Автор: Романова Светлана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОНШ" дошкольная ступень №1 Населённый пункт: г.п. Излучинск Тюменская область Нижневартовский район ХМАО - Югра Наименование материала: конспект Тема: "Перелетные и зимующие птицы" Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД по экологии в старшей группе
Тема: «Зимующие и перелетные птицы»
Цель :
развивать
познавательные
интересы
у
детей
к
жизни
птиц,
воспитывать
желание
заботиться и оберегать их.
Задачи в области «Познавательное развитие»
1.
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить
различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в
пище.
2.
Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма).
3.
Классифицировать
птиц
на
зимующих
(ворона,
воробей,
синица)
и
перелетных
(кукушка, ласточка, скворец), на основе установления связи между характером корма и
возможностью его добывания.
4.
Познакомить с лесными птицами: клёст и поползень, учить узнавать и называть их.
5.
Формировать обобщенное понятие «перелетные и зимующие птицы».
Задачи в области «Речевое развитие»
1.
Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Словарь: клёст, поползень, перелетные, зимующие.
2.
Развивать умения отгадывать загадки, построенные на описании.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»
1.
Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание
оказать
помощь сказочному персонажу, Бабе Яге.
2.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.
3.
Закреплять умения выполнять правила игры.
4.
Воспитывать любовь к птица, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие»
1.
Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Оборудование и материал:
Ноутбук,
проектор,
ватман,
кукла Бабы Яги,
картинки с изображением зимующих и перелетных птиц,
запись с голосом Бабы Яги,
развивающая игра «Собери картинку» (птицы),
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (в формате презентации),
Дидактическая игра «Кого, чем кормить?» (в формате презентации).
Предварительная работа:
Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц,
Наблюдение за птицами на прогулке,
Наблюдение за птицами на кормушке в процессе кормления,
Заучивание стихотворений о птицах,
Дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый
лишний» (карточки),
Подвижная игра «Птицелов»
Загадывание и отгадывание загадок
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
1
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационная часть
Воспитатель
- Ребята, у нас с вами сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Молодцы!
Но это еще не все наши гости. К нам сегодня кто - то ещё обещал прийти.
А вот кто это, вы узнаете, отгадав загадку.
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
Дети
- Баба Яга.
Воспитатель
- Верно, это Баба Яга, она пришла к вам за помощью, у нее беда. Давайте послушаем и узнаем,
что же у неё случилось.
(Звучит аудиозапись с голосом Бабы Яги)
- Беда, беда у меня. Ребятишки, вы знаете, моя избушка стоит в дремучем лесу. Всё лето и
ранней осенью
звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы. А как только
похолодало и не слыхать их, и не видать, изредка постучит дятел и - тишина. Вот, беда-то,
какая, птицы пропали!
Воспитатель
-
Ты
не
расстраивайся,
Баба
Яга,
мы
тебе
с
ребятами
обязательно
поможем,
во
всём
разберемся. Поможем, ребята?
(Ответы детей).
Воспитатель
- А ты пока посиди, отдохни после дальней дороги, и послушай нас.
Основная часть
Воспитатель
- Действительно, многие птицы осенью улетают. Куда они улетают, ребята?
- Как эти птицы называются? (Перелетные)
- А почему они улетают на юг? (Ответы детей)
- Посмотрите на доску и назовите птиц, которые улетают в теплые страны?
(ласточки, кукушки, скворцы)
Воспитатель
- Верно, они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые
погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в
зимних
условиях.
Поэтому
птицам,
для
которых
насекомые
–
основная
еда,
зимой
прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы
весной вернуться в родные края.
- Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
А вот что бы узнать какие это птицы я предлагаю отгадать загадки, и ты, Баба Яга, послушай.
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь).
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
2
Воспитатель
- Молодцы, ребята, это снегирь.
- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)
- Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки
она темно-серая.
- А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?
- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)
Воспитатель
- Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.
- Слушаем следующую загадку:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям кочует —
Коноплю ворует.
(Воробей.)
Воспитатель
- Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей.
Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки.
Весной,
летом
и
осенью
воробей
съедает
большое
количество
насекомых
–
вредителей
растений, принося тем самым большую пользу людям.
