Без географии Вы нигде! (из опыта работы по повышению интереса к предмету(
Автор: Скоробач Елена Васильевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ ТСОШ№1 им. А.А. Мезенцева Населённый пункт: п. Таксимо Наименование материала: статья Тема: Без географии Вы нигде! (из опыта работы по повышению интереса к предмету( Раздел: полное образование
(из опыта работы по повышению интереса к предмету)
Согласно
Государственного
Стандарта
«География
…
-
учебный
предмет,
формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о
Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и
хозяйства,
об
особенностях, о
динамике
и
территориальных
следствиях
главных
природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в
географическом
пространстве,
проблемах
взаимодействия
общества
и
природы,
об
адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах
к устойчивому развитию территорий».
Таким
образом,
приоритетная
цель
школьного
географического
образования
–
формирование
географического
мышления,
направленного
на
решение
задач
типа
«человек – природа – общество» в их пространственном аспекте. То есть географическое
мышление является научным, системным и комплексным и развивается у человека по мере
его развития и приобретения опыта в окружающем мире.
Кроме
того
современная
школьная
география
является
удачным
полем
для
реализации
деятельностного
характера
обучения,
так
как
результаты
могут
быть
достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
При проектировании своей профессиональной деятельности приходится учитывать
не
только
хорошие
материально-методические
условия,
созданные
в
школе,
но
и
существующие проблемы:
слабомотивированный
образовательный
запрос
вследствие
невысокого
материального и образовательного уровня семей обучающихся;
проблему
организации
исследовательской
работы
учащихся
в
виду
отсутствия
научных учреждений в районе;
падение
интереса
к
науке
географии
в
целом,
в
том
числе
в
малой
её
востребованности как профильного предмета для продолжения обучения.
Данные проблемы характерны для большинства школ в небольших поселениях,
особенно
удалённых
от
культурно-образовательных
центров,
и
потому
являются
актуальными для многих педагогов.
Поэтому
в
своей
профессиональной
деятельности
я
руководствуюсь принципом
«Без географии Вы нигде!» . Ведь географическая информация есть в самых различных
источниках информации – художественных
произведениях, телепередачах, в личных
путешествиях и т.п. Научить её анализировать, делать правильные выводы – вот основная
задача
моей
работы.
Показать
значимость
географических
знаний,
географического
мышления не только на уроках, но и в любой практической деятельности – значит
воспитывать саморазвивающуюся, духовно зрелую Личность.
Имея хорошую обеспеченность ЦОР (комплект интерактивных географических
карт
и
демонстрационных
материалов
ЗАО
«Инновационные
технологии»
(5-9
кл);
электронные
учебники
«Образовательная
коллекция
1С»
Ре спубликанского
мультимедиацентра (6-10 кл); электронные приложения к учебникам географии «Полярная
звезда» (5-8 кл); комплект видеоуроков «ИНФОурок» (5-11 кл); авторские презентации)
разрабатываю электронные образовательные ресурсы преимущественно для реализации
НРК. В настоящее время для этого использую возможности сервиса Learning Apps.
Learning Apps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных
процессов
в
учебных
заведениях
разных
типов.
Это
конструктор
для
разработки
интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и
во внеклассной работе. LearningApps разрабатывается как научно-исследовательский
проект
Центра
Педагогического
колледжа
информатики
образования
PH
Bern
в
сотрудничестве
с
университетом
г.
Майнц
и
Университетом
города
Циттау
/
Герлиц
(Германия). Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут
проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию
познавательного
интереса
учащихся.
Использую
данные
учебные
продукты
в
рамках
проблемного
обучения
и
для
закрепления
полученных
знаний.
Это
позволяет
формировать
у
ребят
положительную
мотивацию
к
изучению
географии,
получать
хорошие результаты обучения. (Приложение)
В настоящее время значительное внимание я уделию интеллектуально-творческой
работе по популяризации географических знаний. Для этого наряду с традиционным
вовлечением учеников во внеурочную деятельность организую проекты географической и
экологической направленности.
Школьный
проект
«Экологический
календарь».
Наряду
с
познавательным,
нравственным направлением он имел и практическое значение. Ребята выразили своё
отношение
к
Байкалу
и
домашним
животным,
научились
управлять
своим
психологическим настроем, участвовали в необычных видах спорта в Весёлой Олимпиаде.
