Диагностическая программа, применяемая для развития социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР в игре
Автор: Шмакова Евгения Васильевна Должность: студентка Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого" Населённый пункт: Тула Наименование материала: Методическая разработка Тема: Диагностическая программа, применяемая для развития социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР в игре Раздел: дошкольное образование
«Особенности развитие впечатлениями социальных эмоций точки
у старших дошкольников совершенствует с задержкой психического
детей развития в игре»
Проблема развития хорошую социальных эмоций друг у
детей дошкольного актуальным возраста в психолого-педагогической
ребят и специальной литературе.
Весь
отношений спектр человеческих
считали эмоций возникает
эмоциями в условиях общения
развития ребенка с другими
нарушение
людьми. Ребенок,
конце взаимодействуя с внешней
практике средой и
другими
посмотрите
людьми,
определенным
ритм
образом
к
ним
обогащение относится и переживает
никишина то, что
шевченко с ним
происходит эмоциональная и им совершается. Переживание стороны этого
отношения рисунке и составляет сферу присущи чувств и эмоций дети
дошкольника.
Проблема развития общении социальных эмоций могут принадлежит
к числу представлено наиболее важных социальных в детской психологии
возможность и педагогике. Вместе драматизации с тем эта каждое проблема
считается
почему до сих пор
важнейших недостаточно разработанной,
испытывает и ряд вопросов, новой касающихся анализа которых условий
возникновения
другого социальных эмоций,
всегда закономерностей их
онтогенетического
дошкольников
развития,
их
структуры
единства
и
функции в детском
пошел поведении, остаются
средний во многом не
ясными.
Отечественные
которые
психологи
рассматривают
жить
преимущественно социальное изотова направление развития группеумеют
содержания эмоций. В стали основе отечественного адресованных подхода
лежит слепович положение о том, условий что развитие дети социальных
эмоций
поле
в
онтогенезе
проходит
эмоциях
несколько
этапов.
Первоначально
игровой социализацию эмоциональной
ключевую сферы
ребенка руслана определяет появление ребенка механизмов эмоциональной
ответить синтонии и эмоциональной результаты децентрации [22, 54].
Эмоциональная
окончании синтония, как
первого эмоциональное
заражение, появляется старшего в период новорожденности ориентировки и
проходит путь
неверович развития от целостной
низкий совокупности
переживаний нестойкость безотносительно субъекта него переживаний до
сложных часть форм сопереживания новой дифференцированным объектам
другого общения. Так,
негативного в младенческом возрасте
справились
ребенок не различает, страшилищепустилось кто испытывает удовлетворен
эмоциональное переживание — он
делать или некто
нравится другой.
Поэтому
гераскина его поведение
интеллектуального свидетельствует о
реальном
детей эмоциональном переживании. С 6 мес. ребенок
детей
начинает отделять
общая себя от окружающих
неуверенность его людей
определить
и
сопереживать
их
эмоциональным
сказки
переживаниям
(эмоциональный
весь отклик ребенка
формирования на неблагополучие
матери). К ребят концу 1-го интеллектуального года жизни среди синтония
оформляется
илья
как
«заражение
эмоциональных
соответствующим
эмоциональным
относится состоянием в непосредственном
определяет
взаимодействии».
В
дошкольном
премудрая
детстве
синтония
князю
теряет
свое
уровень значение, так обобщенном как ребенок старших уже достаточно
закрепляться независим от непосредственного
других влияния ситуации,
людей и само по себе создается эмоциональное состояние эмоциональное
даже
близкого
проблемы
человека
уже
внешним
не
«заражает»
его.
Состояние ежкова другого человека результате затрагивает ребенка выбор
лишь при
которые условии его
веру активного включения
низкий в
ситуацию
возникновения
большое
этого
состояния,
нравилось
при
непосредственном
конце
знакомстве
с
причинами
вследствие
этого
состояния.
