Понятие, сущность, компоненты способностей и развитие творческих способностей дошкольников
Автор: Саурская Елена Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа№ 2127 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Понятие, сущность, компоненты способностей и развитие творческих способностей дошкольников Раздел: дошкольное образование
Понятие, сущность, компоненты способностей и развитие
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Саурская Елена Дмитриевна
воспитатель, первая категория
ГБОУ Школа №2127, г.Москва
Еще задолго до нашей эры во времена греческих и римских философов
вставал
вопрос
о
способностях
человека
и
их
природе.
Сократ
и
Аристотель, Платон и Сенека - размышляли о том,
откуда берется у
человека возможность что-либо
создавать. Такие науки, как философия,
психология, педагогика и другие рассматривали разносторонне проблему
способностей.
Философские и культурологические аспекты творческих способностей
широко
изучались
как
русскими,
так
и
зарубежными
исследователями:
Р.Арнхейм,
Н.А.Бердяев,
С.О.Грузенберг,
А.Камю,
Б.Кроче,
А.Мальро,
Ф.В.Й.Шеллинг, П.К.Энгельмейер и многими другими.
Значительный вклад в разработку проблемы творческих способностей
внесли физиологи и психологи двадцатого века: В.М.Бехтерев, Ф.Бинэ,
Д.Б.Богоявленская,
Л.С.Выготский,
Э.А.Голубева,
Ф.Гальтон,
В.Н.Дружинин,
Я.А.Пономарев,
Б.М.Теплов
и
другие.
Ими
подробно
исследован
"механизм"
творческого
процесса
и
условия
развития
способностей.
В психолого-педагогических исследованиях
показана
роль
овладения специфическими уникальными человеческими способностями в
общем цикле развития человека (Л.В.Венгер, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев
:
С.Л.Рубинштейн).
Известные
педагоги
придавали
огромное
значение
развитию
творческих
способностей:
Я.Коменский,
А.Макаренко,
Д.Ушинский и другие.
Концептуальные
основы
культурологического
аспекта
воспитания
и
развития
творческих
способностей
содержат
работы
А.И.Арнольдова,
Ю.П.Азарова,
Т.И.Баклановой,
С.Н.Иконниковой,
В.П.Исаенко,
В.С.Кузина, Г.А.Праздникова, Ю.А.Стрельцова и других.
Изначально вставал вопрос, чем предопределяются способности -
наследственностью или воспитанием?
Одним из распространённых является утверждение о врождённости
способностей. Другое утверждение говорит, что способности не даются
человеку
с
момента
рождения
в
готовом
виде. Они
не
являются
врождёнными
свойствами
человека
и
не
передаются
по
наследству.
Отдельные
психологи утверждали
о «всесильности воспитания».
В
каждом
человеке
с
помощью
воспитания
можно
развить
любые
способности, развить любой талант, игнорируя значение индивидуальных
особенностей психического склада личности, природных данных человека,
врождённых анатома и психофизиологических особенностей организма .
Однако вставал и другой вопрос,
почему при правильном обучении и
воспитании
способности
оказываются
различными
у
разных
людей?
Ученые (С. Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.В. Петровский,
О.М.
Дьяченко,
А.И.
Савенков
и
др.)
установили,
что
способности
-
прижизненные
образования,
врожденными
могут
быть
лишь
анатомо-
физиологические
особенности
т.
е . задатки,
которые
лежат
в
основе
развития способностей, сами же способности всегда являются результатом
развития.
Задатки способностей – некоторые генетические детерминированные
анатомо-физиологические
особенности
мозга
и
нервной
системы,
являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса
формирования
и
развития
способностей.
Задатки
способностей
многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы различные
способности. Крутецкий В.А.,
рассматривая проблему о соответствии
задатков
и
способностей,
отмечает,
что
"задатки
-
это
только
одно
из
условий
формирования
способностей".
Ни
один
человек,
какими
бы
благоприятными задатками он ни обладал, не может стать выдающимся
музыкантом,
художником,
поэтом,
не
занимаясь
много
и
настойчиво
соответствующей
деятельностью.
