Напоминание

"Перелетные и зимующие птицы"


Автор: Романова Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1
Населённый пункт: г.п. Излучинск Тюменская область Нижневартовский район ХМАО - Югра
Наименование материала: конспект
Тема: "Перелетные и зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект ООД по экологии в старшей группе
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель
: развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание заботиться и оберегать их.
Задачи в области «Познавательное развитие»
1. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. 2. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма). 3. Классифицировать птиц на зимующих (ворона, воробей, синица) и перелетных (кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. 4. Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их. 5. Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».
Задачи в области «Речевое развитие»
1. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Словарь:
клёст, поползень, перелетные, зимующие. 2. Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание оказать помощь сказочному персонажу, Бабе Яге. 2. Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми. 3. Закреплять умения выполнять правила игры. 4. Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие»

1.
Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Оборудование и материал:
 Ноутбук,  проектор,  ватман,  кукла Бабы Яги,  картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,  запись с голосом Бабы Яги,  развивающая игра «Собери картинку» (птицы),  Дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации),  Дидактическая игра «Кого, чем кормить?» (в формате презентации).
Предварительная работа:
 Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц,  Наблюдение за птицами на прогулке,  Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления,  Заучивание стихотворений о птицах,  Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый лишний» (карточки),  Подвижная игра «Птицелов»  Загадывание и отгадывание загадок Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 1

Содержание организованной образовательной деятельности

Организационная часть
Воспитатель - Ребята, у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Молодцы! Но это еще не все наши гости. К нам сегодня кто - то ещё обещал прийти. А вот кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица!
Дети - Баба Яга. Воспитатель - Верно, это Баба Яга, она пришла к вам за помощью, у нее беда. Давайте послушаем и узнаем, что же у неё случилось. (Звучит аудиозапись с голосом Бабы Яги) - Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, моя избушка стоит в дремучем лесу. Всё лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и - тишина. Вот, беда-то, какая, птицы пропали! Воспитатель - Ты не расстраивайся, Баба Яга, мы тебе с ребятами обязательно поможем, во всём разберемся. Поможем, ребята? (Ответы детей). Воспитатель - А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.
Основная часть
Воспитатель - Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята? - Как эти птицы называются? (Перелетные) - А почему они улетают на юг? (Ответы детей) - Посмотрите на доску и назовите птиц, которые улетают в теплые страны? (ласточки, кукушки, скворцы) Воспитатель - Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. - Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются. А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки, и ты, Баба Яга, послушай.
Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь).
Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 2
Воспитатель - Молодцы, ребята, это снегирь. - Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей) - Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины) - Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая. - А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная? - Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей) Воспитатель - Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам. - Слушаем следующую загадку:
Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям кочует —

Коноплю ворует.

(Воробей.)
Воспитатель - Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям. - Следующая загадка:
Кто приносит на хвосте

Много разных новостей?

Всем расскажет все до срока

Белобокая .....

(сорока)
Воспитатель - Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности. Воспитатель - Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте Бабушке Яге скажем, как называются эти птицы (Зимующие). - Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц. (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел) - А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются? (Ответы детей) Воспитатель - Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов. Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами. - А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», а мы с Бабой Ягой посмотрим, как же вы хорошо запомнили птиц. Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 3
Воспитатель - Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы машете руками, как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь на корточки. Будьте внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте то, что я говорю, а не то, что делаю.
Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель - Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и перелетных птиц, а теперь проходим на свои места. - А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна жить удивительная птица (показ картинки в формате презентации). - Как она называется? (Клёст). - А чем же она так удивительна? (У неё небольшой клюв – крестиком) Воспитатель - И своим крепким клювом крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят малыши – пуховички. Вот какая это удивительная птичка. - Ребята, а это что за птица? (показ картинки в формате презентации). - Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз головой (Поползень) - А почему он так бегает? (Он себе так еду находит) - А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи, желуди и сухие ягоды. Зимой это помогает не только ему, но и другим птицам. - Давайте вместе повторим названия лесных птиц, которые живут рядом с Бабой Ягой: поползень, клест. Воспитатель - Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, Бабушке Яге рассказали, и сейчас я предлагаю сыграть и ещё в одну игру, называется она «Четвертый лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птица здесь лишняя, если вы правильно ответите, эта птичка улетит.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(показ компьютерной презентации) Воспитатель - Молодцы, ребята. Воспитатель - Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытее – не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:
«Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».
- Ребята, а какой совет мы можем дать Бабе Яге, чтобы птицы не улетали от её избушки? (Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц) - А чем же их кормить? Это мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Кого, чем кормить». Если вы правильно ответите, то птичка улетит вместе с кормом. Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 4

Дидактическая игра «Кого, чем кормить?»
(показ компьютерной презентации)
Заключительная часть

Итог организованной образовательной деятельности
Воспитатель - Ребята, Баба Яга говорит вам спасибо большое, что вы помогли ей во всем разобраться. Она обязательно повесит возле своей избушки кормушку, и будет подкармливать птичек. А за вашу помощь, она принесла вам картинки птиц. Но пока она летела в своей ступе они рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.
Развивающая игра «Сложи картинку»
(самостоятельная работа детей). - Молодцы, ребята. Давайте, мы с вами попросим Бабу Ягу остаться у нас в гостях, а мы с вами тоже приготовим для неё подарок. Воспитатель просит Бабу Ягу остаться, посмотреть какие кормушки висят за окном в группе и на участке детского сада. - А ребята в вечернее время приготовят для неё подарок, кормушку с кормом для птиц (коллективная аппликация). Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 5
Литература С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» (старший дошкольный возраст). Воспитатель Романова Светлана Сергеевна МБОУ « Излучинская общеобразовательная начальная школа » Страница 6


В раздел образования