Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
Автор: Ильенко Маргарита Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: Краснодарский край, станица Ленинградская Наименование материала: статья Тема: Теория и методика обучения и воспитания слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике Раздел: полное образование
Теория и методика обучения и воспитания
слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
Ильенко Маргарита Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского
станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
Как известно, чтобы стать сильным, красивым и уверенным в себе
гимнастом,
надо
много
и
упорно
тренировать
свое
тело,
тогда
оно
станет
гармоничным, а гимнаст достигнет вершины в спорте. Выпускник же основной
и средней школы, желающий достичь успеха в сдаче ОГЭ и ЕГЭ, должен
помнить, чтобы на экзамене ощутить гармонию, нужно много и с интересом
работать.
Модернизация
и
инновационное
развитие
-
единственный
путь,
который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века,
обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих
стратегических
задач
важнейшими
качествами
личности
становятся
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные
решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в
течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные
задачи нашей современной школы - раскрытие способностей каждого ученика,
воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни
в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть
построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать
серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Наша новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие
детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие
свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать
самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Каждому учителю приходится думать о том, что ждет завтра, как лучше к
нему подготовиться. Всегда хочется что-то изменить, попробовать нового.
Развитие ЕГЭ по математике определяется основными задачами, которые
стоят
перед
образованием
в
связи
со
стратегическими
направлениями
социально-экономического
развития
России
до
2020
года:
«Приоритетной
государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня
математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не
только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих. Сильное
математическое
и
естественнонаучное
образование,
его
фундаментальность
являются
конкурентным
преимуществом
России.
В
обучении
математике
и
естественным наукам мы должны максимально использовать существующий
потенциал
и
российские
традиции,
дополняя
их
последними
научными
достижениями, современными образовательными технологиями».
Подготовка слабоуспевающих учащихся к ЕГЭ сегодня – одна из самых
актуальных проблем для учителей, работающих в старших классах. Математика
заслуженно считается сложным предметом, требующим наибольшего внимания
Теория и методика обучения и воспитания
слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
со стороны учащихся. Следовательно, чтобы обеспечить высокий балл при
сдаче ЕГЭ, каждому учителю необходимо найти свой путь, свою методику. Есть
ли у меня своя система? Разумеется, есть. Но это не какая-нибудь волшебная
палочка, по мановению которой можно ученика сделать грамотным и умным.
Нельзя учить плохо. Настоящий педагог просто обязан знать свой предмет, знать
детскую душу.
Понимая, что жизнь подрастающего поколения должна быть
полнокровной
постоянно
нахожусь
в
поиске
путей
и
возможностей
совершенствования методики обучения математике.
Часто сталкиваюсь с проблемой недостаточной сформированности или даже
полного отсутствия у учащихся вычислительной культуры, что немыслимо при
изучении данного предмета. Основой математического образования являются
арифметические навыки, составляющие вычислительную культуру, как каждого
учащегося, так и любого взрослого человека. Я считаю, что решение устных
упражнений, т.е. повышение вычислительной культуры учащихся, – наиболее
приемлемый способ при подготовке к ЕГЭ. Систематически, один – два раза в
месяц я провожу устный счёт на оценку.
В последние годы выпускные экзамены в школах, а также вступительные
экзамены
в
вузах
проводятся
с
помощью
тестов.
Эта
форма
проверки
отличается от классического экзамена
и требует специфической подготовки.
Особенностью
тестирования
в
том
виде,
который
сложился
к
настоящему
времени, является необходимость ответа на большое количество вопросов за
ограниченный
промежуток
времени,
т.е.
требуется
не
просто
отвечать
на
поставленные
вопросы,
но
и
делать
это
быстро.
Поэтому
важно
освоить
различные приемы, методы, которые позволяют достичь желаемого результата.
При решении почти любой школьной задачи приходится делать
некоторые преобразования. Зачастую ее сложность полностью определяется
степенью
сложности
и
объемом
преобразований,
которые
необходимо
выполнить.
Не
редки
случаи,
когда
школьник
оказывается
не
в
состоянии
решить задачу не потому, что не знает, как она решается, а потому, что он не
может
без
ошибок,
в
разумное
время
произвести
все
необходимые
преобразования и вычисления.
В 11 классе для успешной подготовки к экзамену провожу практикум
«Преобразование числовых и буквенных выражений». Данный курс расширяет
и углубляет базовую программу по математике в средней школе и рассчитан на
изучение
в
11
классе.
Предлагаемый
курс
ставит
своей
целью
развитие
вычислительных навыков и остроты мышления. Курс рассчитан на учащихся
имеющих базовый уровень математической подготовки и призван помочь им
подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Как и многие учителя в своей работе, я столкнулась с непониманием
некоторыми учащимися учебного материала, трудностями в усвоении учебных
разделов. Поэтому в 11 классе для успешной подготовки к экзамену использую
в
течение
учебного
года
2
дополнительных
часа
для
проведения
Теория и методика обучения и воспитания
слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
дополнительных
занятий
и часы итогового повторения с 1 марта. Это дает
возможность отработать у учащихся высокий уровень подготовки к экзамену по
математике. Занятия провожу с учетом темы занятий, используя такие формы
занятий,
как семинары, практикумы, занятия с использованием технических
средств, практические занятия.
