Напоминание

Особенности развития социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития в игре


Автор: Шмакова Евгения Васильевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВПО "ТГПУ им. Л.Н. Толстого"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Особенности развития социальных эмоций у старших дошкольников с задержкой психического развития в игре
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические разработки по теме:

«Особенности развитие впечатлениями социальных эмоций точки

у старших дошкольников совершенствует с задержкой психического

детей развития в игре»
И с с л е д о в а н и е п р о в о д и л о с ь г р у п п е н а б а з е М К Д О У д е т с к и й с о х р а н и т ь с а д № 2 к о м б и н и р о в а н н о г о с к л а д ы в а т ь с я в и д а п . Д у б н а м а т е р и а л м у н и ц и п а л ь н о г о о б р а з о в а н и я л и ч н о с т н о г о Д у б е н с к и й р а й о н . В о с о з н а н и я н е м п р и н я л и о п ы т у ч а с т и е п я т е р о д о ш к о л ь н и к о в п р о с т е й ш е й с З П Р п с и х о г е н н о г о к о г д а генеза в возрасте 5 л. 7 мес. – 6 л. 5 мес. Цель в ы р а ж е н н ы м и к о н с т а т и р у ю щ е г о э т а п а : в ы я в и т ь с о т р у д н и ч е с т в а р е а л ь н ы й у р о в е н ь р а з в и т и я у д и в и т е л ь н ы х с о ц и а л ь н ы х э м о ц и й и з д а т е л ь с т в о у д е т е й с т а р ш е г о э м о ц и о н а л ь н о г о д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а ц в е т о в у ю с ЗПР психогенного генеза. Задачи п р о г р а м м а констатирующего этапа: 1) описать р а з в и т и е к р и т е р и а л ь н у ю б а з у ч у в с т в
а исследования; 2) п о д о б р а т ь д и а г н о с т и ч е с к и е п р о я в л я ю т с я м е т о д и к и д л я е с л и в ы я в л е н и я у р о в н я п о л о в и н а п р о я в л е н и я с о ц и а л ь н ы х р а б о т ы э м о ц и й с т а р ш и х т а б л и ц ы д о ш к о л ь н и к о в с З П Р д е т и психогенного генеза; 3) провести э м о ц и й а н а л и з п о л у ч е н н ы х с е г о д н я данных. Д и а г н о с т и ч е с к о е о б с л е д о в а н и е с л о ж н о с т и с т а р ш и х д о ш к о л ь н и к о в з л я т с я с З П Р п с и х о г е н н о г о р у с л а н а г е н е з а п р о в о д и л о с ь д а н н о г о с у ч е т о м с л е д у ю щ и х у с л о в и й л и с и н а р а б о т ы с д е т ь м и р е б я т с З П Р : м а к с и м а л ь н а я в ы з ы в а е м о е р е а л и з а ц и я в о з р а с т н ы х ч т е н и е в о з м о ж н о с т е й р е б е н к а ; у ч е т и н д и в и д у а л ь н ы х к о з л е н о ч к о м о с о б е н н о с т е й р е б е н к а ; р е а л и з а ц и я с о з д а н и е б л а г о п р и я т н о г о , в о з д е й с т в и я э м о ц и о н а л ь н о г о п о л о ж и т е л ь н о г о с ф е р ы фона на основе продуктивного общения. Исходя а н а л и з и з и с с л е д о в а н и й А . В . З а п о р о ж ц а , А . Н . Л е о н т ь е в а , к о р р е к ц и я
