Развитие навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Мамаева Людмила Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад " Машенька" Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия Наименование материала: Статья Тема: Развитие навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Мамаева Людмила Борисовна, воспитатель МБДОУ « Детский сад « Машенька», г.
Абакана.
Развитие навыков исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного
возраста.
Развитие исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного
возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у
дошкольников интеллектуальной пассивности, необходимо развивать у них продуктивные
формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисково-
исследовательская деятельность. Чем она разнообразнее и интенсивнее, тем больше новой
информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность достаточно легко интегрируется во многие виды детской
деятельности. Решающую роль в работе с детьми играет образовательная деятельность с
чётко поставленной проблемой или « решение проблемных ситуаций», познавательная
деятельность с элементами экспериментирования. Первая форма позволяет развивать у
детей познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы
самостоятельно или с помощью взрослого. Вторая форма конкретно формирует
представления об объектах и явлениях, и через опыт или эксперимент доказывает
подлинность получаемых детьми знаний.
В основе образовательной деятельности с экспериментированием лежит особый вид
речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных
фактов, итогом которых являются умозаключения детей.
При разработке содержания познавательной деятельности, учитываются следующие
условия:
- предоставление разнообразной интеллектуальной и практической деятельности;
- чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом дошкольников, тем
интереснее он для них;
- содержание должно быть трудным, но посильным;
- эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию
деятельности стимулирует познавательную активность детей.
Мыслительные эксперименты ( игры) достаточно широко используются в обучении детей
исследовательской деятельности. Существуют такие развивающие игры , действия и
рассуждения, в которых происходят в уме. Психологи называют такие игры
мыслительными экспериментами. Мыслительные игры помогают детям приобрести
навыки исследовательского поведения и развития дивергентного мышления: умения
видеть проблемы и выдвигать гипотезы и их решения. Данный вид мышления тесно
связан с воображением и служит средством порождения большого количества
оригинальных идей.
Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в
художественно- продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных
приёмов рисования ( пальчиками, щёткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через
соломинку), в экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности
изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ. Аппликация
позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал. Что параллельно
позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
В развитии речи при составлении описательных рассказов по картинкам и игрушкам
используется решение проблемных ситуаций. В детской литературе встречается немалое
количество произведений, которые помогаю воспитателям преподносить познавательную
деятельность через поиск решений, проверку экспериментом.
Исследовательская деятельность во время наблюдений за явлениями или объектами
предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. На
прогулках, в окружающей действительности планируются наблюдения и опыты, уместные
по тематике. Экскурсии – это один из видов наблюдений по ознакомлению с природой. Во
время экскурсий дети могут в естественной обстановке наблюдать явления природы,
сезонные изменения. У детей хорошо развиваются: наблюдательность, любознательность,
поисковая деятельность.
В рамках трудовой деятельности проводится основная работа по изучению условий,
необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличивается этот объём
знаний путём экспериментов и наблюдений на природе.
Детское коллекционирование, мини-музеи используются для достижения различных
познавательных и творческих задач в воспитании детей, а так же в формировании
исследовательских умений и навыков. В мини- музее можно получить интересную
информацию об определённом предмете. Который представлен с разных сторон: с
экспонатом можно поиграть, его можно попробовать смастерить, с ним ещё можно и
поэкспериментировать.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к
экспериментальной деятельности организован центр экспериментирования. В нём
имеются различные виды материалов: природный, бросовый, медицинский; пищевые
красители, различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех
или иных опытов. Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и
неживой природы. Результаты наблюдений дети заносят в дневник.
Организация и проведение опытов :
1.
Постановка проблемы.
2.
Поиск путей решения проблемы.
3.
Проведение опытов .
4.
Фиксация наблюдений .
5.
Обсуждение результатов и формулировка выводов.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда
познания, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных
впечатлениях.
Проектно-исследовательская деятельность дошкольников даёт возможность развивать
у детей любознательность, инициативность, возможность экспериментировать и
синтезировать полученные знания, выявлять проблему и самостоятельно искать
нужное решение.
Исследовательская деятельность является подготовительным этапом к использованию
проектной деятельности. Эти два вида деятельности неразрывны между собой. В их
основе лежат:
- развитие исследовательских умений и навыков дошкольников;
-умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных образовательных областей;
- умение критически мыслить, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Правильная организованная исследовательская деятельность даёт возможность
удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует
воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребёнка.
Литература:
1.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Неизвестное рядом». М.,2004.
2.
Иванова А.И. « Детское экспериментирование как метод обучения» Управление
ДОУ,N4,2004.
3.
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. « Детское экспериментирование», М.,
Педагогическое общество России, 2003
4.
Веракса Н.Е., « Проектная деятельность дошкольников» Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. М.: Мозаика- синтез. 2008.
5.
Нищева Н.В. « Организация опытно- экспериментальной работы в ДОУ» Санкт-
Петербург « Детство – Пресс», 2013.