Напоминание

Тема урока: "Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала". Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения."


Автор: Скорикова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: г. Зфводоуковск, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Тема урока: "Л. Н. Толстой. Рассказ "После бала". Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения."
Раздел: среднее образование





Назад





Урок литературы

Класс- 8 класс.

Тема урока
: «
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
»

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

КАРТЫ УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.

Ф.И.О. учителя:

2.

Класс: Предмет:

3.

Тема урока:

4.

Место и роль урока в изучаемой

теме:

5.

Тип урока:

6.

Цели урока:

7.

Применяемые технологии:
На уроке будут созданы условия для…
8.

Ожидаемые результаты:

9.

Форма проведения урока:

10.

Организация учебного

пространства:

1.Ф.И.О. учителя:
Скорикова Татьяна Алексеевна
2. Класс: 8 «А» Предмет:
литература
3. Тема урока:
«
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала». Судьба рассказчика для понимания

художественной идеи произведения»

4. Место и роль урока в изучаемой теме:
урок 1 (всего в теме: 4 урока.)
5. Тип урока:
урок общеметодической направленности.
6. Цели урока:
Дидактическая цель –
формирование:
• понятий «контраст», «конфликт», «художественная идея произведения»; • предметных умений определение роли контраста как средства для раскрытия основного конфликта рассказа Л.Н. Толстого «После бала»; • способов деятельности: определять изобразительные средства языка, способствующие раскрытию понятий «контраст», «конфликт», «художественная идея произведения». Образовательная цель – • сформировать умения различать и правильно употреблять в речи понятия «контраст», «конфликт»; формулировать определение понятия; •
закрепить умение правильно работать с литературным понятием, позволяющим раскрыть

идею рассказа
; расширить лексический запас учащихся; • отрабатывать умение анализировать художественное произведение с точки зрения изобразительных средств; формировать
навыки аналитического чтения.
Развивающая цель –

развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Воспитательная цель – 1. воспитывать осознанное отношение к полученной информации, к употреблению понятий «контраст», «конфликт», «художественная идея произведения» в речи; воспитание чувства человечности, умения разграничивать понятия бесчеловечности и жестокости, несправедливости и честности; 2. актуализировать личностный интерес учащихся к изучению темы; 3. способствовать формированию потребности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах,овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности . Рефлексивная цель –

обеспечить развитие у учащихся умения опираться на собственный опыт прочтения художественного произведения, также на ранее изученный материал и на умение выделять главные, основные моменты своей/чужой деятельности.
На уроке будут созданы условия для реализации задач:
- пропедевтики на формирование у учащихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формиру-

емые

предметны

е умения

Предмет-

ные

результаты

образова-

ния

Формируемые универсальные учебные действия

Контроль

результатов

учебной

деятельности

Личностные

УУД

Регулятив-

ные УУД

Познава-

тельные

УУД

Коммуни-

кативные

УУД

1

этап-«Орга

низационн

о-

мотивацио

нный»

(самоопред

еление) к

учебной

деятельнос

ти.

Цель:
включение в учебную деятельност ь на личностно- значимом этапе 1.Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Здравствуйте, ребята! Я рада нашей сегодняшней встрече. Предлагаю начать урок с выступления учащихся класса, Герасимова Артура и Щербакова Данила, которые ставят перед классом задачу: прослушать музыкальные фрагменты и посмотреть видеоряд с целью определить музыкальный жанр, смысл использования в начале урока видеоряда и музыки). Учитель уточняет задачу: на основе данного материала предлагаю вам попробовать сформулировать тему и цели нашего занятия. Чтобы определить тему урока и задачи нашей деятельности на уроке, вам необходимо (предлагаются вопросы- помощники для учащихся, которые испытывают затруднения при выполнении данного задания): 1)определить, что это за музыкальный жанр? 2)когда, на ваш взгляд, и где может звучать эта музыка? 3)попробовать дать характеристику музыки, подобрав к ней эпитеты; 4)определите, с какой целью вам предложен данный музыкальный жанр и видеоряд? Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрирую т готовность к уроку. Формулируют тему урока, цели, задачи своей учебной деятельности. Составляют план изучения темы урока, своей деятельности на уроке. Проектируют свою деятельность на уроке, способы решения проблем. Герасимов Артур и Щербаков Данил ставят Положительн о относятся к учению, познавательн ой деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство вать имеющиеся Планируют в (сотрудниче стве с учителем и одноклассн иками) необходимы е действия, операции. Осознают познавате льную задачу Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы, формулиру ют собственны е мысли, высказываю т и обосновыва ют свою точку зрения. Листы обратной связи

