Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Автор: Ильенко Маргарита Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 Населённый пункт: Краснодарский край, станица Ленинградская Наименование материала: статья Тема: Использование современных образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных, здоровьесберегающих технологий на уроках математики Раздел: полное образование
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Ильенко Маргарита Викторовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского
станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район
В основу системы моей работы положены следующие принципы:
- Деятельностный метод обучения.
Моя тема самообразования «Реализация деятельностного подхода на уроках
математики
в
условиях
перехода
на
ФГОС
второго
поколения».
Именно
деятельностный метод позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок
сам “открывал” знания через самостоятельные деятельностные шаги, организован-
ные
учителем.
Это
позволяет
не
только
обеспечить
необходимый
уровень
подготовки
учащихся,
но
и
способствует
формированию
у
них
универсальных
учебных
действий,
воспитывает
устойчивый
интерес
к
обучению,
развивает
творческие
способности.
Обучаясь
технологии
деятельностного
метода,
мои
ученики учатся осознавать собственные пробелы в знаниях и под руководством
учителя
видеть
пути
устранения
этих
пробелов.
Они
умеют
анализировать
и
классифицировать свои ошибки – “не знаю”, “невнимательность” или “не понимаю”,
а, значит, и смогут их устранить. Владение навыками самостоятельной работы,
методами
самопроверки
и
самоконтроля
является
основой
для
успешного
прохождения ГИА.
- Дифференцированный подход в обучении.
Задача учителя – в условиях “обучения всех”, прежде всего, научить каждого
на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет
обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные
траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два
основных
принципа.
Первый
–
это
достижение
всеми
учащимися
уровня
обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на
более
высоких
уровнях
теми
школьниками,
которые
проявляют
интерес
к
математике и желание освоить больше.
-Тестовые технологии.
Важным
звеном
учебного
процесса
является
контроль
за
знаниями,
умениями и навыками. От его правильной организации зависит результат обучения.
В
процессе
контроля
выявляются
достоинства
и
недостатки
знаний
и
умений
учащихся, что даёт возможность управлять учебным процессом, совершенствовать
формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и
эффективно проверить результаты обучения математике, являются тесты.
Для диагностики успешности обучения на уроках математики в любом классе
я использую тестовые технологии, которые позволяют выявить степень усвоения
материала, как на начальном этапе изучения темы, так и при обобщении знаний.
Тесты позволяют за сравнительно короткие промежутки времени оценить
результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и
качество достижения каждым учащимся целей обучения.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Тесты
предназначены
для
оценки
успешности
овладения
конкретными
знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более
объективным показателем обученности, чем оценка.
Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест, необходимы
знания
конкретных
правил,
понятий,
терминов,
теорем.
Старательный
ученик,
обладающий
хорошей
памятью,
без
труда
может
найти
правильные
ответы
в
заданиях теста.
По форме проведения в своей работе я использую как индивидуальные, так и
групповые
тесты,
а
также
компьютерные
(электронные
тренажеры
и
тесты,
разработанные самостоятельно).
Преимуществом
тестов
является
возможность
охвата
больших
групп
учащихся
одновременно.
Данную
технологию
использую
для
тренировочного,
промежуточного
и
итогового
контроля
знаний,
а
также
для
обучения
и
самоподготовки учащихся.
При оценивании работы использую следующую шкалу: от 85% до 100% -
оценка
«отлично»,
от
70%
до
84%
–
«хорошо»,
от
50%
до
69%
–
«удовлетворительно», менее 50% – «неудовлетворительно».
Анализ полученных результатов показал, что в течение четверти у учащихся
от теста к тесту увеличивается число правильных ответов на задания.
К достоинствам этой технологии следует отнести:
-большую объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее
воздействие на познавательную деятельность учащегося;
-ориентированность
на
современные
технические
средства,
на
использование
в
среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;
-универсальность, охват всех стадий процесса обучения.
Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как
дальше работать с данным учеником.
Систематическое (с 5 класса) проведение контроля знаний с помощью тестов
позволяет формировать подготовленных учеников в различных областях знаний,
готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
-Игровые технологии. Использование игровых технологий на уроках математики в
классах
среднего
звена
позволяет
активизировать
познавательную
деятельность
учащихся, поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для
развития
и
совершенствования
познавательных,
умственных
и
творческих
способностей
детей.
Игра
приоткрывает
ребёнку
незнакомые
грани
изучаемой
науки,
помогает
по-новому
взглянуть
на
привычный
урок,
способствует
возникновению
у
школьников
интереса
к
учебному
предмету,
значит,
процесс
обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям
на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков,
закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках математики помогает в той
или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести
изучение
и
закрепление
материала
на
уровне
эмоционального
осознания,
что,
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к математике как к
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
учебному
предмету.