Как
отмечает
Крутецкий:
быстрота
овладения деятельностью (музыкальной, художественной и т. д.) и качество
достижения результатов в
данной деятельности, говорит о наличии у
человека способностей к определённой деятельности.
Каждая деятельность (педагогическая,
музыкальная,
управленческая и другие) предъявляет человеку определенные требования
к его психическим процессам, скорости реакций, работе анализаторов, к
свойствам
личности.
Одни
люди
могут
обладать
соответствующими
качествами, у других
могут быть они
слабо
развиты.
Если
люди
обладают
такими
индивидуально-психологическими
особенностями,
которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей
деятельности, то это значит, что они способны к этой деятельности. В
процессе
деятельности,
в
течение
жизни,
под
влиянием
обучения
и
воспитания
у
человека
формируются,
складываются,
развиваются
способности к той или иной деятельности. Б. Г. Ананьев подчеркивает,
что способности формируются в деятельности индивида, при этом считает,
что в ходе деятельности создаются определенные способы
организации
психических процессов,
которыесказываются
на росте способностей,
характере человека .
В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев
последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий,
воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает
значение природной стороне способностей. «Все психические функции и
способности,
свойственные
человеку
как
общественному
существу,
развиваются
и
формируются
в
результате
овладения
опытом
предшествующих поколений».Определение способностей и выделение их
составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г.
Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
Способности
–
индивидуально-психические
особенности,
определяющие
успешность
выполнения
деятельности
или
ряда
деятельностей,
несводимые
к
знаниям,
умениям
и
навыкам,
но
обуславливающие
легкость
и
быстроту
обучения
новым
способам
и
приемам деятельности. Следует
подчеркнуть тесную и неразрывную
связь способностей со знаниями, умениями, навыками: с одной стороны,
способности
зависят
от
знаний,
умений,
навыков
-
в
процессе
приобретения
знаний,
умений,
навыков
развиваются
способности.
С
другой
стороны, знания, умения, навыки
зависят от способностей.
Способности
позволяют
быстрее
и
легче,
прочнее
и
глубже
овладеть
соответствующими знаниями.
Развитие способностей происходит в деятельности, но ещё должен
быть мотив для
деятельности.
Особенности
мотивации
деятельности
усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не
столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.
Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое
стремление к творческой деятельности.
Одаренные
дети
обнаруживают
сильную
тягу
к
занятиям
той
деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами
заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это —
одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их
интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и
эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба
фактора взаимосвязаны.
Рассмотрим классификацию способностей:
Природные
способности
такие
как
обучаемость,
внимательность,
память,
мышление,
речь,
ручные
движения,
работоспособность,
связаны
с
врождёнными
задатками,
но
не
тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного
жизненного
опыта
через
механизмы
учения. Общие
и
специальные
способности обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Общие
способности ,
такие
как
развитая
память,
логическое
мышление, тонкость и точность ручной умелости, совершенная речь и ряд
других. Они определяют успехи человека в различных видах деятельности.
Специальные - это способности к определенным видам
деятельности, здесь нужны задатки особого рода и развития такие, как
музыкальные,
лингвистические,
математические
и
тому
подобные
[43,
с306] .
Эти
способности,
ввиду
специальных
особенностей
конкретной
деятельности,
характеризуются
определёнными,
присущими
только
данному виду способностей чертами.[2,c.136]
В состав каждой способности, делающей человека пригодным к
выполнению
определенной
деятельности,
всегда
входят
некоторые
операции или способы действия, посредством которых эта деятельность
осуществляется. Именно поэтому, как говорил СЛ.Рубинштейн, ни одна
способность
не
является
актуальной,
реальной
способностью,
пока
не
вобрала
в
себя
систему
соответствующих
общественно
выработанных
операций.
С
этой
точкой
зрения
определенная
способность
всегда
представляет собой сложную систему способов, действий и операций.
В.А.Крутецкий, помимо разделения способностей на общие и
специальные, разделяет способности на теоретические и практические.
