Напоминание

Без географии Вы нигде! (из опыта работы по повышению интереса к предмету(


Автор: Скоробач Елена Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ ТСОШ№1 им. А.А. Мезенцева
Населённый пункт: п. Таксимо
Наименование материала: статья
Тема: Без географии Вы нигде! (из опыта работы по повышению интереса к предмету(
Раздел: полное образование





Назад





Без географии Вы нигде!

(из опыта работы по повышению интереса к предмету)
Согласно Государственного Стандарта «География … - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий». Таким образом, приоритетная цель школьного географического образования – формирование географического мышления, направленного на решение задач типа «человек – природа – общество» в их пространственном аспекте. То есть географическое мышление является научным, системным и комплексным и развивается у человека по мере его развития и приобретения опыта в окружающем мире. Кроме того современная школьная география является удачным полем для реализации деятельностного характера обучения, так как результаты могут быть достигнуты только в процессе учебно-познавательной деятельности самих учащихся. При проектировании своей профессиональной деятельности приходится учитывать не только хорошие материально-методические условия, созданные в школе, но и существующие проблемы:  слабомотивированный образовательный запрос вследствие невысокого материального и образовательного уровня семей обучающихся;  проблему организации исследовательской работы учащихся в виду отсутствия научных учреждений в районе;  падение интереса к науке географии в целом, в том числе в малой её востребованности как профильного предмета для продолжения обучения. Данные проблемы характерны для большинства школ в небольших поселениях, особенно удалённых от культурно-образовательных центров, и потому являются актуальными для многих педагогов. Поэтому в своей профессиональной деятельности я руководствуюсь принципом
«Без географии Вы нигде!»
. Ведь географическая информация есть в самых различных источниках информации – художественных произведениях, телепередачах, в личных путешествиях и т.п. Научить её анализировать, делать правильные выводы – вот основная задача моей работы. Показать значимость географических знаний, географического
мышления не только на уроках, но и в любой практической деятельности – значит воспитывать саморазвивающуюся, духовно зрелую Личность. Имея хорошую обеспеченность ЦОР (комплект интерактивных географических карт и демонстрационных материалов ЗАО «Инновационные технологии» (5-9 кл); электронные учебники «Образовательная коллекция 1С» Ре спубликанского мультимедиацентра (6-10 кл); электронные приложения к учебникам географии «Полярная звезда» (5-8 кл); комплект видеоуроков «ИНФОурок» (5-11 кл); авторские презентации) разрабатываю электронные образовательные ресурсы преимущественно для реализации НРК. В настоящее время для этого использую возможности сервиса Learning Apps. Learning Apps является приложением Web 2.0 для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов. Это конструктор для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. LearningApps разрабатывается как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау / Герлиц (Германия). Основная идея интерактивных заданий заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в игровой форме, что способствует формированию познавательного интереса учащихся. Использую данные учебные продукты в рамках проблемного обучения и для закрепления полученных знаний. Это позволяет формировать у ребят положительную мотивацию к изучению географии, получать хорошие результаты обучения.
(Приложение)
В настоящее время значительное внимание я уделию интеллектуально-творческой работе по популяризации географических знаний. Для этого наряду с традиционным вовлечением учеников во внеурочную деятельность организую проекты географической и экологической направленности. Школьный проект «Экологический календарь». Наряду с познавательным, нравственным направлением он имел и практическое значение. Ребята выразили своё отношение к Байкалу и домашним животным, научились управлять своим психологическим настроем, участвовали в необычных видах спорта в Весёлой Олимпиаде. Вместе с родителями школьники организовали «птичьи столовые» и приняли участие в акции WWF «Час Земли».
(Приложение)
Несколько лет работает учебный проект «География своими руками». Учащиеся 6-х классов создали макеты традиционных жилищ разных народов, семиклассники – украшения жителей разных материков, девятиклассники готовят материалы по символике субъектов РФ.
(Приложение)

