Программа по краеведению: "мой дом у полярного круга".
Автор: Щёкина Анна Яковлевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС" ЛАДА" Населённый пункт: город Новый - Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа по краеведению: "мой дом у полярного круга". Раздел: дошкольное образование
Департамент образования Администрации г. Новый Уренгой
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДА» (МБДОУ «ДС «ЛАДА»)
Программа
дополнительного образования по краеведению «Мой дом у полярного круга»
для детей дошкольного возраста
(Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования)
Составители:
воспитатели Иноземцева С.И.,
Щекина А.Я.
Возраст:4-7 лет
Срок реализации: 3 года
ЯНАО, г. Новый Уренгой
2016г.
Содержание
1.
Пояснительная записка.
2.
Календарно – тематический план работы для детей старшего
дошкольного возраст (4-5 лет).
3.
Календарно – тематический план работы для детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет).
4.
Календарно – тематический план работы для детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет).
5.
Пояснительная записка к мониторингу Программы: «Мой дом у
полярного круга».
6.
Диагностический материал к мониторингу Программы.
7.
Список используемой Литературы.
1.
Пояснительная записка
Действующие
в
настоящее
время
министерские
программы
дошкольного
воспитания и обучения, в которых ставятся общие для системы образования
цели и задачи, не в состоянии учесть региональные особенности всей обширной
территории
Российской
Федерации.
Предполагается,
что
в
результате
реализации
любой
комплексной
программы
уровень
воспитанности
и
образованности дошкольника будет соответствовать современным требованиям
дошкольного
воспитания
и
образования,
но
очевиден
и
тот
факт,
что
из
целостной
системы
выпадает огромный
пласт,
связанный
с
культурой
и
историей отдельно взятого региона. Таким образом, вопросы региональной и
этнической
вариативности
образования
до
сих
пор
во
многом
остаются
нерешенными. В ходе работы по решению данной проблемы педагогическим
коллективом
нашего
МБДОУ
была
составлена
программа
дополнительного
образования (далее – Программа) «Мой дом у полярного круга».
Целью Программы «Мой дом у полярного круга» является воспитание и
развитие
подрастающего
поколения
экологически
грамотных
людей,
для
которых забота о чистоте Земли, охране природы и о сохранении духовных
ценностей народа станет жизненной потребностью.
Цель определяет следующие задачи:
1.
Расширить и углубить знания детей о малой родине.
2.
Познакомить
детей
с
играми,
обычаями,
традициями
и
с
народным
творчеством севера, с животным и растительным миров тундры и т.д.
3.
Углубить знания о природных объектах.
4.
Формировать
уважительное
отношение
у
дошкольников
к
культуре
родного края через ознакомление с произведениями поэтов севера.
Программа
рассчитана
на
три
года
обучения
дошкольников.
Периодичность встреч один раз в две недели. Продолжительность 20-
30 минут ( в зависимости от возрастных особенностей).
Различные формы организации
Игровые
занятия,
как
элемент,
формирующий
необходимый
арсенал
знаний у ребёнка;
Игры
различных
видов:
подвижные,
дидактические,
сюжетно-ролевые
способствующие закреплению и развитию сформированного навыка;
Создание
проблемных
ситуаций,
что
позволяет
ребёнку
увидеть
правильные способы действий, попробовать совершить их самому.
Чтение
художественной
литературы
и
развлечения
выступают
как
закрепляющие и обобщающие мероприятия по темам, изученные на встречах.
Ожидаемые результаты при реализации Программы
Дети должны знать:
- название города, округа, столицы и жители.
- праздники, игры народов севера.
- животный и растительный мир.
- содержание произведений народов севера.
- символическое значение государственных символов
Решая задачи по ознакомлению с родным краем, работа строиться в
соответствии с местными условиями региона ЯНАО и особенностями детей,
учитывая принципы:
-принцип гумманизации воспитательной работы с детьми «личность каждого
ребёнка и взрослого, его свобода и достоинство»;
-принцип не насилия «понятие и понимание другого человека, формирование не
насильственного отношения к природе, всему живому»;
-принцип целостности педагогического процесса, обеспечивающей единство
воспитания обучения и развития;
-принцип
позитивного
взаимодействия
с
различными
образовательными
и
культурно-просветительскими учреждениями.
