Напоминание

"Создание географического образа Югории при помощи внедренных объектов PowerPoint "


Автор: Петренко Анжелика Владимировна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Саранпаульская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с.Саранпауль Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока информатики и географии с национально-региональным компонентом
Тема: "Создание географического образа Югории при помощи внедренных объектов PowerPoint "
Раздел: среднее образование





Назад





Е.А.Королькова
, учитель географии I категории национальной средней школы с.Саранпауль Ханты-Мансийского автономного округа ,
А.В. Петренко,
учитель информатики I категории национальной средней школы с.Саранпауль Ханты-Мансийского автономного округа. Интегрированный урок географии и информатики в 8 классе. В данной статье предлагается пример проведения интегрированного урока в котором лаконично сочетается новое направление древней науки – когнитивная география и быстро развивающаяся раздел информатики – информационные технологии. На занятие отводится 2 урока по 45 минут. Урок требует тщательной подготовки.
Тема урока:

«Создание географического образа Югории с использованием

внедренных объектов POWERPOINT»,

Цель урока:
создать целостный образ Югории, используя программу презентации POWERPOINT.
Задачи урока:
-
Воспитательные
 воспитывать любовь к родному краю;  развивать навыки работы в парах; способности к общению, толерантности;  формировать устойчивый интерес к учению;  способствовать формированию гармонически и интеллектуально развитой личности. -
Развивающие
 развивать навыки комплексного использования компьютера для решения прикладной задачи;  развивать логическое мышление, воображение, творческие способности, память, способность нестандартно видеть предмет;  развивать исследовательские навыки и навыки анализа экспериментального материала;  способствовать развитию речи, расширению кругозора. -
Образовательные

 выявление понятий явлений, объектов, характерных для ХМАО, на основе личностной значимости для формирования образа территории;  совершенствование навыков самостоятельной работы в поиске и подборе необходимой информации, способности обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи;  закрепление навыков работы по созданию диаграмм в электронной таблице Exсel, создания и редактирования презентаций;  введение понятия «буфер обмена», изучения алгоритма копирования объектов через буфер обмена и первичное его закрепление;  продолжить формирование умений работать с контурными картами;  ознакомить учащихся с новыми понятиями: «P-R-технология», «имидж», «брэнд».
Тип урока:
по географии: вводно-обзорный, по информатике: комбинированный.
Подготовительный этап.
Урок является результатом тщательной подготовки учеников и учителей. Предварительная самостоятельная работа учащихся по подготовке к уроку заключалась в поиске и подборе личностно значимой информации об округе из дополнительной литературы, умении отобрать и обобщить информацию, представить ее в рамках общей поставленной задачи. Предварительная подготовка учителей состояла из нескольких этапов: 1) моделирования урока в общих чертах; 2) самостоятельного творчества учителей; 3) репетиционного этапа.
Оборудование:
компьютеры, принтер, наушники, проектор, демонстрационный экран, выставка литературы по теме урока, аудиозапись с наигрышами и песнями народов Севера, раздаточный материал: визитные карточки ХМАО, задания к практической работе «ФГП ХМАО», рабочие тетради с контурными картами, географические атласы 8-9 класс, памятки для создания презентаций, памятки «Алгоритм копирования объектов»; карточки со словами «брэнд», «имидж», «P-R- технология», «буфер обмена», изображения некоторых объектов (таблица, рисунок, звук, диаграмма и т.д.) и названий данных объектов, названия тем урока, задачи урока, бумажных моделей кармана и ключа, видеоклипы, плакат со стихотворением В.Плесовских «Я Родины себе не выбирал… », плакат со сторонами горизонта для физминутки, создание электронных статистических таблиц, новых категорий коллекции картинок Clipart: «Коренные народы Севера»,
«Карты округа», «Природа округа», «Города округа», бэйджики «Специалист по P-R- технология», создание теста в Excel с автоматическим выставлением оценок по географии и информатике.
ХОД УРОКА.

1.

