Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Автор: Саурская Елена Дмитриевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа№ 2127 Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Раздел: дошкольное образование
Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со
взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.
Саурская Елена Дмитриевна
воспитатель, первая категория
ГБОУ Школа №2127, г.Москва
В ходе взаимодействия ребенка с другим человеком возникают две формы
общения:
Общение непосредственное, не стесненное рамками деятельности,
осуществляемое ребенком без каких-либо правил, нормативов и образцов.
В большинстве случаев его рассматривают как особую специфическую
деятельность.
Общение,
опосредованное
ситуацией
совместной
деятельности
ребенка и взрослого или ребенка и другого ребенка. Этот вид общения
называют произвольным.
Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста
начинают характеризоваться уже не только непосредственно предметной
ситуацией и ситуативными взаимоотношениями с окружающими людьми,
но и сознательно понимаемыми задачами, правилами и требованиями .
Рассмотрим произвольные формы общения. Произвольные формы
общения свойственны не только детям старшего дошкольного и младшего
школьного
возраста,
они
появляются
у
детей
и
в
младшем
возрасте.
Общение, которое возникает внутри совместной деятельности, нельзя еще
назвать произвольным, но, вместе с тем, оно уже и не непосредственное.
Становление
произвольного
общения
называют
развитием
произвольности в общении. Произвольное общение ребенка с взрослым и
сверстниками делает непроизвольное общение "культурным", осознанным
для
него.
Если
общение
до
появления
в
нем
произвольности
было
включено в другие виды деятельности, то в дальнейшем, когда ребенок
научится подчинять свое общение определенным законам и правилам той
деятельности, которую он осуществляет с другими людьми, качественно
меняется и его общение как самостоятельная деятельность.
Педагогические
условия,
влияющие
на
эффективность
форм
педагогического взаимодействия детей со взрослыми:
1
совместная
с
другими
людьми
деятельность
ребенка.
В
отечественной
психологии
разработано
положение
о
том,
что
деятельность индивида вообще, и ребенка, в частности, носит (в своих
первоначальных формах) общественный характер и требует для своего
осуществления определенных форм общения и сотрудничества с другими
людьми. Развитие совместной деятельности ребенка с другими людьми
находится в прямой зависимости от развития его форм общения;
2
организация
совместной
продуктивной
деятельности, где
продукт
выполняет
функцию
наглядной
оценки
успешно сти
взаимодействия с другими участниками. Дети дошкольного возраста по
своим психологическим особенностям активно направлены на получение
оценок,
нуждаются
в
них,
требуют
оценок
от
взрослого.
Прямая
педагогическая
оценка
зачастую
неприемлема
для
детей
дошкольного
возраста, а косвенная оценка очень часто воспринимается ребенком не как
оценка успешности деятельности, а как характеристика его личностных
свойств
и
качеств.
Подчеркнем,
при
организации
общения
оценка
обязательно
нужна,
но
характер
оценивания
должен
быть
особым.
Функцию
такой
оценки
может
выполнить
продукт,
получаемый
в
совместной деятельности;
3
овладение
ребенком
разными
позициями
в
общении
со
взрослыми и сверстниками в определенной логике и преемственности:
- ребенок "над" партнером;
- ребенок "подчинен" партнеру;
- ребенок "на равных" с партнером.
Педагог играет особую роль в развитии у детей произвольности.
Ребенок не приспосабливается к требованиям, предъявляемым взрослым,
и не подчиняется им, а изначально присутствует и развивается внутри
сферы деятельности педагога, внутри человеческого общения и в связи с
ним.
Произвольность
должна
осознаваться
ребенком.
В
старшем
дошкольном
возрасте
осознание
своего
поведения
формируется
в
социальном
взаимодействии
с
педагогом,
где
смысл
и
средства
деятельности передаются ребенку в единстве. Вне опоры на отношение
взрослого
ребенок
не
может
знать,
что
и
как
он
делает.
Отношение
взрослого
к
правилу
превращает
это
правило
в
мотив
собственных
действий ребенка;
4
индивидуальная деятельность детей. Развитие самосознания
личности
происходит
параллельно
с
осознанием
внешнего
мира.
Осознание
себя
как
"Я"
является
результатом
общего
психического
развития
ребенка
и
относится
к
трехлетнему
возрасту.
В
старшем
дошкольном
возрасте
детям
доступно
осознание
себя
как
субъекта
групповых взаимоотношений и совместной коллективной деятельности. В
старшем дошкольном возрасте важно развивать такую мотивационную
деятельность,
которая
обусловливает
предпочтение
детьми
совместной
формы ее организации, а именно:
-
объективная
и
субъективная
заинтересованность
партнера
для
достижения общей цели.
- потребность в обществе сверстников и общении с ними
- потребность в положительных эмоциях
- адекватная самооценка
- высокий уровень навыков совместной деятельности.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста для осознания
совместности необходима организация их полноценной индивидуальной
деятельности. Очень важно на пути развития произвольности в общении
создать у ребенка интерес к деятельности, а это, в свою очередь, поможет
осознать преимущество совместной деятельности, над индивидуальной.