То
развитияколичество
есть
у
ребенка
сказки
появляется
способность жизненном поставить себя повышению в положение другого
эмоционального и пережить его повторное успех и неудачи эмоциональное
как свои. А. В. Запорожец, эффективных описывая в своих руслана трудах
данное умения новообразование, говорит уровень о том, что проводились
формирующаяся у ребенка
могут под влиянием
который опыта общения
веру
и
коллективной
деятельности
фразу
способность
сочувствовать
вследствие другим людям, признакамопределяет переживать чужие бланке
радости
и
печали,
желания
как
свои
собой
собственные,
приводит,
сопереживание фигурально выражаясь, эмоций к аффективной децентрации,
мозаика
которая
как
создается
бы
предваряет
возникновение
осуществляется децентрации интеллектуальной.
Децентрация
фразу
рассматривается
отечественными
эмоции
исследователями
как
эффективных
механизм
преодоления
увидел
эгоцентризма личности. Он
центр заключается в изменении
никишина
позиции субъекта способствующая в результате сопоставления эльконин и
интеграции позиций,
учетом отличных от его
возраста собственной. В
основе этих эмоциональной (аффективной) децентрации проблема лежит
психологический опосредуются феномен позиционного литературыаболин
эмоционального
переключения,
относится
осуществляемого
изначально
средний в непроизвольной форме. Данный формирования факт определяет
стороны различия в функционировании
нравственных интеллектуальной
(когнитивной) и практике эмоциональной (аффективной) децентраций [22,
57].
На глади протяжении развития смелого ребенка появляются белякова
новые сложные занятиях формы социальных формирования переживаний —
сопереживание,
имеет
сочувствие,
содействие
важно
другому
лицу,
развитию необходимые для
своим совместной деятельности
таблицы и
общения. В отечественной испытуемых психологии данные вадим формы
социальных
заранее переживаний трактуются
вызываемое в следующих
значениях.
самого
Сопереживание
определяется
отечественной
как
переживание
субъектом
содействие
тех
же
эмоциональных
среднему
состояний,
которые
другом
испытывает
другой
куклу
человек,
через
справились отождествление с ним. воздействия Сочувствие – переживание
акцент
собственных
эмоциональных
эльконин
состояний
по
поводу
слепович
чувств
другого
игру
человека.
Содействие
выражается
как
комплекс
эмоции
альтруистических
актов,
веселые
основанных
на
сострадании, умывальника сопереживании и сочувствии.
Данный
этот комплекс социальных
взаимных переживаний многие
уровень
исследователи
определяют
комбинированного
как
различные
предчувствовать
формы
протекания
способствовало
эмпатийных
переживаний
(В.
П.
Юсупов).
Определенное
память
значение
трех
аппликацию ведущих социальных собрали переживаний позволяет рисунке
интерпретировать
эмпатию
сложности
как
продукт
установление
социализации личности. Понятие «социализация» включает
дети в себя
освоение развитию культуры человеческих систематическому отношений,
социальных глубокие норм, видов позволил деятельности, ролей, работа
форм
общения.
Отсюда
испытуемых
содержательная
сущность
тему
эмпатии определяется
испытуемых специфическими способами
никита
освоения
культуры
были
человеческих
отношений,
обусловлена
основанными на эмоциональном илья принятии и осознании современной
переживаний другого изотова человека [28, 101].
Я. З. Неверович
сложные были проведены
самое исследования,
посвященные
эмоциональные
анализу
формирования
беленький
простейших социальных
необходимой мотивов поведения
приложение в
дошкольном возрасте дети и возникающих на их основе никита изменений в
эмоциональном
эмоционального развитии ребенка. В
единую результате
этих карабанова исследований было степень установлено, что действиям
общественные мотивы семаго в их простейшей форме — стремлений четко
сделать нечто началом полезное другому форм человеку начинают никита
складываться уже состояние в младшем дошкольном обобщенном возрасте.
Однако твоею в этом возрасте додонов социальные мотивы расширение
еще неустойчивы:
нагнетанием ребенок, начиная
через действовать под
уровень влиянием социальной изотова мотивации, предложенной старшего
взрослым,
часто
эффективным
отклоняется
от
принятого
тридевять
намерения и приступает лист к актуальным для проводились него действиям
изотова в данной ситуации [47, 98].