Немаловажно
также
и
то,
что
игра
на
уроках
математики
способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.
Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и
развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу,
настойчивость,
целеустремлённость,
умение
находить
решение
в
нестандартной
ситуации.
В работе использую следующие виды заданий:
1. Составление аннаграмм, синквейна, кластера;
3.
Игровые
задания,
направленные
на
отработку
терминов
и
понятий
(«Третий лишний»)
4. Кроссворды, чайнворды, ребусы по математике.
Игра это вид развивающей, социальной деятельности, освоение социального
опыта. Велика эмоциональная функция игры: пробуждать интерес. Диагностическая
функция: самопроявление. Релаксационная функция: снимает напряжение. Во время
урока цель ставиться в форме игровой задачи. При использовании дидактических
игр решаются и воспитательные задачи. Игра на уроке может стать очень серьезным
занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов
игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя.
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека.
-Технология индивидуализации обучения.
На
уроках
математики
в
старших
классах
организую
педагогическое
сопровождение,
основанное
на
принципах
уважения
прав
и
свобод
растущего
человека,
толерантных
взаимоотношениях
педагога
и
обучающихся.
Наиболее
целесообразно решать вопросы самоопределения со старшеклассниками, поскольку
в
этом
возрасте
максимально
активизируется
их
деятельность,
касающаяся
становления мотивов, связанных с поиском индивидуальности, возникает проблема
планирования
будущего,
профессионального
и
личностного
самоопределения.
Использую
эффективные
средства
формирования
навыков
самоопределения
-
педагогические
ситуации
совместного
со
старшеклассниками
планирования
программы
их
деятельности,
направленной
на
достижение
ими
целей
государственного
образовательного
заказа
и
собственного
развития
в
процессе
учения, общения, то есть создание индивидуальной образовательной траектории.
При преподавании предмета организую учебный процесс, при котором выбор
способов,
приемов,
темпа
обучения
обусловливается
индивидуальными
особенностями учащихся.
- Педагогика успеха, сотрудничества , где учитель выступает в роли организатора
процесса.
- Информационно-коммуникационные технологии.
Будущее
требует
от
современных
учеников
огромного
запаса
знаний
в
области
использования
информационных
технологий.
Важнейшей
задачей
образования становится научить человека жить и плодотворно трудиться в мире
глобальных коммуникационных сетей, Интернета, подготовить его к восприятию
различной
информации,
научить
человека
понимать
её.
Понятно,
что
в
этой
ситуации современный учитель в своей профессиональной образовательной
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
деятельности должен уметь использовать различные современные интерактивные
средства
обучения.
Психология
ребенка,
его
способности
воспринимать
и
запоминать новое, законы восприятия и усвоения материала – в основном остались
прежними, такими же, как 100 и 200 лет тому назад. Но – и это существенно! -
изменились
предпочтения
детей
к
форме
подачи
материала.
Информационное
пространство, в котором живут дети, революционно изменилось за последние 30 –
50 лет. Выросла роль аудиовизуальной подачи информации и уменьшилась роль ее
текстового
представления.
Соответственно,
изменились
привычки
и
навыки
получения информации. Школьное образование должно учитывать эти изменения и,
в
известной
степени,
приспосабливаться
к
ним.
Сегодняшнее
интенсивное
внедрение ИКТ в школьную среду просто обусловлено необходимостью «догнать
время».
В
настоящее
время
в
школах
очень
быстро
растет
количество
интерактивных
досок.
Это
оборудование,
которое
способно
оказать
большую
помощь в организации процесса обучения, при проведении учебных занятий и
педагогических
совещаний.
Она,
при
правильном
ее
использовании,
позволяет
сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения
учащихся через использование большого спектра наглядных пособий, которыми
пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя
есть
возможность
моделировать
различные
физические
процессы
с
помощью
инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к
интерактивной
доске,
цифровыми
лабораториями.
Понимая
требования,
выдвигаемые
современным
информационным
обществом,
стараюсь
не
просто
использовать
современные
технологии
обучения
предмету,
но
использовать
их
эффективно.
Большие возможности в этом плане предоставляет сайт Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов:
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Пример использования материалов сайта на уроках геометрии в 7 классе:
Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование
этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому
способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок
и познавательные обучающие программы по различным предметам.
Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя
интерактивная доска – это хорошее подспорье с целью повышения интереса к
преподаваемому предмету, облегчения усвоения материала.
Пример
использования
интерактивной
доски
на
уроках
математики
в
6
классе.
Урок
дан
в
рамках
краевого
семинара
«Создание
универсальной
безбарьерной среды для инклюзивного образования детей – инвалидов и детей с
ограниченными возможностями
здоровья» в 6 «Б» классе по теме: «Дроби в
задачах».
