Эффективные приёмы контроля знаний в новой образовательной среде
Автор: Арбатская Анжелика Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "Ульканская общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: посёлок Улькан, Казачинско-Ленский район, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Эффективные приёмы контроля знаний в новой образовательной среде Раздел: среднее образование
Эффективные приёмы контроля знаний в новой образовательной среде
Арбатская Анжелика Николаевна,
учитель технологии и черчения
МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Аннотация
Профессионализм
учителя
наиболее
ярко
выражается
не
в
изучении
нового
материала, а в проверке знаний, умений и навыков обучающихся.
Контроль качества знаний
- одно из важных средств повышения эффективности
образовательного процесса.
Новый
стандарт,
обозначив
требования
к
образовательным
результатам,
предоставляет
почву
для
новых
идей
и
новых
творческих
находок.
Но
не
стоит
отбрасывать прежние методы работы, если они помогают реализовать требования нового
стандарта.
Над
проблемой
рациональной
организации
учебной
деятельности
обучающихся
работают все учителя. Для этого каждый учитель ищет различные приемы и формы
работы
с
детьми,
учитывая
особенности
предмета,
количество
учебных
часов,
индивидуальные особенности каждого обучающегося и класса в целом.
Предмет «Технология» - особенный, так как 80-85% учебного времени отводится
программой на практическую работу обучающихся и только 15-20% на теорию. Но,
несмотря на это, нельзя недооценивать теорию. Необходимо так построить теоретическую
часть занятия, чтобы за короткое время успеть дать новые знания, провести контроль
знаний по ранее пройденному материалу, продемонстрировать приёмы работы, повторить
правила безопасности.
Чтобы
этого
добиться
учитель
должен
быть
творцом
своих
уроков.
Правильно
поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет учителю оценить
получаемые
ими
знания,
умения,
навыки,
вовремя
оказать
необходимую
помощь
и
добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные
условия
для
развития
познавательных
способностей
обучающихся
и
активизации
их
познавательной деятельности.
Новый
стандарт,
обозначив
требования
к
образовательным
результатам,
предоставляет
почву
для
новых
идей
и
новых
творческих
находок.
Но
не
стоит
отбрасывать прежние методы работы, если они помогают реализовать требования нового
стандарта.
Предлагаю
найти
им
применение
наряду
с
новыми
педагогическими
технологиями в новой образовательной среде. Так для быстрой организации контроля
знаний в своей работе использую ряд «старых» приёмов.
Первый приём. Наряду с традиционными фронтальным опросом и взаимо-опросом
применяю
коллективный
опрос
по
принципу
«цепочки».
Суть
в
следующем:
после
изучения новой темы обучающиеся получают домашнее задание по подготовке вопросов
для повторения. На уроке дети по цепочке задают друг другу вопросы по пройденной
теме, причем самостоятельно решают, кому сформулировать свой вопрос. Если ученик,
кому был адресован вопрос, даёт правильный ответ, то он получает право задать свой
вопрос следующему обучающемуся.
Второй приём. Опрос с применением сигнальных карточек. Особенно эффективен
этот прием в среднем звене. На утверждения учителя дети выражают своё согласие,
поднимая зелёный цвет, а если утверждение не верное, то сигналят красным цветом.
Третий
приём.
Быстро
проверить
и
оценить
знание
обучающихся
позволяет
графический диктант. Школьники, используя знаки «+» или «-», заполняют специальные
бланки, выражая согласие с утверждением знаком «+» и несогласие знаком «-».
Четвёртый прием. На своих уроках я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые ученики
прекрасно выполняют работу руками, но абсолютно не умеют давать ответы по теории.
Присутствие посторонних слушателей (одноклассников) приводит их в смущение, они
сбиваются, теряют мысль или вообще отмалчиваются. Как быть? Ведь теоретические
знания необходимо проверять. И вот тогда я применяю «тихий опрос» с использованием
ТСО, а именно магнитофона. Ученики, получив задание, в удобное для них время, когда
остальные заняты практической работой, наговаривает свой ответ на магнитофонную
плёнку.
Конечно,
некоторые
учителя
могут
возразить,
что
проще
для
таких
детей
использовать письменный опрос. Да, иногда, можно. Но постоянно нельзя, так как мы
обязаны учить детей монологической речи. А при проверке ответов по магнитофону,
практика показала, что дети, находясь один на один с магнитофоном, успокаиваются и
дают правильные и логичные ответы. Так же «тихий опрос» провожу у учеников долго
отсутствовавших в школе или у тех, кто имеет пробелы в знаниях. Ученики негромким
голосом у рабочего стола учителя дают ответы на поставленные вопросы. Класс в это
время может быть занят другим делом. Например, выполняют задание в рабочей тетради,
самостоятельно работают с текстом учебника.
Пятый приём. Также в своей практике использую приём - распродажу. Этот приём
позволяет закрепить знание обучающихся. Инструменты и приспособления, необходимые
для работы на данном уроке,
располагаю
не в специальных укладках, а на столах у
продавцов. В роли продавца выступаю я или ученики, лучше других усвоившие материал.
Ученикам, что бы выполнить задание на уроке, необходимо купить себе инструменты и
приспособления. Платой за них является правильное название инструмента, перечисление
его
устройства,
объяснение
назначения
и
приёмов
безопасной
работы
с
ним.
Если
продавцов
ответ
не
устраивает,
то
ученик-покупатель
идёт
повторять
материал
по
учебнику или тетради, а затем вновь возвращается за покупкой.
Шестой приём. В последние годы всё чаще применяю проверку знаний с помощью
тестовых заданий, разработанных самими обучающимися.
Седьмой приём. Идти в ногу со временем помогает приём самопроверки знаний. Я
применяю несколько вариантов самопроверки знаний: тестирование; сравнение своей
работы с образцом учителя; заполнение перфокарт, решение кроссвордов и сравнение
ответов с ключом (кодом).
Последний приём, который я вам представляю, называется «живая очередь». Любая
практическая работа выполняется поэтапно, причем очерёдность этих этапов нарушать
нельзя. Прием «живая очередь» позволяет в игровой форме закрепить последовательность
предстоящей
работы
или
последовательность
обработки
какого-нибудь
изделия.
Игра
проходит в следующей последовательности:
1) Обучающиеся получают карточки с написанным этапом работы;
2)
Учитель
поочерёдно
выстраивает
детей,
в
соответствии
с
последовательностью
предстоящей работы и зачитывает эту последовательность вслух;
3)
Дети,
запомнив
текст
своей
карточки
и
рядом
стоящих
учеников,
расходятся
по
мастерской;
4) После звукового сигнала (хлопка) ученики живо восстанавливают очередь друг за
другом и зачитывают содержание своего этапа, а затем возвращают карточки учителю;
5) В заключение, по хлопку учителя дети вновь расходятся, а по второму собираются в
очередь
и
последовательно
перечисляют
все
предстоящие
этапы
работы
или
этапы
обработки изделия.
Применение этих и подобных им «старых» приёмов позволяет мне сделать уроки
более содержательными и интересными, а главное повысить мотивацию обучающихся к
изучению предмета технология.
Список литературы
1.
Гин, А.А. Приёмы педагогической техники [текст]/ А.А. Гин. Приёмы педагогической
техники – М.: Вита-Пресс, 2004. – 142с.
2.
Степанова, Е.Н. Личностно – ориентированный подход в работе педагога [текст]/ Е.Н.
Степанова. Личностно – ориентированный подход в работе педагога - М.: Творческий
центр Сфера, 2003.- 176с.