Напоминание

Проблемы современного урока географии и пути их решения


Автор: Яндушкина Наталья Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Бараитская СОШ №8
Населённый пункт: село Бараит
Наименование материала: реферат
Тема: Проблемы современного урока географии и пути их решения
Раздел: среднее образование





Назад




Реферат Проблемы современного урока географии и пути их решения Выполнила: Яндушкина Наталья Алексеевна Учитель географии МБОУ Бараитской СОШ №8 Проверил: Бараит, 2016
Оглавление 1. Введение 3 2. Основная часть 1глава. Особенности урока географии 2глава. Проблемы современного урока географии 3глава. Пути решения проблем урока 3. Выводы 4. Литература 2
Введение В настоящее время в связи с разработкой федеральных государственных стандартов второго поколения содержание и цели географического образования предполагают поиск способов организации уроков географии. Среди школьных предметов нельзя выделить основные и второстепенные, но в разных школах учащиеся по – разному отзываются об одних и тех же школьных предметах. Это может быть равнодушие или живой интерес к глубокому изучению предмета. Результативность обучения географии может провериться в самых неожиданных случаях, особенно при общении с природой. География обладает широким диапазоном межпредметных связей, и может иметь разнообразные средства и формы обучения Актуальность работы заключается в том, что нашему обществу нужны не просто грамотные люди, а мыслящие, творческие, компетентные личности. Это должны быть специалисты умеющие сравнивать, логически мыслить, иметь собственное мнение. Цель данной работы показать отличие традиционного и современного урока на предмете география 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1 глава. Особенности урока географии Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора эрудиции В.А. Сухомлинский Урок – это форма организации обучения с группой учащихся постоянного состава занятие по определённому расписанию и с единой программой обучения. На уроке обязательно есть цель содержание средства и методы. Каким же должен быть современный урок? Как добиться того, чтобы урок не только давал знания и умения, но и вызывал у учеников интерес, формировал творческую деятельность и вырабатывал логическое мышление. На уроке происходит педагогическое взаимодействие между учителем и учеником. На каждом уроке идёт учебно – воспитательный процесс, где учитель показывает своё педагогическое мастерство, а ученик уровень своей подготовки. Перед каждым уроком учитель определяет его конечную цель, а затем способ для достижения цели. Важным требованием при построении урока является доступность к пониманию географического материала для детей. Если не выполнять это требование материал не понимается, теряется интерес к географии как к науке. Но и слишком простой материал, уже известный их уровню развития тоже приносит вред. Уровень обучения должен быть высоким, но посильным. Специфика урока географии заключается в его содержании, в применении методов и приёмов, присущих только для географии. Большинство уроков по географии имеют определённую цель: сформировать основные географические термины и понятия, дать знания о закономерностях 4
природы, формировать практические умения. Наряду с образовательными целями решаются и воспитательные цели. Любая цель урока достигается содержанием урока, применением методов, организованной деятельностью учащихся. При содержании уроков географии осуществляется тесная связь программного материала с научными открытиями, с природными явлениями и событиями, с хозяйственной деятельностью человека. В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого охватывает аспекты широкого научного познания. Для любого периода развития общества есть определённые закономерности. Также и в образовательном процессе выделялись общие особенности урока. На данном этапе при изменении социализации общества постепенно меняется и система образования. А при изменении предъявляются следующие требования: 1. Формирование сознательных, прочных знаний, умений и навыков, способствующих подготовки к жизни 2. Повышение воспитательного уровня на уроке 3. Осуществление всестороннего развития учащихся 4. Формирование таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность, инициативность 5. Вырабатывать умения к самообразованию, к приобретению новых знаний, к правильной работе с учебником и другими источниками информации 6. Формировать познавательный интерес и потребность в приобретении знаний Все требования развития на уроке можно разделить на четыре группы: - воспитательные - воспитывать моральные качества, формировать активное отношение к жизни, к её запросам и требованиям - дидактические - обеспечивать познавательную активность на уроке, использовать различные методы; соблюдать требования единства обучения 5
и воспитания; обеспечивать связь теории с практикой; приучать к самостоятельности и самоконтролю. - психологические – создавать положительное психическое состояние на уроке используя доброжелательность, уважение, справедливость и педагогический такт. - гигиенические – соблюдать температурный режим, нормы освещения в классе, чередовать формы работы, использовать здоровьесберегающие технологии на уроке. Одно из основополагающих требований к современному учителю

