Напоминание

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.


Автор: Буряк Ольга Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ№31"
Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии. Буряк О.М. МАОУ «СОШ№31» г. Стерлитамак РБ В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности и мотивации к эффективным действиям. Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий основывается на положениях системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностной и ЗУНовской парадигм образования. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий включают:  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания. Универсальный характер УУД проявляется том, что они:  носят надпредметный, метапредметный характер;  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
 обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;  лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;  обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. Прежде чем говорить об особенностях формирования универсальных учебных действий, необходимо рассмотреть их классификацию. В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков: 1. личностный; 2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3. познавательный; 4. знаково-символический; 5. коммуникативный. Личностные универсальные учебные действия. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:  действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.  действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;  планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;  коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия. Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия. Общеучебные универсальные действия Общеучебные универсальные действия включают:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:  структурирование знаний;  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;  действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). Универсальные логические действия Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной). Номенклатура логических действий включает:  сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);  опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);  анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;  синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;  сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
 классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;  обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;  доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;  подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;  вывод следствий  установление аналогий Знаково-символические универсальные учебные действия. Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:  моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Коммуникативные универсальные действия Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
 разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках объяснения нового материала Краткое описание этапов урока объяснения нового материала Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности на уроке.  смыслообразование (Л);  целеполагание (П);  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). 2. Актуализация (повторение) знаний На данном этапе организуется подготовка учащихся к объяснению нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1. актуализацию изученных способов действий 2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);  использование знаково-символических средств (П);  осознанное и
познавательных процессов; 3. мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4. фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. произвольное построение речевого высказывания (П);  выполнение пробного учебного действия (Р);  фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);  волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);  учет разных мнений (К);  использование критериев для обоснования своего суждения (К). 3. Объяснение нового материала На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:  ставят цель,  согласовывают тему урока,  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);  подведение под понятие (П);  определение основной и второстепенной
 выбирают способ,  строят план достижения цели;  определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов информации (П);  постановка и формулирование проблемы (П);  структурирование знаний (П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);  учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций ( К); 4. Первичное закрепление с проговариванием вслух На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);  моделирование и преобразование моделей разных типов (П);  использование знаково-символических средств (П);
 подведение под понятие (П);  установление причинно-следственных связей (П);  выполнение действий по алгоритму (П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);  адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);  формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);  учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);  использование критериев для обоснования своего
суждения (К).  достижение договоренностей и согласование общего решения (К);  осознание ответственности за общее дело (Л); 5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового вида, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);  использование знаково-символических средств (П);  подведение под понятие (П);  выполнение действий по алгоритму (П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  доказательство (П);  контроль (Р);  коррекция (Р);  оценка (Р);  волевая саморегуляция в ситуации
затруднения (Р); 6. Включение в систему знаний и повторение На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.  нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);  анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);  понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);  подведение под понятие (П);  моделирование, преобразование модели (П);  использование знаково-символических средств (П);  установление причинно-следственных связей (П);  построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);  самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);  выполнение действий по алгоритму (П);
 доказательство (П);  осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);  контроль, коррекция, оценка (Р); 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.  рефлексия способов и условий действия (П);  контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);  самооценка на основе критерия успешности (Л);  адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);  выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);  формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);  использование критериев для обоснования своего суждения (К);  планирование учебного сотрудничества
(К);  следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). Задания для диагностики и формирования УУД Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий: · участие в проектах; · подведение итогов урока; · творческие задания; · самооценка события, происшествия; · дневники достижений; Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий: · «найди отличия» (можно задать их количество); · поиск лишнего; · упорядочивание; · «цепочки»; · хитроумные решения; · составление схем-опор; · работа с разного вида таблицами; · составление и распознавание диаграмм; · работа со словарями; Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: · «преднамеренные ошибки»; · поиск информации в предложенных источниках; · взаимоконтроль · диспут · заучивание материала наизусть в классе
· контрольный опрос на определенную проблему Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: · составь задание партнеру; · отзыв на работу товарища; · групповая работа по составлению кроссворда; · «отгадай, о ком говорим» В заключение можно сказать следующее. На наших глазах произошла смена парадигм образовательной системы. Сначала в системе образования процветал знаниевый подход, то есть шло формирование знаний, умений и навыков. Это длилось довольно долго. Затем наступило время компетентностного подхода. Только мы успели, как говориться, переварить это новшество и привыкнуть к этому, как на смену ему приходит концепция универсальных учебных действий. В принципе всё логично. Знания, умения и навыки никто не отменял, они очень актуальны и по сей день. Можно вспомнить ту историю о разговоре между английским и русским профессорами-математиками об английской литературе, в ходе которого выясняется, что русский об английских писателях и их произведениях знает куда больше нежели сам представитель этой нации. Это говорит о том, что россияне обладают гораздо более широким кругозором, и наша задача состоит в том, чтобы сохранить эти позиции. Но мы не должны забывать и о современных требованиях, о федеральном государственном образовательном стандарте, требования которого, касающиеся универсальных учебных действий, очень логичны, целесообразны и осмысленны в условиях современного мира, развивающегося с большой скоростью. Не всегда же кормить ребёнка готовой кашей, чтобы ему оставалось только её глотать. Когда-нибудь надо его научить варить эту кашу самому. Есть такое высказывание: «Владеет ситуацией тот, кто владеет информацией». Но чтобы этой информацией владеть, её ещё надо как-то заполучить. А это надо уметь. И научить учеников этому – наша с вами задача, научить, развивая у них универсальные учебные действия, продиктованные нам федеральным государственным образовательным стандартом.


В раздел образования