Автор: Грузская Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Солнышко" Населённый пункт: Красноярский край, Кежемский район, г.Кодинск Наименование материала: статья Тема: Создаем развивающую предметно-пространственную среду. Раздел: дошкольное образование
Введение.
Бытие определяет сознание. Применительно к детскому саду это означает, что
созданные в группе условия, среда во многом предопределяют развитие, обучение и
воспитание ребенка. Поэтому работа воспитателя должна начинаться именно с этого – с
создания развивающей предметно- пространственной среды
в группе. Среда является
сложным
образованием,
включающим
целый
ряд
взаимосвязанных
между
собой
компонентов природного и социального характера. ( Природный компонент – это живая и
неживая природа. Социальный компонент – этовзаимоотношения людей и общества,
материальная и духовная культура).
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом Федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», №185 от 02 июля 2013
года;
Приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
«Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»
№1155
от
17
октября
2013г.
строится
таким
образом,
чтобы
дать
возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом
их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность
реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом.
При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем
развития.
И
всё
это
не
игнорируя
социальный
заказ
и
запросы
родителей
детей,
посещающих ДОУ.
Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей
приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный
аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который
педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки.
Предметный
мир,
а
не
воспитатель
побуждает
ребенка
к
активным
самостоятельным действиям. Обновление содержания предметной среды в группе влечет
за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный
интерьер
групповой
комнаты
положительно
влияет
на
настроение.
Качественно
изменяется в новых условиях сам ребенок. В новой среде он и ведет себя по-новому. Он с
интересом
знакомится
с
новым
оборудованием,
пробует
свои
силы
в
той
или
иной
деятельности.
Среда
стимулирует
у
него
любознательность,
самостоятельность,
инициативность, общительность и доброжелательность.
Правильно организованная среда предусматривает, в первую очередь, переход на
личностно-ориентированное
взаимодействие
педагога
с
детьми.
Учет
уникальности
личности
каждого
ребенка
продвигает
педагога
к
осуществлению
индивидуального
подхода в обучении и воспитании.
В правильно организованной среде у воспитателя появляется больше возможностей
развивать коммуникативные способности ребенка и его речь, готовить к школе.
Воспитатель
организует
процесс
воспитания,
учитывая
различные
факторы:
возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и
обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д.
Чувство
меры
и
такта
в
подборе
игрового
оборудования
позволяет
не
только
правильно подобрать материалы для игр и занятий, но и оставить достаточно самого
пространства для игр и занятий детей.
Развивающая
предметно-пространственная
среда –
это
система
материальных
объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного
и физического развития
Основные положения и принципы построения развивающей среды.
1. Доступность.
Оборудование находиться на уровне ребенка, в свободном доступе.
2. Безопасность.
Все выполнено из натуральных материалов, надежно закреплено.
3. Мобильность .
Легко снимается, переноситься, трансформируется.
4. Многофункциональность .
Можно использовать в различных вариациях: стол – песочница, книжная зона – зона
отдыха, есть в группе место для уединения.
5. Рациональность .
Задействовано все пространство группы, оставлено при этом достаточно свободной
площади.
6. Полифункциональность .
Использование
моделей
наряду
с
конструкторами,
мозаиками;
физкультурным
оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не
несут
в
себе
определенной
смысловой
информации.
Способствует
развитию
воображения и знаковой – символической функции мышления дошкольников.
7. Гибкое зонирование .
Заключается
в
организации
различных
пересекающихся
сфер
активности.
Это
позволяет
детям
в
соответствии
со
своими
интересами
и
желаниями
свободно
заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
8. Открытость обществу и открытости своего «Я ».
Индивидуальный выбор.
9. Стабильность – динамичность .
Это тесно взаимосвязано с принципом гибкого зонирования. Предметно – развивающая
среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
Если
в
группу
пришло
больше
мальчиков,
то
в
группе
выставляем
больше
конструкторов, машин, что позволяет детям строить дома, гаражи не только на столе, но
и на полу.
Если пришло больше девочек, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу»,
«магазин».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1 . Содержательно-насыщенная
(Оснащённость
средствами
обучения
и
воспитания,
оздоровительным оборудованием)
2. Трансформируемая (Возможность изменения среды в зависимости от образовательной
ситуации и интересов детей)
3 . Полифункциональная
(Разнообразное
использование
составляющих
предметной
среды)
4 . Вариативная (Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и
разнообразных материалов и игр)
5. Доступная (Свободный доступ к играм и игрушкам)
6 . Безопасная
(Наличие
разнообразных
пространств
(для
игр,
уединения
и
т.д.)
и
разнообразных материалов и игр)
Главные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
Среда
должна
выполнять
образовательную,
развивающую,
воспитывающую,
стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное –
она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить
удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной
деятельности.
Организуя
предметную
среду
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать
з а ко н ом е р н о с т и
п с и х и ч е с ко го
р а з в и т и я ,
п о ка з ат е л и
и х
з д о р о в ь я ,
психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоциональной сферы.
Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
При
создании
развивающего
пространства
в
групповом
помещении
необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
5 образовательных областей
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
• Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие.
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
уважительного
отношения
и
чувства
принадлежности
к
своей
семье
и
к
сообществу
детей
и
взрослых
в
организации;
формирование
позитивных
установок
к
различным
видам
труда
и
творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие.
Развитие интересов
детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
становление сознания; развитие воображения и
творческой
активности;
формирование
первичных представлений о себе, других людях,
объектах окружающего мира, о свойствах
и
отношениях
объектов
окружающего
мира
( ф о р м е , цвете,
р а з м е р е ,
материале, звучании, ритме,
темпе,
количестве,
числе,
части
и
целом,
пространстве
и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях
и
праздниках, о планете Земля как общем доме
людей,
об
особенностях
её
природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
Речевое
развитие
включает
владение
речью
как средством общения и
культуры;
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического слуха; знакомство с
книжной
культурой,
детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как
предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие.
Предполагает
развитие
предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального, изобразительного), мира
природы;
становление
эстетического
отношения к окружающему миру;
формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие
музыки,
художественной
литературы, фольклора; стимулирование
сопереживания
персонажам художественных
произведений; реализацию
самостоятельной
творческой
деятельности
де т е й
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие.
Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в
том
числе
связанной
с
выполнением
упражнений,
направленных
на
развитие
таких
физических
качеств,
как
координация
и
гибкость;
способствующих
правильному
формированию опорно-двигательной системы организма