Напоминание

Универсальные учебные действия


Автор: Старосветская Татьяна Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №195
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья, презентация
Тема: Универсальные учебные действия
Раздел: полное образование





Назад





Система универсальных учебных действий.

Их функции и виды.

Учимся учиться!

УНИВЕРСА́

ЛЬНЫЙ

1
. Разносторонний, охватывающий многое. "Универсальные сведения"
2
. С разнообразным назначением, для разнообразного применения. "Универсальное средство" Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе
формирования умения учиться (учить СЕБЯ)
– вот главная задача школы сегодня. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный путь повышения качества обучения.
Вспомним известную притчу
: чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе –
научить
ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия (УУД)
— это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.ЛС. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова .
УУД
: - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни
обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; - обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных вида: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные
действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?» умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). 
Регулятивные
действия
( регулятивный – направляющий, вносящий порядок,

планомерность во что-либо)
обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения (целеполагание, планирование, корректировка плана). 
Познавательные
действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач (умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно- следственные связи, доказать свои суждения; умение сформулировать проблему и найти способ её решения). 
Коммуникативные
действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя (умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей).
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают
возможность

самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования
умения учиться
. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
 обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Учитель русского языка и литературы: Старосветская Татьяна Викторовна


В раздел образования