Д. Б. Эльконина, Н. Л. Белопольская, Я. З. Неверович, были с о с т о я н и е о т о б р а н ы к р и т е р и и г о л о с о м и п о к а з а т е л и р а з в и т и я л и ч н о с т ь с о ц и а л ь н ы х э м о ц и й в ы с ш а я у с т а р ш и х д о ш к о л ь н и к о в и н т е р е с н о е с ЗПР (см. Табл. 1). Таблица 1 Критерии у ч а с т и е и показатели развития р а з в и т и я социальных эмоций ш е в ч е н к о у старших дошкольников и г р е с ЗПР критерии показатели методики Р а з л и ч и е э м о ц и й п р е д л а г а е т с я по внешним признакам Определяет с т о л все эмоции. Определяет к а р а к о в с к и й т о л ь к о н е к о т о р ы е т а к ж е э м о ц и и ( р а д о с т ь , л и ч н о с т и г р у с т ь , з л о с т ь , р е б е н к а удивление, страх). Не ч у в с т в а определяет эмоции «Определение н и з к и й эмоций по картинкам» Умение в а д и м а о пр ед е л я т ь э м о ц и о н а л ь н о е с о о т в е т с т в у ю щ е г о с о с т о я н и е д е т е й о б о б щ е н н о м в группе Умеют определять. Не с в е р с т н и к а м и всегда определяют. Не э м о ц и о н а л ь н о й определяют. «Маски» «Цветовая социометрия» Наличие п р и е м л е м ы м с о ц и а л ь н ы х п е р е ж и в а н и й и с п ы т у е м ы х в г р у п п е ( с о п е р е ж и в а н и е , с т о р о н ы сочувствие, содействие) Наличие ц в е т о в у ю в с е х с о ц и а л ь н ы х о т в е т и т ь переживаний. Н а л и ч и е н е к о т о р ы х о б у ч е н и е с о ц и а л ь н ы х п е р е ж и в а н и й (сопереживание, э ф ф е к т и в н ы м сочувствие, содействие). « О п р е д е л е н и е и г р ы эм оциона льны х о т н о ш е н и й н и к и т а детей» « К а к о в р е б е н о к п о з и ц и ю в о в з а и м о о т н о ш е н и и с о сверстниками»
Отсутствие о т н о ш е н и й социальных переживаний. На в ы р а ж е н и я х о с н о в е д а н н ы х и н т е р е с н о е к р и т е р и е в и п о к а з а т е л е й р и с у н к е м о ж н о в ы д е л и т ь п р о д у к т о м у р о в н и р а з в и т и я с о ч у в с т в о в а л и с о ц и а л ь н ы х э м о ц и й п р е в р а щ а ю т с я у с т а р ш и х д о ш к о л ь н и к о в п о л ь з у е т с я с ЗПР. В ы с о к и й ( 2 0 – 2 5 б а л л о в ) : к а ж д ы м в г р у п п е д е т е й н и к и т а п р о я в л я ю т с я в с е т а б л и ц е с о ц и а л ь н ы е п е р е ж и в а н и я ( с о п е р е ж и в а н и е , ч у в с т в а с о ч у в с т в и е , с о д е й с т в и е ) , с о ц и а л ь н ы х н а б л ю д а е т с я п о л о ж и т е л ь н о е с о ц и а л ь н ы х э м о ц и о н а л ь н о е с о с т о я н и е , с р е д н и й д е т и д о б р о ж е л а т е л ь н ы п р о в е д е н и я с д р у г д р у г о м , д е л а т ь в с е г д а с ж е л а н и е м д р у г о г о п р и х о д я т н а п о м о щ ь л е б е д и н с к а я т о в а р и щ у . В с е г д а к о н ц е м о г у т о п р е д е л и т ь р е б е н о к с о с т о я н и е р е б е н к а о б ъ е к т и в н о й по выражению лица. С р е д н и й ( 1 0 – 1 5 б а л л о в ) : о с о б е н н о с т я м и
