Особенности развития социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития в игре
Автор: Шмакова Евгения Васильевна Должность: студентка Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого" Населённый пункт: Тула Наименование материала: Методические разработки Тема: Особенности развития социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития в игре Раздел: дошкольное образование
«Особенности развитие впечатлениями социальных эмоций точки
у старших дошкольников совершенствует с задержкой психического
детей развития в игре»
И с с л е д о в а н и е
п р о в о д и л о с ь
г
р
у
п
п
е
н а
б а з е
М К Д О У
д е т с к и й
с
о
х
р
а
н
и
т
ь
с а д
№ 2
к о м б и н и р о в а н н о г о
с
к
л
а
д
ы
в
а
т
ь
с
я
в и д а
п . Д у б н а
м
а
т
е
р
и
а
л
м у н и ц и п а л ь н о г о
о б р а з о в а н и я
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
г
о
Д у б е н с к и й
р а й о н .
В
о
с
о
з
н
а
н
и
я
н е м
п р и н я л и
о
п
ы
т
у ч а с т и е
п я т е р о
д о ш к о л ь н и к о в
п
р
о
с
т
е
й
ш
е
й
с
З П Р
п с и х о г е н н о г о
к
о
г
д
а
генеза в возрасте 5 л. 7 мес. – 6 л. 5 мес.
Цель
в
ы
р
а
ж
е
н
н
ы
м
и
к о н с т а т и р у ю щ е г о
э т а п а :
в ы я в и т ь
с
о
т
р
у
д
н
и
ч
е
с
т
в
а
р е а л ь н ы й
у р о в е н ь
р а з в и т и я
у
д
и
в
и
т
е
л
ь
н
ы
х
с о ц и а л ь н ы х
э м о ц и й
и
з
д
а
т
е
л
ь
с
т
в
о
у
д е т е й
с т а р ш е г о
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
г
о
д о ш к о л ь н о г о
в о з р а с т а
ц
в
е
т
о
в
у
ю
с ЗПР психогенного генеза.
Задачи
п
р
о
г
р
а
м
м
а
констатирующего этапа:
1)
описать
р
а
з
в
и
т
и
е
к р и т е р и а л ь н у ю
б а з у
ч
у
в
с
т
в
а
исследования;
2)
п о д о б р а т ь
д и а г н о с т и ч е с к и е
п
р
о
я
в
л
я
ю
т
с
я
м е т о д и к и
д л я
е
с
л
и
в ы я в л е н и я
у р о в н я
п
о
л
о
в
и
н
а
п р о я в л е н и я
с о ц и а л ь н ы х
р
а
б
о
т
ы
э м о ц и й
с т а р ш и х
т
а
б
л
и
ц
ы
д о ш к о л ь н и к о в
с
З П Р
д
е
т
и
психогенного генеза;
3)
провести
э
м
о
ц
и
й
а н а л и з
п о л у ч е н н ы х
с
е
г
о
д
н
я
данных.
Д и а г н о с т и ч е с к о е
о б с л е д о в а н и е
с
л
о
ж
н
о
с
т
и
с т а р ш и х
д о ш к о л ь н и к о в
з
л
я
т
с
я
с
З П Р
п с и х о г е н н о г о
р
у
с
л
а
н
а
г е н е з а
п р о в о д и л о с ь
д
а
н
н
о
г
о
с
у ч е т о м
с л е д у ю щ и х
у с л о в и й
л
и
с
и
н
а
р а б о т ы
с
д е т ь м и
р
е
б
я
т
с
З П Р :
м а к с и м а л ь н а я
в
ы
з
ы
в
а
е
м
о
е
р е а л и з а ц и я
в о з р а с т н ы х
ч
т
е
н
и
е
в о з м о ж н о с т е й
р е б е н к а ;
у ч е т
и н д и в и д у а л ь н ы х
к
о
з
л
е
н
о
ч
к
о
м
о с о б е н н о с т е й
р е б е н к а ;
р
е
а
л
и
з
а
ц
и
я
с о з д а н и е
б л а г о п р и я т н о г о ,
в
о
з
д
е
й
с
т
в
и
я
э м о ц и о н а л ь н о г о
п о л о ж и т е л ь н о г о
с
ф
е
р
ы
фона на основе продуктивного общения.
Исходя
а
н
а
л
и
з
и з
и с с л е д о в а н и й
А .
В .
З а п о р о ж ц а ,
А .
Н .
Л е о н т ь е в а ,
к
о
р
р
е
к
ц
и
я
Д.
Б.
Эльконина,
Н.
Л.
Белопольская,
Я.
З.
Неверович,
были
с
о
с
т
о
я
н
и
е
о т о б р а н ы
к р и т е р и и
г
о
л
о
с
о
м
и
п о к а з а т е л и
р а з в и т и я
л
и
ч
н
о
с
т
ь
с о ц и а л ь н ы х
э м о ц и й
в
ы
с
ш
а
я
у
с т а р ш и х
д о ш к о л ь н и к о в
и
н
т
е
р
е
с
н
о
е
с ЗПР (см. Табл. 1).
Таблица 1
Критерии
у
ч
а
с
т
и
е
и показатели развития
р
а
з
в
и
т
и
я
социальных эмоций
ш
е
в
ч
е
н
к
о
у старших дошкольников
и
г
р
е
с ЗПР
критерии
показатели
методики
Р а з л и ч и е
э м о ц и й
п
р
е
д
л
а
г
а
е
т
с
я
по внешним признакам
Определяет
с
т
о
л
все эмоции.
Определяет
к
а
р
а
к
о
в
с
к
и
й
т о л ь к о
н е к о т о р ы е
т
а
к
ж
е
э м о ц и и
( р а д о с т ь ,
л
и
ч
н
о
с
т
и
г р у с т ь ,
з л о с т ь ,
р
е
б
е
н
к
а
удивление, страх).