владение современными педагогическими технологиями. Безусловно, на каждом уроке у педагога должны работать несколько технологий в комплексе, которые будут направлены не только на обучение, развитие и воспитание, но и сохранение здоровья детей. При изменении цели обучения стали особенно заметны недостатки традиционного урока: 1. Строгий регламент времени 2. Преобладает фронтальная работа 3. Нет должной связи теории с практикой 4. Недостаток творческих заданий 5. Трудности с реализацией личностно – ориентированного обучения. 6
2 глава. Проблемы современного урока географии Современный урок позволяет реализовать все компоненты обучения: целевой, содержательный, деятельностный, оценочно – результативный. Признаки современного урока географии: планирование цели, усвоение учебного материала, активная работа учащихся без перегрузок, интерес к предмету. Чем же отличается традиционный урок от современного? 1. Урок в любом случае является основной формой организации учебного процесса, но меняется его содержание и структура. 2. Главная цель урока – приобщение учащихся к самостоятельной, исследовательской, творческой работе. Поэтому показателем качества урока является организация деятельности учащихся, что подготавливает их к плодотворной жизни в обществе. Основные признаки современного урока географии: 1. Урок направлен на формирование личностных качеств ученика. 2. Учитель является организатором, помощником и консультантом учебной познавательной деятельности учащихся. 3. Общение учителя и ученика в форме сотрудничества. 4. Применение знаний и умений в проблемных заданиях на всех этапах урока. 5. Сплочение коллектива в процессе учебной работы. 6. Урок взаимосвязан с такими формами обучения, как экскурсии, практические работы и др. 7. Использование различных форм обучения: урок – игра, урок – репортаж, урок - путешествие и т.д 8. Частичное выполнение учащимися функций учителя: целеполагание, планирование работы, взаимопроверки знаний и умений. 7
Результатом этого будет обеспечение усвоения учебного материала, активная работа на уроке, наличие интереса к предмету. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии. Состав современного содержания образования определяет ряд требований к уроку: 1. Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике. 2. Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения проблемных задач. 3. Изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях это изложение готовой информации в форме рассказа, беседы, просмотра диска, презентации, фильма. В других – поисково – исследовательский метод, где содержание материала изучается путём самостоятельной деятельности учащихся для решения поставленной проблемы. Различные формы изложения могут применяться на одном и том же уроке или на разных в зависимости от содержания знаний и дидактических целей урока. 4.Необходимо определить, с какими предстоящими проблемами и перспективами, связанными с данной темой, целесообразно ознакомить учащихся. 5.Одним из основных требований к уроку является научность, при помощи которой углубляется понимание определённой темы и формируется научное мышление. 6. Положительной стороной урока является индивидуализация обучения, она обеспечивает работу каждого ученика с учётом его развития. 7.Урок должен быть звеном цепочки единой темы и иметь свою внутреннюю логику. 8
8. Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой и соответствовать дидактической цели урока. 9. Эффективность современного урока предполагает и применение современных технических средств, которые повышают усвоение материала, повышают производительность учебного труда. При этом надо учитывать, что ТС не способны заменить учителя, а помогают обогащать применение методов на уроке. 10. Урок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся при помощи содержания, средств обучения, сплочённым классным коллективом, общей атмосферой учебного заведения. 11.Не менее важным считается интеллектуальный, нравственный образ учителя. 12. Современный урок отличается от традиционного целями, содержанием, организационно-методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой и темпом. Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности. Опросы учащихся разных классов показали, как они представляют современный урок на практике. 1 Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно. 2 Современный урок – это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются. 3 Современный урок – это разнообразный урок. 4 Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком. 5 Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно. 6 Современный урок – это урок без стрессов. 9
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: – развитие личности ребёнка; - реализация личностно-ориентированного подхода к обучению; - внедрение деятельностного подхода к обучению; - использование современных педагогических технологий; - оснащение кабинетов современным оборудованием. Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием. 10
