Автор: Ершова Ольга Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Ковернинская средняя школа №2" Населённый пункт: Нижегородская область, п. Ковернино Наименование материала: Методическая разработка классного часа Тема: Урок России Раздел: начальное образование
Паспорт классного часа
1.
Время проведения – 1 сентября, после торжественной линейки
2.
Место проведения - классный кабинет, или малый актовый зал, или актовый
зал.
3.
Участники – учащиеся и родители 5 класса.
4.
Форма проведения
–
творческий классный час
5.
Уровень самостоятельности – низкий
6.
Роль классного руководителя – организатор
7.
Необходимое
оборудование
–
мультимедийный
проектор,
музыкальное
оформление.
8.
Подготовительная работа – разбить класс на творческие группы; распределить
слова,
музыкальный
материал
между
учащимися,
отрепетировать
выступление групп и музыкальных номеров; приготовить сопроводительную
презентацию
к
уроку;
приготовить
видео
презентацию
к
песне
«Святая
Россия» (если в классе нет солистов, то видео презентацию сопроводить
исполнением)
9.
Музыкальное
оформление -
песня «Святая Россия» (гр. «Колокольчики»),
песня «Моя Россия» (муз.Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой; гимн РФ), траурная
музыка, гимн РФ
10.
Педагогические цели классного часа:
Создание
условий
для
развития
социально-активной
гражданской
позиции обучающихся;
Создание
ситуации
успеха
обучающихся
в
подготовленном
выступлении;
Через тему классного часа показать значение любви к своей Родине.
11.
Ход классного часа:
Песня «Моя Россия»
1 часть «Россия»
Слайд-шоу «Дети России»
2 часть «Мы – россияне!»
Стихотворение «Россия»
3 часть «Государственные символы России»
Гимн РФ
Мультфильм «Москва»из проекта «Мульти-Россия»
4 часть «Это моя страна»
Стихотворение «Песнь о Москве»
Урок России может проводиться
как в отдельно взятом классе,
так и как общешкольное
мероприятие. Рассмотрим
первый вариант.
Урок России может проводиться
как в отдельно взятом классе,
так и как общешкольное
мероприятие. Рассмотрим
первый вариант.
12.
Рекомендации
– Каждую
часть
и
стихи
читают разные дети. Каждую часть читает
пара ведущих – девочка и мальчик. Песню
«Моя Россия» можно исполнить хором, если песня изучалась в начальной
школе, а можно её исполнить с солистом; если и такой возможности нет, то
на песню сделать слайд-шоу.
Перед классным часом класс рассаживается в актовом зале,
демонстрируются мини-мультфильмы проекта «Мульти Россия»
1 часть «Россия»
(солистки – 3 девочки исполняют песню «Моя Россия» -
сл.Н.Соловьёвой, муз. Г. Струве; после исполнения песни выходят
ведущие – девочка и мальчик)
1 – Россия, ты приходишь в мою маленькую жизнь ласковой ладонью матери,
тёмно-голубым,
прозрачным
и
чистым
небом
над
головой,
бесконечным,
звенящим простором.
2- Россия, ты входишь в мир людей загадочной и величавой, истерзанной
войнами, враждой, разноликими испытаниями, как никакая другая земля. Но в
веках и в веках твоя судьба возрождение.
1 – Россия, тебя не растоптать, не унизить, не стереть с лица Земли!
2 – Ты будто вылитый талантливой рукой мастера редкий колокол; по нему бьют
и бьют, а он рождает в ответ звуки один краше другого…
1- И поёт душа, и сжимается от боли то великое и светлое, что слышится в этом
божественном перезвоне, имя которому – Россия, Родина, Отечество.
2 – Россия, ты даришь имя и сердце своё сынам и дочерям своим. И лучшие из
россиян рождают слав тебе и возвеличивают имя твоё заботой о человечном,
добром, вечном…
1 – Хороши дети твои, Россия!
2 – И дела их светлы и памятны, потому что сердца и жизни не щадились или во
имя человечности.
1- Россия, ты соткана из разных узоров… Как ковёр искусницы или поле-
разнотравье.
2 – И каждая малость в твоём узоре – чья-то судьба.