- Следующая загадка:
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая .....
(сорока)
Воспитатель
- Благодаря сороке, ребята, жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека
и могут позаботиться о своей безопасности.
Воспитатель
-
Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте Бабушке Яге скажем, как
называются эти птицы (Зимующие).
- Посмотрите опять на доску и назовите зимующих птиц.
(воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, дятел)
-
А почему они не улетают в теплые страны, что помогает им выжить в нелегких зимних
условиях? Чем они питаются? (Ответы детей)
Воспитатель
- Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они
отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов.
Питаются семенами еловых и сосновых шишек, ягодами.
- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Перелетные и зимующие птицы», а мы с Бабой Ягой
посмотрим, как же вы хорошо запомнили птиц.
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
3
Воспитатель
- Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы машете руками,
как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь на корточки. Будьте
внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте
то, что я говорю, а не то, что делаю.
Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель
- Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и перелетных птиц, а теперь
проходим на свои места.
- А знаешь, Баба Яга, раз ты живешь в дремучем еловом лесу, по соседству с тобой должна
жить удивительная птица (показ картинки в формате презентации).
- Как она называется? (Клёст).
- А чем же она так удивительна? (У неё небольшой клюв – крестиком)
Воспитатель
- И своим крепким клювом крестом очень ловко потрошит шишки. Ещё клёст удивителен тем,
что в трескучий мороз выводит птенцов. В теплых глубоких гнездах из еловых веточек сидят
малыши – пуховички. Вот какая это удивительная птичка.
- Ребята, а это что за птица? (показ картинки в формате презентации).
- Эта птица бегает по стволу деревьев до самого верха ствола и, повернувшись, бежит вниз
головой (Поползень)
- А почему он так бегает? (Он себе так еду находит)
- А еще поползень делает на зиму запасы: складывает в какое-нибудь дупло семена и орехи,
желуди и сухие ягоды. Зимой это помогает не только ему, но и другим птицам.
- Давайте вместе повторим названия лесных птиц, которые живут рядом с Бабой Ягой:
поползень, клест.
Воспитатель
- Ребята, мы с вами сегодня много нового узнали о птицах, вспомнили что знали, Бабушке Яге
рассказали, и сейчас я предлагаю сыграть и ещё в одну игру, называется она «Четвертый
лишний». Я буду показывать вам картинки, а вы отвечать какая птица здесь лишняя, если вы
правильно ответите, эта птичка улетит.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
(показ компьютерной презентации)
Воспитатель
- Молодцы, ребята.
Воспитатель
- Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища.
Поэтому птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытее – не оставляют в беде
люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорят:
«Сытой птице и мороз не страшен, а голодную – и мороз убьёт».
- Ребята, а какой совет мы можем дать Бабе Яге, чтобы птицы не улетали от её избушки?
(Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц)
- А чем же их кормить? Это мы сейчас с вами вспомним, поиграв в игру «Кого, чем кормить».
Если вы правильно ответите, то птичка улетит вместе с кормом.
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
4
Дидактическая игра «Кого, чем кормить?»
(показ компьютерной презентации)
Заключительная часть
Итог организованной образовательной деятельности
Воспитатель
- Ребята, Баба Яга говорит вам спасибо большое, что вы помогли ей во всем разобраться. Она
обязательно повесит возле своей избушки кормушку, и будет подкармливать птичек.
А за вашу помощь, она принесла вам картинки птиц. Но пока она летела в своей ступе они
рассыпались. И чтобы получить картинку, нужно сложить её из частей.
Развивающая игра «Сложи картинку»
(самостоятельная работа детей).
- Молодцы, ребята. Давайте, мы с вами попросим Бабу Ягу остаться у нас в гостях, а мы с вами
тоже приготовим для неё подарок.
Воспитатель просит Бабу Ягу остаться, посмотреть какие кормушки висят за окном в группе и
на участке детского сада.
- А ребята в вечернее время приготовят для неё подарок,
кормушку с кормом для птиц
(коллективная аппликация).
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
5
Литература
С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии» (старший дошкольный возраст).
Воспитатель
Романова
Светлана
Сергеевна
МБОУ
«
Излучинская
общеобразовательная
начальная
школа
»
Страница
6