Не
ч
у
в
с
т
в
а
определяет эмоции
«Определение
н
и
з
к
и
й
эмоций по картинкам»
Умение
в
а
д
и
м
а
о пр ед е л я т ь
э м о ц и о н а л ь н о е
с
о
о
т
в
е
т
с
т
в
у
ю
щ
е
г
о
с о с т о я н и е
д е т е й
о
б
о
б
щ
е
н
н
о
м
в группе
Умеют определять.
Не
с
в
е
р
с
т
н
и
к
а
м
и
всегда определяют.
Не
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
й
определяют.
«Маски»
«Цветовая социометрия»
Наличие
п
р
и
е
м
л
е
м
ы
м
с о ц и а л ь н ы х
п е р е ж и в а н и й
и
с
п
ы
т
у
е
м
ы
х
в
г р у п п е
( с о п е р е ж и в а н и е ,
с
т
о
р
о
н
ы
сочувствие, содействие)
Наличие
ц
в
е
т
о
в
у
ю
в с е х
с о ц и а л ь н ы х
о
т
в
е
т
и
т
ь
переживаний.
Н а л и ч и е
н е к о т о р ы х
о
б
у
ч
е
н
и
е
с о ц и а л ь н ы х
п е р е ж и в а н и й
(сопереживание,
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
ы
м
сочувствие, содействие).
« О п р е д е л е н и е
и
г
р
ы
эм оциона льны х
о т н о ш е н и й
н
и
к
и
т
а
детей»
« К а к о в
р е б е н о к
п
о
з
и
ц
и
ю
в о
в з а и м о о т н о ш е н и и
с о
сверстниками»
Отсутствие
о
т
н
о
ш
е
н
и
й
социальных переживаний.
На
в
ы
р
а
ж
е
н
и
я
х
о с н о в е
д а н н ы х
и
н
т
е
р
е
с
н
о
е
к р и т е р и е в
и
п о к а з а т е л е й
р
и
с
у
н
к
е
м о ж н о
в ы д е л и т ь
п
р
о
д
у
к
т
о
м
у р о в н и
р а з в и т и я
с
о
ч
у
в
с
т
в
о
в
а
л
и
с о ц и а л ь н ы х
э м о ц и й
п
р
е
в
р
а
щ
а
ю
т
с
я
у
с т а р ш и х
д о ш к о л ь н и к о в
п
о
л
ь
з
у
е
т
с
я
с ЗПР.
В ы с о к и й
( 2 0
–
2 5
б а л л о в ) :
к
а
ж
д
ы
м
в
г р у п п е
д е т е й
н
и
к
и
т
а
п р о я в л я ю т с я
в с е
т
а
б
л
и
ц
е
с о ц и а л ь н ы е
п е р е ж и в а н и я
( с о п е р е ж и в а н и е ,
ч
у
в
с
т
в
а
с о ч у в с т в и е ,
с о д е й с т в и е ) ,
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
х
н а б л ю д а е т с я
п о л о ж и т е л ь н о е
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
х
э м о ц и о н а л ь н о е
с о с т о я н и е ,
с
р
е
д
н
и
й
д е т и
д о б р о ж е л а т е л ь н ы
п
р
о
в
е
д
е
н
и
я
с
д р у г
д р у г о м ,
д
е
л
а
т
ь
в с е г д а
с
ж е л а н и е м
д
р
у
г
о
г
о
п р и х о д я т
н а
п о м о щ ь
л
е
б
е
д
и
н
с
к
а
я
т о в а р и щ у .
В с е г д а
к
о
н
ц
е
м о г у т
о п р е д е л и т ь
р
е
б
е
н
о
к
с о с т о я н и е
р е б е н к а
о
б
ъ
е
к
т
и
в
н
о
й
по выражению лица.
С р е д н и й
( 1 0
–
1 5
б а л л о в ) :
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
я
м
и
у
д е т е й
в
г р у п п е
к
а
ж
д
о
е
п р о я в л я ю т с я
н е
в с е
к
р
и
т
е
р
и
е
в
э м о ц и о н а л ь н ы е
п е р е ж и в а н и я
( с о п е р е ж и в а н и е ,
к
а
ж
д
о
м
у
с о ч у в с т в и е ,
с о д е й с т в и е ) ,
н
и
з
к
и
й
н е
в с е г д а
н а б л ю д а е т с я
г
р
у
п
п
е
п о л о ж и т е л ь н о е
э м о ц и о н а л ь н о е
б
р
а
т
е
ц
с о с т о я н и е ,
д е т и
т
а
б
л
и
ц
ы
д о б р о ж е л а т е л ь н ы
н е
с о
в с е м и
п
р
и
н
и
м
а
л
и
т о в а р и щ а м и ,
н е
в с е г д а
о
т
м
е
ч
а
е
т
с
я
с
ж е л а н и е м
п р и х о д я т
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
о
в
н а
п о м о щ ь
р о в е с н и к у .
Н е
н
о
в
а
я
в с е г д а
м о г у т
к
о
м
м
у
н
и
к
а
т
и
в
н
ы
х
о п р е д е л и т ь
с о с т о я н и е
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
о
в
р е б е н к а
п о
в ы р а ж е н и ю
з
л
я
т
ь
с
я
лица.
Н и з к и й
( 0
–
5
б а л л о в ) :
р
а
з
в
и
т
и
ю
у
д е т е й
в
г р у п п е
н е
с
и
д
я
щ
и
е
п р о я в л я ю т с я
э м о ц и о н а л ь н ы е
о
п
р
е
д
е
л
е
н
н
о
й
п е р е ж и в а н и я
( с о п е р е ж и в а н и е ,
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
с
т
и
с о ч у в с т в и е ,
с о д е й с т в и е ) ,
п
р
о
ц
е
с
с
е
н е
н а б л ю д а е т с я
п о л о ж и т е л ь н о е
к
о
т
о
р
ы
м
и
э м о ц и о н а л ь н о е
с о с т о я н и е ,
с
т
р
е
м
л
е
н
и
е
д е т и
н е
д о б р о ж е л а т е л ь н ы
п
о
м
о
щ
ь
н е
с о
в с е м и
т о в а р и щ а м и ,
о
д
н
а
б е з
ж е л а н и я
п р и х о д я т
о
б
о
б
щ
е
н
н
о
м
н а
п о м о щ ь
р о в е с н и к у .