Звучит фрагмент мазурки,

демонстрируются слайды, на

которых изображён бал; затем

звучит барабанная дробь и

демонстрируются слайды, на

которых изображён

наказываемый солдат.

Формулируется тема урока, цели,

задачи.

Тема урока:

Л. Н. Толстой.

Рассказ «После бала».

Судьба рассказчика для

понимания художественной

идеи произведения.

Цель:
понять художественную идею произведения через приёмы создания образов в рассказе.
Задачи:
понять идейное содержание рассказа. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа. перед классом задачу: прослушать музыкальные фрагменты и посмотреть видеоряд с целью определить музыкальный жанр, смысл использования в начале урока видеоряда и музыки). Формулируют определение понятия «мазурка», рассказывают историю танца с целью эмоциональног о восприятия текста рассказа.
2 этап-

Актуализа

ция и

проблемны

е учебные

действия
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новой ситуации, эвристическая беседа. Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся. Предлагается вопрос с целью актуализации необходимых знаний Отвечают на вопросы, рассказывают об истории создания рассказа, составляют сложный план рассказа, Определять части рассказа, композици ю, сюжет. Различать рассказчика , повествоват Усвоение понятия «контраст» как основного композицио нного приёма для раскрытия Имеют мотивацию к учебной деятельности Принимают и сохраняют учебную задачу Выполня ют учебно- познавате льные действия в материал изованно Задают вопросы, слушают, отвечают на вопросы, формулиру ют собственны е мысли, Устные ответы
по теме урока:
Что нам необходимо знать,

для того чтобы раскрыть

тему урока?
- Содержание рассказа. - Сведения из биографии писателя, послужившие основой для написания рассказа. - Термины:
Рассказ, композиция, сюжет,

конфликт, идея, кульминация,

художественная деталь, антитеза,

контраст, эпитет, интерьер,

пейзаж, мазурка.

(Организует повторение терминов)
сравнивают сцены «На балу» и «После бала», определяют отличительные признаки, формулируют выводы. Повторяют термины, обращаясь к словарю литературоведч еских терминов. еля и автора; уметь правильно употреблять в речи термины: рассказ, композиция , сюжет, конфликт, идея, кульминаци я, художестве нная деталь, антитеза, контраст, эпитет, интерьер, пейзаж. художестве нной идеи произведен ия. Использова ть ранее изученный материал для изучения новой темы. й и умственн ой форме; осуществ ляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнени я, классифи кации, устанавли вают причинно - следствен ные связи. высказываю т и обосновыва ют свою точку зрения.
3 этап-

выявление

места и

причины

затруднени

й
Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаточность своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
Выразительное чтение

эпизодов из рассказа «На

балу», «После бала»

(Читают Щербаков Данил,

Герасимов Артур)

Вопросы классу:

1)Почему работу по
Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов. Различать авторскую позицию и позицию читателя, уметь их сравнивать, делать вывод, опираясь на историческ ие сведения, факты биографии писателя, основные приёмы и Сравнивать две части рассказа на основе анализа художестве нных образов рассказа, в частности, рассказчика , повествоват еля, автора. Имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению ; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Осознают недостаточн ость своих знаний Устанавл ивают причинно - следствен ные связи, делают выводы Задают вопросы с целью получения необходимо й информаци и, обращаютс я к интернет- ресурсам, учебнику, к ресурсам Президентс кой библиотеки. Ответы на вопросы

изучению рассказа мы

начали с чтения этих двух

эпизодов?
(Они противопоставлены друг другу.)
2)Какой приём использует

автор и с какой целью?