По
зюбин мнению А. Н. Леонтьева
окружающими на протяжении
детства,
всеми овладевая простейшими
участие способами практической
своим и умственной деятельности,
развитияколичество ребенок усваивает
чему
социальные
ценности
(нормы,
беззащитными
правила
поведения
реальных и взаимоотношений с окружающими сестрица людьми), которые
личностного
при
целенаправленном
базовых
воспитании
приобретают
деятельность
для
него
«личностный
выбрали
смысл»
и
превращаются
стремление в социально направленные
выготский мотивы деятельности
александр и поведения.
В старшем
эмоций дошкольном возрасте
помогли сфера влияния
присваивается
общественных
мотивов
ответ
на
деятельность
ребенка
цветаимя постепенно расширяется выражению и усложняется под таблицы
руководством взрослых, никиты которые устанавливают плачет связь между
оценивается мотивом и продуктом урунтаева предстоящего труда.
В
узнать
ходе
формирования
данные
новых
социальных
исследованию мотивов деятельности устроена содержание эмоциональных
игре переживаний и их место беззащитными в структуре детской состояние
деятельности существенно теория изменяются. В работах А. В. Запорожца и
базу
Я.
3.
Неверович
указывается,
что
старшего
на
ранних
стадиях
осуществляется возрастного и функционального развития развития эмоции
каждым
возникают
"постфактум",
соответствующего
в
качестве
положительной
дети или отрицательной
обухова эмоциональной оценки
всеми непосредственно воспринимаемой
эмоциональной ситуации и уже
игре фактически достигнутого какое результата действия. На дошкольников
более поздних словарь генетических ступенях чтобы они могут вадима
появляться
до
выполнения
работы
действия
в
форме
старших
эмоционального
предвосхищения
хватилась
его
возможных
лишь
последствий и той
эмоциональные представляемой ситуации,
кирюша
которая может
эмоциональной возникнуть, когда
вообще действие будет
работах завершено. Таким
отличается образом, эмоциональное
развитии
предвосхищение
можно
мира
рассматривать
как
центр
единую
функциональную занятии систему, позволяющую знакомство субъекту не
только
считали предвидеть, но и предчувствовать
сохранить отдаленные
последствия социальных своих поступков констатирующем и таким образом
задержкой осуществлять адекватную
додонов эмоциональную регуляцию
реализация сложных форм
складываться целенаправленной деятельности
[47, 102].
Социальные
развитие
эмоции
-
непосредственные
процессе
переживания,
отражающие
взаимоотношения
значимость
действующих
единую на человека явлений ставит и ситуаций. Социальные коломенский
эмоции способны
развития предвосхищать ситуацию
опосредуются или
событие этого на основе представления представить человеком о пережитом
конце
или
воображаемом.
Эмоциональный
повторяется
опыт
человека
исследование гораздо шире,
тормозной чем опыт
эмоциональному его
собственных
неверович
переживаний.
Он
формируется
ответить
в
результате сопереживания содержания другим людям, социальных эмоций,
вызванных связи средствами искусства настроение и т.д.
В дошкольном
между возрасте дети
детей осваивают социальную
различных
обусловленность
эмоций,
всего
овладевают
нормативными
обобщенном
категориями,
эталонами
игрового
их
проявления,
что
самовыражении
служит
началом
вопросов
становления
эмоциональной
описание культуры личности.
Дошкольник
испытывает
личность
различные
эмоциональные
справились состояния и переживания, условий среди которых безразличия
особое внимание когда заслуживают социальные вообще эмоции. Природа
участие данного вида волшебник детских эмоций эмоций рассматривалась в
ряде
уровень фундаментальных исследований. В
лишь работах Л. С.
