Напоминание

Программа по краеведению: "мой дом у полярного круга".


Автор: Щёкина Анна Яковлевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС" ЛАДА"
Населённый пункт: город Новый - Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа по краеведению: "мой дом у полярного круга".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЛАДА» (МБДОУ «ДС «ЛАДА»)
Программа
дополнительного образования по краеведению «Мой дом у полярного круга» для детей дошкольного возраста (Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)

Составители: воспитатели Иноземцева С.И., Щекина А.Я. Возраст:4-7 лет Срок реализации: 3 года ЯНАО, г. Новый Уренгой 2016г.

Содержание

1.
Пояснительная записка.
2.
Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраст (4-5 лет).
3.
Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
4.
Календарно – тематический план работы для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
5.
Пояснительная записка к мониторингу Программы: «Мой дом у полярного круга».
6.
Диагностический материал к мониторингу Программы.
7.
Список используемой Литературы.

1.

Пояснительная записка
Действующие в настоящее время министерские программы дошкольного воспитания и обучения, в которых ставятся общие для системы образования цели и задачи, не в состоянии учесть региональные особенности всей обширной территории Российской Федерации. Предполагается, что в результате реализации любой комплексной программы уровень воспитанности и образованности дошкольника будет соответствовать современным требованиям дошкольного воспитания и образования, но очевиден и тот факт, что из целостной системы выпадает огромный пласт, связанный с культурой и историей отдельно взятого региона. Таким образом, вопросы региональной и этнической вариативности образования до сих пор во многом остаются нерешенными. В ходе работы по решению данной проблемы педагогическим коллективом нашего МБДОУ была составлена программа дополнительного образования (далее – Программа) «Мой дом у полярного круга».
Целью Программы
«Мой дом у полярного круга» является воспитание и развитие подрастающего поколения экологически грамотных людей, для которых забота о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных ценностей народа станет жизненной потребностью. Цель определяет следующие задачи: 1. Расширить и углубить знания детей о малой родине. 2. Познакомить детей с играми, обычаями, традициями и с народным творчеством севера, с животным и растительным миров тундры и т.д. 3. Углубить знания о природных объектах. 4. Формировать уважительное отношение у дошкольников к культуре родного края через ознакомление с произведениями поэтов севера. Программа рассчитана на три года обучения дошкольников. Периодичность встреч один раз в две недели. Продолжительность 20- 30 минут ( в зависимости от возрастных особенностей). Различные формы организации
 Игровые занятия, как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребёнка;  Игры различных видов: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые способствующие закреплению и развитию сформированного навыка;  Создание проблемных ситуаций, что позволяет ребёнку увидеть правильные способы действий, попробовать совершить их самому. Чтение художественной литературы и развлечения выступают как закрепляющие и обобщающие мероприятия по темам, изученные на встречах.
Ожидаемые результаты при реализации Программы
Дети должны знать: - название города, округа, столицы и жители. - праздники, игры народов севера. - животный и растительный мир. - содержание произведений народов севера. - символическое значение государственных символов Решая задачи по ознакомлению с родным краем, работа строиться в соответствии с местными условиями региона ЯНАО и особенностями детей, учитывая принципы: -принцип гумманизации воспитательной работы с детьми «личность каждого ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство»; -принцип не насилия «понятие и понимание другого человека, формирование не насильственного отношения к природе, всему живому»; -принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающей единство воспитания обучения и развития; -принцип позитивного взаимодействия с различными образовательными и культурно-просветительскими учреждениями.

Используемые задачи при организации детской деятельности

Природа Ямала

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет
З н а ком и т ь д е т е й с растительным ( е л ь , берёзы), ж и в от н ы м миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, с о в а , ч а й к а ) и объектами н е ж и во й природы Ямала (вода, п е с о к , т о р ф , с н е г, д о ж д ь , я в л е н и я природы). Расширять п р е д с т а в л е н и я о растительном ( к е д р , лиственница, рябина, багульник, голубика, б р у с н и к а , г р и б ы ) , животным миром (белый медведь, песец, рысь, лемминг, к у р о п ат к а , г у с ь , у т к а , л е б е д ь ; о с о б е н н о с т и и х в н е ш н е го в и д а и о способы передвижения). Продолжать знакомить с о бъ е кт а м и н е ж и в о й природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). Расширять и углублять п р е д с т а в л е н и я о растительном (ивняковые з а р о с л и , к а р л и ко в а я берёзка), можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян). Д а т ь ц е л о с т н о е п р е д с т а в л е н и е о б экосистеме «тундра» (о с о с т а в е с о о б щ е с т в а , у с л о в и я х с р е д ы , приспособлениях к ней, температурном режиме, о с в е щ ё н н о с т и , р о л и человека в сохранении с и с т е м ы и п р а в и л а х поведения в ней).
Быт коренных народов Ямала