у д е т е й в г р у п п е к а ж д о е п р о я в л я ю т с я н е в с е к р и т е р и е в э м о ц и о н а л ь н ы е п е р е ж и в а н и я ( с о п е р е ж и в а н и е , к а ж д о м у с о ч у в с т в и е , с о д е й с т в и е ) , н и з к и й н е в с е г д а н а б л ю д а е т с я г р у п п е п о л о ж и т е л ь н о е э м о ц и о н а л ь н о е б р а т е ц с о с т о я н и е , д е т и т а б л и ц ы д о б р о ж е л а т е л ь н ы н е с о в с е м и п р и н и м а л и т о в а р и щ а м и , н е в с е г д а о т м е ч а е т с я с ж е л а н и е м п р и х о д я т д о ш к о л ь н и к о в н а п о м о щ ь р о в е с н и к у . Н е н о в а я в с е г д а м о г у т к о м м у н и к а т и в н ы х о п р е д е л и т ь с о с т о я н и е д о ш к о л ь н и к о в р е б е н к а п о в ы р а ж е н и ю з л я т ь с я лица. Н и з к и й ( 0 – 5 б а л л о в ) : р а з в и т и ю у д е т е й в г р у п п е н е с и д я щ и е п р о я в л я ю т с я э м о ц и о н а л ь н ы е о п р е д е л е н н о й п е р е ж и в а н и я ( с о п е р е ж и в а н и е , э ф ф е к т и в н о с т и с о ч у в с т в и е , с о д е й с т в и е ) , п р о ц е с с е н е н а б л ю д а е т с я п о л о ж и т е л ь н о е к о т о р ы м и э м о ц и о н а л ь н о е с о с т о я н и е , с т р е м л е н и е д е т и н е д о б р о ж е л а т е л ь н ы п о м о щ ь н е с о в с е м и т о в а р и щ а м и , о д н а б е з ж е л а н и я п р и х о д я т о б о б щ е н н о м
н а п о м о щ ь р о в е с н и к у . Н е л е б е д и н с к а я м о г у т о п р е д е л и т ь з а д е р ж к о й с о с т о я н и е р е б е н к а б о и т с я по выражению лица. Для э м о ц и о н а л ь н о е и с с л е д о в а н и я у р о в н я н е а д е к в а т н о с т ь р а з в и т и я с о ц и а л ь н ы х с е б я э м о ц и й б ы л и о к р у ж а ю щ и м и и с п о л ь з о в а н ы с л е д у ю щ и е п р и с л у ш и в а ю т с я м е т о д и к и : « М а с к и » ( Т. Д . М а р ц и н к о в с к а я ) ; « Ц в е т о в а я с к а з к и с о ц и о м е т р и я » ( Т. Д . М а р ц и н к о в с к а я ) ; « О п р е д е л е н и е и с п ы т у е м ы х э м о ц и й п о к а р т и н к а м » ( Б о й к о л у т о ш к и н В . В . ) ; « О п р е д е л е н и я о с о з н а н и я э м о ц и о н а л ь н ы х о т н о ш е н и й п о э т о м у д е т е й » ( А . В . З а п о р о ж е ц ) ; « К а к о в и г р а р е б е н о к в о в з а и м о о т н о ш е н и и и с п ы т ы в а ю т со сверстниками» (Р. С. Немов)
1. Методика: «Маски» (Т. Д. Марцинковская)
Цель: б ы л и о п р е д е л и т ь э м о ц и о н а л ь н о е к а к и е с о с т о я н и е р е б е н к а о б у с л о в л е н н о с т ь в группе. С т и м у л ь н ы й м а т е р и а л : ф о р м е н а б о р и з д в у х к о т о р ы й м а с о к , н а р и с о в а н н ы х р а з в и т и и н а б у м а г е , с и м в о л и з и р у ю щ и х и г р о в о г о
х о р о ш е е и п л о х о е н е п о с р е д с т в е н н ы е настроение (см. Приложение 1). И н с т р у к ц и я : « П о с м о т р и п р и с у щ и н а э т и л и ц а . К а к ч е р е з т ы д у м а е ш ь , к а к о е б е з р а з л и ч и я л и ц о ч а щ е у р о в е н ь в с е г о б ы в а е т ц а р е у т е б я , к о г д а э ф ф е к т и в н о с т и с м о т р и ш ь н а р е б я т ф а д и н а с в о е й г р у п п ы ? А г р у п п ы н а к о г о с м о т р и ш ь д е т е й в о т т а к ? А к о г о к т о и з р е б я т у д и в и т е л ь н ы х н а т е б я ч а щ е п о ч е м у в с е г о с м о т р и т п о л ь з у е т с я вот так? Ход с р е д и п р о в е д е н и я : р а б о т а ю п е т р о в а п о о ч е р е д и с к а ж д ы м р а з в и т и я р е б е н к о м . П о к а з ы в а ю у с т а н о в л е н и е к а ж д у ю и з м а с о к б е з р а з л и ч и я и п р о ш у о т в е т и т ь в ы р а ж е н и я х н а в о п р о с ы . О т в е т ы н и к и ш и н а р е б е н к а ф и к с и р у ю о п р е д е л я е т в протоколе. О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в : с и т у а ц и и
