Автор: Мулявина Ирина Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №19 Населённый пункт: город Коломна,Московская область Наименование материала: методическая разработка Тема: планирование воспитательной работы Раздел: среднее профессиональное
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для
детей с ограниченными возможностями здоровья №19
городского округа Коломна
Московской области
"Планирование воспитательной работы "
Воспитатель: Мулявина И.И.
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ.
1.1 Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в
школе
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ШКОЛЕ.
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе
2.2 Результаты экспериментальной работы по технологии планирования
воспитательной работы в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..
Пояснительная записка
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка
закладываются основные жизненные принципы , помогающие ему стать Человеком с
большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нём достойное место,
осознавая себя личностью и индивидуальностью. В социальной системе любого уровня и
сложности человек выступает в качестве главного компонента. Будучи центральным
элементом структуры социальной системы, человек выполняет и основные её функции,
поскольку именно в них заключается суть деятельности личностей и коллективов. Человек
осуществляет взаимодействие общественной системы с природой. Он является главным
субъектом и объектом управления. Он – носитель, преобразователь и пользователь
социальной информации. Какая бы сфера жизни общества ни рассматривалась, человек
остается основным объектом исследования. Социально-психологические черты человека
вместе с его биологическими качествами и есть компоненты личности как целостной
системе. Настоящая программа является составным элементом воспитательной области.
Целью воспитательного плана является обучение школьников основам знаний о
человеке, обществе, природе, формирование навыков и умений применять полученные
знания в жизни, воспитание у учащихся патриотизма и осознания национальных и
общечеловеческих ценностей.
Задачи:
формировать понимание единства физического, психического, социального и
духовного здоровья и знание способов его сохранения.
воспитание категориального мышления учащихся;
формирование умений и навыков работы с литературой, средствами электронного
обучения и массовой информации;
формирование понимания процессов, происходящих в современном обществе;
достижение понимания учащимися законов общественного развития, становления
демократического правового государства;
воспитание правовой, экологической грамотности;
воспитание уважения к правам и свободам граждан России.
Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в
школе
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю
неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить
преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить
протекание процессов обучения и воспитания школьников.
Результаты исследования Т.В. Ильиной свидетельствуют о том, что
педагогическому планированию присущи следующие функции:
- направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,
цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных
направлений и видов;
- прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана
формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние
педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и
развития;
- координирующая, или организаторская, позволяющая педагогам с помощью
обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ
на вопросы: кто, когда и что должен делать;
- контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному
педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и
корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;
- репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через небольшой
промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем
выполненной работы
[1]
.
Под планированием воспитательной работы в классе следует понимать процесс
совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по
определению целей, содержаний и способов организации воспитательной
жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников
намечаемых дел, сроков их проведения.
Простейшей формой планирования воспитательной работы является
расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке.
Схема календарного плана выглядит следующим образом:
Календарный план классного руководителя
Время
проведения
Название
мероприятия
Кто
проводит
Отметка
о
выполнении
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные
мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности
классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом
затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на
учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива.
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного
плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и
технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру
плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию
переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в
этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Оперативный план классного руководителя
Учебные
недели
Коллективные дела
учащихся
Оперативная работа классного
руководителя
Оценка
результатов
проделанной
работы
1-7
сентября
1 сентября.
День знаний
Пригласить на встречу научных
работников, специалистов
различных отраслей
.
.
3 сентября.
Собрание учащихся на
тему "Вопросы, которые
тебя волнуют"
Объявить конкурс на лучшее
коллективное дело.
Распределить обязанности на
перспективу. Помочь
редколлегии выпустить
стенгазету о летних каникулах
.
.
6 сентября.
Родительское собрание
на тему "Как помочь
детям организованно
начать учебный год?"
Выявить и привлечь
родителей, способных помочь
в организации и проведении
намеченных полезных и
интересных коллективных дел
.
Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных
понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели
контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания,
встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник
преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам,
чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив
занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов,
альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют
возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же
день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих
работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда
и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше
посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах,
смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот
день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители
художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В
воскресенье, если таковой день используется для организации свободного
времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело
включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и
внешкольных учреждений.
План воспитательной работы
Дат
Работа с учащимися
Работа с семьёй
а
Общешк.
мероприятия
Классные
мероприятия
Индивид.
работа
Общешк.
мероприятия
Индивид.