(
Толстой использует приём контраста с целью показать нам, читателям, зачем он написал данный рассказ.
Цель

писателя: донести до людей

страстный протест против

лицемерия и насилия,

против унижения

достоинства человека.)
изобразител ьно- выразитель ные средства языка для создания художестве нных образов рассказа.
4 этап-

Целеполаг

ание и

построение

проекта

выхода из

затруднени

я
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися. На основе сформулированной вами темы урока определите цели и задачи собственной деятельности, составьте план действий на уроке. (Чему, как будете учиться? Какие средства, способы будете использовать?) Выслушивает и дополняет ответы учащихся.
Проектирование учебной

деятельности. Составление

плана действий по изучению
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, выдвигают гипотезы, приходят к единой точке зрения. Различать понятия «контраст», «антитеза», «конфликт» , «художеств енная идея произведен ия», «автор», «авторская задача», «позиция автора», «рассказчик », «повествова тель». Сравнивать понятия «контраст», «антитеза», «конфликт» , «художеств енная идея произведен ия», «автор», «авторская задача», «позиция автора», «рассказчик », «повествова тель». Осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Планируют (в сотрудниче стве с учителем и одноклассн иками или самостоятел ьно) необходимы е действия, операции, действуют по плану. Осуществ ляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнени я Строят небольшие монологиче ские высказыван ия. Устные ответы, письменно составляют план своих учебных действий на уроке по изучению темы.

темы.

Примерный план работы на

уроке, составленный учащимися:
1)Сформулировать тему урока. 2)Ответить на вопрос: Почему произведение называется «После бала»? 3)Кто автор произведения? Что я знаю о нём? Что я могу узнать о писателе и из каких источников? 4)Каков жанр произведения и каковы его особенности? 5)Прочитать произведение, попытаться провести исследование по жанру, теме, идее произведения, сформулировать вопросы по содержанию, понять сюжет, композицию, изобразительно- выразительные средства языка. 6)Что я могу узнать об истории создания рассказа и из каких источников? 7)Попробую определить основные приёмы, используемые автором для создания образов героев, рассказчика, описания пейзажа, интерьера . 8) На основе проделанной работы попробую определить основной конфликт, идею произведения, авторскую задачу и ответить на вопрос: «Зачем Л.Н. Толстой написал данный рассказ? Что хотел донести до читателя писатель?
5 этап-

Творческая

практичес

кая

деятельнос
Раскрытие сущности новых понятий. Обратимся к эпиграфам урока
«… для личного

самосовершенствования
Читают эпиграфы, формулируют вопросы, дают определение Различать основные признаки раскрытия художестве Сравнивать высказыван ия, делать выводы, правильно Желают приобретать новые знания, умения, Контролиру ют учебные действия, замечают допущенны Читают и слушают , извлекая нужную информац Осуществля ют совместную деятельност ь в парах с Рассуждение на основе сравнения цитат из текста рассказа Л.Н.

ть по

реализаци

и

построенно

го проекта

необходимо

прежде изменить

условия, среди которых живут

люди.»

Л. Н. Толстой «После бала

»

«Вот вы говорите, что человек

не может сам по себе понять, что

хорошо, что дурно, что всё дело в

среде, что среда заедает. А я

думаю, что всё дело в случае…»

Л. Н. Толстой «После бала

»

Задание: Сравните эти два

высказывания, на их основе

сформулируйте вопросы, которые

волнуют автора рассказа и

попробуйте найти ответы на них в

тексте художественного

произведения.
Сделайте вывод, определив основные признаки раскрытия художественной идеи произведения. Попробуйте дать определение понятий «контраст», «конфликт», «художественная идея произведения» . Обратимся к учебнику «Литература» (словарь литературоведческих понятий) и проверим себя, правильно ли мы сформулировали определение понятий. Расскажите определения друг другу. понятий, отвечают на вопросы учителя, однокласснико в, работают с учебной статьёй, проверяют правильность своих суждений, выводов. Работают в парах. нной идеи произведен ия. Уметь строить определени е понятий «контраст », «конфлик т», «художес твенная идея произведе ния» . употреблять определени е понятий «контраст », «конфлик т», «художес твенная идея произведе ния» в речи . . совершенство вать имеющиеся е ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. ию, а также самостоят ельно находят её в материал ах учебника. учётом конкретных познаватель ных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовате льности работы Толстого «После бала»
6 этап-