Организационный момент.

2.

Вводная часть.
(на фоне клипа «Югра») (Учитель географии читает первые строки стихотворения В.Плесовских). Я Родины себе не выбирал. Она, как жизнь, дается от рожденья….
Учитель географии
. Край наш – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна своими северными диковинками. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Но познание своего края наполняет вашу память и ум, обогащает душу и сердце, если вы его создадите на основе своего творчества, личной значимости.
3.

Сообщение темы и цели урока учителем географии.

Учитель географии
. Какое чудное время года! Зима! Как много могла бы я подобрать слов, чтобы описать ее, выразить свои чувства.
Задание.
С чем у вас ассоциируется это слово? Подберите несколько прилагательных к нему, логически дополняя друг друга. Для человека, ни разу не видевшего зиму, ваша информация поможет представить ее, создать образ зимы.
Вопрос:
Как вы считаете, можно ли создать образ других явлений и объектов? Можно ли создать образ нашего края? Прекрасная тема для нашего сегодняшнего урока. (Учитель географии вывешивает тему и ее проговаривает).
Вопрос:
Итак, какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке? (Учитель географии вывешивает задачу урока) В конце урока мы вернемся к этой задаче и посмотрим, удалось нам справиться с ней или нет.
4. Сообщение темы урока учителем информатики.

Учитель информатики:
Сегодня наш урок необычен. Для создания более яркого и впечатляющего образа нашей малой родины, мы будем использовать современные компьютерные технологии, совмещая на первый взгляд, две разных науки - информатику и географию.
Создание образа – имиджа ХМАО мы будем реализовывать, используя программу презентаций PowerPoint, с которой мы начали знакомиться на предыдущих уроках. PowerPoint позволяет создавать презентации, рекламы, «живые объявления», выполняя такие задачи как: заинтересовать слушателей, Сделать восприятие материала более интересным и доступным. В скором будущем вам не раз придется прибегать к разного рода приемам, помогающим заинтересовать людей в сотрудничестве с вами или в предлагаемой вами продукции. Такая работа во многом определяется вашим воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета. Для эффектности презентации часто применяют различные способы анимации и внедрение некоторых объектов. Итак, тема нашего урока «Создание презентаций PowerPoint с использованием внедренных объектов» (учитель информатики вывешивает на доску тему урока).
5. Изучение нового материала по информатике.

Учитель информатики.

Вопрос:
Какие объекты можно внедрить в презентацию? (отвечают, вывешиваю на доску с произнесенными словами карточки: диаграммы, таблицы, рисунки, гиперссылка, звук, WordArt) Для облегчения своей работы мы используем кнопки на панели инструментов. На доске даны изображения кнопок названных объектов.
Задание.
Установите соответствие между названием объекта и кнопкой. На прошлом занятии мы научились внедрять данные объекты в презентацию, непосредственно находясь в программе PowerPoint. Windows позволяет внедрять в программу объекты, созданные в другой программе, благодаря такой функции как многозадачность, то есть способность работать с несколькими программами одновременно, обмениваться данными между ними. (Учитель информатики показывает бумажные модели кармана и ключа)
Вопрос:
Какие предметы находятся у меня в руках? Какие действия можно с ними произвести? В Windows для этих предметов существуют аналоги, выполняющие такие же функции. Так для ключа соответствием является внедряемый в программу объект, а для кармана - специальный программа, имеющая название «буфер обмена». Буфер обмена используют для временного хранения информации в компьютере, обмена данными между программами в Windows, который существует только при включенном компьютере.
Задание
. Пользуясь памяткой, прочитайте определение данного термина.

АЛГОРИТМ КОПИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА.
Буфер обмена – область памяти компьютера, предназначенная для временного хранения информации. Заполните пропуски: Название команды Соответствующие команды меню Кнопки панели инструментов 1. 2. Правка  … 3. Правка  …
Учитель информатики
: Чтобы научиться работать с программой буфера обмена, разберемся в некоторых операциях. Во время просмотра информации, заполните предложенные таблицы по созданию алгоритма копирования объекта. (Учитель информатики показывает и комментирует презентацию «Буфер обмена»). (Проверка записей учащихся) Сегодня на уроке этот алгоритм поможет внедрить объекты в презентацию по созданию образа Югры.