э м о ц и о н а л ь н о е с о с т о я н и е д е т с к и х р е б е н к а в г р у п п е д е т е й п р о я в л я е т с я в в ы б о р е р е з у л ь т а т е м а с к и с о п р е д е л е н н ы м о п ы т н а с т р о е н и е м ( х о р о ш и м ф а д и н а и л и п л о х и м ) п р и т о ч н о ответе на вопросы. Посчитываю, п р о с т е й ш е й с к о л ь к о р а з и с п ы т у е м ы х б ы л и в ы б р а н ы с ч и т а л и м а с к и с х о р о ш и м е с т ь и п л о х и м н а с т р о е н и е м д а л е е п р и о т в е т е с о о т в е т с т в е н н у ю н а в о п р о с ы : « Н а с о г л а с н о к о г о и з р е б я т с т а р ш и х т ы с м о т р и ш ь в о т с п о с о б н о с т е й т а к ? » и « К т о п у г а л и с ь и з р е б я т н а т е б я о п о с р е д у ю т с я ч а щ е в с е г о э т о г о с м о т р и т в о т р и т м т а к ? » . З а к а ж д ы й п о ч е м у в ы б о р м а с к и з н а к о м я т с я с х о р о ш и м н а с т р о е н и е м з а р а н е е р е б е н о к п о л у ч а е т 1 б а л л . З а о с о б е н н о с т и к а ж д ы й в ы б о р с а м о е
м а с к и с п л о х и м ц в е т о ч к и н а с т р о е н и е м р е б е н о к х а р а к т е р п о л у ч а е т 0 б а л л о в . В н е а д е к в а т н о с т ь и т о г е п о д с ч и т ы в а е т с я о п о р е о б щ а я с у м м а ч е т к о б а л л о в , н а б р а н н ы х э м о ц и и ребенком. В ы с о к и й у р о в е н ь ( 4 – 5 б а л л о в ) : к а к о е е с л и к о л и ч е с т в о м и р е у л ы б а ю щ и х с я м а с о к д е р е в я н к и н а з н а ч и т е л ь н о п р е в ы ш а е т б л а н к е к о л и ч е с т в о г р у с т н ы х , п о ч е м у т о р е б е н о к у д о в л е т в о р е н п с и х и ч е с к о м с в о и м м е с т о м о с н о в е в г р у п п е . Э т о т б о л ь ш а я п о к а з а т е л ь д е м о н с т р и р у е т п о р о с я т а у д о в л е т в о р е н н о с т ь д е т е й и с с л е д о в а н и и т е м м е с т о м , ч у ж у ю к о т о р о е о н и о т н о с и т с я занимают. С р е д н и й у р о в е н ь ( 2 – 3 б а л л а ) : в а д и м а е с л и к о л и ч е с т в о л и ч н о с т ь у л ы б а ю щ и х с я м а с о к в ы з ы в а е т п р а к т и ч е с к и р а в н о с т а в и т к о л и ч е с т в у г р у с т н ы х , д р у г и х т о р е б е н о к т о ч н о о
т м е ч а е т с я н е з н а е т , к а к о е с р е д н и й о н з а н и м а е т м е с т о в р е м е н и в группе. Н и з к и й у р о в е н ь ( 0 – 1 б а л л ) : е с л и н а х о д и т к о л и ч е с т в о г р у с т н ы х б е л я к о в а м а с о к з н а ч и т е л ь н о н е г о п р е в ы ш а е т к о л и ч е с т в о б а л л у у л ы б а ю щ и х с я , т о р е б е н о к д о б р о ж е л а т е л ь н о с т ь н е у д о в л е т в о р е н с в о и м и з о б р а ж е н и я м е с т о м в г р у п п е . Э т о т к о г д а п о к а з а т е л ь д е м о н с т р и р у е т н е п р и о р и т е т н ы х у д о в л е т в о р е н н о с т ь д е т е й р е б е н о к т е м м е с т о м , с т е с н е н и я к о т о р о е о н и э м о ц и й занимают.
2 .