Первичное

закреплени

е с

комментир

ованием во

внешней

речи
Дифференцированная работа по тексту рассказа (мини- исследование). Работа проводится по группам, в парах, индивидуально. Индивидуальная работа. Продвинутый уровень.
Задание: провести

наблюдения над языковыми
Учащиеся заполняют предложенные таблицы у ч и т е л е м и делают выводы, принимают Проводить наблюдения над языковыми средствами рассказа, определять их роль для Сравнивать две части рассказа «На балу» и «После бала». Определять роль Имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательно Адекватно оценивают свои достижения , осознают возникающ ие трудности, Выполня ют учебно- познавате льные действия в материал Формулиру ют собственны е мысли, высказываю т и обосновыва ют свою Выполнение заданий, заполнение предложенных учителем таблиц, устные ответы- рассуждения.

средствами, с помощью

которых писатель

противопоставляет друг

другу картины бала и

наказания солдата.
№ Первая часть рассказа «На балу» Изо браз ител ьны е сред ства Вто рая част ь расс каза «По сле бала » Изо браз ител ьны е сред ства 1 Зала у предвод ителя Опи сани е улиц ы 2 Хозяева бала Сол даты 3 Вареньк а Нака зыва емы й 4 Полковн ик Пол ковн ик 5 Иван Василье вич Ива н Васи льев ич (Выполняют следующие учащиеся: Власова Анастасия, Вязовских Анастасия, Касенова Жанна, Кочнева Анастасия, Савенкова у ч а с т и е в работе, выписывают изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, с ра в не ния и др.). Отвечают н а в о п р о с : Какова их роль в тексте и как они помогают раскрыть идею произведения? раскрытия образа рассказчика , его роли в раскрытии художестве нной идеи рассказа. рассказчика , повествоват еля, автора, художестве нных образов, изобразител ьно- выразитель ных средств языка для раскрытия идеи произведен ия. м процессе ищут их причины и пути преодолени я. изованно й и умственн ой форме; осуществ ляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнени я,классиф икации, устанавли вают причинно - следствен ные связи, делают обобщени е, выводы точку зрения. Обсуждают результаты наблюдений над текстом рассказа, делают выводы.
Дарья, Усламина Алёна) В чём заключается особенность данной таблицы?
Задание: составить

сравнительную характеристику

полковника и наказываемого.

Базовый уровень.

Полковник

Наказываемы

й

Фигура
Высокий военный в шинели и фуражке
Фигура
Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое…
Походка
Шел твердой, подпрыгивающ ей походкой.
Походка
Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…
Лицо
Румяное лицо и белые усы и бакенбарды.
Лицо
Сморщенное от страдания лицо.
Общее

описание
Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура
Общее

описание
Спотыкающийс я, корчащийся человек.
(
Выполняют следующие учащиеся: Яблонских Евгений, Гордиевский Глеб,Ильиных Дмитрий, Лисицкая Анастасия, Робканова Юлия, Глухов Илья, Гордиенко Дмитрий)
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным? (это свойственно человеку) 2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы) 3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по законам, придуманным крепостническим обществом)
Задание:
Выписать цитаты из текста рассказа , выстроив логические цепочки, изображающие душевное состояние героя на балу
. Базовый

уровень.
1. «…не пил, потому что без вина был пьян любовью…»; 2.«…вскакивал, не дожидаясь приглашения…»; 3.«…вальсировал… и не чувствовал своего тела»; 4.«…взял пёрышко и только взглядом мог выразить весь восторг и благодарность»; 5.«…я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро»; 6.«… эти четвероугольные носки сапог умиляли меня»; 7.«Я обнимал в то время весь мир своей любовью»; 8.«К отцу же её… я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство»;
9.« Я было испугался, что её увезут…» 10. «… бесконечно счастлив, счастье моё всё росло и росло»;«… достаточно того, «что я любил её»; 11.«…боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья»
11 проявлений счастья, радости,

