Автор: Хижняк Зоя Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ ЦРР "Детский сад№5 ЛГО" Населённый пункт: г. Лесозаводск, Приморский край Наименование материала: Статья Тема: Игровой стретчинг - путь к здоровью Раздел: дошкольное образование
Игровой стретчинг – путь к здоровью.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При
встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого
здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана
собственного
здоровья
–
это
непосредственная
обязанность
каждого,
он
не
вправе
перекладывать её на окружающих.
Регулярные
занятия
физкультурой,
которые
рационально
входят
в
режим
труда
и
отдыха,
способствуют
укреплению
здоровья.
При
выполнении
физических
упражнений
организм
человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность
всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается
подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и косто-связочная системы.
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников – одна из важнейших в
работе нашего детского сада. Как добиться того, чтобы ребёнок был здоров, что нужно делать
для этого, какие меры принять? В решении этого вопроса педагоги детского сада №5 ст. Ружино
пришли к единому мнению: привлечение детей к активному образу жизни, их участие в
подвижных
играх
и
спортивных
соревнованиях
помогает
развивать
у
них
позитивное
отношение к здоровой жизни. Современные образовательные программы, осуществляемые в
ДОУ, нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников,
использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических
упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности. Для решения
этих задач в нашем детском саду, дополнительно к физкультурным занятиям, был организован
кружок оздоровительной гимнастики по методике игрового стретчинга, который работает уже
три года.
Что такое игровой стретчинг?
Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой
форме. Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно – ролевой или тематической
игры,
в
которую
входят
8-9
упражнений
на
различные
группы
мышц.
Дети
изображают
различных
животных
и
выполняют
упражнения
в
сопровождении
определённых
отрывков
музыкальных
произведений
из
классической
и
народной
музыки.
С
подражания
образу
начинается познание ребёнком техники движений спортивных и танцевальных упражнений,
игр,
театрализованной
деятельности
и
т.д.
Образно-подражательные
движения
развивают
творческую, двигательную деятельность и память, творческое мышление, быстроту реакции,
ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных
движений
заключается
ещё
в
том,
что
через
образы
можно
осуществлять
частую
смену
двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием
видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Сочетание
динамических
и
статических
упражнений
наиболее
соответствует
природе
опорно-
двигательного аппарата человека и является лучшим средством развития физических качеств:
силы, ловкости, выносливости, гибкости. Этими упражнениями можно начинать заниматься с
ребёнком уже с 3-4 лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста).
Основные принципы организации занятий по игровому стретчингу.
Наглядность . Показ физических упражнений игрового стретчинга, образный рассказ.
Доступность.
Обучение
упражнениям
игрового
стретчинга
от
простого
к
сложному,
от
известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
Систематичность.
Регулярность
занятий,
повышение
нагрузки,
увеличение
количества
упражнений игрового стретчинга, усложнения техники их выполнения.
Закрепление навыков . Многократное выполнение упражнений игрового стретчинга. Умение
выполнять их самостоятельно, вне занятий.
Индивидуально-дифференциальный
подход.
Учет
особенностей
возраста,
состояния
здоровья каждого ребенка.
Сознательность .
Понимание
пользы
выполнения
упражнениий
игрового
стретчинга,
потребность их выполнять.
Программа реализуется в течении одного учебного года.
Занятия проводятся два раза в неделю по 30 минут.
Тематический план составляется по месяцам.
Дети занимаются на ковриках, одеты легко, лучше без обуви (в носках).
Положительный эмоциональный фон, позитивное отношение к занятиям, улыбка, радость,
делают занятия особенно эффективными.
Занятия состоят из трёх частей.
Всё занятие подчинено общей цели – вызвать усиленное
действие физиологических функций организма ребёнка, содействовать развитию физических
качеств и формированию движений.
Части занятий естественно переходят одна в другую.
В первой (вводной) части ставится задача подготовить организм ребёнка к выполнению более
сложных и интенсивных упражнений в последующей (основной) части занятия.
Во второй(основной) части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В
этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие
на организм ребёнка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть
упражнением на растяжку позвоночника «Зёрнышко»
После
растяжки
дети
садятся
на
коврики,
сохраняя
правильную
осанку
при
сидении.
Начинается сюжетно-ролевая игра в виде сказочных
путешествий,
дети изображают
сказочных персонажей, помогают героям сказки и так далее.
На
каждом
занятии
игра
новая,
используется
новый
сюжет.
Если
сказку
проводить
с
музыкальным сопровождением, т.е. все упражнения выполнять под соответствующую музыку,
тогда лучше сказку разделить на два занятия, на первом занятии упражнения без музыки
разучить, на втором занятии выполнять под музыку. Игра должна быть интересной для детей,
проводиться
эмоционально,
с
точно
рассчитанным
временем
чередования
упражнений
и
слушания сказки. Дети делают 9 – 10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры
строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребёнка.
Время выполнения всех упражнений 9 – 10 минут.
В третьей заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма
ребёнка к другим видам деятельности. Релаксация.
Руководитель кружка оздоровительной гимнастики
МДОБУ ЦРР «Детский сад №5 ЛГО»
воспитатель высшей квалификационной категории
Хижняк З.В.