6. Изучение нового материала по географии
.
Учитель географии
. В наше время используется P-R – технологии (с анг.Public Relations), что означает «связи с общественностью». Уже сейчас это одна из наиболее модных специальностей в ВУЗах: P-R –щики нужны для помощи политикам в создании имиджа в рекламе для разработок рекламных брэндов («фирменный» имидж товара).
Задание.
Мы уже много раз обращались к слову имидж. Выясним его значение, пользуясь «Толковым словарем». (Один из учеников зачитывает определение слова «имидж» из «Толкового словаря»). Следовательно, «имидж» является модной ипостасью «образа». Специалисты по географическим P-R-технологиям так же будут востребованы, т.к. в странах происходим постепенный уход от сырьевой зависимости. Образ территории в будущем может стать таким же важным фактором, как в прошлом – полезные ископаемые. Преимущества получат территории, заранее позаботившиеся о своем имидже. Нам поступил заказ в соответствии с темой и целью урока: создать имидж нашего края. Я предлагаю вам на время урока стать специалистами по географическим P-R – технологиям. (Учитель информатики раздает бейджики). Для каждого из вас на столе есть «Визитная карточка округа», которую необходимо постепенно заполнить, внимательно следя за информацией в ходе урока. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ХМАО № Особенности, характерные для ХМАО 1. Центром округа является город … 2. Площадь округа … тыс. км. 3. Среди автономных округов занимает … место по площади. 4. Занимает часть … равнины. 5. Округ расположен в пределах … литосферной плиты, крайняя западная часть занята областью … складчатости. 6. Материк занимает глубинное материковое положение и … к океанам 7. … является губернатором с … года. 8. С … года - равноправный субъект России. 9. Наиболее крупные месторождения округа … 10 На территории округа встречаются две крупнейшие реки Азии … 11. Самый большой по площади государственный заповедник называется … 12 Численность населения на 01.01.99г. -…. человек. 13. На территории Нижнего Приобья проживают преимущественно … 14. Доля городского населения в ХМАО - …..% 15. Самый большой по численности населения город - … 16. На территории … района нет городов. 17. Свыше 90% площади лесного фонда округа составляют леса, имеющие … значение. 18. Общая протяженность судоходных путей в округе превышает … км. Чтобы помочь вам, я тоже подготовила информацию. (Демонстрация первого слайда презентации «Образ округа» и его комментарий).
ФГП территории является очень важной частью характеристики образа. Задание.
Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, выполним практическую работу

«Физико-географическое положение ХМАО». На работу отводится 5

минут.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

«ФГП Ханты – Мансийского автономного округа».
1.Часть какой равнины занимает ХМАО?
(результат занесите в таблицу).
2. Определите геологическое строение территории округа, используя карту в учебнике на стр. 16
(результат занесите в таблицу).
3. Определите, пользуясь картой на форзаце-2 учебника, крайние точки ХМАО
(результаты нанесите на контурную карту).
4. Работая с картой на стр.10 –11, выясните имеет ли округ выход к океанам?
( результат

занесите в таблицу).
5. Работая с картой на форзаце –1, выясните с какими административно - территориальными единицами граничит округ?
(результаты нанесите на контурную