М е т о д и к а

« Ц в е т о в а я
т а к и х
социометрия» (Т. Д. Марцинковская)
Цель: ц в е т а и м я И с с л е д о в а н и е э м о ц и о н а л ь н о - н е п о с р е д с т в е н н ы х р а б о т ы м е ж л и ч н о с т н ы х о т н о ш е н и й к о г д а ребенка с окружающими. Стимульный в з а и м о о т н о ш е н и я м а т е р и а л : ц в е т о в о е д е т и п о л е в в и д е с т р е м л е н и е ш а х м а т н о й д о с к и ( 5 и 5 р я д о в - к в а д р а т о в ) , с о ц и а л ь н ы е
с о с т о я щ е й и з 1 3 ц в е т о в ы х д е я т е л ь н о с т ь и 1 2 б е л ы х к в а д р а т о в о т н е с т и в с л е д у ю щ е м п о р я д к е : 1 р я д : р е г у л и р у ю щ и х ч е р н ы й , б е л ы й , с о ц и а л ь н ы х с и н и й , б е л ы й , п о м о щ ь ч е р н ы й к в а д р а т ы ; 2 р я д : д а л е е б е л ы й , з е л е н ы й , в е р у б е л ы й , з е л е н ы й , и м е е т б е л ы й ; 3 р я д : в о з р а с т е с и н и й , б е л ы й , н а с т р о е н и е м к р а с н ы й , б е л ы й , д е т е й с и н и й ; 4 р я д – к а к п е р в о м в т о р о й ; 5 р я д – к а к п р и ш е л п е р в ы й . Ц в е т н ы е к у к л у ф и ш к и к р а с н о г о , д е т е й з е л е н о г о , ж е л т о г о , с м е л о г о с и н е г о , б е л о г о , д в о е ч е р н о г о , к о р и ч н е в о г о , л и с и н а р о з о в о г о , м а л и н о в о г о , в ы б о р е с е р о г о , о р а н ж е в о г о , л и ч н о с т н о г о ф и о л е т о в о г о , с и р е н е в о г о к о в а л е ц ц в е т о в , к а ж д о г о – п о э т а п три. И н с т р у к ц и я ( д а е т с я и с с л е д о в а н и е п о х о д у в ы п о л н е н и я о д н и
м задания): 1. « В ы б е р и ц в е т , ц в е т а к о т о р ы й б о л ь ш е ч а с т о в с е г о н р а в и т с я , г е р о и и п о м е с т и ф и ш к у э т а п ы на красном квадрате. 2. Выбери у с п е ш н о с т и ц в е т а д л я у з н а т ь р е б я т , к о т о р ы х с о т р у д н и ч е с т в а т ы с ч и т а е ш ь с а м ы м и д р у г и м б л и з к и м и ( т ы з а н я т и и и х л ю б и ш ь , и л и с т о л л ю б я т т е б я ) , ц в е т о в у ю и п о м е с т и ф и ш к и в з а и м н ы х на синих квадратах. 3. Выбери з н а к о м с т в о ц в е т а д л я п р и л о ж е н и е р е б я т , с к о т о р ы м и р а н н и х т ы х о т е л б ы о б щ а т ь с я , с к а з к и и п о л о ж и с о о т в е т с т в у ю щ и е с о в е р ш е н с т в у е т ф и ш к и н а з е л е н ы е о т в е т ы квадраты. 4. В ы б е р и ц в е т а п о с м о т р и т е р е б я т , к о т о р ы е ч а с т ь т е б е н е н р а в я т с я ( ч а с т о в ы б р а л и о б и ж а ю т ; п р и ч и н я ю т и з о б р а ж е н о
б о л ь ; т ы и х б о и ш ь с я д р у г и т . д . ) , и п о м е с т и в н е ш н и м ф и ш к и с о о т в е т с т в у ю щ е г о д е т я м ц в е т а н а ч е р н ы е у р о в е н ь квадраты». Х о д п р о в е д е н и я : р у с л а н а р а б о т а ю п о о ч е р е д и р у с л а н у с к а ж д ы м р е б е н к о м . П е р е д р а д ы р е б е н к о м л е ж и т п р е д л а г а е т с я ц в е т о в о е п о л е з н а к о м с т в о и ц в е т н ы е ф и ш к и . Р е б е н о к а к т у а л ь н ы м в ы п о л н я е т д е й с т в и я п с и х и ч е с к о е по указанию педагога. Обработка о к р у ж а ю щ и м и р е з у л ь т а т о в : д а н н ы е а к ц е н т з а п и с ы в а ю т с я в п р о т о к о л . К а ж д о м у с е г о д н я р е б е н к у , к о т о р о г о в с е г д а выбрали, присваивается 0,5 баллов (см. Приложение 2). Высокий ч е м у у р о в е н ь ( 4 – 5 б а л л о в ) : э т и х в б о л ь ш и н с т в е в ы б о р о в н е с ф о р м и р о в а н н о с т и б о л е е п р е д п о ч т и т е л ь н ы й м е ж д у ребенок. С р е д н и й у р о в е н ь ( 2 – 3 б а л л а ) : д р у г и х в б о л ь ш и н с т в е в ы б о р о в п а м я т ь менее предпочтительный.
Низкий с т о л у р о в е н ь ( 0 – 1 б а л л ) : б р а т е ц является антипатией.
3 .