3 глава. Пути решения проблем современного урока Чтобы создать современный, методически правильный урок нужно использовать ряд следующих рекомендаций: 1. Определить тему урока, ведущие понятия, выделить часть учебного материала для использования. 2. Сформулировать для себя и учащихся цель с обучающими, развивающими и воспитывающими критериями. 3. Планирование учебного материала и заданий используя творческий подход по принципу «от простого к сложному» 4. Продумать «фишку» урока, что позволит вызвать удивление или изумление учеников. 5. Определить в какой последовательности будут осуществляться виды деятельности для активности учащихся. 6. Спланировать и продумать виды контроля за деятельностью учеников на уроке. 7. Подготовить наглядность, оборудование для урока. 8. Продумать нормируемое домашнее задание с рекомендациями. Не совсем обычным становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских методов обучения. Они представлены как отдельными фрагментами урока и как урок, полностью посвящённый реализации одного из методов. В практическом пособии С.В. Кульневича «Не совсем обычный урок» отмечается: «Учение с увлечением оформилось в серьёзную педагогическую практику в опыте учителей-новаторов. Обратившись к увлекательной стороне знаний, они преодолели сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учёбе, откровенную скуку». Здесь не имеется в виду изменение целей и содержание обычного образования, а всего лишь направлены на 11
формирование и воспроизведение знаний с привлечением в эти процессы элементов формирования самостоятельности, творчества и инициативы учащихся. урДля реализации поставленных задач современный учитель должен вводить в практику нетрадиционные виды уроков: урок – лекция, киноурок, урок исследовательского типа, урок – экскурсия, урок – семинар, урок – игра, урок – путешествие, урок развития речи и т.д. Особенно часто, и это оправдано педагогическим опытом, используются уроки с игровыми моментами. Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам и головоломкам школьники младшего и среднего школьного возраста. С радостью участвуют они в уроке – игре. Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учёбе полезные навыки и качества. Но не всякая игра имеет большое образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Вначале ученик проявляет интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Так пробуждается интерес к учебному предмету. 12
ВЫВОДЫ В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока
,
основные направления которого следующие: 1. Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя – мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью. 2. Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого возможно поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки – тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др. 3. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся. Это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также п р ед у с мат р и ва е т с я 13
самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами. 4. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов и средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока. 5. Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания материала дома. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы. 6. Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам. -в центре внимания урока - дети; -учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие ас- пекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; -умение демонстрировать методическое искусство учителя; 14
-планирование обратной связи; -урок должен быть добрым. Учитель должен опираться на принципы педагогической техники: - свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора); -открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за преде- лами изучаемого курса); -деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков пре- имущественно в форме деятельности, ученик должен уметь исполь- зовать свои знания); -идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможно- сти, знания, интересы самих учащихся); -обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с по- мощью развитой системы приемов обратной связи). ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запо- минают. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с ис- пользованием набора разнообразных операций, объединенных в целесооб- разную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициати- ву ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельно- сти по отношению к своей собственной. Учитель, его отношение к учебно- му процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть 15
способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без кото- рого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении прак- тической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знани- евого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании на- глядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школь- ников. Именно поэтому применение способов практического обучения вы- ступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий. Важно заметить, что вооружение школьников умениями использо- вать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюде- ния на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тен- денции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника. Реализация принципа практико-ориентированного обучения геогра- фии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредмет- ных планируемых результатов обучения. В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов об- щеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных). 16
ЛИТЕРАТУРА 1. Крылова О.В. Интересный урок географии 2. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок 17


В раздел образования