карту).
(Проверка практической работы по 2 слайду презентации)
Учитель географии.
Дополним сведения об округе. Наш округ удален от западных, южных, восточных и северных границ Российской Федерации, то есть находится в самом сердце России. (Демонстрация 3 слайда).
Как каждый субъект наш округ имеет: флаг, герб; с 1996 года губернатором округа является А.В. Филипенко. (Демонстрация 4-6 слайдов)
Вопрос:
Как вы считаете, удалось ли нам создать целостный образ нашего края? (Демонстрация 7 и 8 слайда). Если представить образ округа в виде схемы, то наглядно видно, что информации о ФГП не достаточно для создания целостного, яркого имиджа.
Постановка проблемного вопроса.
Уважаемые специалисты, какая информация поможет решить создавшуюся проблему? Внесите свои предложения. Замечательные предложения. Действительно, информация по данным темам охарактеризуют наш округ с лучшей стороны, повышая его престиж. Для создания более привлекательного образа к вашим услугам большая база данных: библиотека карт, фотографий объектов округа, данные по статистике и памятки, состоящие из практической и теоретической части. Кроме того, вам было дано опережающее задание: поработать в парах и самостоятельно подобрать интересующую вас информацию об округе на личностно значимую тему, которая может стать компонентом единого образа округа. Прошу вас образовать рабочие пары, занять свои места и приступись к созданию презентации по выбранной теме. Для вашей работы отводится 20 минут. Именно от вас сейчас зависит, каким получится образ Югории.
7. Работа групп над созданием презентаций.
(Желательно через 10 минут учителем информатики провести физминутку «Гимнастика для глаз по сторонам горизонта» по данному рисунку). (Во время работы учащихся над презентацией, учитель географии проверяет практическую работу с контурными картами.)
8. Защита презентаций. Устная оценка экспертной комиссии.
Учитель географии. Для объективной оценки вашей работы приглашены эксперты (представление экспертов специалистам). Каждая группа специалистов представляет свою презентацию, при необходимости используя систему вопросов теоретической части памятки. По окончанию защиты, эксперты дают устную оценку.
Вариант памятки по созданию презентации «Население округа».
С З В Ю
ПАМЯТКА ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИИ
1.Практическая часть.
Создайте мультимедийную ПРЕЗЕНТАЦИЮ по теме «Население ХМАО», используя алгоритм: 1) создайте титульный лист; 2) найдите на рабочем столе файл «Округ в цифрах», используя необходимую таблицу, постройте график «Численность населения и его динамика»; 3) внедрите данный график в вашу ПРЕЗЕНТАЦИЮ, используя буфер обмена; 4) используя библиотеку картинок категории «Карты округа», создайте слайд- карту «Народы, проживающие на территории округа»; 5) найдите на рабочем столе файл «Округ в цифрах», используя необходимую таблицу, постройте столбчатую диаграмму «Динамика численности населения ХМАО по национальному составу»; 6) внедрите данную диаграмму в вашу ПРЕЗЕНТАЦИЮ, используя буфер обмена; 7) найдите на рабочем столе файл «Округ в цифрах», используя необходимую таблицу, постройте круговую диаграмму «Соотношение населения ХМАО по возрастным группам»; 8) внедрите данную диаграмму в вашу ПРЕЗЕНТАЦИЮ, используя буфер обмена; 9) используя библиотеку картинок категории «Коренные народы», создайте галерею фотографий(4-5штук), по теме: «Элементы культуры народов Севера»;
10) Сохраните ПРЕЗЕНТАЦИЮ под именем: «Население» через Сетевое

окружение. Сохранить как

Сетевое окружение

Соседние компьютеры

Р1

ПРЕЗЕНТАЦИИ

Сохранить

2.Теоретическаячасть.
Подготовьте защиту ПРЕЗЕНТАЦИИ, используя систему вопросов: 1) сообщите тему ПРЕЗЕНТАЦИИ. Почему вы заинтересовались этой темой? 3) Чему равна численность населения округа на 1.01.99г.? - Как она изменилась по сравнению с 1970г.? - Можно ли рост численности населения назвать «показателем экономической стабильности в развитии округа»? 4) Население округа весьма разнообразно и представлено 123 национальностями. Народы каких языковых семей проживают в нашем крае? - Кем представлены коренные нарды ХМАО? (Определите языковую семью и группы, к которым относятся малочисленные народы Севера). - Какие коренные народы проживают главным образом на территории Нижнего Приобья? Среднего Приобья? 6)Какие народы преобладают на территории округа в количественном отношении? - Как вы считаете, оказывают ли влияние на динамику численности населения политические и социально – экономические причины? - Положительной или отрицательной является динамика численности коренного населения? 8) К каким изменениям в структуре населения привела миграция в округ молодежи, повышенная рождаемость? 9) Проведите экскурсию по галерее.
Вариант презентации «Население округа», выполненной учащимися.