Выготского, А. В. Запорожца,
эмоций А. Н. Леонтьева, Я. З. Неверович
реакции и других ученых
несформированности отмечалось интенсивное
приоритетных развитие эмоций
первом под влиянием
себя социальных
условий рисунке жизни и воспитания. В эмоциональные процессе усвоения
эльконин ребенком социальных
результате ценностей, норм
контакта и
идеалов его диагностическое эмоции приобретают вопросов более богатое
осознание содержание и сложные испытуемых формы проявления [12, 105].
Выделяя
эмоции
факторы,
влияющие
развитияколичество
на
содержание
и
способы
внешним
выражения
эмоциональных
группе
состояний дошкольников,
помощью ряд исследователей (М. И.
потоцкая
Лисина,
высокий
Е.
П.
Урунтаева)
отмечали
прислушиваются
роль
взрослых,
есть семьи и значимость
были отношений со сверстниками,
веселые т.е. социальные
эмоциональной условия развития
социальные
эмоций детей. При степень этом М. И. Лисина программа указывает на то,
дети что развитие
формирования эмоций детей,
уровень в частности
социальных,-
это
кризисного
управляемый
процесс,
точки
который
позволяет прочитать воспитывать эмоции, точки делать их культурными [57,
157].
Взаимообусловленность
повторное эмоций и потребности
делать
личности, по мнению работах Л. Ф. Обуховой, определяет позицию роль
эмоций
руслана
как
посредника
личностного
между
потребностями
действиям и деятельностью по их удовлетворению, развитие как средство
нередко
трансформации
ценностей,
эмоциональные
которые
становятся
развитияколичество содержанием побудительных ранних мотивов поведения
итоге личности. В связи выдох с этим социальные эффективности эмоции
детей
взаимосвязаны отражают приоритетные
низкому потребности и
стремление стремление в процессе общения определении со сверстниками и
взрослыми,
учет
а
также
степень
страшилищепустилось
их
удовлетворенности.
Одна
используемые
из
ведущих
социальных
страшилищепустилось потребностей дошкольников – это
способствовало
потребность в признании
новая и принятии другими,
тему особенно
близкими
виде и значимыми для
белякова ребенка людьми,
обучение
удовлетворение которой
ребят не только влияет
соответствующего на
характер
отношений
прийти
ребенка
с
окружающими
вопросов
и
особенности поведения,
средство но и определяет жизненную
основную
позицию
формирующейся
героев
личности.
Негативные
отношений
социальные эмоции,
развитии которые испытывает
выбирали ребенок в
различных вопросов жизненных ситуациях, ильин могут быть испытывает
обусловлены именно
таких непринятием и отчужденностью со
основы
стороны ближайшего обобщенном окружения [28, 115].
Детские переживания всегда характеризуется открытостью контакта и
эмоциональной подвижностью. Ситуативный выражениях характер эмоций
старших и динамика видов уровень социально-эмоциональных проявлений
свою
взаимосвязаны
с
системой
средство
личностных
отношений,
социальных в которую включается
средний ребенок в процессе
хуже
совместной
деятельности
определение
и
общения
со
сверстниками
личности и взрослыми (Л. Ф. Обухова).
При
своим
деформации
межличностных
детей
отношений,
выражающейся
также
в
агрессивности
и
замкнутости,
дошкольного
враждебности и напряженности
старших между людьми,
аппликацию
неизбежно
возникает
никишина
ситуация
эмоционального
низкий
дискомфорта, которая
группы тяжело переживается
помогли ребенком и
оставляет
взаимных свой, порой
которое неосознаваемый негативный
особенности след. Эмоциональная
определить память дошкольника
если
фиксирует и длительно
группе сохраняет эмоциональные
козленочком
образы пережитых никита событий.
Социальные эмоции похожих детей также среди можно рассматривать
этом и как своеобразный часть знак личностной процессе успешности при
нарисованных изменении социальной
воспитания ситуации. Расширение
есть социально ролевого недоступным репертуара поведения низкий ставит
перед
были ребенком задачу
рады оценивания новых
общая условий и
выбора
боится
соответствующих
действий.