Используемые задачи при организации детской деятельности
Природа Ямала
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
З н а ком и т ь
д е т е й
с
растительным
( е л ь ,
берёзы),
ж и в от н ы м
миром
(олень,
волк,
медведь,
белка,
лиса,
с о в а ,
ч а й к а )
и
объектами
н е ж и во й
природы
Ямала
(вода,
п е с о к ,
т о р ф ,
с н е г,
д о ж д ь ,
я в л е н и я
природы).
Расширять
п р е д с т а в л е н и я
о
растительном
( к е д р ,
лиственница,
рябина,
багульник,
голубика,
б р у с н и к а ,
г р и б ы ) ,
животным миром (белый
медведь,
песец,
рысь,
лемминг,
к у р о п ат к а ,
г у с ь ,
у т к а ,
л е б е д ь ;
о с о б е н н о с т и
и х
в н е ш н е го
в и д а
и
о
способы
передвижения).
Продолжать знакомить с
о бъ е кт а м и
н е ж и в о й
природы (радуга, туман,
северное сияние, метель,
пурга).
Расширять
и
углублять
п р е д с т а в л е н и я
о
растительном
(ивняковые
з а р о с л и ,
к а р л и ко в а я
берёзка),
можжевельник,
ягель,
мох,
лишайник)
и
животном
мире
(норка,
ондатра,
морж,
тюлень,
нерпа,
белуга,
кулик,
орлан), видах рыб (осётр,
муксун, пыжьян).
Д а т ь
ц е л о с т н о е
п р е д с т а в л е н и е
о б
экосистеме
«тундра» (о
с о с т а в е
с о о б щ е с т в а ,
у с л о в и я х
с р е д ы ,
приспособлениях
к
ней,
температурном
режиме,
о с в е щ ё н н о с т и ,
р о л и
человека
в
сохранении
с и с т е м ы
и
п р а в и л а х
поведения в ней).
Быт коренных народов Ямала
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Дать общее представление
о
жилище-чуме,
нартах;
о д е ж д е
( в з р о с л о й
и
детской).
Расширять
представления
о
назначении
бытовых
предметов
и
знакомить
с
новыми:
аркан,
люлька
женская
сумочка
(туця)
для
хранения
швейных
принадлежностей.
Дать
представление
о
средствах передвижения
( о л е н и ,
с о б а к и ,
вертолёт, снегоход).
Познакомить с
национальной одеждой
и её украшениями.
Учить различать
элементы узора «заячьи
ушки», «чум»,
«проталинки».
Углублять
представление о
жилище народов Севера
– чуме, его устройстве и
назначении; женской
(ягушке), и мужской
(малица) одежде, обуви
(кисы).
У ч и т ь
р а з л и ч а т ь
эл е м е н т ы
у зо р а
н а
национальной
одежде:
«оленьи рога», «ветки»,
« л о к о т ь
л и с ы » ,
«копыта».
Расширять
п р е д с т а в л е н и я
о
предметах
домашней
ут вари:
д е р е в я н н а я
колотушка,
игла,
нож,
сундук,
скребок
для
выделки шкур.
Культура коренных народов Ямала (фольклор)
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Знакомить детей
с колыбельными
песенками,
потешками,
сказками.
Продолжать знакомить с
фольклором северных
народов.
Заучивать небольшие
стихотворения, «баюльные»
песенки. Рассказывать
Знакомить с окружным
городом Салехардом,
родным городом Новый
Уренгой и их
достопримечательностями.
Дать представление о
северные сказки и
инсценировать их. Загадывать
и разгадывать загадки о
животных и растениях.
геральдике.
Расширять и углублять
знания о фольклоре народов
Севера.
Рассказывать и
инсценировать сказки (о
животных, волшебные,
бытовые); знакомить с
загадками, пословицами,
поговорками, приметами
коренных жителей; с
творчеством В.Н.
Ледковым.
Принимать активное и
осмысленное участие в
национальных праздниках.
Народно – прикладное искусство Ямала
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Знакомить с образцами
народно – прикладного
искусства Ямала.
Знакомить с видами
орнаментов, одежды,
предметов быта.
Художественная
обработка меха: мозаика
из меха.
