Формирование у дошкольников правил безопасного поведения
Автор: Белова Эльвира Масгутовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 5 "Теремок" Населённый пункт: город Бор, Нжегородская область Наименование материала: статья Тема: Формирование у дошкольников правил безопасного поведения Раздел: дошкольное образование
поведения на улицах и дорогах города
Дошкольный
возраст
–
это
важный
период,
когда
формируется
человеческая личность. Определить правильно или неправильно ведет себя
человек
в
тех
или
иных
обстоятельствах
очень
сложно.
Зачастую
дети
недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть смелыми
перед
товарищами
заставляет
ребенка
нарушать
правила
дорожного
движения (перебегать дорогу с близко идущим транспортом, на меняющийся
сигнал
светофора
и
т.д.)
Именно
поэтому
детский
травматизм
остается
приоритетной
проблемой
общества.
С
каждым
годом
все
интенсивнее
становится
дорожное
движение.
В
числе
проблем,
порожденных
числом
автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный
травматизм,
поэтому
обучению
детей
правилам
дорожного
движения
необходимо уделять особое внимание.
Актуальность
обучения
детей
дошкольного
возраста
основам
обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает
сомнений.
Эта
проблема
связана
с
тем,
что
у
детей
данного
возраста
отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая
свойственна
взрослым.
Их
жажда
знаний,
желание
постоянно
открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями
на
улицах
города.
Поэтому,
появилось
желание
и
необходимость
играя,
изучать
с
детьми
правила
дорожного
движения,
формировать
навык
осознанного безопасного поведения на улицах большого города, обеспечивая
тем самым здоровый образ жизни.
В процессе работы над этой темой, я поставила перед собой цель :
формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в
окружающей дорожно-транспортной среде.
Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач :
1.
Создать в группе необходимые условия для обучения
детей
правилам
дорожного
движения,
посредством
изготовления
нетрадиционного оборудования.
2.
Научить детей своевременно и правильно реагировать на
любую
дорожную
ситуацию,
самостоятельно
принимать
нужные
решения.
3.
Привлекать
родителей
к
совместной
деятельности
по
формированию устойчивого интереса по обучению детей безопасному
поведению на дороге.
4.
Формировать
у
дошкольников
соответствующие
знания,
умения
и
навыки
к
успешному
овладению
азбукой
дорожного
движения.
5.
Воспитывать дисциплинированность, культуру поведения,
сознательное выполнение правил дорожного движения.
Решение
данных
задач
возможно
в
процессе
ре а лизации
образовательной
области
«Познавательное
развитие»
(в
организованной
образовательной деятельности детям дается понятие «левая, правая сторона»,
т.е. ориентировку в пространстве; привлечение детей к составлению планов,
схем участка, дороги), ,
а так же в процессе интеграции образовательных
областей: «Социально – коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»
(детям
дается
представление
о
различных
видах
транспорта
через
рассматривание
картин,
наблюдения
на
экскурсиях,
беседы,
разучивание
стихотворений,
чтение
рассказов,
дети
изготовляют
атрибуты
для
игр
(машины,
жезлы,
флажки
и
т.д.), «Физическое
развитие» (у
детей
развивается
координация
движений
и
ориентировка
в
пространстве),
«Художественно- эстетическое развитие» ( ребята учатся рисовать, лепить,
изображать
в
аппликации
различные
виды
транспорта,
дети
принимают
активное
участие
в
театрализованных
представлениях,
праздниках,
развлечениях по теме «Дорожная азбука»).
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного
поведения
на
дорогах
является
создание
соответствующей
материальной
базы
и
развивающей
среды.
В
детском
саду
имеются:
«Автогородок»,
асфальтированная
площадка,
обозначенная,
дорожной
разметкой
и
оборудована,
с
целью
ознакомления
детей
с
правилами
безопасного
и
культурного
поведения
на
дорогах.
В
«Автогородке»
дети
получают
представления о правилах дорожного движения и закрепляют свои знания в
игровых
ситуациях. Развивающая среда для обучения основ безопасности
дорожного движения в нашей группе включают в себя: видеотеку, в которой
собраны учебные фильмы для детей «Торопыжка на дороге», «Как появился
светофор»
и
др., фонотеку,
макет
улицы
города,
наборы
транспорта
(спецслужб), дорожные знаки, светофор, атрибуты для сюжетно-ролевых игр,
дидактические игры.
В процессе я использую разнообразные формы работы - это беседы,
викторины,
развлечения,
семейные
просмотры
фильмов.
