Автор: Высоцкая Любовь Тимофеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ №55 Населённый пункт: г.Иркутск Наименование материала: урок Тема: Русский алфавит, или азбука Раздел: начальное образование
Педагогические цели
Создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни
людей, правописанием словарных слов: алфавит, способствовать обобщению
имеющихся знаний;
способствовать прочному запоминанию последовательности букв в алфавите;
развитие умения правильно называть буквы;
развитие умения практического использования алфавита.
Тип урока
Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка
(орфоэпических, лексических,
грамматическими, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные
результаты
Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее
эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера
высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Русский алфавит. Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние
букв, знание их последовательности. Палиндром. Слова с непроверяемым написанием:
алфавит,
Образовательные ресурсы
Схема «Алфавит». Орфографический и толковый словари
ЦОР к учебнику "Русский язык»
Сценарий урока.
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
осуществляемые
действия
формируемые
умения
I.
Мотивирование
к учебной
деятельности.
(Организационн
ый момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют
учителя. Организуют
свое рабочее место,
проверяют наличие
индивидуальных
учебных
принадлежностей на
столе
Проявляют
эмоциональную
отзывчивость на
слова учителя
II. Чистописание
Индивидуальная.
Практический. Письмо
ч Ч
чу
ча
Выполняют письмо
по образцу
Вырабатывают
калли-графический
почерк
III. Проверка
выполнения
домашнего
задания.
Работа в рабочей
тетради (№ 71, 73)
Фронтальная. Словесный.
Чтение, беседа
– Какие слова вы составили
из звуков?
– Прочитайте составленные предложения
(№ 71).
– Какие слова вы вписали
в предложения (№ 73)?
– Санки, коньки, горка,
зима.
Читают предложения.
– Звуков, звуки,
буквами
Устанавливают
правильность
выполнения
домашнего задания,
выявляют пробелы и
осуществляют их
коррекцию
IVФонетическая
разминка
Фронтальная. Словесный.
- Назовите букву, которая обозначает звуки
парные звукам [ф] - [ф
,
].
-Назовите букву, которая обозначает мягкий
согласный звук в слове плитка.
-Назовите букву безударного гласного,
которую вы напишете в корне слова зима.
Дети называют нужные
буквы и записывают их
в тетрадях.
Умения определять
букву по звуку
-Назовите букву, которая обозначает гласные
звуки в слове вата. Сколько их?
-Какая буква обозначает твёрдый согласный
в слове туча?
-Какая буква пишется на конце слова
жираф?
В Л И А А Т Ф (карточки с буквами
появляются на доске или на интерактивной
доске)
-А теперь разгадайте анаграмму.
V.Словарная
работа.
Фронтальная. Словесный.
Какое слово получилось?
АЛФАВИТ
-Давайте запишем его. Обозначим ударение
и опасные места.
-Что такое алфавит?
-Придумайте предложение с этим словом
(одно записать под диктовку)
-Назовите синоним к слову алфавит.(азбука)
Д е т и
з а п и с ы в а ю т
слово.
Предложение
п о д
д и к т о в к у ,
обозначают
орфограммы.
Од ин
человек
работает
у
доски
с
последующей
самооценкой.
Умения работать со
словарными словами
VI. Определение
темы урока.
Целеполагание
Фронтальная. Словесный,
беседа
-Определите тему сегодняшнего урока.
(Алфавит)
-Тип урока.
- Какие цели мы поставим перед собой?
1) Вспомнить алфавит.
2) Научиться пользоваться им.
Дети под руководством
учителя определяют
тему урока, его тип,
ставят цели
Умения
определять
тему
урока,его
тип,
ставить цели
VII. Выдвижение
версий.
Фронтальная. Словесный,
беседа
- Для чего нужно уметь пользоваться
алфавитом?
Выслушиваются версии
детей
Учатся
выдвигать
версии
VIII. Поиск
решения
Фронтальная. Словесный,
беседа
Давайте вспомним алфавит. (Используется
ЦОР
к
учебнику
"Русский
язык"
1
класс
- Д е т и
п о
о ч е р е д и
в ы х о д я т
к
Умения
н а ход и т ь
нуж ную
букву
в
(открытие нового
знания)
авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого.
-Восстановите алфавит. Назовите буквы.
-Назовите букву, которая находится между
буквами ф и ц.
-Перед буквой с.
-Назовите
букву,
которая
стоит
на
16-ом
месте.
-На 20-ом.
интерактивной доске и
возвращают
буквы
на
место, называя их.
алфавите.
IX.Первичное
закрепление
Фронтальная,самостоятел
ьная, индивидуальная
1. Работа с учебником.