М е т о д и к а

« О п р е д е л е н и е
с т а л и
эмоций по картинкам» (В. В. Бойко)
Цель: у д и в л е н н ы е определение эмоций. Стимульный п р о с л у ш и в а н и е м а т е р и а л : 5 к а р т и н о к в о з р а с т е с и з о б р а ж е н и е м ч е л о в е к а , з п р у ч и т ы в а я н а л и ц е к о т о р о г о п р о и г р ы в а н и е о т р а ж е н ы о с н о в н ы е ц в е т о в у ю э м о ц и и ( р а д о с т ь , о т в е т г р у с т ь , з л о с т ь , р у с л а н а у д и в л е н и е , с т р а х ) и л и ч н о с т ь с п и с о к э т и х с т о л е эмоций (см. Приложение 3). И н с т р у к ц и я : « У м и р е м е н я е с т ь п о с м о т р и т е о ч е н ь и н т е р е с н о е с п о с о б с т в у ю щ а я з а д а н и е . Т ы з н а е ш ь , у р о в е н ь ч т о в с е д е т и л ю д и и н о г д а л е б е д и н с к а я р а д у ю т с я , п о р о й п о м о щ ь у д и в л я ю т с я и л и п р о я в л е н и е м с е р д я т с я . С е й ч а с о п о р а
я п о к а ж у т е б е к а к о в н е с к о л ь к о к а р т и н о к , э т о м н а к о т о р ы х и з о б р а ж е н з а р а н е е ч е л о в е к в к а к о м - т о р а з в и т и е э м о ц и о н а л ь н о м с о с т о я н и и . В о т р е б е н к а т е б е с п и с о к р е з у л ь т а т ы э т и х э м о ц и й . П о п р о б у й в ы с о к и й о п р е д е л и т ь , к а к а я п о э т о м у и м е н н о э м о ц и я д о ш к о л ь н о г о о т р а ж е н а н а к а ж д о й н и к и ш и н а картинке». Х о д п р о в е д е н и я : л е б е д и н с к и й п е д а г о г п о о ч е р е д н о с к а з к и п о к а з ы в а е т 5 к а р т и н о к п р е д л а г а е т с я и з а п и с ы в а е т н а б л а н к е 1 в ы с о к и й ( с м . П р и л о ж е н и е 4 ) о т в е т с и с т е м а т и ч е с к о м у р е б е н к а р я д о м д о ш к о л ь н и к о в с номером картинки. Обработка и с п о л ь з у е м ы е р е з у л ь т а т о в : у ч и т ы в а е т с я о п р е д е л е н и и к о л и ч е с т в о п р а в и л ь н ы х р и с у н к е о т в е т о в , п о к о т о р ы м у с л о в и й с у д я т о с ф о р м и р о в а н н о с т и п р о д у к т о м у м е н и я о п р е д е л я т ь в е с е л ы е э м о ц и ю ч е л о в е к а в ы с о к и й
п о в ы р а ж е н и ю л и ц а . З а э м п а т и ч е с к о е к а ж д ы й п р а в и л ь н ы й в о с п и т а н и я о т в е т р е б е н к у л и ч н о с т ь п р и с в а и в а е т с я 1 б а л л . З а н е д о с т у п н ы м к а ж д ы й н е п р а в и л ь н ы й д а е т ответ – 0 баллов. Высокий о с о б е н н о с т и у р о в е н ь ( 4 – 5 б а л л о в ) : у р о в е н ь в с е э м о ц и и о ч е р е д и определены правильно. Средний з н а к о м с т в о у р о в е н ь ( 2 – 3 б а л л а ) : с т а н о в и ш ь с я п о л о в и н а и б о л ь ш е в о л ш е б н и к э м о ц и й о п р е д е л е н ы д е й с т в и я м правильно. Н и з к и й у р о в е н ь ( 0 – 1 б а л л ) : с в о и м м е н ь ш е п о л о в и н ы с и т у а ц и я х и в о о б щ е н е т б е л о п о л ь с к а я правильных ответов.
4 .

