Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе
Автор: Коблева Евгения Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МДОУ ДС Дельфиненок р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области Населённый пункт: р.п. Средняя Ахтуба Наименование материала: Статья Тема: Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе Раздел: дошкольное образование
Обеспечение каждому ребенку равных стартовых
возможностей для успешного обучения в школе.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа
которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию
данной
сферы.
Главная
цель
политики
в
сфере
дошкольного
образования
–
качественное образование дошкольников.
Настала
необходимость
стандартизации
содержания
дошкольного
образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые
возможности для успешного обучения в школе.
Основные принципы дошкольного образования, которые становятся основой
при организации образовательного процесса:
•
содействие
и
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание
ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьёй;
•
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребенка в различных видах деятельности;
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного
возраста
определяется
не
суммой
конкретных
знаний,
умений
и
навыков,
а
совокупностью
личностных
качеств,
в
том
числе
обе спечивающих
психологическую
готовность
ребенка
к
школе.
Наиболее
значимое
отличие
дошкольного
образования
от
общего
образования
заключается
в
том,
что
в
детском
саду
отсутствует
жесткая
предметность.
Развитие
ребенка
осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Ведущими видами детской
деятельности
становятся:
игровая,
коммуникативная,
двигательная,
познавательно-исследовательская, продуктивная и др.
Большое
внимание
в
настоящее
время
уделяется
созданию
в
ДОУ
без
барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья
получить современное дошкольное образование. Инклюзивное образование дает
им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. Такие
дети есть и нашем дошкольном учреждении (4 дошкольника).
Модель образовательного процесса должна быть гибкой, такой, чтобы по
необходимости,
воспитатель
мог
внести
коррективы
и
в
планирование,
и
в
организацию.
Содержание
реализуется
через
организацию
различных
видов
детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм
и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в
зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения
конкретных
образовательных
задач.
Это
каждый
педагог
прописывает
в
Рабочей программе, который составляет самостоятельно.
Безусловно,
основой
в
реализации
поставленных
задач
являются
педагогические кадры, их готовность работать по-новому.
Содержание
образовательного
процесса
выполняется
в
соответствии
с
примерной программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией
Т.С Комаровой, В.В. Гербовой, М.А. Васильевой и на основе этой
программы
разработана
Образовательная
программа,
утверждённая
Педагогическим советом, внесены изменения и дополнения в Образовательную
программу.
Индивидуальная работа с детьми в детском саду начинается выстраиваться
со дня поступления ребёнка в детский сад. На основании наблюдений за ребёнком
и
бесед
с
родителями
(законными
представителями),
делаются
выводы
и
составляются маршруты с детьми раннего возраста с учётом их индивидуальных
способностей. Обсуждения планов работы и подведение итогов развития детей
обсуждаются на медико-педагогическом совещании (МПС), которое проводится 1
раз в квартал. В состав участников в медико-педагогическое совещание входят
старший воспитатель, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп
раннего
возраста.
Участники
МПС
принимают
решения
о
назначении
индивидуального режима для детей с проблемами физического и психического
развития, организации индивидуальной развивающей работы с детьми.
С более взрослыми дошкольниками осуществляет свою работу, на основании
Положения
о
работе
психолого-медико-педагогического
консилиума
(ПМПк),
утверждён состав педагогов ПМПк, в который входят
председатель ПМПК и
члены консилиума старший воспитатель,
педагог-психолог, учитель-логопед,
старшая медсестра, составлен план работы ПМПк учебный год. Главной целью
работы
консилиума
является
выявление
и
ранняя
диагностика
отклонений
в
развитии
или
со стоянии
декомпенсации,
определение
х а р а к т е р а ,
продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в
рамках возможностей имеющихся в Учреждении.
В 2015-2016 учебном году апробируется программа «Изумрудный город»
работа с детьми, имеющими трудности в усвоении Образовательной программы.
Реализуют программу
педагог-психолог, руководитель физической культуры,
музыкальный руководитель.
Творческой группой обсуждаются планы работы с детьми, разрабатываются
программы по выявлению и развитию способностей дошкольников. В состав
входят
руководитель
творческой
групп,
секретарь
творческой
группы, члены
творческой группы, утверждён план работы творческой группы на учебный год.
Работает консультационный пункт для родителей (законных представителей)
детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в т.ч. детей с
ограниченными
возможностями
здоровья.
В
состав
для
оказания
психолого-
педагогической
помощи
родителям
(законным
представителям)
детей,
не
посещающих
дошкольное
образовательное
учреждение,
в
т.ч.
детей
с
ограниченными возможностями здоровья входят старший воспитатель, педагог-
психолог,
учитель-логопед,
старшая
медсестра,
музыкальный
руководитель,
руководитель физической культуры.
В
целях
повышения
уровня
профессиональной
компетентно сти
педагогических коллективов в детском саду успешно проходят мастер-классы,
семинары-практикумы,
консультации,
смотры-конкурсы,
в
целях
создания
безопасной
и
психологически
комфортной
образовательной
среды
образовательной
организации
(в
соответствии
с
принципами:
насыщенность,
полифункциональность,
трансформируемость,
вариативность,
доступность,
безопасность),
на
основании
которых
делаются
выводы
и
прописываются
в
аналитических приказах, а также разрабатываются рекомендации по устранению
недостатков в работе педагогов.