9. Создание общей презентации «Образ округа».

Учитель географии
. Вернемся к слайду, который мы заполнили перед работой над презентацией. ФГП тесно взаимосвязано и оказывает огромное влияние на размещение население, городов, а так же на особенности природы.
Вопрос:
Уважаемые специалисты, какие взаимосвязи еще можно провести, чтобы образ округа признать единым? (Демонстрация 10 слайда). (Параллельно учителем информатики устанавливаются гиперссылки от тем презентаций на последнем слайде к готовым презентациями учащихся, презентация подготавливается к просмотру)
10. Закрепление материала (контрольное тестирование).

Учитель географии.
Вы действительно стали настоящими специалистами. Я предлагаю вам пройти квалификационный тест. Полученные результаты выведите на принтер. На работу с тестом вам отводится 5 минут.
Примеры листов электронного теста.


11. Сообщение оценок. Переход к задаче на уроке. Просмотр общего

образа.

Учитель географии
. В начале урока мы ставили задачу: создать образ округа.
Вопрос:
Как вы думаете, удалось ли нам это сделать? Что вам показалось наиболее интересным, наиболее сложным? Еще раз в целом посмотрим на результат работы специалистов. (Просмотр презентации «Образ округа»)
12. Сообщение домашнего задания и его комментирование.

Учитель географии.
Работу с визитными карточками вы продолжите дома, еще раз закрепив полученную на уроке информацию и дополнив ее новыми сведениями из дополнительной литературы, которую можно будет взять из библиотеки. (Обращается внимание учащихся на выставку литературы по теме урока.) На следующем уроке эта работа будет оценена.
13. Заключение.

(На фоне клипа «Приглашает Югра» учитель географии читает следующие строки стихотворения). Мне стала вьюжная, суровая Югра Отечеством, той точкой становленья, Откуда в жизнь шагнул и где иду У всех, как свечка в юрте, на виду. Я Родины себе не выбирал…. В.Плесовских.
Учитель информатики
.Мы благодарим за работу наших специалистов и экспертов, гостей. Я думаю, что ваша работа будет применена учителями на многих уроках. Большое спасибо.
Учитель географии.
На уроке мы использовали новые термины: «брэнд», «имидж», «P-R - технология», «буфер обмена». Я думаю, что на уроке не только расширился ваш кругозор, но и речь станет более грамотной и богатой. Урок закончен. Всем спасибо.

Анализ интегрированного урока информатики и географии

в 8 классе

(по Г.Н.Гуповой)
«Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть то, что остается, что остается, когда все выученное забыто». Макс Лауэ, физик 1. Объект интеграции – наука. 2. Компонентами интеграции являются две учебные дисциплины – информатика и география. В процессе интеграции лаконично сочетаются новое направление древней науки – когнитивная география и быстро развивающая отрасль информатики – информационные технологии. 3. Направление и объем интегрированного урока выражается в создании единичного интегрированного урока. Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал будет детально рассматриваться и анализироваться. 4. Уровень интеграции содержания на уроке является органически единой, целостной новой структурой. 5. Темами данного урока являются: по географии
: «Географический образ Югории»,
по информатике
: «Создание презентации POWERPOINT с

