Л.Н. Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности.
Автор: Перевозкина Елена Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2" Населённый пункт: г. Заводоуковска Тюменской области Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Л.Н. Толстой "Детство", "Отрочество". Работа над собой. Нравственное становление личности. Раздел: среднее образование
Работа над собой. Нравственное становление личности.
1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
3)
формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков
героев;
метапредметные:
1) развивать навыки самоанализа;
2) развивать речь, память учащихся;
личностные:
1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
-Здравствуйте. Ребята, а вы относитесь к подросткам?
- Скажите, какими прилагательными чаще всего характеризуется подростковый период ?
( Трудный период, сложный возраст, переломный момент.)
-Почему это трудный период, сложный возраст? (Потому что в подростковом возрасте человек
готовится стать взрослым. Дети в этом возрасте находятся на промежуточном положении, они
готовятся стать взрослыми; с одной стороны, это не дети, а с другой стороны, не взрослые).
-Как наша небольшая беседа связана с темой урока?
Обратиться к словарю: значение слова «отрочество».
Отрок – подросток, мальчик или девочка, находящийся в подростковом возрасте;
2. Актуализация знаний.
Знакомство с особенностями жанра автобиографической повести.
Автобиография – повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных
фактах биографии.
Автобиографическая
повесть
–
художественное
произведение,
основанное
на
личных
впечатлениях, мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.
Проверка первичного восприятия. Вопросы к учащимся:
- Чем автобиография
отличается от автобиографической повести?
(В основе
автобиографии
лежат
реальные
факты
жизни
писателя
в
автобиографической
повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства,
впечатления писателя).
- Каковы основные особенности автобиографической повести?
(Наличие художественного вымысла, передача эмоций, мыслей, чувств писателя, отражение его
взглядов на окружающую действительность).
Слово учителя: Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность»
(1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной
жизни
Л.Н.Толстого.
Сегодня
мы
познакомимся
с
главами
из
повести
«Отрочество»
Л.Н.Толстого и ответим на вопрос: как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в
отрочество?
- Главным героем автобиографической трилогии является Николенька Иртеньев. Что вы
можете сказать о нем на основании повести «Детство», изученной нами в прошлом году? Ответ
подготовленного ученика
Работа с таблицей: выберите из данных ниже слов те, что характеризуют детские годы героя.
1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе. Необходимость
образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес
к себе.
Детство
Лексическая работа:
Гармония – согласованность, стройность, мир и взаимопонимание.
После выполнения проверяем.
— Какими красками вы бы нарисовали детство Николеньки? (теплые: желтый, оранжевый,
красный, золотой). А настроение как бы вы определили?(Мажорное – веселое, радостное).
В какой момент мы встречаемся с Николенькой в повести «Отрочество»? (Герой со своей
семьей едет в Москву)
3.
Изучение нового материала.
Итак, Николенька с Катенькой едут в бричке. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Инсценирование главы III «Новый взгляд»
Комментируемое чтение главы «Новый взгляд».
- Почему 3 глава называется «Новый взгляд»? Что и почему поразило Николеньку в словах
Катеньки?( Слова Катеньки «Вы богаты — мы бедны» поразили героя, подобно раскатам
грома. Он впервые сознательно полностью отдал себе отчет в том, что существует на свете
сила, которая разделяет людей, делает их чужими друг другу, даже если они и хотели бы
оставаться близкими. Осознал те вещи, которых раньше не понимал и не признавал.)
-Какой момент считает Николенька началом отрочества? Можно ли сказать, что состояние гармонии
уходит, появляется чувство тревоги? (Происходит перелом в мировоззрении)
-Какие черты Николеньки вам показались привлекательными? (Желание размышлять,
стараться понимать других людей, сопереживать их бедам. Он старается совершенствоваться,
меньше быть эгоистом.)
Слово учителя.
В детстве, когда герой был окружен только близкими людьми, единство мира, гармоничность
его представлялись ему как нерушимая норма. Теперь, когда он увидел самых разнообразных
людей и самые различные картины действительности, гармония его духовного мира была
нарушена. Причина этого - переворот в сознании героя, открывшего несовершенство
человеческих отношений.
Н. Г. Чернышевский утверждал: «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он
не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый
процесс... его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином" Н.
Г. Чернышевский
-Что значит «
диалектика души»?(
Лексическая работа: Диалектика – движение, развитие.)
Комментируемое чтение главы 19 «Отрочество»
-В чем отличие главы от других глав повести? Только ли поступки героя интересуют автора?
Интересует ли Толстого также и нравственный смысл этих поступков?
Работа с текстом: проверка домашнего задания.
Вопросы
Текст повести (Ответы для учителя)
+ Почему
размышленя
героя были
странными?)
+Что такое, по-
вашему,
моральная
деятельность?
Едва ли мне поверят, какие были любимейшие и постояннейшие предметы
моих размышлений во время моего отрочества, – так они были
несообразны с моим возрастом и положением. Но, по моему мнению,
несообразность между положением человека и его моральной
деятельностью есть вернейший признак истины.
+Какие строчки
свидетельствуют
об одиночестве
героя?