Н е
л
е
б
е
д
и
н
с
к
а
я
м о г у т
о п р е д е л и т ь
з
а
д
е
р
ж
к
о
й
с о с т о я н и е
р е б е н к а
б
о
и
т
с
я
по выражению лица.
Для
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
е
и с с л е д о в а н и я
у р о в н я
н
е
а
д
е
к
в
а
т
н
о
с
т
ь
р а з в и т и я
с о ц и а л ь н ы х
с
е
б
я
э м о ц и й
б ы л и
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
и
м
и
и с п о л ь з о в а н ы
с л е д у ю щ и е
п
р
и
с
л
у
ш
и
в
а
ю
т
с
я
м е т о д и к и :
« М а с к и »
( Т.
Д .
М а р ц и н к о в с к а я ) ;
« Ц в е т о в а я
с
к
а
з
к
и
с о ц и о м е т р и я »
( Т.
Д .
М а р ц и н к о в с к а я ) ;
« О п р е д е л е н и е
и
с
п
ы
т
у
е
м
ы
х
э м о ц и й
п о
к а р т и н к а м »
( Б о й к о
л
у
т
о
ш
к
и
н
В .
В . ) ;
« О п р е д е л е н и я
о
с
о
з
н
а
н
и
я
э м о ц и о н а л ь н ы х
о т н о ш е н и й
п
о
э
т
о
м
у
д е т е й »
( А .
В .
З а п о р о ж е ц ) ;
« К а к о в
и
г
р
а
р е б е н о к
в о
в з а и м о о т н о ш е н и и
и
с
п
ы
т
ы
в
а
ю
т
со сверстниками» (Р. С. Немов)
1. Методика: «Маски» (Т. Д. Марцинковская)
Цель:
б
ы
л
и
о п р е д е л и т ь
э м о ц и о н а л ь н о е
к
а
к
и
е
с о с т о я н и е
р е б е н к а
о
б
у
с
л
о
в
л
е
н
н
о
с
т
ь
в группе.
С т и м у л ь н ы й
м а т е р и а л :
ф
о
р
м
е
н а б о р
и з
д в у х
к
о
т
о
р
ы
й
м а с о к ,
н а р и с о в а н н ы х
р
а
з
в
и
т
и
и
н а
б у м а г е ,
с и м в о л и з и р у ю щ и х
и
г
р
о
в
о
г
о
х о р о ш е е
и
п л о х о е
н
е
п
о
с
р
е
д
с
т
в
е
н
н
ы
е
настроение (см. Приложение 1).
И н с т р у к ц и я :
« П о с м о т р и
п
р
и
с
у
щ
и
н а
э т и
л и ц а .
К а к
ч
е
р
е
з
т ы
д у м а е ш ь ,
к а к о е
б
е
з
р
а
з
л
и
ч
и
я
л и ц о
ч а щ е
у
р
о
в
е
н
ь
в с е г о
б ы в а е т
ц
а
р
е
у
т е б я ,
к о г д а
э
ф
ф
е
к
т
и
в
н
о
с
т
и
с м о т р и ш ь
н а
р е б я т
ф
а
д
и
н
а
с в о е й
г р у п п ы ?
А
г
р
у
п
п
ы
н а
к о г о
с м о т р и ш ь
д
е
т
е
й
в о т
т а к ?
А
к
о
г
о
к т о
и з
р е б я т
у
д
и
в
и
т
е
л
ь
н
ы
х
н а
т е б я
ч а щ е
п
о
ч
е
м
у
в с е г о
с м о т р и т
п
о
л
ь
з
у
е
т
с
я
вот так?
Ход
с
р
е
д
и
п р о в е д е н и я :
р а б о т а ю
п
е
т
р
о
в
а
п о
о ч е р е д и
с
к а ж д ы м
р
а
з
в
и
т
и
я
р е б е н к о м .
П о к а з ы в а ю
у
с
т
а
н
о
в
л
е
н
и
е
к а ж д у ю
и з
м а с о к
б
е
з
р
а
з
л
и
ч
и
я
и
п р о ш у
о т в е т и т ь
в
ы
р
а
ж
е
н
и
я
х
н а
в о п р о с ы .
О т в е т ы
н
и
к
и
ш
и
н
а
р е б е н к а
ф и к с и р у ю
о
п
р
е
д
е
л
я
е
т
в протоколе.
О б р а б о т к а
р е з у л ь т а т о в :
с
и
т
у
а
ц
и
и
э м о ц и о н а л ь н о е
с о с т о я н и е
д
е
т
с
к
и
х
р е б е н к а
в
г р у п п е
д
е
т
е
й
п р о я в л я е т с я
в
в ы б о р е
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
е
м а с к и
с
о п р е д е л е н н ы м
о
п
ы
т
н а с т р о е н и е м
( х о р о ш и м
ф
а
д
и
н
а
и л и
п л о х и м )
п р и
т
о
ч
н
о
ответе на вопросы.
Посчитываю,
п
р
о
с
т
е
й
ш
е
й
с к о л ь к о
р а з
и
с
п
ы
т
у
е
м
ы
х
б ы л и
в ы б р а н ы
с
ч
и
т
а
л
и
м а с к и
с
х о р о ш и м
е
с
т
ь
и
п л о х и м
н а с т р о е н и е м
д
а
л
е
е
п р и
о т в е т е
с
о
о
т
в
е
т
с
т
в
е
н
н
у
ю
н а
в о п р о с ы :
« Н а
с
о
г
л
а
с
н
о
к о г о
и з
р е б я т
с
т
а
р
ш
и
х
т ы
с м о т р и ш ь
в о т
с
п
о
с
о
б
н
о
с
т
е
й
т а к ? »
и
« К т о
п
у
г
а
л
и
с
ь
и з
р е б я т
н а
т е б я
о
п
о
с
р
е
д
у
ю
т
с
я
ч а щ е
в с е г о
э
т
о
г
о
с м о т р и т
в о т
р
и
т
м
т а к ? » .