работа
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-
тематические планы. В них также предусматривается характеристика
ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной
работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов,
система которых отражает основные направления воспитательной работы в
классе:
1 Организационно-педагогические мероприятия.
2 Воспитание положительного отношения школьников к учению.
3 Политический кругозор учащихся.
4 Воспитание нравственных ценностей у школьников.
5 Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.
6 Дисциплина и культура поведения учащихся.
7 Физическая культура и здоровье учащихся.
8 Экологическое воспитание.
9 Свободное время учащихся.
1
0
Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы
работы.
Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование,
ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из
фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно
осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического
моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования
модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы
системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности,
научности, непрерывности.
Принцип непрерывности обращает внимание разработчиков плана на одну из
важнейших характерных черт планирования - его непрерывность. Утверждение
плана работы классного руководителя может свидетельствовать лишь об
относительной завершенности процесса планирования. Даже опытный классный
наставник после составления плана вносит в него коррективы, так как
воспитательная система класса — это «живой» организм, в котором изменяются
интересы, потребности, ценностные установки детей и взрослых, корректируются
межличностные эмоционально-психологические и деловые отношения,
появляются новые контакты с окружающей социальной и природной средой. Все
это обусловливает внесение изменений в план воспитательной деятельности
классного руководителя
[2]
.
Рассмотрим подробнее календарный план. Опираясь в совместной деятельности
с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный
руководитель составляет календарный или перспективный план работы.
Календарный план воспитательной работы охватывает недельный или месячный
промежуток времени и содержит такую информацию, как наименование
планируемых дел, дата и время их проведения, фамилии организаторов
проводимых мероприятий. Такой план (чаше всего план-сетка) называют рабочим
планом классного руководителя.
Перспективный план представляет собой своеобразную технологическую цепочку
последовательно выполняемых действий классного руководителя и других
участников планирования. Основными звеньями этой цепочки являются
следующие:
1)определение классным руководителем порядка и сроков действий по
планированию воспитательной работы и жизнедеятельности в классе;
2)педагогический анализ состояния и результатов воспитательного процесса;
3) моделирование классным руководителем образа класса, его
жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;
4)коллективное планирование;
5)уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла,
оформление плана воспитательной работы.
Правильно осуществляя действие за действием, шаг за шагом, любой педагог
сможет разработать оптимальный и научно обоснованный план воспитательной
работы. Чтобы классный руководитель лучше представлял механизм составления
перспективного плана, целесообразно подробно описать совместные действия
детей и взрослых по планированию жизнедеятельности классного сообщества и
воспитательной работы в нем.
Первый шаг классного руководителя - это определение (им) порядка и сроков
действий по разработке плана.
Чтобы деятельность классного руководителя и других участников планирования
была более целенаправленной, упорядоченной и эффективной, необходимо
спланировать, совместную деятельность по разработке перспективного плана
воспитательной работы. Разумеется, что при определении порядка действий
классный руководитель использует свои знания об алгоритме планирования. Но
кроме них учитель должен обладать информацией о том, как будет проходить
планирование воспитательной работы в общешкольном масштабе. Процессы
планирования в образовательном учреждении и его структурных подразделениях
должны протекать сопряженно. В этой связи можно воспользоваться
разработанной профессором Л.В. Байбородовой циклограммой планирования
воспитательной работы на новый учебный год[3] .
Второй шаг в деятельности по планированию воспитательного процесса в классе -
это проведение анализа воспитательной работы за прошедший учебный год.
Педагогический анализ часто воспринимается как трудоемкая и отнюдь не самая
необходимая часть профессиональной деятельности классного руководителя,
которая к тому же требует значительных интеллектуальных и физических затрат.
Анализ воспитательного процесса может и должен стать основой для
планирования классным руководителем воспитательной работы на последующий
период. Это возможно при следующих условиях:
- во-первых, анализ проведен неформально;
- во-вторых, педагогический анализ представляет собой не эклектическое
(разнородное и не всегда взаимосвязанное) соединение различных фактов и
оценочных суждений, а имеет четкую структуру и осуществляется согласно
определенным научно-методическим принципам;
- в-третьих, аналитическая деятельность строится в соответствии с
разработанным критериально-аналитическим аппаратом;
- в-четвертых, анализ является достаточно информативным и содержательным;
- в-пятых, классный руководитель учитывает спектр мнений большинства
субъектов педагогического процесса: педагогов, школьников, их родителей,
администрации школы, представителей педагогической общественности, с
которыми непосредственно взаимодействует коллектив класса
[4]
.