4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет
Дать общее представление о жилище-чуме, нартах; о д е ж д е ( в з р о с л о й и детской). Расширять представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми: аркан, люлька женская сумочка (туця) для хранения швейных принадлежностей. Дать представление о средствах передвижения ( о л е н и , с о б а к и , вертолёт, снегоход). Познакомить с национальной одеждой и её украшениями. Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушке), и мужской (малица) одежде, обуви (кисы). У ч и т ь р а з л и ч а т ь эл е м е н т ы у зо р а н а национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», « л о к о т ь л и с ы » , «копыта». Расширять п р е д с т а в л е н и я о предметах домашней ут вари: д е р е в я н н а я колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур.
Культура коренных народов Ямала (фольклор)

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет
Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. Продолжать знакомить с фольклором северных народов. Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать Знакомить с окружным городом Салехардом, родным городом Новый Уренгой и их достопримечательностями. Дать представление о
северные сказки и инсценировать их. Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. геральдике. Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей; с творчеством В.Н. Ледковым. Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках.
Народно – прикладное искусство Ямала
4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Знакомить с образцами народно – прикладного искусства Ямала. Знакомить с видами орнаментов, одежды, предметов быта. Художественная обработка меха: мозаика из меха. Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла. Украшение и их символика.
2.

Календарно – тематический план работы для детей среднего

дошкольного возраста (4-5 лет)

№/п

Тема

Форма проведения

Кол-во


занятий

1
«Знакомство с краеведческим уголком» Экскурсия в музей ДОУ Беседы, показ альбомов, иллюстраций 1
2
«Сказки северных народов» Чтение 1
3
«Знакомство с родным краем» Беседы, показ альбомов, иллюстраций 1
4
«В гостях у Тундровика» Игры народов севера «Ручейки и озёра», «Полярная сова и Еврашки» 1
5
«Мой родной город» Беседа, рассматривание фотографий, альбомов 1
6
«Животный мир северного края» Рассматривание картин, альбомов животные севера 1
7
«Растительный мир севера» Дидактическая игра 1
8
«Колыбельные песни северных народов» Слушание музыки 1
9
«Игрища загадок» Ненецкие потешки и загадки севера 1
10
«В гости к нам пришёл Эдейка» Игры народов севера 1
11
«Уроки бабушки Анико» Показ изделий народных мастеров, работа в творческой мастерской 1
12
«В гостях у сказки» Пальчиковый театр 1
13
«Встреча с коренными жителями Ямала» Встреча-праздник 1
14
Быт коренных народов Ямала «Кто в тундре живёт» «Путешествие в тундру» Игра драмматизация 1
15
«День Оленевода» Праздник-развлечение 1
16
«Дети севера» Рассказывание (познакомить детей с жизнью детей севера) 1
17
Знакомство с играми «Поймай мяч», «Олений пастух» Подвижные игры народов севера 1
18
«Мир глазами детей» Создание альбома «Мы на 1
севере живём»
3.

Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет)

№/

п

Тема

Форма проведения

Кол-во

занятий

1
Быт коренных народов Ямала «Кто в тундре живёт» Экскурсия в музей (даём представление о национальной одежде о жилище и предметах быта коренных народов севера ) 1
2
«Северный фольклор» «Легенды севера» Вечер загадок 1
3
«Мой город» Беседа. Просмотр видеофильма 1
4
«Животный мир северного края» Беседа, показ альбома «Рисование животных» 1
5
«Сказки северных народов» Литературная викторина 1
6
Чукотская сказка с элементами драматизации «Всемогущая Катгыргын» Оздоровительный досуг 1
7
Ремёсла народов севера Беседа, показ изделий народных мастеров. Работа в творческой мастерской 1
8
«Мой родной город Новый Уренгой» Экскурсия 1
9
«Мы смелые и ловкие» Игры народов севера Физкультурный досуг 1
10
Встреча с коренными жителями Ямала Встреча-праздник 1
11
Посещение Краеведческого музея Экскурсия (дом творчества) 1
12
Что мы называем Беседа 1
Севером?
13
«День Оленевода» Спортивный праздник 1
14
Орнаменты Севера Рассматривание альбома. Рисование орнамента «Уши зайца» 1
15
«Прыжки через нарты» Оздоровительный досуг 1
16
Украшение головного убора «Ободок» Рассматривание ненецкого костюма. Рисование 1
17
«Вокруг света» Вечер загадок 1
18
«Родной Ямал заветный край России» Интеллектуальная игра 1
4.Календарно – тематический план работы для детей старшего