З а
к а ж д ы й
п
о
ч
е
м
у
в ы б о р
м а с к и
з
н
а
к
о
м
я
т
с
я
с
х о р о ш и м
н а с т р о е н и е м
з
а
р
а
н
е
е
р е б е н о к
п о л у ч а е т
1 б а л л .
З а
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
к а ж д ы й
в ы б о р
с
а
м
о
е
м а с к и
с
п л о х и м
ц
в
е
т
о
ч
к
и
н а с т р о е н и е м
р е б е н о к
х
а
р
а
к
т
е
р
п о л у ч а е т
0
б а л л о в .
В
н
е
а
д
е
к
в
а
т
н
о
с
т
ь
и т о г е
п о д с ч и т ы в а е т с я
о
п
о
р
е
о б щ а я
с у м м а
ч
е
т
к
о
б а л л о в ,
н а б р а н н ы х
э
м
о
ц
и
и
ребенком.
В ы с о к и й
у р о в е н ь
( 4
–
5
б а л л о в ) :
к
а
к
о
е
е с л и
к о л и ч е с т в о
м
и
р
е
у л ы б а ю щ и х с я
м а с о к
д
е
р
е
в
я
н
к
и
н
а
з н а ч и т е л ь н о
п р е в ы ш а е т
б
л
а
н
к
е
к о л и ч е с т в о
г р у с т н ы х ,
п
о
ч
е
м
у
т о
р е б е н о к
у д о в л е т в о р е н
п
с
и
х
и
ч
е
с
к
о
м
с в о и м
м е с т о м
о
с
н
о
в
е
в
г р у п п е .
Э т о т
б
о
л
ь
ш
а
я
п о к а з а т е л ь
д е м о н с т р и р у е т
п
о
р
о
с
я
т
а
у д о в л е т в о р е н н о с т ь
д е т е й
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
и
т е м
м е с т о м ,
ч
у
ж
у
ю
к о т о р о е
о н и
о
т
н
о
с
и
т
с
я
занимают.
С р е д н и й
у р о в е н ь
( 2
–
3
б а л л а ) :
в
а
д
и
м
а
е с л и
к о л и ч е с т в о
л
и
ч
н
о
с
т
ь
у л ы б а ю щ и х с я
м а с о к
в
ы
з
ы
в
а
е
т
п р а к т и ч е с к и
р а в н о
с
т
а
в
и
т
к о л и ч е с т в у
г р у с т н ы х ,
д
р
у
г
и
х
т о
р е б е н о к
т о ч н о
о
т
м
е
ч
а
е
т
с
я
н е
з н а е т ,
к а к о е
с
р
е
д
н
и
й
о н
з а н и м а е т
м е с т о
в
р
е
м
е
н
и
в группе.
Н и з к и й
у р о в е н ь
( 0
–
1
б а л л ) :
е с л и
н
а
х
о
д
и
т
к о л и ч е с т в о
г р у с т н ы х
б
е
л
я
к
о
в
а
м а с о к
з н а ч и т е л ь н о
н
е
г
о
п р е в ы ш а е т
к о л и ч е с т в о
б
а
л
л
у
у л ы б а ю щ и х с я ,
т о
р е б е н о к
д
о
б
р
о
ж
е
л
а
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
н е
у д о в л е т в о р е н
с в о и м
и
з
о
б
р
а
ж
е
н
и
я
м е с т о м
в
г р у п п е .
Э т о т
к
о
г
д
а
п о к а з а т е л ь
д е м о н с т р и р у е т
н е
п
р
и
о
р
и
т
е
т
н
ы
х
у д о в л е т в о р е н н о с т ь
д е т е й
р
е
б
е
н
о
к
т е м
м е с т о м ,
с
т
е
с
н
е
н
и
я
к о т о р о е
о н и
э
м
о
ц
и
й
занимают.
2 .
М е т о д и к а
« Ц в е т о в а я
т
а
к
и
х
социометрия» (Т. Д. Марцинковская)
Цель:
ц
в
е
т
а
и
м
я
И с с л е д о в а н и е
э м о ц и о н а л ь н о - н е п о с р е д с т в е н н ы х
р
а
б
о
т
ы
м е ж л и ч н о с т н ы х
о т н о ш е н и й
к
о
г
д
а
ребенка с окружающими.
Стимульный
в
з
а
и
м
о
о
т
н
о
ш
е
н
и
я
м а т е р и а л :
ц в е т о в о е
д
е
т
и
п о л е
в
в и д е
с
т
р
е
м
л
е
н
и
е
ш а х м а т н о й
д о с к и
( 5
и
5
р я д о в - к в а д р а т о в ) ,
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
е
с о с т о я щ е й
и з
1 3
ц в е т о в ы х
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
и
1 2
б е л ы х
к в а д р а т о в
о
т
н
е
с
т
и
в
с л е д у ю щ е м
п о р я д к е :
1
р я д :
р
е
г
у
л
и
р
у
ю
щ
и
х
ч е р н ы й ,
б е л ы й ,
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
х
с и н и й ,
б е л ы й ,
п
о
м
о
щ
ь
ч е р н ы й
к в а д р а т ы ;
2
р я д :
д
а
л
е
е
б е л ы й ,
з е л е н ы й ,
в
е
р
у
б е л ы й ,
з е л е н ы й ,
и
м
е
е
т
б е л ы й ;
3
р я д :
в
о
з
р
а
с
т
е
с и н и й ,
б е л ы й ,
н
а
с
т
р
о
е
н
и
е
м
к р а с н ы й ,
б е л ы й ,
д
е
т
е
й
с и н и й ;
4
р я д
–
к а к
п
е
р
в
о
м
в т о р о й ;
5
р я д
–
к а к
п
р
и
ш
е
л
п е р в ы й .
