Специфика учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Автор: Елтарева Кристина Константиновна Должность: магистрант Учебное заведение: Омский государственный педагогический университет Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: Статья Тема: Специфика учебной мотивации у детей младшего школьного возраста Раздел: начальное образование
Специфика учебной мотивации у детей младшего школьного возраста
Елтарева Кристина Константиновна, магистрант
Омский государственный педагогический университет
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере
ещё
отсутствуют
мотивы,
направляющие
его
деятельность
на
усвоение
новых
знаний,
на
овладение
общими
способами
действий.
У
ребенка
к
моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели
взрослых,
учителя
за
свои
собственные
цели.
Важно
обеспечить
такое
формирование
мотивов,
которое
поддерживало
бы
эффективную
и
плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его
пребывания
в
школе,
и
было
бы
основой
для
его
самообразования
и
самосовершенствования в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением
ребенка в учебную деятельность.
Мотивация
учения
в
младшем
школьном
возрасте
развивается
в
нескольких
направлениях.
Широкие
познавательные
мотивы
(интерес
к
знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-
познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний). Мотивы
самообразования представлены пока самой простой формой – интересом к
дополнительным
источникам
знаний.
Широкие
социальные
мотивы
развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости
учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится. Узкие
социальные
мотивы
представлены
желанием
ребенка
получить,
главным
образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы
широко
присутствуют
у
младших
школьников,
но
пока
в
самом
общем
представлении.
Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели,
исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной
организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать
умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение
соотнесения цели со своими возможностями.
Представления детей о том, для чего они учатся в школе, у детей
младшего школьного возраста достаточно смутные. В основном их ответы
касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать,
считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний
часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные видят возможности найти
в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу
своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.
Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать»
интерес к учебной деятельности методом «кнута и пряника». В результате у
учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном,
малоприятном
деле,
которым
приходится
заниматься
только
под
угрозой
расправы или за очень приличное вознаграждение. При появлении отметки в
обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное
место занимает мотив получения высокой отметки как источника других
поощрений и залога эмоционального благополучия.
Таким образом, учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг,
ответственность,
необходимость
получить
образование)
не
занимают
ведущего
места
на
протяжении
всего
младшего
школьного
возраста.
Закономерным
итогом
становится
снижение
учебной
мотивации
к
концу
этого возраста.
Список литературы:
1.Волков,
Б.С.
Психология
младшего
школьника [Текст].
-
М . :
Академический проект, 2005. - 208 с.
2.Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]. - М.: Логос, 2003. – 384 с.
3.Задунова, Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников
[Текст]. / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Начальная школа. – 2007. – № 2.
– С. 20–21