Считаю, что при работе со слабоуспевающими учащимися каждый
учитель
должен
добиваться
знания
теоретического
материала
и
умения
применять эти знания при выполнении заданий на базовом уровне, т.е. на
уровне государственного стандарта.
Для этого в своей работе на уроках математики я использую наглядные
справочные
материалы
с
теорией
и
примерами.
Справочные
материалы
отличаются максимальной наглядностью: лучше один раз увидеть, чем десять
раз прочитать. Такие папки-справочники на ученических столах учащихся и
на
рабочем столе школьного или домашнего компьютера избавляет меня от
неизбежного выписывания на доске основных формул и рисования чертежей,
позволяет
мне
освободить
драгоценное
время
урока
для
решения
задач.
Выпускникам справочники дают возможность увидеть предметы в целом и
постоянно систематизировать свои знания. Постоянное пользование папками -
справочниками позволяет учащимся произвести отбор необходимых материалов
из них для составления индивидуальных блокнотов – шпаргалок.
Использование тестов в обучении является одним из эффективных и
рациональных
дополнений
к
методам
проверки
знаний,
умений
и
навыков
учащихся. Систематически подбираю индивидуальные домашние и классные
задания
для
предупреждения
списывания
и
устранения
ошибок.
Положительный
эффект
индивидуальных
заданий
несомненен,
особенно
домашних, так как ученики выполняют их в основном самостоятельно.
Уроки- консультации я провожу при закреплении навыков по какой-либо
теме.
Они
представляют
собой
своеобразную
самостоятельную
работу
учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными.
Урок-консультация
позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.
Долгое время в работе со слабоуспевающими учащимися я и
большинство учителей главным образом использовали индивидуальную форму
обучения. Организованная на разных этапах урока и дополнительныхзанятиях
групповая работа, где слабоуспевающие совместно с сильными учениками или
слабоуспевающие совместно со слабыми учениками решают учебные задачи,
очень эффективна.
Консультации непосредственно перед экзаменом провожу
для
слабоуспевающих учащихся отдельно, два раза в день, расписывая ежедневно
по часам,
в удобное для них время. Ведь с ними надо будет многое вновь
повторить и отработать. При этом никому из них не запрещено присутствовать
на консультации для других групп учащихся.
Использование
информационных
технологий
позволяет
не
только
сократить время на освоение материала, но и повысить глубину и прочность
Теория и методика обучения и воспитания
слабомотивированных учащихся при подготовке к ЕГЭ по математике
зн а н и й ,
эффе кт и в н о
о р га н и зо ват ь
с а мо с тоя т е льн у ю
р а б оту
и
индивидуализировать
процесс
обучения,
повысить
интерес
к
урокам,
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся,
снять
напряжение,
осовременить урок, учитывая социальный заказ общества.
Опыт моей работы способствует
повышению качества знаний у
учащихся,
раскрытию
творческого
потенциала
школьников,
а
также
достижению
оптимально
возможного
для
каждого
ребёнка
уровня
его
математического развития.
Быть учителем математики и работать в 10 – 11 общеобразовательных
классах, далеко не просто. Стараюсь, пробуждая интерес к своему предмету, не
просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у
каждого ребенка независимо от его способностей.
Развивая
творческие
возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своем развитии более
способным детям, учу всех - воспитывать у себя силу воли, твердый характер и
целеустремленность при решении сложных задач.
Накопленные
наблюдения,
выяснение
причин
затруднения
учеников,
работа в течение многих лет постепенно приводили к совершенствованию и
методики организации уроков, и, самое главное, подбору упражнений, которые
содержат в себе и необходимую тренировку, и выяснение трудных моментов, и
ясное осознание ведущих алгоритмов решения основных видов задач. Главным
достоинством в своей работе считаю заметное облегчение « участи» учеников,
не отличавшихся особыми математическими способностями.
Результат такой работы:
– формирование положительной мотивации к изучению математики как у
учащихся, имеющих трудности в овладении математическими знаниями, так и в
повышении интереса к изучению математики у детей, имеющих склонности к
математике.
– повышение качества знаний у учащихся, раскрытие творческого потенциала
школьников, а также достижение оптимально возможного для каждого ребёнка
уровня его математического развития.
Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных
особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только
повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации,
что является одной из важнейших целей современного образования.
Анализ
результатов
ЕГЭ
за
последние
годы
показал,
эффективность
представленной системы работы в успешности моих учеников на экзаменах.
Во время сдачи ЕГЭ учащиеся, с которыми я работала в 2013 - 2014
учебном году, показали средний балл выше районного на 16,8 балла и на 17,9
балла выше средне краевого тестового балла.