"Приобщение детей дошкольного возраста к основам ЗОЖ."
Автор: Лаптева Наталья Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ЦРР № 86 "Оюна"- детский сад Населённый пункт: город Улан-Удэ Наименование материала: статья Тема: "Приобщение детей дошкольного возраста к основам ЗОЖ." Раздел: дошкольное образование
"Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни"
В
настоящее
время
одной
из
приоритетных
задач,
стоящих
перед
педагогами
и
родителями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Проблема
раннего
формирования
культуры
здоровья
актуальна,
своевременна
и
достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании
фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит
огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот
период
идет
интенсивное
развитие
органов
и
становление
функциональных
систем
организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового
образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и
спортом.
Здоровый
образ
жизни –
это
образ
жизни
человека,
направленный
на
профилактику
болезней и укрепление здоровья.
По оценкам специалистов здоровье людей зависит на 50-55 % от образа жизни, на 20 % от
окружающей
среды,
на
18-20
%
от
генетической
предрасположенности,
на
8-10
%
от
здравоохранения
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся
жизнедеятельность
ребенка
в
дошкольном
учреждении
должна
быть
направлена
на
сохранение
и
укрепление
здоровья.
Основой
являются
еженедельные
познавательные,
физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и
ребенка
в
течение
дня.
Целью
оздоровительной
работы
в
ДОУ
является
создание
устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья
окружающих.
Поэтому
очень
важно
правильно
сконструировать
содержание
образовательного
процесса
по
всем
направлениям
развития
ребенка,
отобрать
современные
программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа
жизни.
Направление «Физическое развитие» по ФГОС ДО включает в себя:
Формирование двигательной активности детей;
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
Становление направленности и саморегуляции в двигательной сфере;
Становление ценностей здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме,
закаливании, формировании полезных привычек и др.)
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя:
- Рациональный режим.
- Правильное питание.
- Рациональная двигательная активность.
- Закаливание организма.
- Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Под
режимом
принято
понимать
научно
обоснованный
распорядок
жизни,
предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных
видов деятельности и отдыха.
При
правильном
и
строгом
его
соблюдении
вырабатывается
четкий
ритм
функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и
восстановления,
тем
самым
способствует
укреплению
здоровья.
Режим
дня
необходимо
соблюдать с первых дней жизни. От этого зависит здоровье и правильное развитие.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих
правил:
- Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне,
питании).
- Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
- Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах.
- Формирование культурно-гигиенических навыков.
- Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
- Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка
Рациональный
режим
должен
быть
стабильным
и
вместе
с
тем
динамичным
для
постоянного
обеспечения
адаптации
к
изменяющимся
условиям
внешней
социальной
и
биологической
среды.
Чем
более
этот
режим
будет
исходить
из
особенностей
"биоритмического портрета" ребенка, тем в лучших условиях окажутся его физиологические
системы, что обязательно отразится на его здоровье и настроении.
В
детском
возрасте
особенно
велика
роль
питания,
когда
формируется
пищевой
стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому
от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние
здоровья.
Основные принципы рационального питания:
- Обеспечение баланса
- Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и
минералах.
- Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды,
определяющих
нормальное
развитие
ребенка.
Оно
оказывает
самое
непосредственное
влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к
различным неблагоприятным воздействиям.
Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни
ребенка.
Активная
двигательная
деятельность,
помимо
положительного
воздействия
на
здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Двигательная
культура
дошкольников
начинается
с
формирования
структуры
естественных
движений
и
развития
двигательных
способностей,
создания
условий
для
творческого освоения детьми эталонов движения в различных ситуациях, формирования
двигательного воображения, способности эмоционально переживать движения.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
- Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
- Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
- Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
- Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного
опыта
Воспитание
двигательной
культуры
–
процесс
взаимонаправленный,
для
его
успеха
необходима организация целенаправленной системы воспитания и образования в детском
саду и семье.
В
процессе
воспитания
двигательной
культуры
ребенок
приобретает
знания,
необходимые
для
сознательной
двигательной
деятельности,
овладевает
способами
деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности
ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.
Закаливание способствует решению целого комплекса оздоровительных задач. Оно не
только
повышает
устойчивость,
но
и
способность
к
развитию
компенсаторных
функциональных возможностей организма, повышению его работоспособности. Для развития
процесса
закаливания
организма
необходимо
повторное
или
длительное
действие
на
организм
того
или
иного
метеорологического
фактора:
холода,
тепла,
атмосферного
давления.
Благодаря
повторным
действиям
факторов
закаливания
прочнее
развиваются
условно рефлекторные связи. Если закаливание проводить систематически и планомерно,
оно
положительно
влияет
на
организм
ребенка:
улучшается
деятельность
его
систем
и
органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь,
простудного
характера,
вырабатывается
способность
без
вреда
для
здоровья
переносить
резкие
колебания
различных
факторов
внешней
среды,
в
частности,
метеорологических,
повышается выносливость организма.
Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие
ребенка во многом зависит от среды, в которой он живет и воспитывается. Психическое
здоровье
является
составным
элементом
здоровья
и
рассматривается
как
совокупность
психических
характеристик,
обеспечивающих
динамическое
равновесие
и
возможность
выполнения
ребенком
социальных
функций.
Поэтому
необходимо
создать
условия,
обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, гуманное отношение к детям и
индивидуальный
подход
с
учетом
их
личных
особенностей,
психологический
комфорт,
интересную и содержательную жизнь в детском саду.
Охрана
и
укрепление
здоровья,
воспитание
привычки
к
здоровому
образу
жизни
являются первостепенной задачей для педагогов. В связи с этим необходимо организовать
разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию
комплекса образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по
разным возрастным ступеням.
Реализация данного направления обеспечивается:
-направленностью образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их
валеологическое
образование
(как
приоритетное
направление
в
работе
дошкольного
учреждения);
-комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
-созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в ДОУ;
-формированием подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства
Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по
нескольким направлениям.
-
Лечебно-профилактическое
(профилактика
заболеваний,
национальный
календарь
профилактических прививок, витаминизация и др.).
- Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная
организация
режимных
моментов,
оптимальный
двигательный
режим,
правильное
распределение
физических
и
интеллектуальных
нагрузок,
использование
приемов
релаксации
в
режиме
дня,
применение
необходимых
средств
и
методов:
элементы
аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия).
-
Оздоровительная
направленность
образовательного
процесса
(учет
гигиенических
требований
к
максимальной
нагрузке
на
детей
дошкольного
возраста
в
организованных
формах
обучения,
создание
условий
для
оздоровительных
режимов,
валеологизация
образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка:
учет
его
индивидуальных
способностей
и
интересов;
предоставление
свободы
выбора,
создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и
т.п.)
- Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания (знания
о
здоровье,
умение
сберегать
поддерживать
и
сохранять
его,
воспитание
осознанного
отношения к здоровью и жизни).
Таким образом, охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу
жизни являются первостепенной задачей для педагогов и родителей, которые организуют
разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию
комплекса образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.
Особое место должно уделяться взаимодействию с родителями. Семья играет важную
роль,
она
совместно
с
ДОУ
является
основной
социальной
структурой,
обеспечивающей
сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни
одна
даже
самая
лучшая
программа
и
методика
не
могут
гарантировать
полноценного
результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не создано детско-взрослое
сообщество.