Непрерывный процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся в урочное и во внеурочное время на уроках литературы.
Автор: Саргсян Анаит Левони Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Школа №37 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Непрерывный процесс нравственно-патриотического воспитания учащихся в урочное и во внеурочное время на уроках литературы. Раздел: среднее образование
Непрерывный процесс нравственно-патриотического воспитания
учащихся в урочное и во внеурочное время на уроках литературы.
Перед нами, филологами, наверное, вы согласитесь со мной, проблема
духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь
мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.
Работа по этим направлением – процесс непрерывный. Элементарно, даже на
уроках русского языка, каждый из нас подбирает и использует ряд текстов,
несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в
ж
и
з
н
и
.
Сегодня проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания
становится ведущей. Если даже наше общество сумеет достигнуть рыночной
экономики, стать богатым, никакое богатство не сможет заменить доброту,
порядочность,
честность.
Наоборот,
все
пороки
людей
могут
обостриться.
Поэтому приоритетными направлениями работы учителя литературы являются
- духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Решить её помогают
произведения литературы.
Духовно-нравственное направление.
В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные
проблемы личности, можно назвать Ч.Айтматова, Б.Васильева, В. Астафьева,
В.Распутина,
Ю.Бондарева
и
многих
других.
Уже
в
пятом
классе
при
знакомстве
с
произведениями
устного
народного
творчества
идет
обстоятельный
разговор
о
трудолюбии,
честности,
правдивости,
мужестве,
стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость,
себялюбие,
лень,
праздность.
Уроки
литературы
тем
выигрышны,
что
они
побуждают
вести
взволнованный
разговор
о
непростых
проблемах
нашей
жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате
нравственных идеалов, о добре и зле,
о роли семьи в воспитании человека.
Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при
знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к
жизни
талант
в
другом
человеке
или,
по
крайней
мере,
пробудить
его
к
действию. Это чудо мне известно…». Ребята бурно высказывают свое мнение о
том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к
людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Отрывок «Отец и сын» из повести Д.Олдриджа «Последний дюйм»
помогает
разобраться
в
таких
понятиях,
как
взаимопонимание,
мужество,
самообладание.
Ярким
примером
раскрытия
проблемы
чести,
достоинства,
1
нравственного
выбора
служит
повесть
А.С.Пушкина
«Капитанская
дочка».
Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее
вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала». Понять
смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из
«Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии
У.Шекспира
«Ромео
и
Джульетта».
Призывает
быть
милосердным,
иметь
чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело». Жить праведно и честно
наставляет
книга
Ч.Айтматова
«Плаха».
Хочется
рассказать
о
недавно
прошедшем
уроке
по
«Преступлению
и
наказанию».
Обсуждался
вопрос:
«Допустимо
ли
ради
«счастья
большинства»
уничтожить
«ненужное
меньшинство?», писали письмо Раскольникову.
Патриотическое воспитание.
Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом
воспитании,
ведь
патриотизм
–
одна
из
составляющих
нравственного
воспитания.
Вряд
ли
можно
считать
нравственным
человека,
не
знающего
историю
своего
народа,
своей
Родины,
родного
языка
и
литературы.
У
литературы
немало
образцов
патриотизма.
Богатыми
возможностями
воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой
Отечественной
войне.
Именно
в
военной
прозе
сходятся
волнующие
современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу
отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Рассказ А.Платонова «Маленький солдат» (5 кл), повести В.Быкова
«Обелиск»,
В.Распутина
«Живи
и
помни»,
Г.Бакланова
«Навеки-
девятнадцатилетние»,
Б.Васильева
«А
зори
здесь
тихие»,
В
Кондратьева
«Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти», романы М.Булгакова «Белая
гвардия»,
Л.Толстого
«Война
и
мир»,
А.Толстого
«Петр I» - произведения,
поднимающие тему войны, Отечества, придающие урокам литературы особую
атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу
народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности
человеческой жизни. Ребята по-новому осмысливают, что значит мужество. Это
не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься
под пулями, идти в атаку, отстаивая свою землю. Поэзия периода Великой
Отечественной
войны
воспринимается
ребятами
по-особому,
ведь
она
соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями
лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое
гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее.
2
Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на
человечность, просто как жизнь, пусть неимоверно тяжелая.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они
о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы
находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем
нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом,
помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют
искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а
прорастают
они
не
скоро,
не
вдруг.
Иногда
к
нашей
общей
печали
не
прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного
чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг,
честь,
ответственность,
порядочность
не
останутся
для
многих
фразой
из
книги,
то
учитель
может
считать
свою
задачу
выполненной,
пусть
и
не
полностью.
3