дошкольного возраста (6-7 лет)

№/

п

Тема

Форма проведения

Кол-во

занятий

1
Всемирный день коренных народов мира «Как жили народы севера в ЯНАО» Экскурсия, плакат этнокалендарь, книжка раскраска, иллюстрации.
1

2
«Проводы Лебедя» Праздник. Плакат этнокалендарь, книжка раскраска, изображение перелётных птиц Ямала.
1

3
«Наш город - Новый Уренгой» Экскурсия по городу. Выставка рисунков «Ямал глазами детей»
1

4
«Как сохранить природу севера?» Беседа. Рассматривание альбома.
1

5
Театрализация Ненецкой сказки «Кукушка» Показ сказки
1


6
Знакомство с символикой Янао Презентация, показ альбома
1

7
Творчество В.Н. Ледкова Конкурс чтецов. Плакат этнокалендарь, книжка раскраска
1

8
К нам спешит Ямал Ири Развлечение. Плакат этнокалендарь, книжка раскраска
1

9
Создание «Красной книги» Творческая мастерская
1

10
Презентация красной книги Представление «Красной книги»
1

11
«Как живут и чем занимаются люди на севере Беседа
12
«День оленевода» Плакат этнокалендарь, книжка раскраска Беседа
1

13
Спортивный праздник «День оленевода» Физкультурный досуг
1

14
«Мир птиц» Плакат этнокалендарь, книжка раскраска Беседа
1

15
«Вороний праздник» Плакат этнокалендарь, книжка раскраска Развлечение
1

16
«День рыбака» Плакат этнокалендарь, книжка раскраска «Праздник»
1

17
КВН «Путешествие в стойбище» Интеллектуальная игра
1


5.

Пояснительная записка к мониторингу Программы


Одним из важнейших путей оптимизации процесса формирования личности, является его диагностическое сопровождение. При проведении и выборе диагностики, придерживалась следующих принципов: - системность, то есть учёт логики процессов; -доступность, то есть возможность её использование; - надёжность, то есть результаты диагностирования должны давать ответы на широкий круг вопросов; -экономичность, то есть использование минимум времени и усилий для получения оптимального результата; -наглядность, то есть возможность фиксировать полученные результаты и выводы в виде таблицы.
Предмет диагностики:
- знания о родном крае у детей дошкольного возраста.
Цель диагностики:
- изучение процесса достижения детьми планируемых результатов по формированию устойчивых навыков о родном крае через ознакомление с культурой и играми народов Севера.
Задачи диагностики:
- определить уровень познавательного развития детей через ознакомление их с культурой народов Севера. - выявить уровень этнокультурной компетентности через игры народов Севера.
Объектом диагностики являются дети средней группы 4-5лет, старшей группы 5-6лет, подготовительной группы 6-7лет. Сравнительная диагностика проводится в начале и в конце учебного года. Основными методами диагностики является: -анализ -наблюдение -беседа -карточный диагностический материал
Критерии оценки диагностики детей дошкольного возраста через

ознакомление с культурой и играми народов Севера

Низкий уровень (от 1 до 2 баллов):
-ребёнок с помощью педагога может назвать только город. В котором живёт; -ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх; -имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО; -имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных героев; -ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.
Средний уровень (от 2 до 2,5 баллов):
-с помощью педагога называет столицу округа, город в котором живёт, его жителей; -ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила игры; -с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир ЯНАО; -ребёнок знает сказки народов Севера, затрудняется назвать сказочных героев; -затрудняется назвать государственные символы ЯНАО.

Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов):
-ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев -знает название праздников, умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает, умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить правила игры; -называет животных, птиц, растения не менее 7-10 видов; -знает сказки народов Севера, сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях; -ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО, герб Новый Уренгой, знает символические значения.
6.

Диагностический материал к мониторингу Программы

Задание №1.