Развитие произвольности в общении предполагает осознание ребенком
совместности в деятельности с педагогом, условием которого является
индивидуальная
деятельность
ребенка,
его
вхождение
в
разные
позиционные
отношения
со
взрослым:
быть
"над"
взрослым
–
"под"
взрослым – и "на равных" с педагогом.
В младшем и среднем дошкольном возрасте принятие и осознание
значимости совместной деятельности проходит несколько этапов. Кратко
их охарактеризуем:
- сначала у ребенка появляется интерес, как к индивидуальной, так и
совместной с педагогом деятельности,
-
далее
возможность
вступления
всех
участников
взаимодействия
в
отношения разного типа,
- позже способность понимать преимущество совместной деятельности
над индивидуальной.
В старшем дошкольном возрасте осознание и принятие важности
совместной
деятельности
предполагает
эмоциональное
"проживание"
ребенком ряда этапов взаимодействия:
На первом этапе ребенок самостоятельно находит норму или тип
отношений с педагогом для вступления в сотрудничество с ним;
На
втором
этапе
ребенок
осознает
свою
значимость
через
индивидуальную деятельность и значимость взрослого через позицию
педагога "над" ребенком в совместной деятельности;
На третьем этапе ребенок сознательно выходит на отношения "на
равных"
с
педагогом.
Этот
этап
является
завершающим
в
осознании
ребенком роли совместности в деятельности со взрослым и предполагает
принятие
совместной
деятельности
за
норму
деятельности,
условие
сотрудничества. Старший дошкольник имеет возможность преодолевать
желаемую
для
него
позицию
быть
"над"
взрослым,
выходить
на
отношения сотрудничества с педагогом, понимать влияние совместной
деятельности на качество продукта деятельности.
Основной
задачей
педагога
по
вовлечению
ребенка
в
общий
разговор является подведение ребенка к самостоятельному открытию –
вместе!
Если же в совместных действиях партнеров появляются какие-то
противоречия, то о них говорят, используя "Я - сообщения". Последующая
позиция
педагога
в
совместной
с
ребенком
деятельности
состоит
в
несогласованности с действиями ребенка. Педагог втягивает ребенка в
рассуждения, оговаривает и то, что ему интересно вместе с ребенком
создавать что-либо (педагог называет конкретный продукт совместной
деятельности),
вдвоем
лучше,
чем
одному,
потому
что
можно
и
поговорить.
Далее
педагог
выясняет
отношение
самого
ребенка
к
совместной деятельности. Совместная деятельность педагога и ребенка по
созданию какого-либо продукта способствует самостоятельному поиску
наиболее
предпочитаемого,
в
конкретной
ситуации,
типа
общения
с
педагогом, для вхождения с ним в отношения равноправного партнерства,
т.е.
происходит
обогащение
коммуникативного
опыта
ребенка
через
введение двойной позиции взрослого - "над" ребенком и "на равных" с
ним .
На основе теоретического анализа по проблеме исследования мы
п р и ш л и
к
с л е д у ю щ е м у
в ы в о д у : особенностями
организации
педагогического взаимодействия детей старшего дошкольного возраста
со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности
могут выступать:
-
субъект
-
субъектное
взаимодействие
между
воспитателем
и
воспитанником;
- положительное, эмоционально проявленное, дружеское взаимодействие
воспитанников в коллективе;
–
взаимодействие,
объединяющее
различные
воспитательные
воздействия в конкретном обществе.
Список литературы
1. Амосова В. Первые шаги к сотрудничеству // Дошкольное
воспитание. - 2010. - № 11 – С.79 – 80.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.:
Мысль, 2012. – 159с
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:
Просвещение, 2008. – 464с.
4. Бондарь Е. И. Создание ситуации успеха – условие развития одаренной
личности // Одаренный ребенок. – 2008. - № 3. С. 93 – 97.
5. Емельянова М. Школа партнерства // Дошкольное воспитание. – 2009. -
№ 4. – С. 37 – 40.
6. Жбанкова И. И. Проблема взаимодействия. – Минск: Наука и техника.
2001. – 140с.
7. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания –
М.: Академия, 2012. – 256с.
8. Куликов В. Н. Проблемы социальной психологии. – М.: Эксмо, 2009. 39
с.
9. Лашкова Л. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 3. – С. 34 —
35.
11. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия
воспитателя с детьми // Дошкольное воспитание. 2008.- №3. С. 74 – 76.
12. Шебеко В. Воспитание ребенка, как субъекта физкультурно –
оздоровительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 2011. № 5. –
С.28 — 30.
13. Шептихина Г. В. Педагогическое взаимодействие с детьми //
Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 48 — 54.
14. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Государственное Учебно-
педагогическое издательство, 2007. - 342с.