(демонстрируется слайд-шоу «Дети России»;
за кадром читают фамилии людей 2 ведущих – мальчик и девочка)
1 – АндрейРублёв, русский иконописец
2 - Иван Фёдоров, русский книгопечатник
1 - Михаил Васильевич Ломоносов, учёный,
естествоиспытатель, педагог
2 – Суворов Александр Васильевич, русский полководец, генералиссимус
1 – Кутузов Михаил Илларионович, русский полководец
2 - Лобачевский Николай Иванович, российский математик
1 – Брюллов Карл Павлович, русский живописец
2 – Пушкин Александр Сергеевич, русский поэт
1 – Менделеев Дмитрий Иванович, российский химик
2 – Михаил Иванович Глинка, русский композитор
1
-
Николай
Егорович
Жуковский,
российский
учёный,
родоначальник
современной аэродинамики
2 – Софья Васильевна Ковалевская, российский математик, первая женщина
корреспондент Петербургской Академии Наук
1 – Антон Павлович Чехов, русский писатель
2 – Пётр Ильич Чайковский, русский композитор
1 - Лев Николаевич Толстой, русский писатель
2 – Иван Алексеевич Бунин, русский писатель, лауреат Нобелевской премии
1 – Фёдор Иванович Шаляпин, русский оперный певец
2 – Александр Александрович Алёхин, российский шахматист, четырёхкратный
чемпион мира
1 – Георгий Константинович Жуков, маршал Советского Союза, Четырежды
Герой Советского Союза
2 – Дмитрий Дмитриевич Шостакович, русский советский композитор
1 - Михаил Тимофеевич Калашников, российский конструктор стрелкового
автоматического оружия
2 – Юрий Алексеевич Гагарин , первый космонавт мира, Герой Советского
Союза
1 - Галина Сергеевна Уланова, российская балерина, педагог
2 – Лев Иванович Яшин российский футболист, один из лучших вратарей мира,
чемпион олимпийских игр
1 – Валентина Владимировна Терешкова-первая в мире женщина-космонавт
2
–
Владислав
Александрович
Третьяк,
хоккейный
вратарь,
Чемпион
Олимпийских игр, чемпион мира и СССР
1 – Андрей Дмитриевич Сахаров, российский физик, общественный деятель
2 – И многие, многие, многие…
2 часть
«Мы – россияне!»
(выходят 4 ведущих – 2 девочки и 2 мальчика)
1 - Давно это было, в стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни
каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в
которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли
бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название
произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”.
2 - Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена
славяне
изображались
добрыми,
сильными,
неутомимыми.
Светлорусые,
плечистые, выносливые, красивые люди.
1 - Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов.
Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство,
мужество. Не было такого, чтобы славянин слово не сдержал.
2 – Всегда славяне жили в дружбе со многими соседями, которые многие века
жили под флагом России.
И не раз поднимался российский народ против
общего врага.
1-
Пример
тому
–
героическая
оборона
Брестской
крепости
в
июне
1941.
Брестскую крепость защищали сыны и дочери почти сорока народов: русские и
украинцы, белорусы и казахи, азербайджанцы и армяне.
2 - Евреи и дагестанцы, мордва и татары, калмыки и грузины, узбеки и ингуши,
удмурты и молдаване и многие и многие. Что же их сплотило в единую силу?
1 – Их сплотила любовь к своему народу, к своей земле, к своей истории и
культуре. Это – главное. А отсюда и ненависть к врагам – завоевателям.
2 – И когда 1 сентября 2004 года весь мир узнал о российском городе Беслан,
что
в
республике
Северной
Осетии
–
Алания,
то
Россия
и
весь
её
народ
голосом,
захлёбывающимся
от
слёз,
говорил
о
том,
что
это
общее
горе
и
помогать пережить его мы должны вместе.
Звучит траурная музыка
1 – Три дня маленький город Беслан напоминал большую пороховую бочку. Три
дня все жители города дни и ночи проводили на улице.
2 – Беслан стал чёрным от горя.
Никто не против, чтобы прозвучали фамилии других людей.
Конечно, было не плохо озвучить фамилии великих россиян,
кто стал юбиляром в 2010 и будет 2011 году.
Никто не против, чтобы прозвучали фамилии других людей.
Конечно, было не плохо озвучить фамилии великих россиян,
кто стал юбиляром в 2010 и будет 2011 году.
1
–
В
школе
№1
учились
более
тысячи
детей. На день знаний, который внезапно
стал днём смерти для сотен людей, пришли
не
только
учителя
и
ученики,
но
и
родители, бывшие ученики со своими семьями.
2 - Многие матери держали на руках грудных младенцев. Самой младшей из
них Алине Сулеймановой, ставшей позже такой же, как и все, заложницей, было
всего 5 месяцев.
1 – В трагедии Беслана, 3 с половиной года назад, погибло около 400 человек,
половина из них дети.
2 -
Почтим минутой молчания павших от рук террористов в беслановской
школе №1.
Минута
молчания
Россия
3 - Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
4 - Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
3 - Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
4 - Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
3 - У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна!
3 часть
«Государственные символы
России»
(выходят 4 ведущих – 2 девочки и 2 мальчика)
1
–
Одним
из
важнейших
элементов
в
осознании
себя
единой
нацией,
народностью является формирование символов страны.