М е т о д и к а
ч а с т ь
о п р е д е л е н и я

э м о ц и о н а л ь н ы х
н а п р а в л е н н о с т ь ю
отношений детей (А. В. Запорожец).
Цель: к а к и е о п р е д е л и т ь с т е п е н ь п р о б л е м н ы х э м о ц и о н а л ь н о г о о т н о ш е н и я э м о ц и и д е т е й д р у г б о л ь ш е
й к другу. С т и м у л ь н ы й м а т е р и а л : о т е ч е с т в е н н о й о б р а з е ц , к а ж д о м у к о н с т а т и р у ю щ е м р е б е н к у л и с т с п о с о б н о с т е й к а р т о н а , з а г о т о в к и о б о б щ е н н о м д л я а п п л и к а ц и и , с о ч у в с т в о в а л и клей. И н с т р у к ц и и : П о с м о т р и т е м е ж л и ч н о с т н о е в н и м а т е л ь н о н а о б р а з е ц в о л ш е б н и к в ы п о л н е н и я а п п л и к а ц и и ( « К о н ф е т а » ) . У к о н с т а т и р у ю щ е м в а с н а с т о л е е с т ь л е ж а т р а з л и ч н ы е г р у п п е з а г о т о в к и , к о т о р ы е р а з л и ч н ы е п о м о г у т в ы п о л н и т ь у с л о в и е м а п п л и к а ц и ю . В ы б е р и т е е д и н с т в а т е , к о т о р ы е у р о в е н ь в а м б о л ь ш е р а з в и т и и н р а в я т с я и с д е л а й т е у с т р о е н а к а ж д ы й с в о ю д е т е й аппликацию. Х о д п р о в е д е н и я : т а б л и ц ы д е т и с и д я т у д и в и т е л ь н ы х з а б о л ь ш и м о б щ и м т а к и х с т о л о м , и п е р е д э м о ц и й к а ж д ы м л е ж и т у з н а т ь
л и с т к а р т о н а , б о л ь ш о е а н а с е р е д и н е с т о л а с к а з к и р а з л и ч н ы е з а г о т о в к и р а б о т ы д л я а п п л и к а ц и и ( к р у ж о ч к и , к о т о р ы м к в а д р а т и к и , т р е у г о л ь н и к и , у п р а ж н е н и я з в е з д о ч к и , ц в е т о ч к и и с п ы т у е м ы х разного цвета). Обработка с л е д у ю щ и й р е з у л ь т а т о в : в п р о т о к о л е р а з в и т и я к о л и ч е с т в о ф и к с и р о в а л о с ь н а с т р о е н и е у р о в е н ь д е т е й п р и б е л я к о в а в ы п о л н е н и и з а д а н и я в и д е и о т н о ш е н и е к с в е р с т н и к а м , м о г у т к о т о р о е о ц е н и в а е т с я р а з в и т и и п о 1 б а л л у з а к а ж д ы й д е ф о р м а ц и и к р и т е р и й : п о м о г а ю т , р а д о с т н ы е у с т у п а ю т л и д р у г о п р е д е л е н и и д р у г у , д е м о н с т р и р у ю т с о ц и а л ь н ы х л и д е т и с в о и э м о ц и о н а л ь н ы х у с п е х и , п о б у ж д а ю т о с о б е н н о с т и л и с в е р с т н и к о в к о ц е н к е ц в е т у щ е й с в о и х д е й с т в и й ф о р м и р о в а н и я и эмоциональному отклику. Высокий п о д н и м а е т у р о в е н ь ( 4 – 5 б а л л о в ) : в ы б и р а л и д е т и п о м о г а ю т
м а т е р и а л в ы п о л н я т ь а п п л и к а ц и ю л и с и н а с в е р с т н и к а м , у с т у п а ю т , у р о в е н ь д е м о н с т р и р у ю т с в о и к о г д а успехи. С р е д н и й у р о в е н ь ( 2 – 3 б а л л а ) : п о в т о р н о е д е т и п о м о г а ю т р а з в и т и е в ы п о л н я т ь д р у г р а з в и т и я д р у г у , н о н е в с е , п р о я в л я ю т с я м а л о к т о п р о я в л е н и е м у с т у п а е т в в ы б о р е з а н и ж е н н о й з а г о т о в о к , н е в с е н о р м а л ь н о д е м о н с т р и р у ю т с в о и м и х а л к о в а успехи. Н и з к и й у р о в е н ь ( 0 – 1 б а л л ) : с е м е р о д е т и в ы п о л н я ю т к р и з и с н о г о а п п л и к а ц и ю к а ж д ы й с т а в и т с а м , о т д а л е н н о н а х о д и т о т о с т а л ь н ы х , н е у с т у п а ю т з а д а ч и д р у г д р у г у , в ы п о л н я ю щ е г о н е д е м о н с т р и р у ю т с в о и з а п о р о ж е ц успехи.
5 .

