Напоминание

Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики


Автор: Ильенко Маргарита Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: Краснодарский край, станица Ленинградская
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Раздел: полное образование





Назад




Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Ильенко Маргарита Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район В основу системы моей работы положены следующие
принципы:

- Деятельностный метод обучения.
Моя тема самообразования «Реализация деятельностного подхода на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения». Именно деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок сам “открывал” знания через самостоятельные деятельностные шаги, организован- ные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности. Обучаясь технологии деятельностного метода, мои ученики учатся осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством учителя видеть пути устранения этих пробелов. Они умеют анализировать и классифицировать свои ошибки – “не знаю”, “невнимательность” или “не понимаю”, а, значит, и смогут их устранить. Владение навыками самостоятельной работы, методами самопроверки и самоконтроля является основой для успешного прохождения ГИА.
- Дифференцированный подход в обучении.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание освоить больше.
-Тестовые технологии.
Важным звеном учебного процесса является контроль за знаниями, умениями и навыками. От его правильной организации зависит результат обучения. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения математике, являются тесты. Для диагностики успешности обучения на уроках математики в любом классе я использую тестовые технологии, которые позволяют выявить степень усвоения материала, как на начальном этапе изучения темы, так и при обобщении знаний. Тесты позволяют за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Тесты предназначены для оценки успешности овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест, необходимы знания конкретных правил, понятий, терминов, теорем. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста. По форме проведения в своей работе я использую как индивидуальные, так и групповые тесты, а также компьютерные (электронные тренажеры и тесты, разработанные самостоятельно). Преимуществом тестов является возможность охвата больших групп учащихся одновременно. Данную технологию использую для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. При оценивании работы использую следующую шкалу: от 85% до 100% - оценка «отлично», от 70% до 84% – «хорошо», от 50% до 69% – «удовлетворительно», менее 50% – «неудовлетворительно». Анализ полученных результатов показал, что в течение четверти у учащихся от теста к тесту увеличивается число правильных ответов на задания. К достоинствам этой технологии следует отнести: -большую объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; -ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем; -универсальность, охват всех стадий процесса обучения. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником. Систематическое (с 5 класса) проведение контроля знаний с помощью тестов позволяет формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
-Игровые технологии.
Использование игровых технологий на уроках математики в классах среднего звена позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт. Использование игровых технологий на уроках математики помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как к
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках математики способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. В работе использую следующие виды заданий: 1. Составление аннаграмм, синквейна, кластера; 3. Игровые задания, направленные на отработку терминов и понятий («Третий лишний») 4. Кроссворды, чайнворды, ребусы по математике. Игра это вид развивающей, социальной деятельности, освоение социального опыта. Велика эмоциональная функция игры: пробуждать интерес. Диагностическая функция: самопроявление. Релаксационная функция: снимает напряжение. Во время урока цель ставиться в форме игровой задачи. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
-Технология индивидуализации обучения.
На уроках математики в старших классах организую педагогическое сопровождение, основанное на принципах уважения прав и свобод растущего человека, толерантных взаимоотношениях педагога и обучающихся. Наиболее целесообразно решать вопросы самоопределения со старшеклассниками, поскольку в этом возрасте максимально активизируется их деятельность, касающаяся становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема планирования будущего, профессионального и личностного самоопределения. Использую эффективные средства формирования навыков самоопределения - педагогические ситуации совместного со старшеклассниками планирования программы их деятельности, направленной на достижение ими целей государственного образовательного заказа и собственного развития в процессе учения, общения, то есть создание индивидуальной образовательной траектории. При преподавании предмета организую учебный процесс, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
- Педагогика успеха, сотрудничества
, где учитель выступает в роли организатора процесса.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Будущее требует от современных учеников огромного запаса знаний в области использования информационных технологий. Важнейшей задачей образования становится научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать её. Понятно, что в этой ситуации современный учитель в своей профессиональной образовательной
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики деятельности должен уметь использовать различные современные интерактивные средства обучения. Психология ребенка, его способности воспринимать и запоминать новое, законы восприятия и усвоения материала – в основном остались прежними, такими же, как 100 и 200 лет тому назад. Но – и это существенно! - изменились предпочтения детей к форме подачи материала. Информационное пространство, в котором живут дети, революционно изменилось за последние 30 – 50 лет. Выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее текстового представления. Соответственно, изменились привычки и навыки получения информации. Школьное образование должно учитывать эти изменения и, в известной степени, приспосабливаться к ним. Сегодняшнее интенсивное внедрение ИКТ в школьную среду просто обусловлено необходимостью «догнать время». В настоящее время в школах очень быстро растет количество интерактивных досок. Это оборудование, которое способно оказать большую помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий и педагогических совещаний. Она, при правильном ее использовании, позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся через использование большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя есть возможность моделировать различные физические процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске, цифровыми лабораториями. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, стараюсь не просто использовать современные технологии обучения предмету, но использовать их эффективно. Большие возможности в этом плане предоставляет сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Пример использования материалов сайта на уроках геометрии в 7 классе: Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам. Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету, облегчения усвоения материала. Пример использования интерактивной доски на уроках математики в 6 классе. Урок дан в рамках краевого семинара «Создание универсальной безбарьерной среды для инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» в 6 «Б» классе по теме: «Дроби в задачах».
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д. Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций, таблиц, диаграмм или веб-страниц. Пример использования интерактивной доски на уроке математике в 8 классе по теме: Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. Урок разработан в рамках краевых курсов по теме: «Эффективное использование возможностей интерактивных досок нового поколения в образовательном учреждении при реализации ФГОС НОО и ООО, 2013 год». Данный урок размещён на сайте wiki.kkidppo. Семинары 2013 год.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти манипуляции будут привлекать внимание учащихся. Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Интерактивные доски можно также эффективно использовать и во внеурочной деятельности учащихся, например в исследовательской деятельности в условиях проектного метода и системы работы над созданием групповых и индивидуальных проектов с использованием компьютерных технологий и Интернет- ресурсов. Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке. Использование на уроке интерактивной доски позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения. Применение данных технологий даёт положительные результаты, как в деятельности ученика, так и в деятельности педагога (участие в конкурсах, семинарах, научно – практических конференциях, вебинарах, online -семинарах, размещение работ на сайтах nsportal, proshkolu и в сетевых сообществах). Накапливается дидактический материал по пройденным темам. Много качественного дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Широко использую в своей работе Интернет при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ: материалы тренировочных и диагностических работ с сайта Московского института открытого образования “Статград”, сайта «Сдам ГИА и ЕГЭ», материалы открытого банка заданий ГИА, сайт Гущина по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, сайта «alleng. ru» и другие. Но чтобы результаты обученности учащихся были объективными при новой форме итоговой аттестации, учителю необходимо работать в ключе новых подходов к ГИА. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании ИКТ технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов KHANAKADEMY, которые можно включить в презентацию. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей. Применение компьютерных технологий позволяет мне:  наполнить уроки новым содержанием;  развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;  формировать элементы информационной культуры;  прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;  поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;  идти в ногу со временем. -
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики -
Здоровьесберегающие

