"Народная игра — как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста".
Автор: Чепикова Наталия Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Дельфин" Населённый пункт: г. Муравленко Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: "Народная игра — как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста". Раздел: дошкольное образование
«Народная игра — как средство формирования навыков общения детей
дошкольного возраста».
Сегодня педагоги, психологи, родители все чаще отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, не могут
поддерживать и развить установившийся контакт, не приобретают опыт сотрудничества,
не умеют согласовывать свои действия с партнерами, адекватно выражать им свою
симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в
одиночестве. Умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не приходят к человеку
сами собой, они приобретаются ценой усилий, затраченных на обучение. Однако
родители, воспитатели и специалисты детского сада, как первые учителя ребёнка, могут во
многом помочь ему в этом нелёгком труде, если начнут прививать навыки общения уже в
самом раннем возрасте и применяя верные методы. В системе дошкольного образования
для обучения, воспитания и развития детей активно используется наследие народной
педагогики, в том числе народные игры. Благодаря своей образности народные игры
увлекают детей дошкольного возраста. Народная игра, как и любая другая игра, выполняя
различные воспитательные функции, может служить средством приобщения детей к
народной культуре и является одним из средств формирования навыков общения детей
дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный
процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры,
обучая детей навыкам общения. Во всех программах есть свои особенности, но в каждой
речь идёт лишь о речевом развитии ребёнка, которое отчасти включает в себя
формирование на базе имеющихся знаний навыков общения. Игра - это то, что объединяет
всех детей, характеризует уровень их развития и способствует формированию навыков
общения у детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры: движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими
стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми. Драматические
игры: в основе этих игр лежало действие. Развивающиеся в диалоге персонажей. Это
маленькие, разыгрываемые детьми пьески, персонажами их могут быть люди, животные,
птицы, прием все они сохраняют свои природные качества: силу, храбрость, ум, хитрость,
трусливость. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой. Состязательные игры:
отличительной ее особенностью была установка на победу, утверждение превосходства.
Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным,
то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков. В
состязательных играх распределение ролей происходит с помощью различных
жеребьевок, считалок. Театр начинается с вешалки, а народная игра с определения
водящего или разделения играющих на две группы. Народная игра настолько значима в
человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах,
склонностях, способностях человека. Народные игры помогают дошкольникам сделать
первые шаги в овладении грамотой, развивать математические способности,
художественное дарование в разных направлениях. Во – первых, народная игра
представляет собой образец высоко педагогического мастерства. Во – вторых, народные
игры влияют на воспитание ума, характера воли, развивают нравственные чувства,
физически укрепляют ребенка.
Итак, игра – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно сегодня
представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим
жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям
играть». Несмотря на увлеченность современных дошкольников компьютерными играми,
народная игра по-прежнему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные
вопросы. При организации игр необходимо учитывать многие факторы: возраст
играющих, для детей – малышей следует брать наиболее простые игры, постепенно
усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с
игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие
воспитателя обязательно. Малышам очень сложно контролировать свои движения и
потому пример взрослого для них необходим. Игры могут проводиться в зале, комнате,
просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо
предварительно проветрить и тщательно убрать. В играх с движениями надо ограничить
пространство, оно должно быть небольшим, для того что бы дети не устали, а игра
протекала оживленно. Необязательно проводить сразу со всей группой, можно разделить
ребят: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей. Участие в игре должно
быть интересным для каждого ребенка. Объяснение должно быть кратким и понятным.
Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действия.
Воспитатель должен помнить, что игра для детей не просто отдых, а наука которая может
приносить радость. И потому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что
каждое движение, каждое слово важно. Главным популярным содержанием любого
праздника, досуговой акции является игра, соревнование, конкурсы, потехи т д. ярким
примером в этом являются народные праздники.
В чем же польза игр?
- Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных
игр в такие игры в одиночку не поиграешь.
- У детей формируются умения договариваться, так как необходимо вспомнить правила,
установить очередность и т. д.
-Формируются умения разрешения конфликтной ситуации. Дети могут контролировать
неправильный ход.
-Формируются умения достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато
остальные получают значимый урок.