а) упр. 121 (устно)
б)
упр.
122
(письменно)
(расшифровать
слово)
Получилось слово букварь.
-Какое отношение букварь имеет к азбуке.
Зашифруйте слово знания.
в) упр. 123 (устно)
2. Работа в парах.
Выслушиваются версии
детей.
1 ученик у доски.
Н а з ы ва ют
бу к в ы
п р а в и л ь н о
и
располагают
их
в
алфавитном порядке.
О б ъ я с н я ю т,
г д е
может
пригодиться
знание алфавита
-Положите перед собой листочки. Запишите
слова в тетрадь в алфавитном порядке
Слова: учитель, карандаш, ученик, тетрадь.
Проверка.
-Как
вы
расположили
слова
учитель
и
ученик? Почему?
-Что же нужно делать, если первые буквы в
словах одинаковые?
XI.Развитие
умений,
применение
нового знания
Работа в группах.
а) Деление на группы.
-У каждого из вас есть карточка с буквой.
Объединяться
вы
будете
в
группы
с
одинаковыми
карточками.
Но
сначала
отгадайте загадки.
I группа.
На прямую палочку справа села галочка, там
поныне и сидит, буквой (к) на нас глядит.
II группа.
Вот,
посмотрите,
кто
такой?
Загородив
дорогу, стоит с протянутой рукой, согнув
баранкой ногу. (Б)
III группа.
-Дрожу от страха до сих пор! - воскликнуло
полено.
-
Похожа
группа
на
топор.
Разрубит
непременно! (Р)
IV группа.
Чтобы О не укатилась, крепко к столбику
прибью:
-Ой!
Смот ри-ка,
что
с л у ч и л о с ь ? . . .
Получилась буква (ю)
Выслушиваются
мнения детей.
Выбранные или
назначенные
командиры групп
представляют итог
работы группы.
Члены групп
оценивают свою
коллективную работу
Умения применять
новые знания
V группа.
Что
за
буква
светится
старым
ясным
месяцем?(с)
-Разделились на группы. Давайте вспомним
правила работы в группах.
Задания:
I
группа.
Расположить
в
алфавитном
порядке имена членов группы.
II
группа.
Расположить
в
алфавитном
порядке фамилии членов группы.
III
г р у п п а .
Помочь
б и бл и от е ка р ю ,
расставив
на
полках
книги
следующих
а в т о р о в : Толкиен,
Тютчев,
Толстой,
Линдгрен, Заходер.
IV
группа. Расположить
в
алфавитном
порядке названия летних месяцев.
V
группа.
Расположить
в
алфавитном
порядке
дни
недели: вторник,
среда,
воскресенье.
Физкультминутк
а
Коллективная.
Практический
Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет
Дети приседают
и «закрываются».
Встают на носочки и
вытягивают руки вверх
Осуществляют
профилактику
утомления
1.Запись слов
в алфавитном
порядке. Работа
с
орфографическим
словарем (упр.
125)
Групповая.
Практический.
Письмо, чтение
– Прочитайте. По алфавиту
ли записаны слова в каждом столбике?
– Запишите слова в алфавитном порядке,
вставьте пропущенные буквы.
– Проверьте написание слов
и их расположение в алфавитном порядке по
орфографическому словарю
Читают слова.
Вставляют
пропущенные буквы.
Располагают слова в
алфавитном порядке.
Сверяют написание
слов и расположение в
Осуществляют
правописание
словарных слов и
самопроверку
с помощью
орфографического
словаря.
алфавитном порядке с
орфографи-
ческим словарем
Правильно
располагают слова в
алфавитном порядке
2. Палиндром
(упр. 128).
Дифференцирован
ное задание
Групповая.
Творческий.
Составление
палиндрома
Знакомит с палиндромом, предлагает из
данных слов составить и записать
палиндром
– На баклажан нажал
Кабан
Учатся составлять
палиндром. Умеют
работать
коллективно
XII. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
- Над какой темой мы сегодня
работали?
- Какие цели ставили?
-Удалось ли вам достигнуть этих
целей?
-
Отвечают на вопросы
Открыто
осмысливают и
оценивают свою
деятельность на
уроке
XIII. Домашнее
задание.
Фронтальная. Словесный.
Объяснение
учителя
-Повторить алфавит.
-Зашифровать свои фамилию и имя.
Зашифровать фамилии и имена
членов семьи, друзей, одноклассников
(дополнительно)
Слушают объяснение
учителя. Делают
соответствующие
записи
Принимают учебное
задание в
соответствии с
уровнем своего
развития