Ц в е т н ы е
к
у
к
л
у
ф и ш к и
к р а с н о г о ,
д
е
т
е
й
з е л е н о г о ,
ж е л т о г о ,
с
м
е
л
о
г
о
с и н е г о ,
б е л о г о ,
д
в
о
е
ч е р н о г о ,
к о р и ч н е в о г о ,
л
и
с
и
н
а
р о з о в о г о ,
м а л и н о в о г о ,
в
ы
б
о
р
е
с е р о г о ,
о р а н ж е в о г о ,
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
г
о
ф и о л е т о в о г о ,
с и р е н е в о г о
к
о
в
а
л
е
ц
ц в е т о в ,
к а ж д о г о
–
п о
э
т
а
п
три.
И н с т р у к ц и я
( д а е т с я
и
с
с
л
е
д
о
в
а
н
и
е
п о
х о д у
в ы п о л н е н и я
о
д
н
и
м
задания):
1.
« В ы б е р и
ц в е т ,
ц
в
е
т
а
к о т о р ы й
б о л ь ш е
ч
а
с
т
о
в с е г о
н р а в и т с я ,
г
е
р
о
и
и
п о м е с т и
ф и ш к у
э
т
а
п
ы
на красном квадрате.
2.
Выбери
у
с
п
е
ш
н
о
с
т
и
ц в е т а
д л я
у
з
н
а
т
ь
р е б я т ,
к о т о р ы х
с
о
т
р
у
д
н
и
ч
е
с
т
в
а
т ы
с ч и т а е ш ь
с а м ы м и
д
р
у
г
и
м
б л и з к и м и
( т ы
з
а
н
я
т
и
и
и х
л ю б и ш ь ,
и л и
с
т
о
л
л ю б я т
т е б я ) ,
ц
в
е
т
о
в
у
ю
и
п о м е с т и
ф и ш к и
в
з
а
и
м
н
ы
х
на синих квадратах.
3.
Выбери
з
н
а
к
о
м
с
т
в
о
ц в е т а
д л я
п
р
и
л
о
ж
е
н
и
е
р е б я т ,
с
к о т о р ы м и
р
а
н
н
и
х
т ы
х о т е л
б ы
о б щ а т ь с я ,
с
к
а
з
к
и
и
п о л о ж и
с о о т в е т с т в у ю щ и е
с
о
в
е
р
ш
е
н
с
т
в
у
е
т
ф и ш к и
н а
з е л е н ы е
о
т
в
е
т
ы
квадраты.
4.
В ы б е р и
ц в е т а
п
о
с
м
о
т
р
и
т
е
р е б я т ,
к о т о р ы е
ч
а
с
т
ь
т е б е
н е
н р а в я т с я
( ч а с т о
в
ы
б
р
а
л
и
о б и ж а ю т ;
п р и ч и н я ю т
и
з
о
б
р
а
ж
е
н
о
б о л ь ;
т ы
и х
б о и ш ь с я
д
р
у
г
и
т . д . ) ,
и
п о м е с т и
в
н
е
ш
н
и
м
ф и ш к и
с о о т в е т с т в у ю щ е г о
д
е
т
я
м
ц в е т а
н а
ч е р н ы е
у
р
о
в
е
н
ь
квадраты».
Х о д
п р о в е д е н и я :
р
у
с
л
а
н
а
р а б о т а ю
п о
о ч е р е д и
р
у
с
л
а
н
у
с
к а ж д ы м
р е б е н к о м .
П е р е д
р
а
д
ы
р е б е н к о м
л е ж и т
п
р
е
д
л
а
г
а
е
т
с
я
ц в е т о в о е
п о л е
з
н
а
к
о
м
с
т
в
о
и
ц в е т н ы е
ф и ш к и .
Р е б е н о к
а
к
т
у
а
л
ь
н
ы
м
в ы п о л н я е т
д е й с т в и я
п
с
и
х
и
ч
е
с
к
о
е
по указанию педагога.
Обработка
о
к
р
у
ж
а
ю
щ
и
м
и
р е з у л ь т а т о в :
д а н н ы е
а
к
ц
е
н
т
з а п и с ы в а ю т с я
в
п р о т о к о л .
К а ж д о м у
с
е
г
о
д
н
я
р е б е н к у ,
к о т о р о г о
в
с
е
г
д
а
выбрали, присваивается 0,5 баллов (см. Приложение 2).
Высокий
ч
е
м
у
у р о в е н ь
( 4
–
5
б а л л о в ) :
э
т
и
х
в
б о л ь ш и н с т в е
в ы б о р о в
н
е
с
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
н
о
с
т
и
б о л е е
п р е д п о ч т и т е л ь н ы й
м
е
ж
д
у
ребенок.
С р е д н и й
у р о в е н ь
( 2
–
3
б а л л а ) :
д
р
у
г
и
х
в
б о л ь ш и н с т в е
в ы б о р о в
п
а
м
я
т
ь
менее предпочтительный.
Низкий
с
т
о
л
у р о в е н ь
( 0
–
1
б а л л ) :
б
р
а
т
е
ц
является антипатией.
3 .
М е т о д и к а
« О п р е д е л е н и е
с
т
а
л
и
эмоций по картинкам» (В. В. Бойко)
Цель:
у
д
и
в
л
е
н
н
ы
е
определение эмоций.
Стимульный
п
р
о
с
л
у
ш
и
в
а
н
и
е
м а т е р и а л :
5
к а р т и н о к
в
о
з
р
а
с
т
е
с
и з о б р а ж е н и е м
ч е л о в е к а ,
з
п
р
у
ч
и
т
ы
в
а
я
н а
л и ц е
к о т о р о г о
п
р
о
и
г
р
ы
в
а
н
и
е
о т р а ж е н ы
о с н о в н ы е
ц
в
е
т
о
в
у
ю
э м о ц и и
( р а д о с т ь ,
о
т
в
е
т
г р у с т ь ,
з л о с т ь ,
р
у
с
л
а
н
а
у д и в л е н и е ,
с т р а х )
и
л
и
ч
н
о
с
т
ь
с п и с о к
э т и х
с
т
о
л
е
эмоций (см. Приложение 3).
И н с т р у к ц и я :
« У
м
и
р
е
м е н я
е с т ь
п
о
с
м
о
т
р
и
т
е
о ч е н ь
и н т е р е с н о е
с
п
о
с
о
б
с
т
в
у
ю
щ
а
я
з а д а н и е .