1 ноября 2015 года в 12:00 по местному времени во всех регионах страны стартовал Всероссийский географический диктант. В масштабной образовательной акции, которая впервые проводилась Русским географическим обществом, мог принять участие любой желающий, независимо от возраста и образования. В каждом субъекте Российской Федерации региональными отделениями РГО были организованы площадки для проведения географического диктанта. К сожалению, жители нашего посёлка Таксимо не могли проверить свои знания на оффлайновых площадках, ближайшая из которых была создана на базе БГУ в г. Улан-Удэ. Желающие прошли онлайн-тестирование на сайте Русского географического общества. Поэтому в нашей школе аналогичный диктант был проведён по инициативе учителя географии 3 ноября в письменном виде. В дальнейшем было организовано тестирование взрослого населения. Всего в диктанте приняло участие 147 человек. Из них 104 – старшеклассники нашей школы и 43 – взрослые. На основе полученных данных ученицей 10 класса было проведено исследование «Географическая грамотность населения п. Таксимо», которое, кстати, показало достаточно неплохой уровень знаний взрослых.
(Приложение)
Традиционным праздником в нашей школе стал День Земли.
(Приложение)
Думаю, что всё перечисленное позволяет вернуть интерес населения к географической науке.
Приложение

Школьный творческо-экологический проект «Экологический календарь»

Дата

Мероприятие

Целевая

аудитори

я

Форма проведения
14 сентября – День озера Байкал День озера Байкал 1-11 кл Акция - «признание в любви» «Я люблю Байкал» 10 октября Всемирный День психического здоровья 1-11 кл 1. «Психологический душ» 2. Конкурс улыбок 12 ноября Синичкин День 1-8 кл 1. Фестиваль кормушек 2. Акция «Синичкино мороженое» 11 декабря Международный День прав животных 1-11 кл 1. Конкурс «Доброе слово и кошке приятно» 2. Конкурс селфи «Я и мой любимец» 23 марта Всемирный День климата 1-4 кл Экологический спектакль «Как мальчик Климат заболел» 29 марта Час Земли 1-11 кл Участие в акции WWF
07 апреля Всемирн ый День охраны здоровья 1- 11 кл 1. Воло нтёрская акция «Как стать Неболейкой » 2. Шоу -программа «Весёлая олимпиада» 12 мая День экологич еского образова ния 1- 11 кл 1. Викт орин а «На ш дом - Земл я» 2. Экол имп иада
Предметный проект «География своими

руками»




Исследовательская работа «Географическая грамотность населения п. Таксимо»

(фрагменты)

Тотальный географический диктант

Вопросы

Ответы
1. Каково количество государств – соседей России? А) 10 Б) 12 В) 14 Г) 16 2. Наиболее коротка граница России с: А) Норвегией Б) Грузией В) Казахстаном Г) КНДР 3. В состав Российской Федерации входят … субъекта: А) 63 Б) 73 В) 83 Г) 85 4. Перечислите города федерального значения, входящие в состав РФ 5. Назовите самый большой по площади субъект РФ 6. Соотнесите название горных систем и высочайших вершин: А) Алтай Б) Восточный Саян В) Кавказ Г) Урал 1) Эльбрус 2) Народная 3) Мунку-Сардык 4) Белуха А - Б – В - Г - 7. Назовите полюс холода, находящийся на территории России 8. Соотнесите название рек и океанов, в которые они впадают: А) Амур Б) Дон В) Енисей Г) Печора 1) Атлантический 2) Северный Ледовитый 3) Тихий А - Б – В - Г - 9. Назовите крупнейший город азиатской части России 10. П о ЗАПАСАМ каких полезных ископаемы Россия занимает 1 место в мире? А) нефти Б) природного газа В) железных руд Г) золота 11. Назовите субъекты РФ, с которыми граничит Бурятия 12. Сколько городов расположено на территории РБ? 13. Назовите религии, которые исповедуют КОРЕННЫЕ жители Бурятии 14. Сколько заповедников расположено на территории Бурятии? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 5 15. Какой объект, расположенный на территории Муйского района, внесён в книгу рекордов России?
Традиционный школьный праздник День Земли



В раздел образования