Знакомить с
художественными
промыслами: вышивка и
плетение бисером; резьба
по кости, дереву; изделия
из металла.
Украшение и их
символика.
2.
Календарно – тематический план работы для детей среднего
дошкольного возраста (4-5 лет)
№/п
Тема
Форма проведения
Кол-во
занятий
1
«Знакомство с краеведческим
уголком»
Экскурсия в музей ДОУ
Беседы, показ альбомов,
иллюстраций
1
2
«Сказки северных народов»
Чтение
1
3
«Знакомство с родным краем»
Беседы, показ альбомов,
иллюстраций
1
4
«В гостях у Тундровика»
Игры народов севера
«Ручейки и озёра»,
«Полярная сова и Еврашки»
1
5
«Мой родной город»
Беседа, рассматривание
фотографий, альбомов
1
6
«Животный мир северного
края»
Рассматривание картин,
альбомов животные севера
1
7
«Растительный мир севера»
Дидактическая игра
1
8
«Колыбельные песни северных
народов»
Слушание музыки
1
9
«Игрища загадок»
Ненецкие потешки и
загадки севера
1
10
«В гости к нам пришёл
Эдейка»
Игры народов севера
1
11
«Уроки бабушки Анико»
Показ изделий народных
мастеров, работа в
творческой мастерской
1
12
«В гостях у сказки»
Пальчиковый театр
1
13
«Встреча с коренными
жителями Ямала»
Встреча-праздник
1
14
Быт коренных народов Ямала
«Кто в тундре живёт»
«Путешествие в тундру»
Игра драмматизация
1
15
«День Оленевода»
Праздник-развлечение
1
16
«Дети севера»
Рассказывание
(познакомить детей с
жизнью детей севера)
1
17
Знакомство с играми «Поймай
мяч», «Олений пастух»
Подвижные игры народов
севера
1
18
«Мир глазами детей»
Создание альбома «Мы на
1
севере живём»
3.
Календарно – тематический план работы для детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет)
№/
п
Тема
Форма проведения
Кол-во
занятий
1
Быт коренных народов
Ямала
«Кто в тундре живёт»
Экскурсия в музей (даём
представление о национальной
одежде о жилище и предметах
быта коренных народов севера )
1
2
«Северный фольклор»
«Легенды севера»
Вечер загадок
1
3
«Мой город»
Беседа.
Просмотр видеофильма
1
4
«Животный мир северного
края»
Беседа, показ альбома
«Рисование животных»
1
5
«Сказки северных
народов»
Литературная викторина
1
6
Чукотская сказка с
элементами драматизации
«Всемогущая Катгыргын»
Оздоровительный досуг
1
7
Ремёсла народов севера
Беседа, показ изделий народных
мастеров.
Работа в творческой мастерской
1
8
«Мой родной город Новый
Уренгой»
Экскурсия
1
9
«Мы смелые и ловкие»
Игры народов севера
Физкультурный досуг
1
10
Встреча с коренными
жителями Ямала
Встреча-праздник
1
11
Посещение
Краеведческого музея
Экскурсия
(дом творчества)
1
12
Что мы называем
Беседа
1
Севером?
13
«День Оленевода»
Спортивный праздник
1
14
Орнаменты Севера
Рассматривание альбома.
Рисование орнамента «Уши
зайца»
1
15
«Прыжки через нарты»
Оздоровительный досуг
1
16
Украшение головного
убора «Ободок»
Рассматривание ненецкого
костюма. Рисование
1
17
«Вокруг света»
Вечер загадок
1
18
«Родной Ямал заветный
край России»
Интеллектуальная игра
1
4.Календарно – тематический план работы для детей старшего
дошкольного возраста (6-7 лет)
№/
п
Тема
Форма проведения
Кол-во
занятий
1
Всемирный день
коренных народов мира
«Как жили народы севера
в ЯНАО»
Экскурсия, плакат
этнокалендарь, книжка
раскраска, иллюстрации.
1
2
«Проводы Лебедя»
Праздник. Плакат этнокалендарь,
книжка раскраска, изображение
перелётных птиц Ямала.
1
3
«Наш город - Новый
Уренгой»
Экскурсия по городу.
Выставка рисунков «Ямал
глазами детей»
1
4
«Как сохранить природу
севера?»
Беседа. Рассматривание альбома.
