Современные образовательные технологии в учебном процессе
Автор: Арбатский Андрей Александрович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МОУ "Ульканская общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: посёлок Улькан, Казачинско-Ленский район, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Современные образовательные технологии в учебном процессе Раздел: среднее образование
Современные образовательные технологии в учебном процессе
Арбатский Андрей Александрович,
учитель технологии МОУ «Ульканская СОШ № 2»
Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам,
предо ставляет
педагогу
почву
для
использования
современных
образовательных
технологий,
таких
как
метод
проектов
и
информационно-
коммуникационные технологии.
Владение компьютером стало неотъемлемой частью современной жизни.
Согласно концепции модернизации российского образования школа призвана
«обеспечить
всеобщую
компьютерную
грамотность».
Решение
этой
задачи
возможно на уроках технологии.
С целью подготовки личности «информационного общества» в 8 классе в
рабочую
программу
введен
раздел
«Информационные
технологии»
в
количестве 6 часов. Знания, полученные на этих уроках, ребята используют для
написания рефератов, докладов, составления презентаций.
Владение
информационно
–
коммуникационными
технологиями
помогает обучающимся на уроках в 6 - 8 классах при выполнении творческих
проектов.
Остановлюсь на сущности метода проектов. Метод проектов, являясь
технологией
4-го
поколения,
позволяет
педагогу
на
деле
реализовать
личностно-ориентированный подход в трудовом обучении. На разных этапах
обучения он актуализирует познавательную деятельность, творческий подход и
мотивирует учебную деятельность обучающихся.
Ученический проект
- это самостоятельная творческая завершенная
работа обучающихся, выполненная под руководством учителя. Проект состоит
из
двух
частей:
теоретической
-
пояснительной
записки
с
конструкторско-
технологической
документацией
и
практической.
В
качестве
последней,
выступают конкретное изделие, макет, модель и т.п.
Темы некоторых проектов, которые выполняют мои ученики:
6
класс
-
«Зимний
лес»
(выжигание),
игрушка
«Паровоз»
(конструирование);
7 класс - полочка «Рукодельница» (выпиливание лобзиком);
8 класс - декоративный домик под часы (выпиливание лобзиком);
9 класс - кухонный набор (выпиливание, точение), кормушка для птиц
(конструирование);
10 класс - набор шашек (точение), компьютерная игра «Ай-Ти»;
11
класс
-
«Теремок»
(макетирование),
настенная
полка
(точение,
конструирование).
Работу над проектами проводим по следующему алгоритму:
1)
подготовительный
этап
(определение
тематического
поля
и
темы
проекта; поиск и анализ проблемы; постановка цели проекта).
2) аналитический этап (анализ имеющейся информации; сбор и изучение
информации;
поиск
оптимального
способа
достижения
цели
проекта;
составление плана реализации проекта; анализ ресурсов).
3)
конструкторский
этап
(разработка
конструкции
изделия
и
соответствующей
документации;
подготовка
необходимых
материалов,
инструментов и оборудования).
4)
практический
этап
(выполнение
запланированных
технологических
операций с учетом требований и дизайна; текущий контроль качества; внесение
изменений в конструкцию и технологию).
5) контрольный этап (анализ результатов выполнения проекта; оценка
качества
выполнения
проекта; расчет экономических затрат на выполнение
проекта с обоснованием экономичности проектируемого изделия и наличия
рынка сбыта; экологическая и эстетическая оценка).
6)
презентационный
этап
(подготовка
презентационных
материалов;
презентация
проекта;
изучение
возможностей
использования
результатов
проекта).
Естественно, что при проектной работе сталкиваемся с рядом проблем.
Особую сложность у обучающихся вызывает оформление теоретической
части и выбор темы проекта. Нередко, школьники среднего звена долго не
могут определиться с объектом труда. Бывают случаи, когда дети, выбрав тему
проекта, уже в процессе работы меняют объект труда.
Чтобы избежать этого ставлю задачу перед обучающимися о выборе темы
проекта еще в начале учебного года.
В
течение
учебного
года
школьники
постепенно
подготавливаются
к
выполнению
работы.
Осваивают
новые
приемы
работы,
закрепляют
уже
известные умения и навыки, собирают теоретический материал для проекта, а
так же подготавливают необходимый материал, из которого будут изготавливать
изделие. В подготовительный период особое внимание обучающихся обращаю
на экономический расчет творческого проекта (он вызывает у многих детей
большие трудности). Подробно рассматриваю на доске несколько примеров
экономических
расчетов,
затем
для
закрепления
провожу
самостоятельную
работу, в которой предлагаю детям рассчитать затраты в определенном виде
работы. Такая подготовительная работа дает результаты.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание – это
защита проекта. К сожалению, она проходит не всегда на высоком уровне, т.к.
многие дети не обладают развитой многочисленной речью, следовательно, не
способны заинтересованно рассказать о своей работе.
Поэтому
целесообразно
практиковать
следующее:
выполнять
индивидуальную предварительную защиту (пробную) учителю или соседу по
парте.
И последнее, необходимо предлагать приблизительные варианты работ,
т.к.
бывают
случаи,
когда
школьники
выбирают
объекты
труда
не
соответствующие их уровню профессиональных навыков (изделия включают
технологические операции еще не изученные обучающимися).
А теперь остановимся на использовании информационных технологий в
проектной деятельности.
Широкие
возможности
для
школьников
открылись
с
использованием
Интернет – сайтов, где обучающиеся находят и обрабатывают необходимую для
проекта информацию.
Программы-приложения
пакета Microsoft
office
помогают
нам
с
обучающимися
решать
конкретные
задачи
при
выполнении
проектной
деятельности:
-
текстовые
редакторы
позволяют
писать
рефераты
и
пояснительные
записки к творческим проектам;
- графические редакторы применяем для составления схем, чертежей,
инструкционных и технологических карт;
-
с
помощью
программ Power Point,
Point,
Adobe Photo Shop создаем
презентации для защиты творческих проектов.
Я
стремлюсь,
чтобы
компьютер
для
каждого
обучающегося
стал
и
учителем, и рабочим инструментом.
Применение
информационно
–
коммуникационных
технологий
и
проектного
метода
на
уроках
технологии
позволяет
педагогу
реализовать
требования нового стандарта.