолками на макушке.
От крыльца недалеко
Раздаётся: КО-КО-КО.
Ходит Зорька по лугам,
Молоко приносит нам.
Жить бы Зорьке в терему,
А она в хлеву: МУ-МУ.
Все знания, представления о явлениях природы, которые дети получают через
рассмотренные нами приемы работы, закрепляются с детьми в играх, беседах,
совместной и самостоятельной деятельности.
Работать по данному направлению нужно, привлекая родителей. Наша задача -
показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Для
этого в группе оформляется наглядный материал по данной теме: "Наблюдаем с
детьми" по сезонам с использованием художественного слова, "Гуляй, да
присматривайся", "Фольклор для малышей", "Читаем вместе с детьми" и др. Здесь я
предлагаю родителям, о чем рассказать ребенку, что почитать, чему научить; помещаю
стихи, потешки для заучивания.В индивидуальных беседах старались убедить
родителей поощрять исследовательский инстинкт детей, любознательность,
стремление как можно больше узнать о природе, рекомендую отвечать на все вопросы
ребенка.
Работая в данном направлении, используя художественное слово при знакомстве с
природой младших дошкольников и наблюдая за деятельностью детей позволяет
сделать вывод , что запас знаний и умений постепенно увеличивается, и работу в
данном направлении необходимо продолжать во всех возрастных категориях
.