использованием внедренных объектов».
Цель урока мы ставили создание целостного образа Югории, используя программу презентации POWERPOINT. Цель урока реализовывалась в следующих триединых задачах: Задачи урока: -
Воспитательные
 воспитывать любовь к родному краю;  развивать навыки работы в парах; способности к общению, толерантности;  формировать устойчивый интерес к учению;  способствовать формированию гармонически и интеллектуально развитой личности. -
Развивающие
 развивать навыки комплексного использования компьютера для решения прикладной задачи;  развивать логическое мышление, воображение, творческие способности, память, способность нестандартно видеть предмет;  развивать исследовательские навыки и навыки анализа экспериментального материала;  способствовать развитию речи, расширению кругозора. -
Образовательные

 выявление понятий явлений, объектов, характерных для ХМАО, на основе личностной значимости для формирования образа территории;  совершенствование навыков самостоятельной работы в поиске и подборе необходимой информации, способности обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи;  закрепление навыков работы по созданию диаграмм в электронной таблице Exсel, создания и редактирования презентаций;  введение понятия «буфер обмена», изучения алгоритма копирования объектов через буфер обмена и первичное его закрепление;  продолжить формирование умений работать с контурными картами;  ознакомить учащихся с новыми понятиями: «P-R-технология», «имидж», «брэнд». Формирование целостного взгляда на предмет на уроке было достигнуто.
6.
Урок является результатом тщательной подготовки учеников и учителей. Предварительная самостоятельная работа ребят по подготовке к этому уроку заключалась в поиске и подборе необходимой литературы, умении отобрать и обобщить информацию. Представить личностно значимую информацию в рамках общей поставленной задачи. Предварительная подготовка учителей состояла: А) в моделировании урока в общих чертах. Из всего многообразия идей и вариантов, выбрано оптимальное решение, соответствующее поставленной цели. Б) самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирал материал по своему направлению. Задача состояла в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, создать базу данных по статистическому материалу, необходимых иллюстраций, карт, видеоклипов, музыкальных произведений, стихов. На данном этапе была создана презентация нового материала по информатике, первые общие слайды презентации образа округа; визитные карточки, памятки; задания к практическим работам; наглядный материал. Разработан в электронной таблице контрольный тест с автоматическим выставлением оценок. Главная задача этого этапа заключалась в том, чтобы создать целостную ткань урока, без четких границ между интегрируемыми частями. В) репетиционный. В ходе этого этапа отрабатывалась режиссура урока, так как гораздо труднее импровизировать, когда учителя работают в паре. каждая несогласованность может поставить напарника в тупик.
7.
Современная школа должна стремиться развить личность и интеллект ученика, чтобы он был способен не только самостоятельно находить и усваивать готовую информацию, но и креативно мыслить. Информатика на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения, направленных на реализацию личностно-
ориентированного подхода к обучению. Выбранная нами технология презентаций является наиболее эффективной для современных уроках нового типа. В нашем уроке данная технология использовалась как средство предъявления учащимся нового материала, с одной стороны, и как инструмент создания мультимедийного проекта учащимися с другой. Кроме этого исследования специалистов показывают, что при использовании технологии презентации восприятие учебного материала повышается, отмечается улучшение эмоционального состояния и повышения интереса к изучаемому предмету. На уроке были представлены такие виды деятельности как: практические работы учеников по заполнению таблиц и работе с контурными картами; картами атласа и учебника.
8.
Общеизвестно, что психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей, поэтому творческая группа создалась с учетом взаимной совместимости. Поэтому в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности, толерантности родился хороший урок с едиными проблемами и содержанием, без противоречий в используемом материале.
9.
Так как предварительная самостоятельная работа учащихся была построена с учетом накопления личностно значимой информации, то эмоциональная вовлеченность в проблему оказалась на достаточно высоком уровне. Кроме того, познание своего края создано на основе личного творчества и субъективизма. В результате деятельности учащихся на интегрированной уроке создалось единое представление о проблеме, расширился кругозор, культура суждений, их аргументация, а так же культура речи. Задача, поставленная нами на урок, была реализована, так как в итоге был создан мультимедийный образ округа на основе взаимосвязанных блоков информации, представленных в виде презентаций рабочих пар.


В раздел образования