В зависимости от организационной культуры школы и типа воспитательной
деятельности, личностных особенностей педагога и исповедуемых им принципов
педагогического анализа применяются следующие виды анализа учебно-
воспитательного процесса в классе:
- анализ реализации целей и решения задач;
- анализ основных событий и педагогических ситуаций;
- критериально-ориентированный анализ.
Анализ реализации целей и решения задач. Классный руководитель оценивает
степень достижения целевых установок, определённых в плане воспитательной
работы на предыдущий период. Для этого используются критерии реализации
целей, а также показатели, по которым можно судить о решении воспитательных
задач.
Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный
анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в
аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов,
учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа,
которые могут быть источниками важной информации, можно выделить устный
опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных
информационных листков, радио-, фото-, стенгазет, изготовление рисованного
фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного
творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма»,
творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива,
классное собрание, посвященное подведению итогов года
[5]
.
Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений
основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в
соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной
деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии
процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или
иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности. В качестве
таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:
- гуманность воспитательных отношений;
- вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;
- сформированность деловых и межличностных взаимоотношений;
- развитость самоуправленческих начал в классе;
- наличие социальных связей классного сообщества;
- эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
процесса развития учащихся
[6]
.
Третий штаг классного руководителя в деятельности по составлению плана
воспитательной работы — это моделирование педагогом образа класса и
процесса воспитания в нём.
Под образом класса понимается совокупность представлений учителя о будущем
состоянии классного сообщества. Он состоит из нескольких частей. Основными
составляющими образа класса являются:
а) образ учащегося класса;
б) образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем
деятельности, общения и отношений;
в) представление о внешних связях и отношениях класса, о его месте и роли в
школьной общности.
Образ учащегося класса складывается из представлений педагога о наиболее
важных качествах, которые должны воспитать у себя члены классного
сообщества. Создавая образ учащегося, классный руководитель пытается найти
ответ на достаточно трудный вопрос: какими качествами должен обладать
ребенок, чтобы успешно справляться с возложенными на него социальными
функциями гражданина, сына или дочери, брата или сестры, ученика или
ученицы, члена общественного объединения и др.; чтобы уверенно чувствовать
себя в классном и школьном коллективах, окружающем социуме; чтобы
реализовать свои силы и способности, стать подлинно счастливым человеком.
Эти представления помогут педагогу правильно определить цель и задачи
воспитательной работы, критерии и показатели ее эффективности.
Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности,
общения и отношений. Практически каждый учитель стремится к созданию в
классе интеллектуально и духовно богатой, деятельностно и эстетически
насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной атмосферы в
классном сообществе. Однако не всем удается построить такие отношения в
классе, причиной чему является отсутствие у педагога целостных и детальных
представлений о характере, направлениях и способах совместной
жизнедеятельности членов классного коллектива.
Сначала классному руководителю надо определить, какой вид или направление
совместной деятельности (туристско-краеведческая работа, клубная
деятельность, воспитание учащихся на традициях русской национальной культуры
и т.п.) может стать приоритетным (доминирующим) в жизнедеятельности класса.
Изучение воспитательной практики успешно работающих классных руководителей
показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и
развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой — в
широком спектре деятельности выделяют какой-то один в качестве
системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса,
формируют неповторимую индивидуальность («лицо») классного коллектива.
Профессор А.В. Гаврилин предлагает избирать в качестве приоритетного и
системообразующего тот вид деятельности, который соответствует следующим
требованиям:
- этот вид деятельности не формально, а реально отвечает целям
воспитательного процесса;
- он выражает доминирующую коллективную потребность и является престижным
для большинства учащихся;
- педагоги высокопрофессионально владеют методикой его использования в
воспитании школьников;
- формируются связи с другими видами совместной деятельности детей и
взрослых;
- существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для
его развития
[7]
.
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера
формирующихся отношений между членами классного сообщества. Классному
руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных
и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле
зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но
особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском
коллективе. Желательно, чтобы в формируемых представлениях о будущем
класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения
личности каждого ребенка, сумел наметить пути и способы создания более
комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.
1.2 Основные аспекты технологии коллективного планирования
В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только
классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и
друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное
планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организации
коллективной творческой деятельности
[8]
. В то же время именно она оказывается
решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий.
Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной
работы попросить учащихся внести свои пожелания в план работы класса на
предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В
этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения
чаще того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются оригинальные
и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной
технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного
сообщества в совместную деятельность по составлению плана.
Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского
движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием
«коллективное планирование». Основоположник коммунарской педагогики И.П.