умиления, восхищения
Сделайте вывод.
(
Выполняют следующие учащиеся: Адамович Дмитрий, Макатаев Данил-работа в паре; индивидуально- Герасимов Артур, Щербаков Данил, Хрестолюбова Юлия).
Задание:
Выписать цитаты из текста рассказа, выстроив логические цепочки, изображающие душевное состояние героя, когда он приехал домой. Базовый уровень. 1. «… подумал о сне…, я увидал, что это совершенно невозможно»; 2. «...я вижу её в паре с отцом, когда она плавно двигается вокруг него…» 3.«…невольно соединяю его и её в одном нежном, умилённом чувстве»; 4.«…стало любовно жалко (брата) за то, что он не знал и не разделял того счастья, которое я испытывал»; 5.« Вид…заспанного лица (лакея Петруши) показался мне умилительно трогательным»; 6.«…я был слишком счастлив, я не мог спать»; 7.«…всё было мне особенно мило и значительно»; 8.«…в душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки»;

7 проявлений взволнованности,

восторга и душевного трепета
Сделайте вывод.
(
Выполняют следующие учащиеся: Белова Дарья, Сизухина Ектерина- работа в паре)
Задание:
Выписать цитаты из текста рассказа, выстроив логические цепочки, изображающие душевное состояние героя «на поле…» Базовый уровень. 1. « Мне было до такой степени стыдно, …я опустил глаза и поторопился уйти долой»; 2. «…в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта…»; 3.«…на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет…»; 4.«… только стал засыпать… вскочил»; 5.«… и заснул только к вечеру…, пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян»; 6.«… вспоминал полковника… становилось… неловко и неприятно…»;
6 проявлений тоски,

подавленности, душевного

потрясения
Сделайте вывод.
(
Выполняют следующие учащиеся: Брандт Елизавета, Хилько Анастасия-работа в паре)
Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность выполнения задания.
Результаты исследовательской

работы с текстом. Её цель.

Рефлексия своей деятельности.

Самоконтроль.

Чему научились? Что узнали? К

каким выводам пришли по теме

урока?

Учащиеся делают выводы.

(
Показана резкая смена переживаний рассказчика: счастье на балу – всё нарастающая радость – возбуждение (невозможность уснуть) - тоска – острая жалость - подавленность - отвращение к издевательствам, к бесчеловечности, возникшее при виде наказания татарина – СТЫД - ШОК ( англ. shock –удар, потрясение ) - отказ от карьеры - прошла любовь - изменилась вся жизнь
Описанием разных событий

писатель
противопоставляет душев ное состояние героя, которое выявило сущность его характера. Контраст ( противопоставление)- приём ещё больше усиливающий протест писателя против лицемерия, насилия и унижения человеческого достоинства. Иван Васильевич передаёт нам отчасти чувства самого Толстого,
который отчаянно стремился найти «зелёную палочку» и уничтожить всё зло в людях.
Вывод: Толстой обращается к

событиям семидесятипятилетней

давности, чтобы показать, что за

это время почти ничего не

изменилось: в армии царит

вопиющий произвол и жестокость,

на каждом шагу нарушаются

справедливость и человечность.

Более всего Толстого волновало

то, что « образованные» люди

убеждены, что это необходимо «

для хорошей и правильной

жизни».
Обобщение. Запись основного вывода:
Какова идея рассказа?

(Зачем Л. Н. Толстой написал этот

рассказ?) Какие проблемы

поднимает писатель в этом

рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не

только показывает злые и добрые

начала в человеке, не только

осуждает жестокость, но и

разоблачает социальную

несправедливость, искажающую

натуру человека, имеющую

ложные понятия о долге, чести,

достоинстве, а также

раскрывает истинную суть

николаевской России. Беззаботная,

сытая, праздничная жизнь одних,

бесправие, угнетение, попрание

человеческого достоинства других

– вот истинное «лицо» русской

действительности. Писатель


заставляет нас, читателей,

задуматься над проблемой

ответственности человека за всё,

что происходит. (См. эпиграф)

7 этап-

Самостояте

льная

работа.
Завершающ ий контроль .
(тест)
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Тест.