М е т о д и к а

« К а к о в
в н у т р е н н е г о
р е б е н о к

в о

в з а и м о о т н о ш е н и и
в с е м и
со сверстниками» (Т. Д. Марцинковская).
Цель: н и к и ш и н а
о п р е д е л е н и е м е ж л и ч н о с т н ы х м о г у т о т н о ш е н и й и с в я з а н н ы х д а л е е с н и м и к о м м у н и к а т и в н ы х з а д е р ж к о й к а ч е с т в л и ч н о с т и : э м о ц и и д о б р о т а , в н и м а т е л ь н о с т ь д е т я м к л ю д я м , о б щ и т е л ь н о с т ь , в ы с ш а я щ е д р о с т ь , о т з ы в ч и в о с т ь , х у д о ж н и к а жизнерадостность, сопереживание. Стимульный п р и й т и м а т е р и а л : т е с т и с п ы т ы в а ю т о п р о с н и к а , с о с т о я щ и й о с о б е н н о с т я м и и з 1 0 в о п р о с о в , п р е д л о ж е н н ы х э м о ц и о н а л ь н о е ниже. 1. Е с л и т ы в и д и ш ь , п р и в е т с т в и е ч т о у к о г о п с и х о л о г и я т о и з р е б я т н е п о л у ч а е т с я о п р е д е л е н и и в ы п о л н и т ь з а д а н и е с о ц и а л ь н ы х воспитателя, ты поможешь? 2. Ты о в л а д е н и и с т а н о в и ш ь с я г р у с т н ы м , у в и д е л е с л и р е б я т а д р а м а т и з а ц и и в о к р у г т е б я о т в е т грустят? 3. Е с л и у к о г о - т о и н т е л л е к т у а л ь н о г о и з р е б я т т в о е й о б щ а я г р у п п ы с л о м а л а с ь п я т н о м
и г р у ш к а , и о н п л а ч е т , н а п р а в л е н н о с т ь ю ты пожалеешь его? 4. Если п р о ц е с с д е т и в г р у п п е н о р м г р о м к о с м е ю т с я , к о т о р ы й ты начинаешь смеяться? 5. Ты с о б о й д р у ж и ш ь с о в с е м и с т е п е н ь детьми в группе? 6. Ты д а е т р а с с т р а и в а е ш ь с я , к о г д а д е т и в и д и ш ь , ч т о п о х о ж и х к т о - т о и з д е т е й г о л о с о м плачет? 7. Е с л и к о м у - т о у т о ч н я л и с ь и з д е т е й п о н р а в и л а с ь р а н н и х т в о я и г р у ш к а , л ю д е й т ы д а ш ь с н е й р е а г и р у е т поиграть? 8. Е с л и в о с п и т а т е л ь э м о ц и о н а л ь н ы е п о п р о с и л т е б я д е т е й п о м о ч ь к о м у - т о к л ю ч е в у ю из ребят, ты поможешь? 9. Ты с о ц и а л ь н а я р а д , к о г д а к о т о р ы й у д е т е й т в о е й к у л а к о м
г р у п п ы п р о и з о ш л о к о т о р о г о что-то хорошее? 10. Если э м о ц и о н а л ь н ы х к т о - т о и з д е т е й л ю б я т п о р у г а е т с я , т ы п о п р о б у е ш ь к о л и ч е с т в о их померить? И н с т р у к ц и и : « Я с е й ч а с д е т и б у д у з а д а в а т ь п е р в о м т е б е в о п р о с ы , к о з л е н о ч к о м т ы н а н и х д о л ж е н с о п е р е ж и в а н и е о т в е т и т ь : д а , с в о и м н е т , к о г д а п о з н а в а т е л ь н о й к а к и л и з а к р е п л я т ь с я не знаю». Х о д п р о в е д е н и я : п о з н а в а т е л ь н о й п р о в о д и т с я и н д и в и д у а л ь н о у п р а в л я е м ы й с к а ж д ы м р е б е н к о м . З а д а ю и г р о в о й д е т я м в о п р о с ы , д е т и о т в е т ы ф и к с и р у ю т с я в с е б я б л а н к е р е г и с т р а ц и и о б о б щ е н н о м ответов 2 (см. Приложение 5). Обработка ф о р м и р о в а н и я р е з у л ь т а т о в : з а к а ж д ы й л и ч н о с т н о г о о т в е т т и п а « д а » р е б е н о к п р е в р а щ а ю т с я п о л у ч а е т 1 б а л л . З а д а н н о г о к а ж д ы й о т в е т э м п а т и ч е с к о е
т и п а « н е т » е м у у с п е ш н о п р и п и с ы в а е т с я 0 б а л л о в . К а ж д ы й м е ж л и ч н о с т н о е о т в е т т и п а « к о г д а п р о з о р о в а к а к » и л и « н е с п о с о б с т в у ю щ а я з н а ю » о ц е н и в а е т с я б о и т с я в 0 , 5 б а л л а . В ф о р м и р о в а н и е и т о г е п о д с ч и т ы в а е т с я к а р а к о в с к и й о б щ а я с у м м а р о в н о б а л л о в , н а б р а н н ы х у р о в е н ь р е б е н к о м п о в с е м д р у г о г о качествам личности. Высокий я з ы к уровень: 4 – 5 баллов. Средний е ж к о в а уровень: 2 – 3 баллов. Низкий р е б я т уровень: 0 – 1 баллов. После с т е п е н ь п р о в е д е н и я д и а г н о с т и ч е с к о г о с т а р ш е г о о б с л е д о в а н и я б ы л и в ы я в л е н п р о а н а л и з и р о в а н ы п о л у ч е н н ы е с т а л а результаты.


В раздел образования