Иванов считал, что коллективное планирование — это творческое
организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии
перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке
конкретного плана таких дел
[9]
.
Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности
коллективное планирование включает в себя: общий сбор-старт; конкурс на
лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений;
разведку дел и друзей — предварительную и массовую (по таким маршрутам, как
«класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие
друзья» и др.); изготовление газет-«молний» с предложениями к плану (для
обсуждения). В последующие годы созданная технология коллективного
планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно
отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор»)
предложений, копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений,
журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить,
что технология коллективного планирования стала использоваться как при
подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на
какой-то определенный промежуток времени.
Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На
данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть
осуществлены следующие действия:
- предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на
новый период с ученическим и родительским активом;
- организация педагогического сопровождения коллективного планирования;
- осуществление классным сообществом перспективного планирования
жизнедеятельности в классе;
- проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по
педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.
Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного
сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из
числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и
заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой
активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех
учащихся и их родителей в процесс планирования:
а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности
класса;
б) выдвижение целей и задач на планируемый период;
в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;
г) определение основных дел предстоящего учебного года;
д) поиск ответа на вопросы о сроках и порядке действий участников коллективного
планирования;
е) назначение ответственных за проведение мероприятий по коллективному
планированию. Организация педагогического сопровождения коллективного
планирования предполагает создание условий для его успешного осуществления.
Для этого необходимо сделать следующее:
а) договориться заранее с консультантами класса о времени, месте и содержании
консультаций;
б) организовать своевременное информирование и взаимодействие
организаторов и участников планирования;
в) помочь ведущим в подготовке к сбору-старту и проведению защиты идей и
предложений в план работы;
г) провести инструктаж руководителей микрогрупп о ходе, сроках и
предполагаемых результатах коллективного планирования, приемах и способах
организации работы микрогрупп (как действовать, чтобы добиться наилучшего
результата);
д) помощь ответственным за отдельные направления в работе по планированию..
Деятельность классного сообщества по разработке перспективного плана
целесообразно разделить на несколько периодов:1 период - сбор-старт
коллективного планирования; 2 период - консультации со знающими людьми;3
период - разведка дел и друзей;4 период – защита идей и предложений в годовой
план; 5 период – составление плана жизнедеятельности класса;6 период –
осмысление итогов коллективного планированию, проектирование действий по
педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса
предполагает: а)определение во взрослом активе класса кураторов основных
направлений совместной деятельности; б) назначение из числа взрослых
ответственных за оказание помощи учащимся в подготовке и проведении
отдельных дел и мероприятий; в) моделирование информационно-методической
поддержки организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе;
г)планирование финансового и материально-технического обеспечения
деятельности классного сообщества; д)проектирование действий по оказанию
помощи ученическому коллективу в расширении и укреплении внутренних и
внешних социальных связей и отношений. Правильное и последовательное
использование перечисленных форм методов и приемов коллективного
планирования – это залог успешного осуществления всей деятельности по
составлению плана воспитательной работы.
Заключительным шагом в совместной деятельности по планированию является
уточнение, корректирование педагогического замысла и оформление плана
воспитательной работы. Классный руководитель после использования приемов и
методов коллективного планирования как правило уточняет и корректирует свой
первоначальный замысел о построении в новом учебном году жизнедеятельности
и воспитательного процесса в классном сообществе.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В
ШКОЛЕ
2.1 Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в
школе
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с
определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти
оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа -
плана работы на учебный год или полугодие. Выбор того или иного варианта
плана во многом зависит от теоретических представлений учителя о сущности,
закономерностях и роли воспитания в развитии личности ребенка, от
сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и
организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта
классного наставника. Каждый год учитель планирует воспитательную работу, и
каждый год он размышляет о правильности выбора содержания, формы и
структуры своего плана. Даже опытный классный наставник после составления
плана вносит в него коррективы, так как воспитательная система класса — это
«живой» организм, в котором изменяются интересы, потребности, ценностные
установки детей и взрослых, корректируются межличностные эмоционально-
психологические и деловые отношения, появляются новые контакты с
окружающей социальной и природной средой. Все это обусловливает внесение
изменений в план воспитательной деятельности классного руководителя
[2]
.