Какие вопросы
волнуют героя?
В продолжение года, во время которого я вёл уединенную,
сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлечённые
вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже
представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности
старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую
ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых
не дано ему.
Как вы
понимаете
высказывание,
что каждый
человек
открывает все
истины для
себя?
Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в
своём развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых
поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских
теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более
или менее ясно сознавал их ещё прежде, чем знал о существовании
философских теорий.
Мысли эти представлялись моему уму с такой ясностью и
поразительностью, что я даже старался применить их к жизни, воображая,
что я первый открываю такие великие и полезные истины.
Правильно ли
то, что человек,
привыкший
переносить
страдания, не
может быть
несчастлив, как
вы считаете?
Помогали ли эти
действия
автору?
Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внешних причин, а от
нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания,
не может быть несчастлив, и, чтобы приучить себя к труду, я, несмотря на
страшную боль, держал по пяти минут в вытянутых руках лексиконы
Татищева или уходил в чулан и верёвкой стегал себя по голой спине так
больно, что слёзы невольно выступали на глазах
+ Как вы
думаете, прав ли
автор, что
человек не
может быть
иначе счастлив,
как пользуясь
настоящим и не
помышляя о
будущем? Как
вы думаете,
велика ли была
сила счастья
автора, когда
он , лёжа на
постели,
наслаждался
чтением какого-
нибудь романа и
едою?
Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую
минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что
человек не может быть иначе счастлив, как пользуясь настоящим и не
помышляя о будущем, – и я дня три, под влиянием этой мысли, бросил
уроки и занимался только тем, что, лёжа на постели, наслаждался чтением
какого-нибудь романа и едою пряников с кроновским мёдом, которые я
покупал на последние деньги.
То раз, стоя перед чёрной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я
вдруг был поражён мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что
такое симметрия? Это врождённое чувство, отвечал я сам себе. На чём же
оно основано? Разве во всём в жизни симметрия? Напротив, вот жизнь – и
я нарисовал на доске овальную фигуру. После жизни душа переходит в
вечность; вот вечность – и я провёл с одной стороны овальной фигуры
черту до самого края доски. Отчего же с другой стороны нету такой же
черты? Да и в самом деле, какая же может быть вечность с одной стороны,
мы, верно, существовали прежде этой жизни, хотя и потеряли о том
воспоминание.
Почему одна
лишь улыбка
старшего брата
помогла
опровергнуть
умственные
построения
главного героя?
Выскажите свои
предположения.
Это рассуждение, казавшееся мне чрезвычайно новым и ясным и которого
связь я с трудом могу уловить теперь, – понравилось мне чрезвычайно, и я,
взяв лист бумаги, вздумал письменно изложить его, но при этом в голову
мою набралась вдруг такая бездна мыслей, что я принуждён был встать и
пройтись по комнате. Когда я подошёл к окну, внимание моё обратила
водовозка, которую запрягал в это время кучер, и все мысли мои
сосредоточились на решении вопроса: в какое животное или человека
перейдёт душа этой водовозки, когда она околеет? В это время Володя,
проходя через комнату, улыбнулся, заметив, что я размышлял о чём-то, и
этой улыбки мне достаточно было, чтобы понять, что всё то, о чём я думал,
была ужаснейшая гиль (ерунда).
Я рассказал этот почему-то мне памятный случай только затем, чтобы дать
понять читателю о том, в каком роде были мои умствования.
+Что особенно
увлекло героя ?
(словарная
работа)
Прозу
Л.Н.Толстого
отличает
психологизм.
Покажите это на
примере из
данного
отрывка.
Но ни одним из всех философских направлений я не увлекался так, как
скептицизмом, который одно время довёл меня до состояния близкого
сумасшествия. Я воображал, что, кроме меня, никого и ничего не
существует во всём мире, что предметы не предметы, а образы,
являющиеся только тогда, когда я на них обращаю внимание, и что, как
скоро я перестаю думать о них, образы эти тотчас же исчезают. Одним
словом, я сошёлся с Шеллингом в убеждении, что существуют не
предметы, а моё отношение к ним. Были минуты, что я, под влиянием этой
постоянной идеи, доходил до такой степени сумасбродства, что иногда
быстро оглядывался в противоположную сторону, надеясь врасплох застать
пустоту (neant) там, где меня не было.
Жалкая, ничтожная пружина моральной деятельности – ум человека!
+ Рефлексия –
внутренний
самоанализ
человека.
Приведите в
пример строчки,
где герой
анализирует
свои привычки?
Как льстили
самолюбию
героя
философские
открытия,
которые он
делал?
Как вы думаете,
почему ему
кажется
странным то,
что он робел и
стыдился за
каждое своё
самое простое
слово и
движение?
Слабый ум мой не мог проникнуть непроницаемого, а в непосильном труде
терял одно за другим убеждения, которые для счастья моей жизни я
никогда бы не должен был сметь затрагивать.
Из всего этого тяжёлого морального труда я не вынес ничего, кроме
изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к
постоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и
ясность рассудка.
