Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию графическихнавыков
Автор: Филиппова Мария Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 39 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск Наименование материала: статья Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию графическихнавыков Раздел: дошкольное образование
НАВЫКОВ
Организация условий для формирования графических навыков детей дошкольного
возраста осуществляется на базе развивающей предметно-пространственной среды, со-
зданной на основании требований, выдвигаемых Федеральным государственным образова-
тельным стандартом дошкольного образования, и разработанного календарно-тематическо-
го плана образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с ис-
пользованием нетрадиционных техник рисования, в рамках примерной основной образова-
тельной программы ДОУ.
В дошкольном образовательном учреждении предметно-пространственная среда
должна быть организована с учетом следующих требований, предъявляемых государствен-
ным стандартом:
1) насыщенность, то есть соответствует возрастным возможностям детей и содер-
жанию образовательной программы. Пространство группы оснащено средствами обучения
и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе
расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудо-
вания и инвентаря (в помещении и на участке) обеспечивают:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
2) трансформируемость, то есть может быть изменена в зависимости от образова-
тельной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) полифункциональность, то есть обеспечивает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предмет-
ной среды, например, детской мебели, мягких модулей и т.д.;
наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для ис-
пользования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заме-
стителей в детской игре).
4) вариативность, то есть:
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уедине-
ния и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечиваю-
щих свободный выбор детей;
периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5) доступность:
для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная дея-
тельность;
обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособи-
ям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
содержит исправные и сохранные материалы и оборудование.
6) безопасность, то есть все ее элементы соответствуют требованиям по обеспече-
нию надежности и безопасности их использования.
Кроме этого вышеуказанной программой перед воспитателем для реализации худо-
жественно-эстетического развития детей дошкольного поставлены следующие задачи:
вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью,
красками;
развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выде-
ления формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;
подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу
выбор;
обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет
след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером,
ворсом кисти);
учить следить за движением карандаша по бумаге;
привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным ли-
ниям, конфигурациям;
побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;
вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;
побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными дета-
лями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;
развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;
учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;
рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, на-
клонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручей-
кам, сосулькам, заборчику и др.;
подводить детей к рисованию предметов округлой формы;
формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться
низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует
малыш;
учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по оконча-
нии рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде;
учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть,
макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баноч-
ки.
Для реализации поставленных примерной основной образовательной программой
ДОУ задач совместно с родителями воспитанников можно организовать уголок изобрази-
тельной деятельности, состоящий из следующих частей:
1)
выставка рисунков и поделок воспитанников в раздевалке (в виде стенда с до-
рожками из лески, на которой при помощи скрепок вешаются рисунки);
2)
уголок с материалами и игровыми пособиями в игровой комнате:
в свободном доступе: фломастеры, бумага разного формата и текстуры; вос-
ковые и графитные цветные карандаши;
в шкафу: гуашь, кисточки (белка) размеров от № 6 до № 20, губки, ватные па-
лочки, штампы из различных материалов, трафареты, тряпочки для рук и кистей, баночки-
непроливайки для воды; дидактические материалы: репродукции, картины, портреты ху-
дожников, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); дидакти-
ческие игры.
Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом вышеуказан-
ных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования и включение в образовательную деятельность не-традиционных техник рисо-
вания в игровой форме способствует не только развитию фантазии, эстетическому и лич-
ностному развитию, ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики у
детей раннего возраста, но и формированию графических навыков, необходимых для даль-
нейшего обучения и развития творческой личности.