Вместе с родителями школьники организовали «птичьи столовые» и приняли участие в
акции WWF «Час Земли». (Приложение)
Несколько лет работает учебный проект «География своими руками». Учащиеся 6-х
классов
создали
макеты
традиционных
жилищ
разных
народов,
семиклассники
–
украшения жителей разных материков, девятиклассники готовят материалы по символике
субъектов РФ. (Приложение)
1 ноября 2015 года в 12:00 по местному времени во всех регионах страны стартовал
Всероссийский географический диктант. В масштабной образовательной акции, которая
впервые проводилась Русским географическим обществом, мог принять участие любой
желающий,
независимо
от
возраста
и
образования.
В
каждом
субъекте
Российской
Федерации
региональными
отделениями
РГО
были
организованы
площадки
для
проведения географического диктанта.
К сожалению, жители нашего посёлка Таксимо не могли проверить свои знания на
оффлайновых площадках, ближайшая из которых была создана на базе БГУ в г. Улан-Удэ.
Желающие прошли онлайн-тестирование на сайте Русского географического общества.
Поэтому
в
нашей
школе
аналогичный
диктант
был
проведён
по
инициативе
учителя
географии
3
ноября
в
письменном
виде.
В
дальнейшем
было
организовано
тестирование взрослого населения. Всего в диктанте приняло участие 147 человек. Из них
104 – старшеклассники нашей школы и 43 – взрослые.
На основе полученных данных ученицей 10 класса было проведено исследование
«Географическая
грамотность
населения
п.
Таксимо»,
которое,
кстати,
показало
достаточно неплохой уровень знаний взрослых. (Приложение)
Традиционным праздником в нашей школе стал День Земли. (Приложение) Думаю,
что всё перечисленное позволяет вернуть интерес населения к географической науке.
Приложение
Школьный творческо-экологический проект «Экологический календарь»
Дата
Мероприятие
Целевая
аудитори
я
Форма проведения
14 сентября – День
озера Байкал
День озера Байкал
1-11 кл
Акция - «признание в
любви» «Я люблю Байкал»
10 октября
Всемирный День
психического здоровья
1-11 кл
1.
«Психологический
душ»
2.
Конкурс улыбок
12 ноября
Синичкин День
1-8 кл
1.
Фестиваль кормушек
2.
Акция «Синичкино
мороженое»
11 декабря
Международный День
прав животных
1-11 кл
1.
Конкурс «Доброе
слово и кошке приятно»
2.
Конкурс селфи «Я и
мой любимец»
23 марта
Всемирный День
климата
1-4 кл
Экологический спектакль
«Как мальчик Климат
заболел»
29 марта
Час Земли
1-11 кл
Участие в акции WWF
07
апреля
Всемирн
ый День
охраны
здоровья
1-
11
кл
1.
Воло
нтёрская
акция «Как
стать
Неболейкой
»
2.
Шоу
-программа
«Весёлая
олимпиада»
12 мая
День
экологич
еского
образова
ния
1-
11
кл
1.
Викт
орин
а
«На
ш
дом -
Земл
я»
2.
Экол
имп
иада
Предметный проект «География своими
руками»
Исследовательская работа «Географическая грамотность населения п. Таксимо»
(фрагменты)
Тотальный географический диктант
Вопросы
Ответы
1.
Каково количество государств – соседей России?
А) 10 Б) 12 В) 14 Г) 16
2.
Наиболее коротка граница России с:
А) Норвегией Б) Грузией В) Казахстаном Г) КНДР
3.
В состав Российской Федерации входят … субъекта:
А) 63 Б) 73 В) 83 Г) 85
4.
Перечислите города федерального значения, входящие в состав РФ
5.
Назовите самый большой по площади субъект РФ
6.
Соотнесите название горных систем и высочайших вершин:
А) Алтай Б) Восточный Саян В) Кавказ Г) Урал
1) Эльбрус 2) Народная 3) Мунку-Сардык 4) Белуха
А - Б –
В - Г -
7.
Назовите полюс холода, находящийся на территории России
8.
Соотнесите название рек и океанов, в которые они впадают:
А) Амур Б) Дон В) Енисей Г) Печора
1) Атлантический 2) Северный Ледовитый 3) Тихий
А - Б –
В - Г -
9.
Назовите крупнейший город азиатской части России
10.
П о ЗАПАСАМ каких полезных ископаемы Россия занимает 1 место в
мире?
А) нефти Б) природного газа В) железных руд Г) золота
11.
Назовите субъекты РФ, с которыми граничит Бурятия
12.
Сколько городов расположено на территории РБ?
13.
Назовите религии, которые исповедуют КОРЕННЫЕ жители Бурятии
14.
Сколько заповедников расположено на территории Бурятии?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 5
15.
Какой объект, расположенный на территории Муйского района, внесён в
книгу рекордов России?
Традиционный школьный праздник День Земли