Теоретические - предопределяют склонность человека к
абстрактно-теоретическим размышлениям.
Практические - к конкретным практическим действиям. В
отличие
от
общих
и
специальных
способностей
теоретические
и
практические чаще всего не сочетаются друг с другом. Большинство людей
обладает
или
одним,
или
другим
типом
способностей.
Вместе
они
встречаются
крайне
редко,
в
основном
у
одаренных,
разносторонне
развитых людей.
Существует также деление на учебные
и творческие
способности,
предлагаемое
А.Г.
Маклаковым.
Они
отличаются
друг
от
друга
тем,
что
Учебные
-
определяют
успешность
обучения,
усвоения
человеком знаний, умений и навыков.
Творческие - определяют возможность открытий и изобретений,
создания новых предметов материальной и духовной культуры, словом
индивидуальное
творчество
в
различных
областях
человеческой
деятельности.
Способности также делят по уровню их развития на одаренность,
мастерство,
талант
и
гениальность .
Одаренностью
называется
своеобразное
сочетание
способностей,
которое
обеспечивает
человеку
возможность
успешного
выполнения
какой-либо
деятельно сти.
Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или
иной деятельности, реализация же этой возможности определяется тем, в
какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут
приобретены знания и навыки.
Мастерство, т. е. совершенство в конкретном виде деятельности.
Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его
способность
успешно
заниматься
производительной
деятельностью.
Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность
к творческим решениям возникающих проблем.
Достижениями
наиболее
высоких
результатов,
называют талантом.
Талант
может
проявляться
в
любой
человеческой
деятельности,
не
только
в
области
науки
или
искусства.
Поэтому
талантливым может быть и лечащий врач, и учитель, и летчик, и новатор
сельскохозяйственного производства, и квалифицированный рабочий. Как
правило, талант всегда сочетается с исключительной трудоспособностью и
трудолюбием. Недаром все талантливые люди подчеркивают, что талант -
это труд, умноженный на терпение, талант - это склонность к бесконечному
труду.
Пробуждение
таланта,
так
же
как
и
способности
вообще,
общественно
обусловлено.
То,
какие
дарования
получат
наиболее
благоприятные
условия
для
полноценного
развития,
зависит
от
потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед
данным обществом.
Гениальность - это высшая степень одаренности. О гениальности
говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в
жизни
общества,
в
развитии
культуры.
Высокий
уровень
одаренности,
который
характеризует
гения,
неизбежно
связан
с
незаурядностью
в
различных областях деятельности .
Остановимся
на
творческих
способностях.
Любое
творчество
есть
деятельность, но не каждая деятельность есть творчество.
Творческие способности это индивидуально- психологические
особенности качества человека, которые могут проявляться в любом виде
деятельности
по
инициативе
человека
и определяют
успешность
выполнения им творческой деятельности различного рода.
Творческие
способности зависят, как и всякие другие способности от наследственных
факторов,
но
на
них
более
существенное
влияние
оказывает
социум:
воспитание,
образование
и
они
поддаются
развитию. Творческие
способности включают в себя многие качества.
Первостепенным процессом психического развития детей
дошкольного
возраста
является
восприятие.
По
своей
направленности
восприятие
—
активный
процесс,
неразрывно
связанный
с
другими
психическими
познавательными
процессами:
памятью,
воображением
и
мышлением.
Как отмечает ряд исследователей (Л. С. Выготский, Д.
Б.Эльконин,
А.
В.Запорожец,
А.
И.
Леонтьев,
А.
В.Петровский,
Д.
В.
Менджерицкая, В. В. Давыдов), большая роль в формировании творчества
принадлежит
воображению.
Л.С.
Выготский
говорит,
что
для
создания
новых образов необходима организация внутренней взаимосвязи между
мышлением, воображением, произвольностью и свободной деятельностью.
Он
доказал,
что
благодаря
этой
взаимосвязи,
воображение
совершает
полный
круг
от
"накопления,
переработки
впечатлений
о
реальной
действительности
к
этапу
вынашивания
и
оформления
продуктов
воображения
в
реально
существующие
результаты
творчества,
которые
снова воздействуют на человека .
