Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии.
Автор: Буряк Ольга Михайловна Должность: учитель химии Учебное заведение: МАОУ "СОШ№31" Населённый пункт: город Стерлитамак Республика Башкортостан Наименование материала: Статья Тема: Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и химии. Раздел: среднее образование
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии и
химии.
Буряк О.М. МАОУ «СОШ№31» г. Стерлитамак РБ
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных
стандартов становится реализация развивающего потенциала общего
среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение
развития универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с
традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование совокупности «универсальных учебных действий»,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного
присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися
конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе
образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных
учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы
образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и
навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов
универсальных действий.
Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность
как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентностного
подхода, в частности его правомерный акцент на достижении учащимися
способности использовать на практике полученные знания и навыки,
готовности и мотивации к эффективным действиям.
Таким образом, Программа развития универсальных учебных действий
основывается на положениях системно-деятельностного подхода,
интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе
компетентностной и ЗУНовской парадигм образования.
Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также
занять так называемые метапредметные учебные действия. Под
метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными»)
действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные
на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то
ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение
стратегии решения математической задачи, запоминание фактического
материала по истории или планирование совместного с другими учащимися
лабораторного эксперимента по физике или химии.
Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет
к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые
знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию
процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается
тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия,
открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в
различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом,
достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех
компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы,
2) учебную цель,
3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала,
контроль и оценка).
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения
эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и
формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований
личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее самореализации на
основе готовности к непрерывному образованию, компетентности
«научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе,
высокой социальной и профессиональной мобильности;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и
формирование картины мира и компетентностей в любой предметной
области познания.
Универсальный характер УУД проявляется том, что они:
носят надпредметный, метапредметный характер;
обеспечивают целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития и саморазвития личности;
обеспечивают преемственность всех степеней образовательного
процесса;
лежат в основе организации и регуляции любой деятельности
учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
Прежде чем говорить об особенностях формирования универсальных
учебных действий, необходимо рассмотреть их классификацию.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом
ключевыми целями общего образования, можно выделить пять блоков:
1.
личностный;
2.
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3.
познавательный;
4.
знаково-символический;
5.
коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-
смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение
выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях
и межличностных отношениях. Применительно к учебной
деятельности следует выделить два вида действий:
действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи
между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами,
между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего
она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое
значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия.
Познавательные действия включают общеучебные и логические
универсальные учебные действия.
Общеучебные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия включают:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств:
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие
текстов художественного, научного, публицистического и официально-
делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации;
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста
в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы
построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
действие со знаково-символическими средствами (замещение,
кодирование, декодирование, моделирование).
Универсальные логические действия
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер
и направлены на установление связей и отношений в любой области знания.
В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно
понимается способность и умение учащихся производить
простые логические действия анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а
также составные логические операции (построение отрицания, утверждение
и опровержение как построение рассуждения с использованием различных
логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Номенклатура логических действий включает:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения
тождеств различия, определения общих признаков и составления
классификации);
опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их
включения в тот или иной класс);
анализ - выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение
целого на части;
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельно
достраивая, восполняя недостающие компоненты;
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного
признака;
обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
доказательство - установление причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений, доказательство;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение
существенных признаков и их синтез;
вывод следствий
установление аналогий
Знаково-символические универсальные учебные действия.
Знаково-символические универсальные действия, обеспечивающие
конкретные способы преобразования учебного материала, представляют
действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного
материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных
значений; формирования обобщенных знаний. Это действия:
моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в
модель, где выделены существенные характеристики объекта
(пространственно-графическую или знаково-символическую);
преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих
законов, определяющих данную предметную область.
Коммуникативные универсальные действия
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и
сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего,
партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в
группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка
действий партнера;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках
объяснения нового материала
Краткое описание этапов урока объяснения
нового материала
Перечень УУД,
выполняемых учащимися на
данных этапах
1. Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной
деятельности. С этой целью организуется его
мотивирование к учебной деятельности на
уроке.
смыслообразование
(Л);
целеполагание (П);
планирование
учебного сотрудничества
с учителем и
сверстниками (К).
2. Актуализация (повторение) знаний
На данном этапе организуется подготовка
учащихся к объяснению нового знания,
выполнение ими пробного учебного действия и
фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1.
актуализацию изученных способов
действий
2.
актуализацию соответствующих
мыслительных операций и
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия, классификация,
сериация (П);
использование
знаково-символических
средств (П);
осознанное и
познавательных процессов;
3.
мотивацию учащихся к пробному
учебному действию и его
самостоятельное осуществление;
4.
фиксирование учащимися
индивидуальных затруднений в
выполнении пробного учебного действия
или его обосновании.
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
выполнение пробного
учебного действия (Р);
фиксирование
индивидуального
затруднения в пробном
действии (Р);
волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
учет разных мнений
(К);
использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К).
3. Объяснение нового материала
На данном этапе учащиеся выявляют место и
причину затруднения.
Учащиеся в коммуникативной
форме обдумывают учебные действия:
ставят цель,
согласовывают тему урока,
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия (П);
подведение под
понятие (П);
определение основной
и второстепенной
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
Этим процессом руководит учитель: на первых
порах с помощью подводящего диалога, затем -
побуждающего диалога, а затем и с помощью
исследовательских методов
информации (П);
постановка и
формулирование
проблемы (П);
структурирование
знаний (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных
позиций ( К);
4. Первичное закрепление с проговариванием
вслух
На данном этапе учащиеся в форме
коммуникативного взаимодействия
(фронтально, в группах, в парах) решают
типовые задания на новый способ действий с
проговариванием алгоритма решения вслух.
