Воспитание толерантной личности у учащихся младшего школьного возраста.
Автор: Зайцева Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ШКОЛА №96 Населённый пункт: город Самара Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Воспитание толерантной личности у учащихся младшего школьного возраста. Раздел: начальное образование
Воспитание толерантной личности у учащихся младшего
школьного возраста.
Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
На сегодняшний день объективной потребностью общества в
формировании личности школьника является воспитание и обогащение его
духовно-нравственными представлениями и понятиями. Одной из
значимых категорий, определяющих нравственное состояние
современного общества, является категория «толерантность».
Толерантность можно определить как ценностную установку на
терпимость к другим людям, иного рода взглядам, нравам, привычкам,
национальностям. Толерантность означает уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира,
наших форм самовыражения и способов проявления человеческой
индивидуальности.
К сожалению, в нашем обществе дух нетерпимости, неприязни к
другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда
существовал и продолжает существовать и в школе. Например, если
провести опрос среди школьников и попросить охарактеризовать
современный сегодняшний мир, то можно услышать: страшный,
жестокий, озлобленный, агрессивный, недоброжелательный. И
действительно, в мире стало страшно жить: страшно идти вечером
домой, страшно потерять сознание на улице, страшно открывать дверь
незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли,
что и наши дети, и наши внуки растут среди этой жестокости, которая
огромными массами вытекает на нас через СМИ, телевидение и
Интернет.
Американский же словарь «American Heritage Dictionary» определяет
толерантность в широком смысле слова как «способность к признанию
или практическое признание и уважение убеждений и действий других
людей» [4,с.10]. К. Уэйн дополняет это определение, подчеркивая, что «это
не просто признание и уважение убеждений других людей, а признание и
уважение других людей, которые отличаются от нас самих, признание как
определенных личностей, так и социальных или этнических групп, к
которым они принадлежат» [5,с.16]. Это, безусловно, важно для
полиэтнического государства, так как традиционно объектом
нетерпимости часто выступают этнические культуры и этносы.
Поэтому мы считаем, что необходимо активизировать процесс
поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе
толерантности, учитывая современные условия поликультурного
образования.
Многие ученые, исследователи-методисты, учителя-практики
посвятили свои работы воспитанию учащихся в духе терпимости и
уважения к другим культурам (В.Л. Ершов, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л.
Супрунова). В науке разрабатываются концептуальные основы
поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев), исследуются проблемы
мультикультурной среды школы и самоопределения в ней ребенка (Н.Б.
Крылова), изучается опыт зарубежных стран (А.Н. Джуринский, М.Л.
Воловикова, Н.В. Кудряшова и др.). Ряд работ посвящен практическим
вопросам воспитания толерантности у школьников (Т.Н. Бартенева, Р.Т.
Гарданов, З.Т. Гасанов, В.В. Глебкин, М.О. Кураков, С.В. Мягченков, Т.В.
Разумовская, З.Б. Цаллагова). [1] Но проблему воспитания толерантной
личности еще нельзя признать достаточно изученной.
В след за исследованиями-методистами и учителями-практиками
(Л.В. Байбородова, С.И.Львова, А.А. Максимова, И.А. Персианов, М.И. Рожков)
мы считаем, что воспитание толерантности базируется на знании
педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися
и их проявлений в поведении. Поэтому воспитание толерантности у
младших школьников должно стать неотъемлемой задачей школы как
института воспитания. И причем начинаться эта воспитательная
работа должна уже с первых классов. Многие дети именно в школе
становятся членами относительно стабильного коллектива сверстников.
Опыт взаимодействия различных культур достаточно богат, он
складывался веками. Перед педагогами встает задача приобщить
учащихся к культурам и традициям различных национальностей,
корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и
формировать у них чувство и сознание граждан мира. Поэтому, на наш
взгляд, при организации работы по воспитанию толерантности
педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности
каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях
между детьми, их причины. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги
осуществляют поиск эффективных форм воспитания у школьников
толерантности, определяют конкретное содержание этой работы.
Большие возможности для воспитания у учеников культуры
толерантности содержит учебная и внеклассная деятельность.
В нашей педагогической практике накоплено немало методов, форм и
приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных
с организационной деятельностью детей, использованием произведений
художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых
форм работы. Богатым источником для воспитания культуры
толерантности являются уроки литературного чтения. Через эти уроки
пробуждается интерес к общечеловеческим ценностям, развиваются
нравственные качества и эмоциональная сфера личности ребёнка. На
уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные
отношения между учащимися. Часто мы говорим: «Книга – это открытие
мира». И действительно, читая, ребенок знакомится с окружающим его
миром, природой, узнает о своих сверстниках, их радостях, а порой и
неудачах. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и
на чувства и поступки ребенка. Уроки литературного чтения вызывают у
ребенка желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает
осознать взаимоотношения между различными людьми, знакомит с
нормами поведения. А просмотр кинофильмы в свою очередь не только
побуждают детей стать лучше, но и помогают зрительно оценивать
различные ситуации взаимоотношений между людьми. Дети учатся
высказывать свою точку зрения, свои мысли и переживания. В результате
таких бесед они становятся внимательными как к самому себе, так и к
своему собеседнику.