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Интерактивные доски могут быть использованы учителем при групповой и
фронтальной работе. Они позволяют разнообразить изучение предмета: учитель
имеет возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и
аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д.
Делать пометки или что-то писать можно поверх всех документов, иллюстраций,
таблиц, диаграмм или веб-страниц.
Пример использования интерактивной доски на уроке математике в 8 классе
по
теме:
Преобразование
выражений,
содержащих
квадратные
корни.
Урок
разработан
в
рамках
краевых
курсов
по
теме:
«Эффективное
использование
возможностей
интерактивных
досок
нового
поколения
в
образовательном
учреждении при реализации ФГОС НОО и ООО, 2013 год». Данный урок размещён
на сайте wiki.kkidppo. Семинары 2013 год.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается
от
привычных
методов
преподавания,
но
в
то
же
время
основы
успешного
проведения
любого
урока
всегда
едины.
Интерактивная
доска
может
быть
использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Структура урока с
использованием доски может быть различна. Так же по-разному учитель может
классифицировать материал, используя различные возможности доски: работать с
текстом, с медиаобъектами, перемещать объекты, вносить изменения – все эти
манипуляции будут привлекать внимание учащихся.
Деятельность на уроке с интерактивными устройствами позволяет сделать
любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на
начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.
Интерактивные
доски
можно
также
эффективно
использовать
и
во
внеурочной деятельности учащихся, например в исследовательской деятельности в
условиях
проектного
метода
и
системы
работы
над
созданием
групповых
и
индивидуальных проектов с использованием компьютерных технологий и Интернет-
ресурсов.
Уже имеющийся опыт показал, что работа с интерактивными досками
улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с
интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным
раздаточным
материалом.
Они
признают,
что
интерактивный
подход
помогает
принимать активное участие в уроке. Использование на уроке интерактивной доски
позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать
процесс обучения.
Применение данных технологий
даёт положительные результаты, как в
деятельности
ученика,
так
и
в
деятельности
педагога
(участие
в
конкурсах,
семинарах,
научно
–
практических
конференциях,
вебинарах, online -семинарах,
размещение работ на сайтах nsportal, proshkolu и в сетевых сообществах).
Накапливается
дидактический
материал
по
пройденным
темам. Много
качественного
дополнительного
материала
можно
найти
через
Интернет,
что
позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Широко использую в своей работе Интернет при подготовке учащихся к ОГЭ
и ЕГЭ: материалы тренировочных и диагностических работ с сайта Московского
института открытого образования “Статград”, сайта «Сдам ГИА и ЕГЭ», материалы
открытого банка заданий ГИА, сайт Гущина по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, сайта
«alleng.
ru»
и
другие.
Но
чтобы
результаты
обученности
учащихся
были
объективными
при
новой
форме
итоговой
аттестации,
учителю
необходимо
работать в ключе новых подходов к ГИА.
Без
процесса
информатизации
образования
уже
невозможно
представить
современную школу. При удачном и правильном сочетании ИКТ технологий и форм
проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и
для учителя.
Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов
KHANAKADEMY, которые можно включить в презентацию.
Применение
ИКТ
эффективно
при
подготовке
и проведении
учителем
различных форм урока: мультимедийной
школьной лекции, урока - наблюдения,
урока - семинара, урока – практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация
таких экскурсий возможна на природу, в музей.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
наполнить уроки новым содержанием;
развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность
учащихся;
формировать элементы информационной культуры;
прививать
навыки
рациональной
работы
с
компьютерными
программами;
поддерживать
самостоятельность
в
освоении
компьютерных
технологий;
идти в ногу со временем.
-
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
-
Здоровьесберегающие
технологии. Проблемы сохранения здоровья учащихся
стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе
способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся,
снизили
их
творческую
активность,
замедлили
их
физическое
и
психическое
развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В
создавшейся
обстановке
естественным
стало
активное
использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Для себя я выделяею следующие факторы образовательной среды, особо
значимые для сохранения здоровья детей:
-
организация
процесса
воспитания
и
образования
(длительность
занятий
и
перерывов);
- психический фон занятий (доброжелательность);
- санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, чистота, цветовое
оформление, озеленение классной комнаты.)
- двигательный режим детей.
Если педагог ставит перед собой задачу воспитать здоровую личность, он
должен направлять свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у
учеников преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок способен сосредоточиться
лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо» учителю. Опытный педагог
владеет
приёмами
преодоления
усталости,
уныния
и
неудовлетворённости
учащихся. У детей развита интуитивная способность «улавливать» эмоциональное
состояние взрослых, потому что они не придают такого значения словам, как
взрослые. (Дети читают по глазам и жестам). Очень важно, чтобы взрослый не
выдавал свою неприязнь, если она зародилась, чтобы доброта излучалась постоянно.