Практика планирования воспитательной работы показывает, что современный
классный руководитель придерживается плана примерно следующей структуры:
Основу планирования воспитательной деятельности составляет моделирование,
ведь план воспитательной работы — это не что иное, как модель одного из
фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно
осуществить планирование, необходимо соблюдать принципы педагогического
моделирования. К числу основополагающих идей и правил формирования
модельных представлений о воспитательном процессе относятся принципы
системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности,
научности, непрерывности. Практика планирования воспитательной работы
показывает, что современный классный руководитель придерживается плана
примерно следующей структуры:
- тип воспитательной работы за прошедший год,
- цели и задачи воспитательной деятельности,
- основные направления и дела классного сообщества,
- индивидуальная работа с учащимися,
- работа с родителями.
- изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Рассмотрим каждый раздел отдельно.
Первый раздел плана традиционно называется «Анализ воспитательной работы
за прошедший учебный год». Без анализа пережитого опыта совместной
деятельности и общения, определения достижений и выяснения слабых мест
воспитательного процесса в классе, без понимания социальных процессов,
которые идут в классном сообществе, и выявления тенденций личностного
развития учащихся невозможно правильно наметить целевые ориентиры,
определить приоритетные направления воспитательной деятельности на будущий
учебный год, выбрать оптимальные формы, методы приёмы построения
воспитательной работы.
Степанов Е. Н. предлагает такую технологию анализа воспитательного процесса в
классе
[10]
:
1.Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного
процесса в классе в прошедшем году.
1.1. Результаты решения воспитательных задач прошедшего года,
целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при
планировании.
1.2.Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов
работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в
деятельность и общение.
2. Анализ развития учащихся класса.
2.1. Воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и
физическое развитие (указать, какие факторы повлияли на это в большей мере).
2.2. Развитость познавательных интересов и творческих способностей,
проявляемых учащимися в интеллектуальной, художественно-эстетической,
трудовой и других видах деятельности.
Уровень знаний, умений и навыков учащихся класса, их успеваемость (желательно
сравнить с результатами предыдущих лет).
Изменения в мотивационно-потребностной сфере (динамика учебных мотивов,
мотивов участия в тех видах жизнедеятельности класса, школы проявления
«новых» потребностей школьников и т.д.).
Сформированность у учащихся потребности заниматься самовоспитанием.
Изменения в социокультурном развитии учащихся (развитие культуры общения,
правовой культуры интеллектуальной и информационной культуры,
художественной, экологической, физической культуры, культуры семейных
отношений, экономической культуры и культуры труда, адаптированность к
современной жизни, развитие самостоятельности, умения благотворно влиять на
социум, а в итоге — развитие культуры жизненного самоопределения).
2.7. Успехи и достижения учащихся класса, рост личностных достижений,
наиболее яркие проявления индивидуальных особенностей учащихся класса.
2.8. Учащиеся группы риска (их индивидуальные особенности, потребности,
ведущие мотивы поступков; влияние на них ближайшего социального окружения;
наиболее действенные приемы работы с ними; задачи воспитания и коррекции
поведения этих учащихся, прогноз дальнейшей социализации этих учеников).
3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.
3.1. Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом,
наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший
учебный год. Какие факторы (условия) особенно повлияли на эти изменения?
3.2. Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения
учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.
3.3. Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения)
учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым. Какова
степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников),
занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат
социализации школьников?
3.4. Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на
формирование их личностных качеств, творческих, эмоциональных,
интеллектуальных, физических, организаторских и т.д. дарований и способностей?
3.5. Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
4. Анализ развития коллектива класса.
4.1. Социально-психологический микроклимат в классе. Какие факторы (люди,
условия) оказывают влияние на формирование этого климата? Особенности
нравственно психологического климата в классе: характер взаимоотношений
учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу,
взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм,
отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.); преобладающее отношение
учащихся к учителям и школе, доминирующий эмоциональный настрой учащихся
класса особенности общения в классном коллективе.
4.2. Социометрическая, ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень
развития коллективных взаимоотношений и коллективной творческой
деятельности в нем, степень включенности учащихся в педагогическую
деятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной
деятельности.
4.3. Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество,
организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
4.4. Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные
особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном
коллективе.
4.5. Особенности общественного мнения класса и его влияние на интересы и
поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное
мнение класса?
5. Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективность
воспитательной работы классного руководителя.
5.1. Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися
наиболее охотно?
5.2. Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной
дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
5.3. Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году, способствовали
сплочению классного коллектива?
5.4. Какие методы воспитательного воздействия, формы работы и средства
педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие
учащихся?
6. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы. Основные
мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их
заинтересованности и вовлеченности в жизнедеятельность школы, активность и
результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности
школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
7. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с
родительским активом.