технологии.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Для себя я выделяею следующие факторы образовательной среды, особо значимые для сохранения здоровья детей: - организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов); - психический фон занятий (доброжелательность); - санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, чистота, цветовое оформление, озеленение классной комнаты.) - двигательный режим детей. Если педагог ставит перед собой задачу воспитать здоровую личность, он должен направлять свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у учеников преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» учителю. Опытный педагог владеет приёмами преодоления усталости, уныния и неудовлетворённости учащихся. У детей развита интуитивная способность «улавливать» эмоциональное состояние взрослых, потому что они не придают такого значения словам, как взрослые. (Дети читают по глазам и жестам). Очень важно, чтобы взрослый не выдавал свою неприязнь, если она зародилась, чтобы доброта излучалась постоянно. Именно через опыт совместного переживания у ребёнка может развиться эмпатия (умение сопереживать), как полярность эгоизму. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только комбинирование приемов обоих методов дает наилучший эффект. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно- профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно- нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, тренинги); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии); информационно-обучающие (письма, памятки, адресованные родителям и учащимся). Использование методов и приёмов зависит от многих условий: от личной заинтересованности педагога, от уровня населённого пункта, школы, класса. На своих уроках я использую различные и самые простые методы здоровьесберегающих технологий. - Игра с мячом во время выполнения устных упражнений, на перемене. - Упражнение «Лебединая шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопывая по подбородку. - На уроках геометрии в ходе физминуток применяем разнообразные игры,
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики такие как «Симметрия» (дети выполняют действия, которые называют или показывают, но в зеркальном отображении). - Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради, на интерактивной доске или за компьютером при первых симптомах усталости глаз рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд (менять фокус зрения) или выполнять следующие упражнения: 1. вертикальные движения глаз "вверх – вниз”; 2. горизонтальные "вправо – влево”; 3. вращение глазами по часовой стрелке и против; 4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее. На уроках, согласно методике, особое внимание уделяется одному из принципов развивающего обучения: процесс обучения не только рациональный, но и эмоциональный. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Например, учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем ученики пытаются объяснить это явление (например, радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария. - Для гармонизации двух полушарий ребята вначале медленно, а потом в более быстром темпе левой рукой должны взять правое ухо, а правой рукой взять левое ухо. Выполнять упражнение нужно несколько раз и в системе. Это снимает психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий).
-

Один

из

приемов
создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, поздравление с событием в жизни ребёнка, народная мудрость или даже тихо звучащая лирическая музыка при выполнении тестов на дополнительных занятиях.
-

Второй

прием


возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
- Третий прием
– "возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает их вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются "очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.
-Четвертый прием
– совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые мною на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают их творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам. Быть здоровым – это естественное стремление человека. Такого человека мы обязаны «создать» и воспитать с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности в каждом образовательном учреждении. Вижу эффективность представленной системы работы в успешности моих учеников на экзаменах. Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок шаг за шагом успешно добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым уровнем знаний, но и формирует у ребенка интерес к учебе, развивает его математические способности, повышает чувство собственного достоинства и раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.


В раздел образования