1
17
КВН «Путешествие в
стойбище»
Интеллектуальная игра
1
5.
Пояснительная записка к мониторингу Программы
Одним
из
важнейших
путей
оптимизации
процесса
формирования
личности, является его диагностическое сопровождение.
При
проведении
и
выборе
диагностики,
придерживалась
следующих принципов:
- системность, то есть учёт логики процессов;
-доступность, то есть возможность её использование;
- надёжность, то есть результаты диагностирования должны давать ответы на
широкий круг вопросов;
-экономичность,
то
есть
использование
минимум
времени
и
усилий
для
получения оптимального результата;
-наглядность,
то
есть
возможность
фиксировать
полученные
результаты
и
выводы в виде таблицы.
Предмет диагностики:
- знания о родном крае у детей дошкольного возраста.
Цель диагностики:
- изучение процесса достижения детьми планируемых результатов по
формированию устойчивых навыков о родном крае через ознакомление с
культурой и играми народов Севера.
Задачи диагностики:
- определить уровень познавательного развития детей через ознакомление их с
культурой народов Севера.
- выявить уровень этнокультурной компетентности через игры народов Севера.
Объектом диагностики являются дети средней группы 4-5лет, старшей группы
5-6лет, подготовительной группы 6-7лет.
Сравнительная диагностика проводится в начале и в конце учебного года.
Основными методами диагностики является:
-анализ
-наблюдение
-беседа
-карточный диагностический материал
Критерии оценки диагностики детей дошкольного возраста через
ознакомление с культурой и играми народов Севера
Низкий уровень (от 1 до 2 баллов):
-ребёнок с помощью педагога может назвать только город. В котором живёт;
-ребёнок не знает праздники, с помощью педагога принимает участие в играх;
-имеет элементарные знания о растительном и животном мире ЯНАО;
-имеет элементарные знания о сказках народов Севера, не знает сказочных
героев;
-ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.
Средний уровень (от 2 до 2,5 баллов):
-с помощью педагога называет столицу округа, город в котором живёт, его
жителей;
-ребёнок знает название праздника, но затрудняется объяснить их значение,
играет в игры народов Севера с помощью педагога, который объясняет правила
игры;
-с помощью наводящих вопросов называет животных, птиц и растительный мир
ЯНАО;
-ребёнок знает сказки народов Севера, затрудняется назвать сказочных героев;
-затрудняется назвать государственные символы ЯНАО.
Высокий уровень (от 2,5 до 3 баллов):
-ребёнок называет столицу округа, город в котором живёт, округ, коренных
жителей проживающих на территории округа, называет жилище ненцев
-знает название праздников, умеет объяснить, что это за праздник и когда он
бывает, умеет играть в игры народов Севера разных видов, умеет объяснить
правила игры;
-называет животных, птиц, растения не менее 7-10 видов;
-знает сказки народов Севера, сказочных героев, умеет узнавать их в
произведениях;
-ребёнок узнаёт среди других государственных символов-герб, флаг ЯНАО,
герб Новый Уренгой, знает символические значения.
6.
Диагностический материал к мониторингу Программы
Задание №1.
«Название округа, столицы, жителей ЯНАО»
Цель : уровень знаний детей о городе, столице и коренных жителей округа
ЯНАО.
Инструкция:
- назови, в каком городе мы живём? (мы живём в городе новый Уренгой).
- в каком округе мы живём? (мы живём в Ямало-Ненецком автономном
округе).
-назови столицу ЯНАО? (столица ЯНАО город Салехард).
-назови коренных жителей проживающих на территории нашего округа?
(ханты, ненцы, селькупы, манси).
-как называется жилище ненцев? (чум)
Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные
картинки.
Критерии оценки:
Высокий уровень: ребёнок называет столицу округа, город в котором
живёт, округ, коренных жителей проживающих на территории округа, называет
жилище ненцев.
Средний уровень: с помощью педагога называет столицу округа, округ,
город в котором живёт, его жителей.
Низкий уровень: ребёнок с помощью педагога может назвать только
город, в котором живёт.
Задание №2.
«Знание традиций, игр, праздников народов Севера»
Цель: выявить уровень знаний детей о традициях, праздниках, играх
народов Севера.
Инструкция:
- какие праздники народов Севера ты знаешь?