8. Вывод
- об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
-об отрицательных моментах в организации жизни класса и воспитании учащихся;
- о нереализованных возможностях и неиспользованных резервах;
- о перспективных целях и первоочередных задачах на ближайшее будущее.
Постановка целей и задач воспитательной деятельности — так называется второй
этап технологии составления плана работы классного руководителя. В нем
находят отражение целевые ориентиры воспитательной деятельности педагога.
Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого
процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность.
В теории и практике воспитания различают три основных вида цели:
- идеальная цель — это некий идеал, к которому стремится общество, школа,
педагог;
- результатная цель — это прогнозируемый результат, часто выраженный в
желаемом образе учащегося (выпускника) и планируемый к достижению за
определенный промежуток времени;
- процессуальная цель — это проектируемое состояние воспитательного
процесса, наиболее оптимальное для формирования желаемых качеств
учащегося.
В процессе целеполагающей деятельности классного руководителя каждая из
названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным
педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными
ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического
коллектива класса и спецификой условий его жизнедеятельности.
В качестве идеальной цели большинство педагогов избирает воспитание
всесторонне и гармонично развитой личности. Однако следует заметить, что в
последнее десятилетие нередко появляются в среде научных и практических
работников призывы отказаться от такой цели-идеала в связи с невозможностью
ее достижения в нынешних социально-экономических условиях. Степанов Е. Н.
считает, что в настоящее время нельзя отказываться от ориентации на
всестороннее и гармоничное развитие личности. Без стремления к такому идеалу
невозможно построить высокоразвитое гуманное и демократическое общество .
В выборе результатной цели классные руководители опираются на итоги
индивидуальной и коллективной аналитической деятельности и
спроектированные образы учащегося и класса. При разработке результатной цели
необходимо соблюдать требования, предъявляемые к целевым ориентирам
воспитательной деятельности. Они должны быть:
1) направлены на развитие личности ребенка, формирование его
интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и
физического потенциалов, овладение учащимися целостной системой знаний об
окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой
деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития, ценностными
отношениями к себе и окружающей социальной и природной действительности;
2) сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного
сообщества, учитывать социальный заказ государства и общества,
соответствовать особенностям коллектива класса и условиям его
жизнедеятельности;
3) обеспечены необходимыми ресурсами для их реализации;
4) конкретными, четко и ясно сформулированными;
5) трудными, но реально достижимыми;
6) гибкими, т.е. обладать способностью к корректировке;
7) диагностичными.
В плане работы классного руководителя наряду с результатной целью
формулируются задачи, которые можно рассматривать как подцели или как
составляющие компоненты цели. Например, классный руководитель в качестве
главного ориентира воспитательной системы избрала цель — формирование
творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, эти ческой и
педагогической культурой. А для ее реализации педагог определила следующие
задачи:
а) создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности
каждого ученика;
б) способствовать формированию основ культуры общения и построения
межличностных отношений;
в) развивать познавательную активность учащихся;
г) содействовать формированию нравственной позиции школьников .
Основными направлениями и делами классного сообщества можно назвать третий
раздел плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами,
полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом
разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной
работы педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы
организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их
выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные
представления о построении деятельности общения и отношений в классном
сообществе.
Совокупность форм и способов жизнедеятельности класса не должна
представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг с другом
дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный
характер, классный руководитель должен при планировании опираться на
теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся.
Кстати, от этого будут зависеть структура и форма данного раздела плана.
Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно-
ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что
процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и
приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора,
социальные ценности — это истины жизни, добытые опытом предыдущих
поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений
между людьми. Наследование социальных ценностей лишь тогда, когда человек
входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные
социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие
им социальные роли:
-семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);
-трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая,
организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);
- общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная,
политическая, правовая, нравственная, экологическая);
- мир (интерсоциальные роли личности);
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен
предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и
классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного
(системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать наиболее
существенное влияние на развитие личКаждый учащийся нуждается во внимании
классного руководителя.
Классификацию индивидуальностей С.Д. Поляков строит на основании
склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:
- школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и
действий;
- воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между
формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом
развития его индивидуальности — с другой. Называются такие формы, как:
а) склонность к индивидуальной деятельности;
б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
в) приоритетность межличностного общения;
г) акцентирование на групповом общении;
л) склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед
«массой»
[17]
.