Т ы
з н а е ш ь ,
у
р
о
в
е
н
ь
ч т о
в с е
д
е
т
и
л ю д и
и н о г д а
л
е
б
е
д
и
н
с
к
а
я
р а д у ю т с я ,
п о р о й
п
о
м
о
щ
ь
у д и в л я ю т с я
и л и
п
р
о
я
в
л
е
н
и
е
м
с е р д я т с я .
С е й ч а с
о
п
о
р
а
я
п о к а ж у
т е б е
к
а
к
о
в
н е с к о л ь к о
к а р т и н о к ,
э
т
о
м
н а
к о т о р ы х
и з о б р а ж е н
з
а
р
а
н
е
е
ч е л о в е к
в
к а к о м - т о
р
а
з
в
и
т
и
е
э м о ц и о н а л ь н о м
с о с т о я н и и .
В о т
р
е
б
е
н
к
а
т е б е
с п и с о к
р
е
з
у
л
ь
т
а
т
ы
э т и х
э м о ц и й .
П о п р о б у й
в
ы
с
о
к
и
й
о п р е д е л и т ь ,
к а к а я
п
о
э
т
о
м
у
и м е н н о
э м о ц и я
д
о
ш
к
о
л
ь
н
о
г
о
о т р а ж е н а
н а
к а ж д о й
н
и
к
и
ш
и
н
а
картинке».
Х о д
п р о в е д е н и я :
л
е
б
е
д
и
н
с
к
и
й
п е д а г о г
п о о ч е р е д н о
с
к
а
з
к
и
п о к а з ы в а е т
5
к а р т и н о к
п
р
е
д
л
а
г
а
е
т
с
я
и
з а п и с ы в а е т
н а
б л а н к е
1
в
ы
с
о
к
и
й
( с м .
П р и л о ж е н и е
4 )
о т в е т
с
и
с
т
е
м
а
т
и
ч
е
с
к
о
м
у
р е б е н к а
р я д о м
д
о
ш
к
о
л
ь
н
и
к
о
в
с номером картинки.
Обработка
и
с
п
о
л
ь
з
у
е
м
ы
е
р е з у л ь т а т о в :
у ч и т ы в а е т с я
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
и
к о л и ч е с т в о
п р а в и л ь н ы х
р
и
с
у
н
к
е
о т в е т о в ,
п о
к о т о р ы м
у
с
л
о
в
и
й
с у д я т
о
с ф о р м и р о в а н н о с т и
п
р
о
д
у
к
т
о
м
у м е н и я
о п р е д е л я т ь
в
е
с
е
л
ы
е
э м о ц и ю
ч е л о в е к а
в
ы
с
о
к
и
й
п о
в ы р а ж е н и ю
л и ц а .
З а
э
м
п
а
т
и
ч
е
с
к
о
е
к а ж д ы й
п р а в и л ь н ы й
в
о
с
п
и
т
а
н
и
я
о т в е т
р е б е н к у
л
и
ч
н
о
с
т
ь
п р и с в а и в а е т с я
1
б а л л .
З а
н
е
д
о
с
т
у
п
н
ы
м
к а ж д ы й
н е
п р а в и л ь н ы й
д
а
е
т
ответ – 0 баллов.
Высокий
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
у р о в е н ь
( 4
–
5
б а л л о в ) :
у
р
о
в
е
н
ь
в с е
э м о ц и и
о
ч
е
р
е
д
и
определены правильно.
Средний
з
н
а
к
о
м
с
т
в
о
у р о в е н ь
( 2
–
3
б а л л а ) :
с
т
а
н
о
в
и
ш
ь
с
я
п о л о в и н а
и
б о л ь ш е
в
о
л
ш
е
б
н
и
к
э м о ц и й
о п р е д е л е н ы
д
е
й
с
т
в
и
я
м
правильно.
Н и з к и й
у р о в е н ь
( 0
–
1
б а л л ) :
с
в
о
и
м
м е н ь ш е
п о л о в и н ы
с
и
т
у
а
ц
и
я
х
и
в о о б щ е
н е т
б
е
л
о
п
о
л
ь
с
к
а
я
правильных ответов.
4 .
М е т о д и к а
ч
а
с
т
ь
о п р е д е л е н и я
э м о ц и о н а л ь н ы х
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
о
с
т
ь
ю
отношений детей (А. В. Запорожец).
Цель:
к
а
к
и
е
о п р е д е л и т ь
с т е п е н ь
п
р
о
б
л
е
м
н
ы
х
э м о ц и о н а л ь н о г о
о т н о ш е н и я
э
м
о
ц
и
и
д е т е й
д р у г
б
о
л
ь
ш
е
й
к другу.
С т и м у л ь н ы й
м а т е р и а л :
о
т
е
ч
е
с
т
в
е
н
н
о
й
о б р а з е ц ,
к а ж д о м у
к
о
н
с
т
а
т
и
р
у
ю
щ
е
м
р е б е н к у
л и с т
с
п
о
с
о
б
н
о
с
т
е
й
к а р т о н а ,
з а г о т о в к и
о
б
о
б
щ
е
н
н
о
м
д л я
а п п л и к а ц и и ,
с
о
ч
у
в
с
т
в
о
в
а
л
и
клей.
И н с т р у к ц и и :
П о с м о т р и т е
м
е
ж
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
е
в н и м а т е л ь н о
н а
о б р а з е ц
в
о
л
ш
е
б
н
и
к
в ы п о л н е н и я
а п п л и к а ц и и
( « К о н ф е т а » ) .
У
к
о
н
с
т
а
т
и
р
у
ю
щ
е
м
в а с
н а
с т о л е
е
с
т
ь
л е ж а т
р а з л и ч н ы е
г
р
у
п
п
е
з а г о т о в к и ,
к о т о р ы е
р
а
з
л
и
ч
н
ы
е
п о м о г у т
в ы п о л н и т ь
у
с
л
о
в
и
е
м
а п п л и к а ц и ю .
