Автор: Старосветская Татьяна Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №195 Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья, презентация Тема: Универсальные учебные действия Раздел: полное образование
1 .
Разносторонний, охватывающий многое.
"Универсальные сведения"
2 .
С разнообразным назначением, для разнообразного применения.
"Универсальное средство"
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники,
созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь
людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку
приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное
образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным
источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы?
Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом
ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот главная задача
школы сегодня.
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся
способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы
универсальных учебных действий.
Формирование общеучебных действий в педагогике всегда рассматривалось как надежный
путь повышения качества обучения.
Вспомним известную притчу : чтобы накормить голодного человека можно поймать
рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек,
научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность
человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.
Основой для разработки понятия служит деятельностный подход, базирующийся на
положениях научной школы Л.ЛС. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,
П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова .
УУД :
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность
учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и
сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни
обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и
профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины
мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных вида:
1) личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику
значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и
ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие
жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах,
правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира,
окружающих людей, самого себя и своего будущего (то есть умение ответить на вопрос
«Что такое хорошо, что такое плохо?» умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл
имеет для меня учение?»).
Регулятивные действия ( регулятивный – направляющий, вносящий порядок,
планомерность во что-либо) обеспечивают возможность управления познавательной
и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий и оценки успешности усвоения (целеполагание,
планирование, корректировка плана).
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и
отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования
изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач
(умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её
решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-
следственные связи, доказать свои суждения; умение сформулировать проблему и
найти способ её решения).
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества –
умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать
действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать
свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя
(умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными
группами людей).
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку
друг другу.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями
создают возможность
самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и
компетентностей на основе формирования умения учиться . Эта возможность
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
познания и мотивацию к обучению.
К функциям универсальных учебных действий относятся:
обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие
как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые
средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты
деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого
обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной
мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование
компетентностей в любой предметной области.
Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте
разных учебных предметов и, в конце концов, ведет к формированию способности
самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.
Учитель русского языка и литературы: Старосветская Татьяна Викторовна