1. Жанр произведения:
А) очерк Б) повесть В) рассказ
2. Раскрытию идеи произведения

помогает:
А) антитеза Б) гипербола В) олицетворение
3. Произведение заставляет

задуматься о:
А) судьбе полковника Б) личной ответственности человека за жизнь общества В) любви Ивана Васильевича
4. Тема произведения:
А) рассказ о полковнике Б) показ николаевской эпохи В) повествование о любви Ивана Васильевича
5. Почему полковник,

внимательный и чуткий на балу,

оказался жестоким и

бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя Выполняют тест, творческое задание (небольшое сочинение- рассуждение на одну из предложенных тем: «Почему рассказ называется «После бала», «Какова роль антитезы в рассказе?», «Какова роль рассказчика для понимания идеи произведения? »). Различать жанр, идею, тему, конфликт, проблему, авторскую задачу рассказа. Сравнивать задачи автора и основную идею рассказа. Осуществляю т нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания Самостояте льно планируют необходимы е действия, операции, действуют по плану Самостоя тельно выделяют и формулир уют цель; осуществ ляют поиск необходи мой информац ии (из материал ов учебника, рассказа учителя, по воспроиз ведению в памяти) Формулиру ют собственны е мысли, высказываю т и обосновыва ют свою точку зрения Тест, небольшое сочинение- рассуждение.
Б) на балу надел «маску» добропорядочности В) полковник выполняет свои обязанности 6.
Что можно сказать о жизненной

позиции главного героя?
А) он утверждает идею Л .Н. Толстого « непротивление злу насилием» Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека» 7.
Что можно сказать о жизненной

позиции Л. Н. Толстого:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности б) автор заставляет задуматься о нравственности человека в) призывает бороться с произволом
Ответы: 1-
в);
2-
а)
3)-б); 4)-б); 5)-

в); 6)- б); 7)- б).

Индивидуальное задание
: сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: «Почему рассказ называется «После бала», «Какова роль антитезы в рассказе?», «Какова роль рассказчика для понимания идеи произведения?» (на выбор) Выполняют следующие учащиеся: Власова Анастасия, Вязовских Анастасия, Касенова Жанна, Кочнева Анастасия, Савенкова Дарья, Усламина Алёна.

8 этап-

Включение

в систему

знаний и

повторение
Подведём итог. Над чем работали? Что удалось? Что не удалось? Каковы затруднения? Выслушивает варианты ответов.
Домашнее задание:
1)Ответить на вопрос: О чём заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «После бала»? (Сочинение-рассуждение). 2)Выразительное чтение отрывка с комментарием. 3)Роль антитезы для передачи художественной идеи рассказа. (Сочинение- рассуждение) 4)Исследовательский проект (тема проекта на стр. 137 учебника). 5)Живое слово- стр. 137 учебника (на выбор) Оценивают свои знания, отвечают на вопросы Различать жанр, идею, тему, конфликт, проблему, авторскую задачу рассказа. Сравнивать задачи автора и основную идею рассказа. Понимают значение знаний для человека Оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки Приобрет ают умение использов ать приобрет ённые знания и умения в практичес кой деятельно сти и повседне вной жизни Формулиру ют собственны е мысли, высказываю т и обосновыва ют собственну ю точку зрения Ответы на вопросы
9 этап-

Рефлексия

учебной

деятельнос

ти
Оцените свою работу на уроке по следующим критериям: 1)чему вы учились на уроке и с помощью чего? 2)какие новые знания и умения вы приобрели? 3)над чем вам следует поработать на следующем уроке и при выполнении домашнего задания?
Задание:
запишите ключевые слова урока. Учащиеся записывают следующие слова: «милосердие», «совесть», «гуманность», «великодушие», «отзывчивость».
Выставление оценок:

«5»-
Определяют своё эмоциональное состояние и свою работу на уроке. Различать жанр, идею, тему, конфликт, проблему, авторскую задачу рассказа. Сравнивать задачи автора и основную идею рассказа. Приобретают мотивацию к процессу обучения Оценивают свою работу Устанавл ивают взаимосв язь между объёмом приобрет ённых знаний, умений, навыков и операцио нных исследова тельских, аналитич еских умений, приобрет ают Строят небольшие коммуникат ивные высказыван ия. Оценивание учащихся за работу на уроке.

«4»-

«3»-

«2»-
умение мотивиро ванно организов ывать свою деятельно сть


В раздел образования