Конкурсы,
викторины и развлечения с участием педагогов, детей и родителей дают
положительный результат в усвоении дошкольниками знаний по правилам
дорожного
движения
и
сближают
всех
участников
воспитательно-
образовательного процесса. Так же использую персонажей кукольного театра,
проигрываем сценки, создаем игровые ситуации по правилам дорожного
движения с участием лесных зверей.
Для
развития
у
ребят
устойчивого
познавательного
интереса
к
учению
передо
мной
стоит
задача:
сделать
деятельность
интересной,
насыщенной
и
занимательной,
т.е.
материал
должен
содержать
в
себе
элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Ведь именно приём
удивления ведет за собой процесс понимания. Применение компьютерной
техники
при
ознакомлении
с
правилами
дорожного
движения
как
раз
позволяет
сделать
каждый
вид
деятельности
нетрадиционным,
ярким,
насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы
подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы
в обучении. В своей практике использую компьютерные презентации для
ознакомления детей с правилами дорожного движения - доступный материал,
различные
анимации
легко
усваиваются
дошкольниками.
Презентации
состоят
из
красочных
анимированных
слайдов,
которые
являются
прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил
дорожного движения.
Знания детей о правилах дорожного движения находят отражение в
художественно-творческой
деятельности:
конструктивная
деятельность,
ручной
труд,
изобразительная
деятельность.
Регулярно
в
моей
группе
проводятся конкурсы, викторины «Внимание, дорога!», «По дороге в детский
сад…».
На
конкурсы
представляются
не
только
детские
рисунки,
но
и
совместные работы детей, родителей, педагогов.
Полученные знания
закрепляются в сюжетно – ролевых играх:
«ГИБДД», «Пешеходы», а так же в игровых тренингах: «Если ты потерялся
на улице», «Ты с мамой вошёл в автобус», «Свободное место было только
одно. Как ты поступишь?» и т.д.
Значительное
место
я
отвожу
практическим
формам
обучения:
наблюдениям,
экскурсиям,
целевым
прогулкам,
во
время
которых
дети
изучают
на
практике
правила
для
пешеходов,
наблюдают
дорожное
движение, закрепляют ранее полученные знания. Во время экскурсий по
улицам города обращаю внимание на правильные и не правильные действия
других пешеходов, при этом, слежу за тем, чтобы дети сами рассказывали,
что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия
опасны и что нужно делать, чтобы быть в безопасности.
С цельюпривлечения внимания общественности к проблеме детского
дорожно-транспортного
травматизма
мы
провели
акцию
под
названием
«Водитель, сохрани мне жизнь!» . Суть акции заключалась в следующем: мы
с малышами изготавливали самодельные листовки. На ее лицевой стороне
были напечатаны советы детишек водителям о том, как избежать аварий на
дорогах. Причем эти советы не были просто списаны из правил дорожного
движения,
а
собраны
путем
опроса
дошколят.
После
того
как
ценные
высказывания
малышей
были
собраны
и
отражены
на
листовке,
на
ее
обратной стороне был сделан рисунок по теме безопасности на дорогах.
Когда изготовление листовок было завершено, мы с ребятами вышли в места,
где паркуются автомобили. Они дарили листовки водителям и давали им
советы. Большинство водителей охотно шли на контакт и с благодарностью
выслушивали
речи
юного
поколения.
Акция
прошла
ярко,
интересно
и
поучительно.
Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во
многом
зависит
от
положительного
примера
взрослых.
Поэтому особое
внимание уделяется работе с родителями наших воспитанников. Оформлены
стенды
по
обучению
детей
правилам
дорожного
движения,
проводятся
индивидуальные
беседы: «Правила дорожного движения нужны и важны»,
«Дорога в детский сад. Опасна ли она?», а так же используются анкеты с
целью определения уровня знаний, умений по обучению детей правилам
дорожного движения, буклеты, памятки, плакаты. Рекомендованный материал
вызывает большой интерес и положительный отклик у родителей.
Воспитанники нашей группы стали участниками городского конкурса
по правилам дорожного движения «Марафон безопасности». Дети показали
хорошие
знания,
преодолевая
различные
станции:
«Дорожные
знаки»,
«Весёлые и находчивые», «Конкурс капитанов».
Анализ мониторинга показал хорошие результаты, а это плоды нашей
творческой
и
целенаправленной
работы.
Дошкольники
знают
правила
поведения
на
дороге,
умеют
правильно
вести
себя
в
общественном
транспорте, знают и называют знаки дорожного движения; четко определяют
нарушения
правил
дорожного
движения
на
картинках
и
иллюстрациях,
делают
выводы
и
умозаключения.
Хорошо
ориентируются
на
участке
детского сада, составляют маршрут движения от дома до детского сада.
Пусть наши дети будут живы, здоровы и счастливы!