В ы б е р и т е
е
д
и
н
с
т
в
а
т е ,
к о т о р ы е
у
р
о
в
е
н
ь
в а м
б о л ь ш е
р
а
з
в
и
т
и
и
н р а в я т с я
и
с д е л а й т е
у
с
т
р
о
е
н
а
к а ж д ы й
с в о ю
д
е
т
е
й
аппликацию.
Х о д
п р о в е д е н и я :
т
а
б
л
и
ц
ы
д е т и
с и д я т
у
д
и
в
и
т
е
л
ь
н
ы
х
з а
б о л ь ш и м
о б щ и м
т
а
к
и
х
с т о л о м ,
и
п е р е д
э
м
о
ц
и
й
к а ж д ы м
л е ж и т
у
з
н
а
т
ь
л и с т
к а р т о н а ,
б
о
л
ь
ш
о
е
а
н а
с е р е д и н е
с т о л а
с
к
а
з
к
и
р а з л и ч н ы е
з а г о т о в к и
р
а
б
о
т
ы
д л я
а п п л и к а ц и и
( к р у ж о ч к и ,
к
о
т
о
р
ы
м
к в а д р а т и к и ,
т р е у г о л ь н и к и ,
у
п
р
а
ж
н
е
н
и
я
з в е з д о ч к и ,
ц в е т о ч к и
и
с
п
ы
т
у
е
м
ы
х
разного цвета).
Обработка
с
л
е
д
у
ю
щ
и
й
р е з у л ь т а т о в :
в
п р о т о к о л е
р
а
з
в
и
т
и
я
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
ф и к с и р о в а л о с ь
н а с т р о е н и е
у
р
о
в
е
н
ь
д е т е й
п р и
б
е
л
я
к
о
в
а
в ы п о л н е н и и
з а д а н и я
в
и
д
е
и
о т н о ш е н и е
к
с в е р с т н и к а м ,
м
о
г
у
т
к о т о р о е
о ц е н и в а е т с я
р
а
з
в
и
т
и
и
п о
1
б а л л у
з а
к а ж д ы й
д
е
ф
о
р
м
а
ц
и
и
к р и т е р и й :
п о м о г а ю т ,
р
а
д
о
с
т
н
ы
е
у с т у п а ю т
л и
д р у г
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
и
д р у г у ,
д е м о н с т р и р у ю т
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
х
л и
д е т и
с в о и
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
ы
х
у с п е х и ,
п о б у ж д а ю т
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
и
л и
с в е р с т н и к о в
к
о ц е н к е
ц
в
е
т
у
щ
е
й
с в о и х
д е й с т в и й
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
я
и эмоциональному отклику.
Высокий
п
о
д
н
и
м
а
е
т
у р о в е н ь
( 4
–
5
б а л л о в ) :
в
ы
б
и
р
а
л
и
д е т и
п о м о г а ю т
м
а
т
е
р
и
а
л
в ы п о л н я т ь
а п п л и к а ц и ю
л
и
с
и
н
а
с в е р с т н и к а м ,
у с т у п а ю т ,
у
р
о
в
е
н
ь
д е м о н с т р и р у ю т
с в о и
к
о
г
д
а
успехи.
С р е д н и й
у р о в е н ь
( 2
–
3
б а л л а ) :
п
о
в
т
о
р
н
о
е
д е т и
п о м о г а ю т
р
а
з
в
и
т
и
е
в ы п о л н я т ь
д р у г
р
а
з
в
и
т
и
я
д р у г у ,
н о
н е
в с е ,
п
р
о
я
в
л
я
ю
т
с
я
м а л о
к т о
п
р
о
я
в
л
е
н
и
е
м
у с т у п а е т
в
в ы б о р е
з
а
н
и
ж
е
н
н
о
й
з а г о т о в о к ,
н е
в с е
н
о
р
м
а
л
ь
н
о
д е м о н с т р и р у ю т
с в о и
м
и
х
а
л
к
о
в
а
успехи.
Н и з к и й
у р о в е н ь
( 0
–
1
б а л л ) :
с
е
м
е
р
о
д е т и
в ы п о л н я ю т
к
р
и
з
и
с
н
о
г
о
а п п л и к а ц и ю
к а ж д ы й
с
т
а
в
и
т
с а м ,
о т д а л е н н о
н
а
х
о
д
и
т
о т
о с т а л ь н ы х ,
н е
у с т у п а ю т
з
а
д
а
ч
и
д р у г
д р у г у ,
в
ы
п
о
л
н
я
ю
щ
е
г
о
н е
д е м о н с т р и р у ю т
с в о и
з
а
п
о
р
о
ж
е
ц
успехи.
5 .
М е т о д и к а
« К а к о в
в
н
у
т
р
е
н
н
е
г
о
р е б е н о к
в о
в з а и м о о т н о ш е н и и
в
с
е
м
и
со сверстниками» (Т. Д. Марцинковская).
Цель:
н
и
к
и
ш
и
н
а
о п р е д е л е н и е
м е ж л и ч н о с т н ы х
м
о
г
у
т
о т н о ш е н и й
и
с в я з а н н ы х
д
а
л
е
е
с
н и м и
к о м м у н и к а т и в н ы х
з
а
д
е
р
ж
к
о
й
к а ч е с т в
л и ч н о с т и :
э
м
о
ц
и
и
д о б р о т а ,
в н и м а т е л ь н о с т ь
д
е
т
я
м
к
л ю д я м ,
о б щ и т е л ь н о с т ь ,
в
ы
с
ш
а
я
щ е д р о с т ь ,
о т з ы в ч и в о с т ь ,
х
у
д
о
ж
н
и
к
а
жизнерадостность, сопереживание.
Стимульный
п
р
и
й
т
и
м а т е р и а л :
т е с т
и
с
п
ы
т
ы
в
а
ю
т
о п р о с н и к а ,
с о с т о я щ и й
о
с
о
б
е
н
н
о
с
т
я
м
и
и з
1 0
в о п р о с о в ,
п р е д л о ж е н н ы х
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
о
е
ниже.
1.
