Напоминание

Создаем развивающую предметно-пространственную среду.


Автор: Грузская Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: Красноярский край, Кежемский район, г.Кодинск
Наименование материала: статья
Тема: Создаем развивающую предметно-пространственную среду.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Создаем развивающую предметно-пространственную среду.

Введение.
Бытие определяет сознание. Применительно к детскому саду это означает, что созданные в группе условия, среда во многом предопределяют развитие, обучение и воспитание ребенка. Поэтому работа воспитателя должна начинаться именно с этого – с создания развивающей предметно- пространственной среды в группе. Среда является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера.
(
Природный компонент – это живая и неживая природа. Социальный компонент – этовзаимоотношения людей и общества, материальная и духовная культура). Организация развивающей среды в ДОУ с учетом Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», №185 от 02 июля 2013 года; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17 октября 2013г. строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ. Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей приоритетные направления работы каждого учреждения и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные блоки. Предметный мир, а не воспитатель побуждает ребенка к активным самостоятельным действиям. Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты положительно влияет на настроение. Качественно изменяется в новых условиях сам ребенок. В новой среде он и ведет себя по-новому. Он с интересом знакомится с новым оборудованием, пробует свои силы в той или иной деятельности. Среда стимулирует у него любознательность, самостоятельность, инициативность, общительность и доброжелательность. Правильно организованная среда предусматривает, в первую очередь, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Учет уникальности личности каждого ребенка продвигает педагога к осуществлению индивидуального подхода в обучении и воспитании. В правильно организованной среде у воспитателя появляется больше возможностей развивать коммуникативные способности ребенка и его речь, готовить к школе. Воспитатель организует процесс воспитания, учитывая различные факторы: возраст и пол детей, их потребности и интересы, требования программы воспитания и обучения, методические разработки, нормы СанПиН и т.д. Чувство меры и такта в подборе игрового оборудования позволяет не только правильно подобрать материалы для игр и занятий, но и оставить достаточно самого пространства для игр и занятий детей.

Развивающая

предметно-пространственная

среда
– это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития
Основные положения и принципы построения развивающей среды.

1. Доступность.
Оборудование находиться на уровне ребенка, в свободном доступе.
2. Безопасность.
Все выполнено из натуральных материалов, надежно закреплено.
3. Мобильность
. Легко снимается, переноситься, трансформируется.
4. Многофункциональность
. Можно использовать в различных вариациях: стол – песочница, книжная зона – зона отдыха, есть в группе место для уединения.
5. Рациональность
. Задействовано все пространство группы, оставлено при этом достаточно свободной площади.
6. Полифункциональность
. Использование моделей наряду с конструкторами, мозаиками; физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации. Способствует развитию воображения и знаковой – символической функции мышления дошкольников.
7. Гибкое зонирование
. Заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
8. Открытость обществу и открытости своего «Я
». Индивидуальный выбор.
9. Стабильность – динамичность
. Это тесно взаимосвязано с принципом гибкого зонирования. Предметно – развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Если в группу пришло больше мальчиков, то в группе выставляем больше конструкторов, машин, что позволяет детям строить дома, гаражи не только на столе, но и на полу. Если пришло больше девочек, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
1 .
Содержательно-насыщенная
(Оснащённость средствами обучения и воспитания, оздоровительным оборудованием) 2.
Трансформируемая
(Возможность изменения среды в зависимости от образовательной ситуации и интересов детей) 3 .
Полифункциональная
(Разнообразное использование составляющих предметной среды) 4 .
Вариативная
(Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр) 5.
Доступная
(Свободный доступ к играм и игрушкам) 6 .
Безопасная
(Наличие разнообразных пространств (для игр, уединения и т.д.) и разнообразных материалов и игр)

Главные принципы построения развивающей предметно-пространственной среды:
 Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.  Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.  Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.  Элементы декора должны быть легко сменяемыми.  В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.  Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать з а ко н ом е р н о с т и п с и х и ч е с ко го р а з в и т и я , п о ка з ат е л и и х з д о р о в ь я , психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.  Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.  При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.  Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
5 образовательных областей
• Социально-коммуникативное развитие • Познавательное развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие • Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие.
Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие.
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( ф о р м е , цвете, р а з м е р е , материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие.
Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности де т е й (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие.
Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма


В раздел образования