2 – Главные символы государства – знаки его независимости – герб, флаг, гимн.
Для любой страны они существуют в триединстве.
1 -
К царствованию Алексея Михайловича относят первое упоминание о
государственном флаге России. Царь издаёт Указ от 9 апреля 1667 года для
флагов на русские корабли прислать ткани “ червоной, белой и лазоревой”.
2 - Этим Указом были утверждены цвета Российского флага – красный, белый и
синий. Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле
царей Российской империи – “ всея Великия, и Малые и Белые России”.
1 -
На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый –
благородство, синий – верность, честность; красный – мужество, верность.
Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.
3- Российский флаг - дыхание весны!
И отсветы далёкой ратной битвы.
Три символа, три цвета сплетены
И на века в едином стяге сшиты.
4 - В нём белый цвет - сиянье чистоты,
Знак вечности, знак силы и победы.
В полях российских так поля чисты,
И так же храмы осияны светом.
3 - Багровым цветом полоса горит –
То память о минувшем лихолетье.
Взгляни, а может, то рассвет разлит.
И ты грядущего приемник и наследник.
4 - Цвет неба, цвет морей и васильков.
И цвет мечты неотразимо синий.
Всплывает флаг российский трёх цветов-
Опора, сила, мощь моей России.
1 - Наука об изучении гербов называется геральдика. Российская геральдика
берёт своё начало из традиций родового древнерусского дворянства. Когда же
появился Российский герб?
2 - Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам
царствования
князя
ИванаIII,
окончательно
избравший
символом
государственной власти двуглавого орла.
1- Надо сказать, что птицы, звери и даже рыбы постоянно изображались на
государственных знаках. На российском гербе птица не простая, а двуглавый
орёл.
2
-
Орёл
–
царская
птица,
его
сила
и
зоркость
служили
непререкаемым
символом мужества и проницательности. Одна голова обращена на Восток,
другая – на Запад. Грудь орла украшена щитом с иконой Георгия Победоносца –
защитника Отечества, борющегося со змеем. Это борьба добра и зла.
1 - Три короны означают связь трёх народов: русских, украинцев, белорусов.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, воплощающие порядок и
верность закона.
2 - Гимн – это торжественная песня, символ государственного или социального
единства.
Истоки
гимнов
скрываются
в
глубинах
истории.
Впервые
потребность в гимне в придворно-военном обиходе возникла при Петре I.
1 - Закон “О Государственном гимне Российской Федерации” был принят 8
декабря 2000 года Государственной думой. Депутаты Государственной думы и
члены Совета Федерации приняли решение: утвердить государственный гимн
России
на
слова
Сергея
Владимировича
Михалкова
и
музыку
Александра
Васильевича Александрова.
2 - Одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 года
Президентом РФ.
1 – При публичном исполнении государственного гимна РФ присутствующие
выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов.
Звучит
гимн
Российской
Федерации
4 часть
«Это моя страна!»
(выходят 4 ведущих)
1 - РОССИЯ (Российская Федерация), государство в Восточной Европе и в
Северной Азии. Занимает первое место в мире по площади
(Демонстрируется мультфильм «Москва»из проекта «Мульти-Россия»)
2 - Столица — Москва (10,5 млн). Другие крупные города: Санкт-Петербург (4,7
млн), Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань,
Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь, Волгоград.
1 - 1092 города, в том числе и наши Люберцы
1 -
Официальный (государственный) язык на всей территории Российской
Федерации — русский. Народам Российской Федерации гарантируется право на
сохранение родного языка.
2 - Население 144,2 млн. человек - седьмое место в мире.
1 - Русские составляют 116 млн., что составляет 80% от общего количества
населения страны.
2 - Городское население составляет 106,4 млн, сельское — 38,8 млн человек.
1- Средний возраст населения — 37,7 лет
2 – В России проживает 156 народов: наиболее крупные — татары, украинцы,
башкиры, чуваши, чеченцы, немцы.
1 - Основная религия — православное христианство (90% верующих), остальные — мусульмане,
буддисты и др.
Песня о России
3
-
Здесь трава по утрам тяжелеет, от рос.
А рассветы ее, не бывает красивей!
Даже в темные дни здесь светло от берез.
Есть такая земля, а зовется Россией.
4 - Летом, в жаркую ночь, от нахлынувших гроз,
Ни за что не уснуть под шаги громовые.
Есть такая земля, где светло от берез
И в ненастные дни, а зовется Россией.
3 - А зимой, по полям, здесь гуляет мороз,
Одевая кругом все в серебряный иней.
Песня птицей летит, доставая до звезд,
Над великой землей, над моею Россией!
4 - Счастье выпало мне здесь родиться и жить.
Дорогая земля, как тебя не любить?!
Звучит песня «Моя Россия», класс покидает актовый зал