Отвлечённые мысли образуются вследствие способности человека уловить
сознанием в известный момент состояние души и перенести его в
воспоминание. Склонность моя к отвлечённым размышлениям до такой
степени неестественно развила во мне сознание, что часто, начиная думать
о самой простой вещи, я впадал в безвыходный круг анализа своих
мыслей, я не думал уже о вопросе, занимавшем меня, а думал о том, о чём
я думал. Спрашивая себя: о чём я думаю? – я отвечал: я думаю, о чём я
думаю. А теперь о чём я думаю? Я думаю, что я думаю, о чём я думаю, и
так далее. Ум за разум заходил…
Однако философские открытия, которые я делал, чрезвычайно льстили
моему самолюбию: я часто воображал себя великим человеком,
открывающим для блага всего человечества новые истины, и с гордым
сознанием своего достоинства смотрел на остальных смертных ; но,
странно, приходя в столкновение с этими смертными, я робел перед
каждым, и чем выше ставил себя в собственном мнении, тем менее был
способен с другими не только выказывать сознание собственного
достоинства, но не мог даже привыкнуть не стыдиться за каждое своё
самое простое слово и движение.
Рефлексия – внутренний самоанализ человека.
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
Скептицизм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — филос. направление,
подвергающее сомнению возможность познания реальности или какого-то ее фрагмента.
Слово учителя:
Рост аналитической силы ума как будто сближал героя с миром, поскольку таким путем
герой все больше погружался в действительность. Знакомство с этим миром, первые смутные и
мутящие
душу
влечения
и
пытливые
философские
искания
порождали
множество
непроясненных, сумбурных мыслей. Николенька видит, что гармонии нет и в устройстве всей
жизни людей.
Комментируемое чтение главы «Бабушка».
•
Для чего Толстой, с вашей точки зрения, использует прием контраста в изображении
событий? Тем самым он подчеркивает дисгармонию окружающего мира.
Слово учителя.
Осознание дисгармоничности окружающего мира доставляет Николеньке тяжкие душевные
страдания. Недаром отрочество сравнивается им с пустыней, через которую он хотел бы
поскорее пройти.
В чём вы видите своеобразие Л.Н.Толстого? (Постоянная, неустанная работа над собой,
нравственная борьба, которая идёт в герое и писателе, крепнущая сила сопротивления всему
дурному, развитие его души, умение остро откликаться на чужое страдание).
4.
Подведение итогов.
1. 5-минутное эссе. Трилогия Л.Н.Толстого – это
2.
Составить «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
3.
Составить обложку «Отрочество».
5.
Подведение итогов.
Отрочество , по мнению Л.Н.Толстого, это работа не только чувств, но и мысли. Поиск
истины, пусть наивный, но очень важный для растущего человека.
6. Домашнее задание:
Сочинение "Размышление после урока".
Раздаточный материал:
Автобиография – повествование писателя о собственной жизни, основанное на реальных фактах
биографии.
Автобиографическая повесть – художественное произведение, основанное на личных впечатлениях,
мыслях, чувствах писателя с привнесением в него художественного вымысла.
Работа с таблицей: выберите из данных ниже слов те, что характеризуют детские
годы героя.
1.Счастливая и невозвратимая пора. 1.Разлад со старшим братом
2.Беззаботная жизнь в деревне 2.Жизнь в городе. Необходимость
образования.
3.Домашнее обучение 3.Неумение общаться
4.В семье мир, покой и гармония 4.Любопытство
5.Любимая маменька 5.Повышенный интерес к себе.
Подведение итогов.
1. 5-минутное эссе. Трилогия Л.Н.Толстого – это
2. Составить «Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи,
синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Детство
Существительное (перефразировка темы).
3. Составить обложку «Отрочество».
Домашнее задание:
Вопросы
Текст повести
Почему
размышленя героя
были странными?
Что такое, по-
вашему, моральная
деятельность?
Какие строчки
свидетельствуют об
одиночестве героя?
Какие вопросы
волнуют героя?
Как вы понимаете
высказывание, что
каждый человек
открывает все
истины для себя?
Правильно ли то,
что человек,
привыкший
переносить
страдания, не
может быть
несчастлив, как вы
считаете? Помогали
ли эти действия
автору?
Как вы думаете,
прав ли автор, что
человек не может
быть иначе
счастлив, как
пользуясь
настоящим и не
помышляя о
будущем? Как вы
думаете, велика ли
была сила счастья
автора, когда он ,
лёжа на постели,
наслаждался
чтением какого-
нибудь романа и
едою?
Почему одна лишь
улыбка старшего
брата помогла
опровергнуть
умственные
построения
главного героя?
Выскажите свои
предположения.
Что особенно
увлекло героя ?
Прозу Л.Н.Толстого
отличает
психологизм.
Покажите это на
примере из данного
отрывка.
Рефлексия –
внутренний
самоанализ
человека.
Приведите в
пример строчки, где
герой анализирует
свои привычки?
Как льстили
самолюбию героя
философские
открытия, которые
он делал?
Как вы думаете,
почему ему кажется
странным то, он
робел и стыдился за
каждое своё самое
простое слово и
движение?