Напоминание

Ознакомление детей с природой по средством художественного слова в младшем возрасте


Автор: Шевцова Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 22
Населённый пункт: город Ейск,Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Ознакомление детей с природой по средством художественного слова в младшем возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования Ейский район Доклад на тему:
«Ознакомление детей с природой по средствам

художественного слова в младшем возрасте»






Подготовила: Шевцова Светлана Александровна воспитатель МБДОУ ДСКВ № 22 г. Ейск МО Ейский район 2017 год

«Ознакомление детей с природой по средствам художественного слова в

младшем возрасте»


Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте Можно только сердцем. Павел Гнездослав. Экологическая проблема очень важна на современном этапе. В течение многих лет человек относится к природе потребительски, считая себя ее покорителем. Нашему обществу нужны люди с новым мышлением - человек должен перестроить свое отношение к окружающей среде, осознать, что он всего лишь часть природы. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является введение ребенка в мир природы, формирование реалистических представлений о ее объектах и явлениях, воспитание способности видеть красоту родной природы, воспитание любви и бережного отношения к ней. Я считаю, что знакомство детей с природой необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, так как именно тогда закладывается фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение экологических знаний; именно в дошкольном детстве накапливаются яркие эмоциональные впечатления, формируется интерес к окружающему миру. Природа - это неиссякаемый источник для народного творчества. Поэтому начинать знакомить детей с природой я решила посредством художественного слова. Художественное слово в младшем дошкольном возрасте выполняет роль эмоциональной установки на восприятие объекта окружающей нас действительности, дает направление детской активности, которая проявляется в форме речи. Художественные тексты (стихи, потешки, сказки, рассказы) эмоционально воздействуют на ребенка, обостряют впечатления о природе, расширяют кругозор, формируют отношение к окружающему, закладывают основу эстетического воспитания. Художественное слово оказывает благотворное влияние на развитие активного словаря детей, помогает высказать свои впечатления о природе. Использование художественного слова в экологическом воспитании способствует гармоничному развитию ребенка, а это, как известно, основа формирования будущей личности. В своей работе по данному направлению я ориентируюсь на выполнение следующих задач: - обогащать и конкретизировать представления детей об объектах живой и неживой природы; - привлекать детей к посильной деятельности по уходу за живыми объектами; - развивать обследовательские навыки на основе простейших форм наглядно- действенного и наглядно-образного мышления; - воспитывать добрые чувства, любопытство, эмоциональную отзывчивость и переживания детей в процессе общения с природой, эстетическое восприятие красоты природы. Также я придерживаюсь определенных требований к использованию художественного слова:
- отбор художественного произведения должен соответствовать ознакомительной цели; - учет возрастных особенностей. Для малышей необходимо отбирать литературные тексты со следующими характеристиками: - действенность - динамичность содержания - краткость - четкий ритм (стихи, потешки и т. п.) - простота и ясность, опора на хорошо знакомые ребенку образы - сопровождение художественного слова наглядными методами: наблюдение за объектом, рассматривание картин и иллюстраций, действие с игрушкой, выполнение движений и т. д. - речь педагога должна быть выразительной, эмоциональной, внятной; - многократное повторение художественного произведения, что способствует формированию связей между словом и природным объектом. В нашей группе имеется уголок природы, где в доступном для наблюдения месте размещены комнатные растения, за которыми мы вместе с детьми наблюдаем и ухаживаем. В календаре наблюдений отмечаем сезонные изменения в неживой природе. Здесь же находится мини-лаборатория с оборудованием, необходимым для проведения элементарных опытов и игр. В группе имеется книжный уголок, где детям предложены книги с учетом возраста, интересов, сезонностью, требованиями программы. Особенно популярны у детей произведения народного фальклора: потешки, попевки, сказки о животных; детям предлагаем стихи русских поэтов и современных авторов о природе, доступных пониманию детей. Для расширения детских представлений имеются иллюстрации к сказкам, рассказам, потешкам, картинки с изображением животных, птиц, растений, времен года. Мною была создана картотека художественного слова, куда вошли произведения фольклорного жанра: потешки, прибаутки, заклички – обращения к природе; короткие стихи А. Барто, И. Такмаковой, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, Е. Берестова, Я. Тайц; отрывки произведений о природе русских поэтов – классиков: В.Жуковского, И.Никитина, А.Плещеева, А. Прокофьева и других. Организованна картотека загадок о растениях и животных. Большую роль в своей работе я отвожу наблюдениям на прогулке. Через поэтическое слово стараюсь научить детей видеть прекрасное, любоваться природой, замечать многообразие ее форм. Например, любование листопадом сопровождали такими строками: Листопад, листопад, листья желтые летят, листья под ногой шуршат, скоро будет голым сад. Вместе с детьми составляли осенние букеты, собирали гербарий, ходили по опавшей листве и слушали, как она шуршит. Наблюдая за моросящим дождем проговаривали попевку – закличку: Дождик, дождик, пуще
Травка будет гуще. Дождик, дождик, припусти, Чтобы зернышкам расти. В наблюдения я включала разнообразные действия, которые вызывают интерес к природе: качали руками над головой, как ветви деревьев на ветру, стучали пальчиком по ладошке, изображая дождик, кружились как снежинки и т.д. Познавательную деятельность я провожу через игры с песком, водой, снегом, знакомя детей со свойствами и особенностями природных материалов. При рассматривании снежинки под лупой использовали отрывок стихотворения К. Бальмонта "Снежинка". Свело-пушистая, снежинка белая Такая чистая, такая смелая. Художественное слово побуждает детей делать элементарные умозаключения и выводы, например, о том что вода замерзает, когда очень холодно, что все в природе взаимосвязано: Где ты солнце в самом деле? Мы совсем закоченели. Без тебя вода замерзла, Без тебя земля промерзла. Выйди, солнышко, скорей! Приласкай и обогрей. Временные представления детей можно конкретизировать поговорками: Ночь пришла - темноту принесла. К художественному слову обращаюсь, знакомя детей с птицами , дикими и домашними животными: Ищут зернышки подружки С хохолками на макушке. От крыльца недалеко Раздаётся: КО-КО-КО. Ходит Зорька по лугам, Молоко приносит нам. Жить бы Зорьке в терему, А она в хлеву: МУ-МУ. Все знания, представления о явлениях природы, которые дети получают через рассмотренные нами приемы работы, закрепляются с детьми в играх, беседах, совместной и самостоятельной деятельности. Работать по данному направлению нужно, привлекая родителей. Наша задача - показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Для этого в группе оформляется наглядный материал по данной теме: "Наблюдаем с детьми" по сезонам с использованием художественного слова, "Гуляй, да присматривайся", "Фольклор для малышей", "Читаем вместе с детьми" и др. Здесь я предлагаю родителям, о чем рассказать ребенку, что почитать, чему научить; помещаю стихи, потешки для заучивания.В индивидуальных беседах старались убедить
родителей поощрять исследовательский инстинкт детей, любознательность, стремление как можно больше узнать о природе, рекомендую отвечать на все вопросы ребенка. Работая в данном направлении, используя художественное слово при знакомстве с природой младших дошкольников и наблюдая за деятельностью детей позволяет сделать вывод , что запас знаний и умений постепенно увеличивается, и работу в данном направлении необходимо продолжать во всех возрастных категориях .


В раздел образования