Напоминание

Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию графическихнавыков


Автор: Филиппова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДС № 39 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Организация развивающей предметно-пространственной среды по развитию графическихнавыков
Раздел: дошкольное образование





Назад





О

РГАНИЗАЦИЯ

РАЗВИВАЮЩЕЙ

ПРЕДМЕТНО

-

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

СРЕДЫ

ПО

РАЗВИТИЮ

ГРАФИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ
Организация условий для формирования графических навыков детей дошкольного возраста осуществляется на базе развивающей предметно-пространственной среды, со- зданной на основании требований, выдвигаемых Федеральным государственным образова- тельным стандартом дошкольного образования, и разработанного календарно-тематическо- го плана образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с ис- пользованием нетрадиционных техник рисования, в рамках примерной основной образова- тельной программы ДОУ. В дошкольном образовательном учреждении предметно-пространственная среда должна быть организована с учетом следующих требований, предъявляемых государствен- ным стандартом: 1) насыщенность, то есть соответствует возрастным возможностям детей и содер- жанию образовательной программы. Пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудо- вания и инвентаря (в помещении и на участке) обеспечивают:  игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;  эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;  возможность самовыражения детей. 2) трансформируемость, то есть может быть изменена в зависимости от образова- тельной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) полифункциональность, то есть обеспечивает:  возможность разнообразного использования различных составляющих предмет- ной среды, например, детской мебели, мягких модулей и т.д.;  наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для ис- пользования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заме- стителей в детской игре). 4) вариативность, то есть:  наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уедине- ния и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечиваю- щих свободный выбор детей;
 периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) доступность:  для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная дея- тельность;  обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособи- ям, обеспечивающим все основные виды детской активности;  содержит исправные и сохранные материалы и оборудование. 6) безопасность, то есть все ее элементы соответствуют требованиям по обеспече- нию надежности и безопасности их использования. Кроме этого вышеуказанной программой перед воспитателем для реализации худо- жественно-эстетического развития детей дошкольного поставлены следующие задачи:  вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками;  развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выде- ления формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой;  подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбор;  обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти);  учить следить за движением карандаша по бумаге;  привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным ли- ниям, конфигурациям;  побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже;  вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами;  побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными дета- лями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм;  развивать эстетическое восприятие окружающих предметов;  учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их;  рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, на- клонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручей- кам, сосулькам, заборчику и др.;  подводить детей к рисованию предметов округлой формы;  формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш;  учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по оконча- нии рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде;
 учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш — тремя пальцами выше отточенного конца, кисть — чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баноч- ки. Для реализации поставленных примерной основной образовательной программой ДОУ задач совместно с родителями воспитанников можно организовать уголок изобрази- тельной деятельности, состоящий из следующих частей: 1) выставка рисунков и поделок воспитанников в раздевалке (в виде стенда с до- рожками из лески, на которой при помощи скрепок вешаются рисунки); 2) уголок с материалами и игровыми пособиями в игровой комнате:  в свободном доступе: фломастеры, бумага разного формата и текстуры; вос- ковые и графитные цветные карандаши;  в шкафу: гуашь, кисточки (белка) размеров от № 6 до № 20, губки, ватные па- лочки, штампы из различных материалов, трафареты, тряпочки для рук и кистей, баночки- непроливайки для воды; дидактические материалы: репродукции, картины, портреты ху- дожников, изделия декоративно-прикладного искусства (дымка, гжель, хохлома); дидакти- ческие игры. Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом вышеуказан- ных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и включение в образовательную деятельность не-традиционных техник рисо- вания в игровой форме способствует не только развитию фантазии, эстетическому и лич- ностному развитию, ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, но и формированию графических навыков, необходимых для даль- нейшего обучения и развития творческой личности.


В раздел образования