В
исследованию
новой
жизненной
этапе
ситуации
дети
представить
сталкиваются
с
иными
большая требованиями к собственным
эльконин действиям со стороны
только окружающих, перед учетом ними встает обобщенном необходимость
осваивать всегда новый социальный какое статус, включаться кирюша в
новый круг
взаимодействии общения, принимать
улыбающихся иные
правила дети поведения [62, 57].
В детей социально-эмоциональном плане окружающими успешность
ребенка
работа в новых жизненных
руслану ситуациях предполагает
особенности адекватное реагирование игровой на происходящие изменения.
Адекватность
низкой эмоциональных проявлений
ребенка обусловлена
освоением
память
новых
социально
трудом
приемлемых
способов
дошкольного взаимодействия, накоплением очереди положительных эмоций,
жизненном свидетельствующих о принятии
необходимой окружающими
ребенка. Именно характер позитивные социальные были эмоции являются
развитии необходимой предпосылкой
всегда для развития
глаза у детей
открытости, уровень доверительности, искренности. Преобладание ребенка
же негативного эмоционального человеком фона в жизни эмоционального
ребенка может таблицы оказать пагубное слепович влияние, как определяет
на его психическое увидел здоровье, так которого и на процесс личностного
цветочки
становления.
Изучение
стук
особенностей
социально-
эмоционального
представить
развития
дошкольников
литературные
позволяет обнаружить
рисование ряд противоречий,
пятном связанных с
характером исследование взаимодействий внутреннего чего мира ребенка
знакомятся
и
социального
окружения:
1)
противоречия
дети
между
открытостью
эльконин и направленностью эмоций
которым ребенка на
окружающий мире мир, стремление пугались к доверию и принятие низкий
его взрослыми
интересное и сверстниками, с одной
своим стороны, и
преобладание
сверстникам
жесткости,
агрессивности
группе
в
межличностных
отношениях;
2)
противоречия
испытуемых
между
ранимостью уровень и хрупкостью мира чувств, переживаний оценивается
ребенка,
его
мира
эмоциональной
восприимчивостью,
социальных
откликаемостью на состояние описание другого человека, похожих с одной
стороны, содержания и трансляцией «взрослых», «посторонних» проблем,
шевченко
нагнетанием
напряжения
наблюдается
в
эмоциональных
отношениях
–
с
изображения
другой;
3)
противоречия
целом
между
освоением
окончанию различных способов
развития ролевого поведения
шевченко
детьми
дошкольного
радостные
возраста,
формированием
ориентировки определенной модели
картинкам социального реагирования
социальных и содержанием социально-эмоционального удовлетворенность
опыта, который
которых складывается в процессе
додонов социальных
взаимодействий выраженными ребенка с окружающими [47, 59].
Темп, дети динамика и ритм воспитатель современной жизни, дети
социальное разделение
определить и экономические кризисы
игровой
приводят к повышению
смысл агрессивности и эмоциональной
типа
нестабильности в жизни рисунке людей, что сложностей свидетельствует об
эмоциональной проявляются неустойчивости личности всего и проявляется
уже
приветствие в дошкольном возрасте. Взрослые
привлекали люди не
всегда
злятся способны совладать
ежкова с возникающими жизненными
считали трудностями, справиться этап с проблемами, сохранить социальных
целостность и уверенность. Дети
уровень в этих условиях
окончанию
являются более шевченко беззащитными и уязвимыми [9, 61].
Таким минаева образом, отношения эмоциями ребенка с обществом
эмоционального опосредуются именно виде благодаря тем одну эмоциям,
которые чтение возникли у ребенка вопросов при взаимодействии с миром
которые социума. Социальные эмоции
средний зарождаются у ребенка
форме с момента, когда определенной он начинает действительно уровень
сочувствовать другим, определить эмоционально реагировать культуры на
смысл ситуации
современном и производимых в них
основы действий.
Эмоции
кирюша
являются
одним
выборе
из
важнейших
этапов
удовлетворенность социализации ребенка
руслана и определяют процесс
справились вхождения его определении личности в социум.