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия, сериация,
классификация (П);
моделирование и
преобразование моделей
разных типов (П);
использование
знаково-символических
средств (П);
подведение под
понятие (П);
установление
причинно-следственных
связей (П);
выполнение действий
по алгоритму (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство (П);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
адекватное
использование речевых
средств для решения
коммуникационных задач
(К);
формулирование и
аргументация своего
мнения в коммуникации
(К);
учет разных мнений,
координирование в
сотрудничестве разных
позиций (К);
использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К).
достижение
договоренностей и
согласование общего
решения (К);
осознание
ответственности за общее
дело (Л);
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
При проведении данного этапа используется
индивидуальная форма работы: учащиеся
самостоятельно выполняют задания нового
вида, осуществляют их самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и
корректируют возможные ошибки, определяют
способы действий, которые вызывают у них
затруднения и им предстоит их доработать.
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия, сериация,
классификация (П);
использование
знаково-символических
средств (П);
подведение под
понятие (П);
выполнение действий
по алгоритму (П);
осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания
(П);
доказательство (П);
контроль (Р);
коррекция (Р);
оценка (Р);
волевая
саморегуляция в ситуации
затруднения (Р);
6. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы
применимости нового знания и выполняются
задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает
задания, в которых тренируется использование
изученного ранее материала, имеющего
методическую ценность для введения в
последующем новых способов действий.
нравственно-
этическое оценивание
усваиваемого содержания
(Л);
анализ, синтез,
сравнение, обобщение,
аналогия, сериация,
классификация (П);
понимание текстов,
извлечение необходимой
информации (П);
подведение под
понятие (П);
моделирование,
преобразование модели
(П);
использование
знаково-символических
средств (П);
установление
причинно-следственных
связей (П);
построение
логической цепи
рассуждений, выведение
следствий (П);
самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности (П);
выполнение действий
по алгоритму (П);
доказательство (П);
осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
контроль, коррекция,
оценка (Р);
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На данном этапе фиксируется новое
содержание, изученное на уроке, и
организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности.
В завершение, соотносятся цель учебной
деятельности и ее результаты, фиксируется
степень их соответствия, и намечаются
дальнейшие цели деятельности.
рефлексия способов и
условий действия (П);
контроль и оценка
процесса и результатов
деятельности (П);
самооценка на основе
критерия успешности (Л);
адекватное понимание
причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности
(Л);
выражение своих
мыслей с достаточной
полнотой и точностью
(К);
формулирование и
аргументация своего
мнения, учет разных
мнений (К);
использование
критериев для
обоснования своего
суждения (К);
планирование
учебного сотрудничества
(К);
следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям (Л).
Задания для диагностики и формирования УУД
Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебной
деятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по
программе формирования УУД. При подготовке настоящих рекомендаций
было использовано пособие Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических
технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
Для формирования личностных универсальных учебных действий
предлагаются следующие виды заданий:
· участие в проектах;
· подведение итогов урока;
· творческие задания;
· самооценка события, происшествия;
· дневники достижений;
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных
действий целесообразны следующие виды заданий:
· «найди отличия» (можно задать их количество);
· поиск лишнего;
· упорядочивание;
· «цепочки»;
· хитроумные решения;
· составление схем-опор;
· работа с разного вида таблицами;
· составление и распознавание диаграмм;
· работа со словарями;
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных
действий возможны следующие виды заданий:
· «преднамеренные ошибки»;
· поиск информации в предложенных источниках;
· взаимоконтроль
· диспут
· заучивание материала наизусть в классе
· контрольный опрос на определенную проблему
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных
действий можно предложить следующие виды заданий:
· составь задание партнеру;
· отзыв на работу товарища;
· групповая работа по составлению кроссворда;
· «отгадай, о ком говорим»
В заключение можно сказать следующее. На наших глазах произошла смена
парадигм образовательной системы. Сначала в системе образования
процветал знаниевый подход, то есть шло формирование знаний, умений и
навыков. Это длилось довольно долго. Затем наступило время
компетентностного подхода. Только мы успели, как говориться, переварить
это новшество и привыкнуть к этому, как на смену ему приходит концепция
универсальных учебных действий. В принципе всё логично. Знания, умения
и навыки никто не отменял, они очень актуальны и по сей день. Можно
вспомнить ту историю о разговоре между английским и русским
профессорами-математиками об английской литературе, в ходе которого
выясняется, что русский об английских писателях и их произведениях знает
куда больше нежели сам представитель этой нации. Это говорит о том, что
россияне обладают гораздо более широким кругозором, и наша задача
состоит в том, чтобы сохранить эти позиции. Но мы не должны забывать и о
современных требованиях, о федеральном государственном образовательном
стандарте, требования которого, касающиеся универсальных учебных
действий, очень логичны, целесообразны и осмысленны в условиях
современного мира, развивающегося с большой скоростью. Не всегда же
кормить ребёнка готовой кашей, чтобы ему оставалось только её глотать.
Когда-нибудь надо его научить варить эту кашу самому. Есть такое
высказывание: «Владеет ситуацией тот, кто владеет информацией». Но чтобы
этой информацией владеть, её ещё надо как-то заполучить. А это надо уметь.
И научить учеников этому – наша с вами задача, научить, развивая у них
универсальные учебные действия, продиктованные нам федеральным
государственным образовательным стандартом.