«Название округа, столицы, жителей ЯНАО»

Цель
: уровень знаний детей о городе, столице и коренных жителей округа ЯНАО.
Инструкция:
- назови, в каком городе мы живём? (мы живём в городе новый Уренгой). - в каком округе мы живём? (мы живём в Ямало-Ненецком автономном округе). -назови столицу ЯНАО? (столица ЯНАО город Салехард). -назови коренных жителей проживающих на территории нашего округа? (ханты, ненцы, селькупы, манси). -как называется жилище ненцев? (чум) Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные картинки.
Критерии оценки:


Высокий уровень:
ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев.
Средний уровень:
с помощью педагога называет столицу округа, округ, город в котором живёт, его жителей.
Низкий уровень:
ребёнок с помощью педагога может назвать только город, в котором живёт.
Задание №2.

«Знание традиций, игр, праздников народов Севера»

Цель:
выявить уровень знаний детей о традициях, праздниках, играх народов Севера.
Инструкция:
- какие праздники народов Севера ты знаешь? («День оленевода» - 26 марта; «День птиц-Вороний день» - 7 апреля; «Праздник облака» - 21 июня; «День рыбака» - 12 июня; «День коренных народов мира» - 9 августа; «Проводы лебедя» - 31 августа). -какие игры народов Севера ты знаешь? («Ловкий оленевод»; «Полярная сова и евражки»; «Перетягивание каната»; «Солнце (хейро)»; «Ручейки у озера»; «Отбивка оленей» и т.д.).
Критерии оценки:

Высокий уровень
: ребёнок знает название праздников и умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить правила игры.
Средний уровень
: ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила игры .
Низкий уровень
: ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх.
Задание №3.
«Знание о природных объектах, животном и растительном мире тундры».

Цель:
выявить уровень знаний детей о животном и растительном мире ттундры.
Инструкция:
- какое животное одомашнено коренными жителями Севера? (олень) -какая северная ягода улучшает зрение? (черника) -ягода, растущая на болотных кочках? (клюква) -каких животных живущих на Севере ты знаешь? (олень, белый медведь, тюлень, морж); -какие грибы растут в нашем крае? (белый гриб, подберёзовик, маслята) -какие ягоды растут в нашем крае? (голубика, черника, морошка, брусника, клюква, можжевельник) Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные картинки.
Критерии оценки:

Высокий уровень:
ребёнок называет животных, птиц, растений не менее 7-10 видов.
Средний уровень:
с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир ЯНАО.
Низкий уровень:
имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО.
Задание № 4.

«Знание содержание произведений народов Севера».

Цель:
выявить уровень знаний детей о содержании произведений народов Севера.
Инструкции:
-какие сказки народов Севера вы знаете? («От чего у белого медведя нос чёрный»; «Старик и его дочери»; «Голубика»; «Кто оленя научил бегать»; «Лягушка и медведь» и т. д). -каких сказочных героев знаете?
Критерии оценки:


Высокий уровень
: ребёнок знает сказки народов Севера, сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях.
Средний уровень:
ребёнок знает сказки народов севера, затрудняется назвать сказочных героев.
Низкий уровень:
ребёнок имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных героев.
Задание №5.

«Знание символического значения Государственных символов

ЯНАО»

Цель
: выявить уровень знаний детей о символическом значении государственных символов ЯНАО.
Инструкция:
-покажи Герб Ямало-Ненецкого Автономного округа; -покажи Герб города Новый Уренгой; -покажи флаг ЯНАО При выполнении этого задания педагог предлагает детям опорные картинки.
Критерии оценки:
Высокий уровень: ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО герб города Новый Уренгой, знает символическое значение.
Средний уровень
: затрудняется называть государственные символы ЯНАО.
Низкий уровень:
ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.

7. Список используемой литературы.
1.Анцибор М.М. Гуляева Н.А. Детский сад и семья, пути их взаимодействия – научно-методическое пособие .
-
г. Тула 1 996. 2. Детский сад вокруг нас. Газета №2008. 3.Ефремов Л . Журнал Северяне 4 2005. 4.Келеман А.В. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.: Просвещение, 1988. 5.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов. – М.:Т Ц2. Сфера 2007. 6.Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий 2003. Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий 7.Человек и север. Журнал 1.2002. Человек и север. Журнал 2.2002. Человек и север. Журнал 3.2002. 8.Шортыгина Т.А. Беседа о русском севере. – М.: ТЦ Сфера,2008. 9.Ямальский меридиан. Журнал4 2001.


В раздел образования