Именно через опыт совместного переживания у ребёнка может развиться эмпатия
(умение сопереживать), как полярность эгоизму.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют
две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики
оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и
воспитания).
Только
комбинирование
приемов
обоих
методов
дает
наилучший
эффект.
Приёмы
можно
классифицировать
следующим
образом:
защитно-
профилактические
(личная
гигиена
и
гигиена
обучения);
компенсаторно-
нейтрализующие
(физминутки,
оздоровительная,
пальчиковая,
дыхательная
гимнастика,
тренинги);
стимулирующие
(элементы
закаливания,
физические
нагрузки,
приёмы
психотерапии,
фитотерапии);
информационно-обучающие
(письма, памятки, адресованные родителям и учащимся). Использование методов и
приёмов зависит от многих условий: от личной заинтересованности педагога, от
уровня населённого пункта, школы, класса.
На
своих
уроках
я
использую
различные
и
самые
простые
методы
здоровьесберегающих технологий.
- Игра с мячом во время выполнения устных упражнений, на перемене.
-
Упражнение
«Лебединая
шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к
подбородку. Вытягиваем шею, похлопывая по подбородку.
- На уроках геометрии в ходе физминуток применяем разнообразные игры,
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
такие
как
«Симметрия»
(дети
выполняют
действия,
которые
называют
или
показывают, но в зеркальном отображении).
-
Для
снятия
зрительной
нагрузки
во
время
работы
в
тетради,
на
интерактивной доске или за компьютером при первых симптомах усталости глаз
рекомендую отводить взгляд вдаль на несколько секунд (менять фокус зрения) или
выполнять следующие упражнения:
1.
вертикальные движения глаз "вверх – вниз”;
2.
горизонтальные "вправо – влево”;
3.
вращение глазами по часовой стрелке и против;
4.
закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
На
уроках,
согласно
методике,
особое
внимание
уделяется
одному
из
принципов развивающего обучения: процесс обучения не только рациональный, но и
эмоциональный. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю
новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде
образов.
Например,
учащиеся
выдвигают
гипотезу
(интуиция).
В
этот
момент
работает
правое
полушарие.
Затем
ученики
пытаются
объяснить
это
явление
(например, радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность
приводит
к
левополушарной
гармонизации.
Оба
полушария
в
работе.
Эта
технология
является
здоровьесберегающей,
потому
что
она
развивает
оба
полушария.
- Для гармонизации двух полушарий ребята вначале медленно, а потом в более
быстром темпе левой рукой должны взять правое ухо, а правой рукой взять левое
ухо.
Выполнять
упражнение
нужно
несколько
раз
и
в
системе.
Это
снимает
психологический стресс, улучшает гармонизацию полушарий).
-
Один
из
приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор,
доброе слово, обращение к ученику по имени, поздравление с событием в жизни
ребёнка,
народная
мудрость
или
даже
тихо
звучащая
лирическая
музыка
при
выполнении тестов на дополнительных занятиях.
-
Второй
прием
–
возбуждение
сомнения
в
справедливости
излагаемых
истин
как
преподавателем,
так
и
школьниками.
Привыкание
к
безупречно
правдивой,
абсолютно
верной
информации
ведет
к
угасанию
ориентировочного
рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим
стимулируется
мысль
ученика,
побуждая
его
и
всех
остальных
находить
убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.
- Третий прием – "возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной
работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже
не решает их вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими
задачами,
предлагаются
"очень
трудные”,
таким
образом,
закрепляется
вера
в
собственные силы, в успех.
-Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание
материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи,
переживают неудачи, радуются успехам.
Использование современных образовательных (психолого - педагогических),
информационно – коммуникационных, в том числе сетевых и дистанционных,
здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Таким образом, здоровьесберегающие технологии, используемые мною
на
уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают их
творческий потенциал, снимают стресс и повышают интерес к урокам.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Такого человека мы
обязаны «создать» и воспитать с самого раннего детства. И для этого в настоящее
время есть различные пути и возможности в каждом образовательном учреждении.
Вижу эффективность представленной системы работы в успешности моих
учеников на экзаменах.
Моя цель – привести детей к успеху, и если ребенок
шаг за шагом успешно
добивается успеха и ощущает его, то это способствует не только овладению базовым
уровнем
знаний,
но
и
формирует
у
ребенка
интерес
к
учебе,
развивает
его
математические
способности,
повышает
чувство
собственного
достоинства
и
раскрывает его интеллектуально-творческий потенциал.