Творческие способности тесно связаны с понятием «творчество».
Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом.
Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей,
волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. И начинать
его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Таким образом , можно заключить, что творческое воображение и
качество творческого мышления как обязательные компаненты творческих
способностей.
Исходя
из
этого,
можно
определить
о сновные
направления
в
развитии
творческих
способностей
детей:
развитие
воображения,
развитие
качеств
мышления,
которые
формируют
креативность.
Дошкольное
детство
является
наиболее
благоприятным
периодом для развития творческих способностей и приобщения детей к
творческой деятельности.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980г.
2.
Артемьева
Т.И.
Методический
аспект
проблемы
способностей.
М.:
Наука,1977г.-184с.
3. Безклубенко С. Д. Природа искусства: О некоторых сторонах
художественного творчества. - М.: Политиздат, 1982г. -186с.
4.
Венгер Л.А. Педагогика
способностей –
М.:
Знание,
1973г.
-
96
с.
5.Ветлугина Н.А. Художественное
творчество
и
ребёнок. М.:
Просвещение, 1974г. - 287с.
6.
Волынкин
В.И.
Художественно-эстетическое
воспитание
и
развитие
дошкольников. Ростов н /Д: Феникс, 2007г. — 441с.
7. Выготский Л. С, Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:
Союз, 1997г. - 96с.
8. Гальперин П.Я.
Психология как объективная наука. М., 1995г.
9.
Григорьева
Г.Г
Изобразительная
деятельность
дошкольников.
–
М.:
Издательский центр «Академия», 2004г.
10. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества: Учеб.
пособие. М.: Когито-центр, 2003г.-182с.
11. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М.:
Изд-во « Скрипторий», 2007г.
12.Ермолаева-Томина
Л.Б.
психология
художественного
творчества:
Учебное пособие для вузов. -М.: Академический проект, 2003г.- 304с.
13. Исследование проблем психологии творчества.; Отв.ред. Пономарёв
Я.А. М.: Наука,1983г.
14.
Казакова
Т.Г.
Детское
изобразительное
творчество.
Изд.
«Карапуз-
дидактика», Москва,2006г.-192с.
15. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества» М., 1994г.
16.
Королёва
С.Г.
Развитие
творческих
способностей
детей
5-7
лет:
Пособие для педагогов-психологов ДОУ. М.: Учитель, 2009г. - 114с.
17. Косминская В.В., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и
методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М., 2001г.
18.Межиева
М.В.
Развиваем
творческие
способности
у
детей
5-9лет
.
Ярославль, 2002г.
19.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.
Под ред. Т. С. Комаровой.— М.: Просвещение, 2007г.—256с.
20.
Пантелеева
Л.В.
Художественный
труд
в
детских
садах
.
Кн.
Для
воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1987г.-257с.
22. Платонов К.К., Проблемы способностей. М.: Наука,1977г.-312с.
24. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1997г.
25.Праздников
Г.А. Болонский
процесс
в
смысловом
пространстве
современного образования // Социологические исследования. 2005г. № 10.
С. 42-47.
26.Психологияличности. Учебное пособие / под ред. проф. П . Н.Ермакова,
проф. В.А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2007г. — 653с.
2 7 . Рубинштейн
С.Л.
«Основы
общей
психологии
.СПб.:
Питер,
2002г
-720с.
28. Сакулина Н.П. Воспитание творческой инициативы, //Дошкольное
воспитание. - №1. – 1970г. С.39 -44.
29.
Скворцова
В.О.
«Интеллект
+
креатив:
развитие
творческих
способностей дошкольников» Феникс, 2009г.
30. Стариченко Н.Л. Принцип многообразия в детских рисунках — основа
художественного
развития
личности.
Сборник
научных
статей.
М:
Институт художественного образования РАО, 2003г. 169с.
31. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль:
Академия развития, 2002г.
32. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия.
М: Педагогика, 2007г. – 167с.
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд.- М: просвещение,1999г-300с.
1.