(«День оленевода» - 26 марта; «День птиц-Вороний день» - 7 апреля;
«Праздник облака» - 21 июня; «День рыбака» - 12 июня; «День коренных
народов мира» - 9 августа; «Проводы лебедя» - 31 августа).
-какие игры народов Севера ты знаешь?
(«Ловкий оленевод»; «Полярная сова и евражки»; «Перетягивание
каната»; «Солнце (хейро)»; «Ручейки у озера»; «Отбивка оленей» и т.д.).
Критерии оценки:
Высокий уровень : ребёнок знает название праздников и умеет играть в
игры народов Севера разных видов, умеет объяснить правила игры.
Средний уровень : ребёнок знает название праздника, но затрудняется
объяснить их значение, играет в игры народов Севера с помощью педагога,
который объясняет правила игры .
Низкий уровень : ребёнок не знает праздники, с помощью педагога
принимает участие в играх.
Задание №3.
«Знание о природных объектах, животном и растительном мире тундры».
Цель: выявить уровень знаний детей о животном и растительном мире
ттундры.
Инструкция:
- какое животное одомашнено коренными жителями Севера? (олень)
-какая северная ягода улучшает зрение? (черника)
-ягода, растущая на болотных кочках? (клюква)
-каких животных живущих на Севере ты знаешь? (олень, белый медведь,
тюлень, морж);
-какие грибы растут в нашем крае? (белый гриб, подберёзовик, маслята)
-какие ягоды растут в нашем крае? (голубика, черника, морошка,
брусника, клюква, можжевельник)
Если ребёнок затрудняется с ответом, педагог предлагает опорные
картинки.
Критерии оценки:
Высокий уровень: ребёнок называет животных, птиц, растений не менее
7-10 видов.
Средний уровень: с помощью наводящих вопросов называет животных,
птиц и растительный мир ЯНАО.
Низкий уровень: имеет элементарные знания о растительном и
животном мире ЯНАО.
Задание № 4.
«Знание содержание произведений народов Севера».
Цель: выявить уровень знаний детей о содержании произведений народов
Севера.
Инструкции:
-какие сказки народов Севера вы знаете? («От чего у белого медведя нос
чёрный»; «Старик и его дочери»; «Голубика»; «Кто оленя научил бегать»;
«Лягушка и медведь» и т. д).
-каких сказочных героев знаете?
Критерии оценки:
Высокий уровень : ребёнок знает сказки народов Севера, сказочных
героев, умеет узнавать их в произведениях.
Средний уровень: ребёнок знает сказки народов севера, затрудняется
назвать сказочных героев.
Низкий уровень: ребёнок имеет элементарные знания о сказках народов
Севера, не знает сказочных героев.
Задание №5.
«Знание символического значения Государственных символов
ЯНАО»
Цель : выявить уровень знаний детей о символическом значении
государственных символов ЯНАО.
Инструкция:
-покажи Герб Ямало-Ненецкого Автономного округа;
-покажи Герб города Новый Уренгой;
-покажи флаг ЯНАО
При выполнении этого задания педагог предлагает детям опорные
картинки.
Критерии оценки:
Высокий уровень: ребёнок узнаёт среди других государственных
символов-герб, флаг ЯНАО герб города Новый Уренгой, знает символическое
значение.
Средний уровень : затрудняется называть государственные символы
ЯНАО.
Низкий уровень: ребёнок не знает государственных символов ЯНАО.
7. Список используемой литературы.
1.Анцибор М.М. Гуляева Н.А. Детский сад и семья, пути их взаимодействия –
научно-методическое пособие . - г. Тула 1 996.
2. Детский сад вокруг нас. Газета №2008.
3.Ефремов Л . Журнал Северяне 4 2005.
4.Келеман А.В. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.:
Просвещение, 1988.
5.Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов. – М.:Т Ц2. Сфера
2007.
6.Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий 2003.
Осипова П.Е .Работа детского сада с семьёй. Издательство скрипторий
7.Человек и север. Журнал 1.2002.
Человек и север. Журнал 2.2002.
Человек и север. Журнал 3.2002.
8.Шортыгина Т.А. Беседа о русском севере. – М.: ТЦ Сфера,2008.
9.Ямальский меридиан. Журнал4 2001.