В нашей работе стараемся научить детей принимать друг друга такими,
какие они есть. Конфликты в детской среде неизбежны и тогда для их
разрешения мы используем следующие приемы.
«Обида»
Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми
выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):
«Ты обиду не держи, поскорее расскажи».
«Мусорное ведро»
Ставим на середину класса небольшое ведёрко и предлагаем детям
порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо
постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагаем
представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно
наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди
начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас
скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И
некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или
страхи. Предлагаем детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в
«мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают
чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на
…», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками,
выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в
мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством
обиды, гнева)
Также практика показала, что очень эффективными для воспитания у
детей толерантности, являются следующие игровые и методические
приемы:
«Утро начинается с улыбки»
Каждое утро предлагаем детям посмотреть друг на друга, поздороваться
и улыбнуться (прекрасный заряд настроения, а с таким зарядом и работа
спорится)
«Переписка»
Дети пишут друг другу письма, два раза в неделю. Почтальон разносит их
адресатам (развивает умение и желание общаться, стеснительным
детям гораздо легче выразить свои чувства и мысли на бумаге, чем
посредством устной речи)
« Дружеская мойка»
Дети выстраиваются в два ряда на большом расстоянии друг от друга.
Один ребёнок проходит между рядами (через «мойку»), другие дети
поочередно пожимают ему руку, дружески похлопывают по спине,
одновременно произносят слова похвалы, симпатии, поощрения (в
результате такой «мойки» появляется сияющий, радостный и счастливый
ребёнок). Целесообразно, пропускать через «мойку» 1-2 человек в день.
«Сюрприз для победителя»
Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если
одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно
устраиваем минуту славы и рассказываем о его успехе другим, а успех
другого человека, как правило, подстегивает и собственную активность.
В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные.
Почему мы иногда смеёмся над ними? Потому что мы боимся их, мы не
хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным, означает
уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным
к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Проведем эксперимент. Попросим разных людей охарактеризовать
современный мир. И можем услышать: страшный, жестокий,
разобщенный. Действительно, в нашем мире страшно жить: страшно
потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно
открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще
страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут
испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к
окружающим.
Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о
толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором
самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная
человеческая личность. И мы в своей каждодневной работе прикладываем
все усилия, для того чтобы воспитывать толерантность у наших детей.
В системе внеклассной работы воспитание толерантности может
реализовываться при помощи участия в различных общешкольных
мероприятиях: чтение и обсуждение книг; демонстрация фильмов с
последующим обсуждением; знакомство с произведениями прикладного
искусства разных народов; посещение музеев, театров, выставок и т.д.;
беседы, классные часы; организация викторин. Большое воспитательное
значение имеют коллективные творческие работы, когда ученик вносит
свой вклад в общее дело. Коллективная творческая деятельность
способствует формированию у детей доброжелательного отношения и
эмоционального принятия людей, эффективного взаимодействия при
решении общих задач, толерантности в детском коллективе. Решая
познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются
между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к
высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую
индивидуальность. Примером таких уроков может служить урок доброты,
урок речевого этикета, урок радости, урок света, урок читательских
удовольствий, урок человечности. Существуют разные формы работы, но
их объединяет одно – они дают школьнику возможность поделиться
радостью пережитого, вводят ребёнка в мир человечности, красоты и
доброты.
Литература
1.Бабинова
С.В.
Воспитание
толерантности
младших
школьников
средствами
поликультурного
образования:
учебное
пособие
/
С.В.
Бобинова. – Новосибирск: НИпКиПРО, 2009 г. - 130 с.
2.Персианов И.А. Толерантность в школе: проблемы и возможности:
метод. пособие / И.А. Персианов. – С-Пб.: 2008 г. - С. 3
3.Рожков
М.И.,
Байбородова
Л.В.
Воспитание
толерантности
у
школьников / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – Ярославль: Академия
развития, 2003 г. - 224 с.
4.Фэлзон
М.
Воспитание
и
толерантность//Высшее
образование
в
Европе.-Т. XXI. - №2, С. 10.
5.Уэйн К. Образование и толерантность. Высшее образование в Европе.
– Т. ХХI. - №2, С. 16