Е с л и
т ы
в и д и ш ь ,
п
р
и
в
е
т
с
т
в
и
е
ч т о
у
к о г о
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я
т о
и з
р е б я т
н е
п о л у ч а е т с я
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
и
в ы п о л н и т ь
з а д а н и е
с
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
х
воспитателя, ты поможешь?
2.
Ты
о
в
л
а
д
е
н
и
и
с т а н о в и ш ь с я
г р у с т н ы м ,
у
в
и
д
е
л
е с л и
р е б я т а
д
р
а
м
а
т
и
з
а
ц
и
и
в о к р у г
т е б я
о
т
в
е
т
грустят?
3.
Е с л и
у
к о г о - т о
и
н
т
е
л
л
е
к
т
у
а
л
ь
н
о
г
о
и з
р е б я т
т в о е й
о
б
щ
а
я
г р у п п ы
с л о м а л а с ь
п
я
т
н
о
м
и г р у ш к а ,
и
о н
п л а ч е т ,
н
а
п
р
а
в
л
е
н
н
о
с
т
ь
ю
ты пожалеешь его?
4.
Если
п
р
о
ц
е
с
с
д е т и
в
г р у п п е
н
о
р
м
г р о м к о
с м е ю т с я ,
к
о
т
о
р
ы
й
ты начинаешь смеяться?
5.
Ты
с
о
б
о
й
д р у ж и ш ь
с о
в с е м и
с
т
е
п
е
н
ь
детьми в группе?
6.
Ты
д
а
е
т
р а с с т р а и в а е ш ь с я ,
к о г д а
д
е
т
и
в и д и ш ь ,
ч т о
п
о
х
о
ж
и
х
к т о - т о
и з
д е т е й
г
о
л
о
с
о
м
плачет?
7.
Е с л и
к о м у - т о
у
т
о
ч
н
я
л
и
с
ь
и з
д е т е й
п о н р а в и л а с ь
р
а
н
н
и
х
т в о я
и г р у ш к а ,
л
ю
д
е
й
т ы
д а ш ь
с
н е й
р
е
а
г
и
р
у
е
т
поиграть?
8.
Е с л и
в о с п и т а т е л ь
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
ы
е
п о п р о с и л
т е б я
д
е
т
е
й
п о м о ч ь
к о м у - т о
к
л
ю
ч
е
в
у
ю
из ребят, ты поможешь?
9.
Ты
с
о
ц
и
а
л
ь
н
а
я
р а д ,
к о г д а
к
о
т
о
р
ы
й
у
д е т е й
т в о е й
к
у
л
а
к
о
м
г р у п п ы
п р о и з о ш л о
к
о
т
о
р
о
г
о
что-то хорошее?
10.
Если
э
м
о
ц
и
о
н
а
л
ь
н
ы
х
к т о - т о
и з
д е т е й
л
ю
б
я
т
п о р у г а е т с я ,
т ы
п о п р о б у е ш ь
к
о
л
и
ч
е
с
т
в
о
их померить?
И н с т р у к ц и и :
« Я
с е й ч а с
д
е
т
и
б у д у
з а д а в а т ь
п
е
р
в
о
м
т е б е
в о п р о с ы ,
к
о
з
л
е
н
о
ч
к
о
м
т ы
н а
н и х
д о л ж е н
с
о
п
е
р
е
ж
и
в
а
н
и
е
о т в е т и т ь :
д а ,
с
в
о
и
м
н е т ,
к о г д а
п
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
к а к
и л и
з
а
к
р
е
п
л
я
т
ь
с
я
не знаю».
Х о д
п р о в е д е н и я :
п
о
з
н
а
в
а
т
е
л
ь
н
о
й
п р о в о д и т с я
и н д и в и д у а л ь н о
у
п
р
а
в
л
я
е
м
ы
й
с
к а ж д ы м
р е б е н к о м .
З а д а ю
и
г
р
о
в
о
й
д е т я м
в о п р о с ы ,
д
е
т
и
о т в е т ы
ф и к с и р у ю т с я
в
с
е
б
я
б л а н к е
р е г и с т р а ц и и
о
б
о
б
щ
е
н
н
о
м
ответов 2 (см. Приложение 5).
Обработка
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
я
р е з у л ь т а т о в :
з а
к а ж д ы й
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
г
о
о т в е т
т и п а
« д а »
р е б е н о к
п
р
е
в
р
а
щ
а
ю
т
с
я
п о л у ч а е т
1
б а л л .
З а
д
а
н
н
о
г
о
к а ж д ы й
о т в е т
э
м
п
а
т
и
ч
е
с
к
о
е
т и п а
« н е т »
е м у
у
с
п
е
ш
н
о
п р и п и с ы в а е т с я
0
б а л л о в .
К а ж д ы й
м
е
ж
л
и
ч
н
о
с
т
н
о
е
о т в е т
т и п а
« к о г д а
п
р
о
з
о
р
о
в
а
к а к »
и л и
« н е
с
п
о
с
о
б
с
т
в
у
ю
щ
а
я
з н а ю »
о ц е н и в а е т с я
б
о
и
т
с
я
в
0 , 5
б а л л а .
В
ф
о
р
м
и
р
о
в
а
н
и
е
и т о г е
п о д с ч и т ы в а е т с я
к
а
р
а
к
о
в
с
к
и
й
о б щ а я
с у м м а
р
о
в
н
о
б а л л о в ,
н а б р а н н ы х
у
р
о
в
е
н
ь
р е б е н к о м
п о
в с е м
д
р
у
г
о
г
о
качествам личности.
Высокий
я
з
ы
к
уровень: 4 – 5 баллов.
Средний
е
ж
к
о
в
а
уровень: 2 – 3 баллов.
Низкий
р
е
б
я
т
уровень: 0 – 1 баллов.
После
с
т
е
п
е
н
ь
п р о в е д е н и я
д и а г н о с т и ч е с к о г о
с
т
а
р
ш
е
г
о
о б с л е д о в а н и я
б ы л и
в
ы
я
в
л
е
н
п р о а н а л и з и р о в а н ы
п о л у ч е н н ы е
с
т
а
л
а
результаты.