К числу основных направлений индивидуальной pаботы классного руководителя с
учащимися следует отнести:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и
процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для появления и развития реальных и
потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных
личностно значимых интересов и потребностей школьников;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в
адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими
членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном
заведении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и
другими службами образовательного учреждения с целью проектирования
индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки
общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в
интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению
и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося,
учет их личностных достижений.
Работа с родителями — это пятый раздел плана воспитательной работы классного
руководителя.
Залогом успешной воспитательной деятельности с участием является
сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и
продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности
ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками
педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя. Решение
данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение
следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
-изучение семей учащихся;
-педагогическое просвещение родителей;
-обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в
классе;
-педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
-информирование родителей о ходе и результатах обучения и развития учащихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из
определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен
целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными
особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием
состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных
отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и
родителя.
Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить
взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-
принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие
давать характеристику детей с выдвижения предваряющей положительной
оценки;
- высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и
общественной деятельности
[18]
.
Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей
и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями
развития и личности ребенка. Это направление деятельности классного
руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей
учеников, анкетирование, сочинения и о семье, конкурс творческих работ
учащихся «Моя семья» тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с
родителями, формирование банка данных о семье и ceмейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с
возрастными особенностями детей, целям и задачами учебно-воспитательного
процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной
деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает план лекции
по педагогике, психологии, праву, этике физиологии и гигиене; родительские
собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по
рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и
школе; обзор популярной педагогической литературы.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды
взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе;
коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение
театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки
творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом
оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении
наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный
контакт с каждым членом семьи учащего, добиться большего взаимопонимания в
поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный
руководитель включает в план работы посещение семей учащихся,
индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и
средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные
поручения.
Классификацию индивидуальностей С.Д. Поляков строит на основании
склонностей учеников к развитию в той или иной личностной сфере:
- школьники с доминантой интересов в интеллектуальной сфере;
- школьники, ориентирующиеся на художественную сферу;
- воспитанники, для которых привлекательна сфера практических задач и
действий;
- воспитанники с доминантой интересов в сфере отношений людей.
Его вторая классификация направлена на установление взаимосвязи между
формами деятельности и общения учащегося, с одной стороны, и процессом
развития его индивидуальности — с другой. Называются такие формы, как:
а) склонность к индивидуальной деятельности;
б) склонность к совместной, групповой, коллективной деятельности;
в) приоритетность межличностного общения;
г) акцентирование на групповом общении;
л) склонность к ситуациям публичности — действиям, выступлениям перед
«массой»
[17]
.
К числу основных направлений индивидуальной pаботы классного руководителя с
учащимися следует отнести:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и
процесса их развития;
- установление межличностных контактов с каждым ребенком;
- создание условий в классном коллективе для появления и развития реальных и
потенциальных возможностей учащихся, реализации социально ценных
личностно значимых интересов и потребностей школьников;
- оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в
адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими
членами школьного сообщества, выполнении норм и правил поведения в учебном
заведении и за его пределами;
- взаимодействие с родителями, администрацией, социально-психологической и
другими службами образовательного учреждения с целью проектирования
индивидуальной траектории развития учащихся, педагогической поддержки
общественно полезных инициатив школьников, коррекции отклонений в
интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности;
- содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению
и саморазвитию;
- диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося,
учет их личностных достижений.
Работа с родителями — это пятый раздел плана воспитательной работы классного
руководителя.
Залогом успешной воспитательной деятельности с участием является
сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и
продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности
ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками
педагогического процесса — это важная и ответственная задача учителя. Решение
данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение
следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:
-изучение семей учащихся;
-педагогическое просвещение родителей;
-обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в
классе;
-педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
-информирование родителей о ходе и результатах обучения и развития учащихся.
Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из
определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен
целями и задачами воспитательной работы, личностными и профессиональными
особенностями классного наставника, традициями школы и класса, своеобразием
состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных
отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и
родителя.
Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить
взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей-
принципов, как:
- обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
- умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие
давать характеристику детей с выдвижения предваряющей положительной
оценки;
- высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и
общественной деятельности
[18]
.
Изучение семей учеников позволяет классному руководителю лучше узнать детей
и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями
развития и личности ребенка. Это направление деятельности классного
руководителя отражается в плане такими формами работы, как посещение семей
учеников, анкетирование, сочинения и о семье, конкурс творческих работ
учащихся «Моя семья» тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с
родителями, формирование банка данных о семье и ceмейном воспитании.
Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с
возрастными особенностями детей, целям и задачами учебно-воспитательного
процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной
деятельности учителя и родителей. Классный руководитель включает план лекции
по педагогике, психологии, праву, этике физиологии и гигиене; родительские
собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по
рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и
школе; обзор популярной педагогической литературы.
Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества
осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды
взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе;
коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение
театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки
творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом
оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении
наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный
контакт с каждым членом семьи учащего, добиться большего взаимопонимания в
поиске путей развивающего влияния на личность ребенка. Поэтому классный
руководитель включает в план работы посещение семей учащихся,
индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и
средств развития ученика, педагогические консультации, индивидуальные
поручения..
Успешность жизнедеятельности класса во многом зависит от характера
формирующихся отношений между членами классного сообщества. Классному
руководителю важно отчетливо представлять реальное состояние межличностных
и деловых отношений в классе, возможности и средства их улучшения. В поле
зрения педагога должны находиться все члены классного сообщества, но
особенно те учащиеся, которые занимают неблагополучное положение в детском
коллективе. Желательно, чтобы в формируемых представлениях о будущем
класса учитель смог определить нишу для самореализации и самоутверждения
личности каждого ребенка, сумел наметить пути и способы создания более
комфортного и защищенного положения для каждого своего воспитанника.
2.2 Результаты экспериментальной работы по технологии планирования
воспитательной работы в школе
Результаты эффективности воспитательного процесса в классе являются одним из
разделов плана классного руководителя. Необходимость включения этого раздела
в план работы классного наставника объясняется тем, что при отсутствии
достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии
личности учащихся, формировании коллектива класса, состоянии и результатах
воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая
целесообразность всей достаточно сложной и трудоемкой деятельности учителя и
его коллег.
При изучении процесса и результатов развития личности учащихся мы
воспользовались диагностическими разработками ученых. Например, хорошей
подсказкой педагогу является разработанная профессором Н.Ф. Масловой
диагностическая схема «Общий уровень развития личности школьника».
Доктор педагогических наук Н.Ф. Маслова предлагает изучать процесс и
результаты развития личности ребенка по следующей схеме:
1. Сбор общих сведений о школьнике: пол, возраст, состояние здоровья и
физического развития, условия жизни в семье (состав семьи, наличие других
детей, материально-бытовое положение, образовательный, трудовой,
нравственный статус родителей, отношение старших к ребенку, применение
поощрений, наказаний).
2. Знакомство с режимом дня школьника, использованием свободного времени,
участием в домашнем труде.
3. Выявление основных характерологических особенностей школьника
(преобладающее настроение, проявление самостоятельности, воли, трудолюбия,
любознательности, общительности и др.).
4. Выявление основных реакций школьника на различный тон и характер
обращения к нему: задушевность, просьбу, строгость, предъявление требований
(путем наблюдения).
5. Определение способности школьника руководить своими чувствами,
желаниями, потребностями путем наблюдения в конфликтных ситуациях и
ситуациях свободного выбора.
6. Влияние самооценки школьника, степени удовлетворенности собой, своим
поведением и успехами, его умения анализировать свои поступки и видеть себя со
стороны и в будущем.
7. Выявление общего кругозора школьника, круга чтения и интересов,
склонностей, отношения к музыке, телепередачам, кино, театру, общественно-
политическим событиям. Культура речи.
8. Выявление отношения к учебному труду (активность, настойчивость,
прилежание, самостоятельность, организованность в учении, интерес к отдельным
учебным предметам, ответственность в выполнении домашних заданий, мотивы
учения, отношение к учебным успехам и неудачам своих товарищей).
9. Выявление отношения школьника к физическому труду (привычки и умения
обслуживать себя, интерес к выполнению трудовых поручений, проявление
добровольности, инициативы, самостоятельности, точности и быстроты в
выполнении трудовых дел, умения работать индивидуально и в коллективе).
10. Определение наиболее выраженных специальных способностей школьника
(по результатам деятельности и ведущих занятий, особенно в свободное время).
11. Особенности общения школьника (отношения с близкими, старшими,
младшими, сверстниками, педагогами, незнакомыми. За что ценит взрослых,
товарищей, друзей? Способен ли к привязанностям, сопереживанию другим
людям? Конфликтность в общении, степень авторитарности, положение в
коллективе, основные симпатии и антипатии школьника в общении).
12. Проявление нравственных качеств в поступках и поведении школьника
(честность и справедливость, критичность и самокритичность, чувство
собственного достоинства, ответственность и дисциплинированность в делах
поступках и др.).
13. Выявление общей направленности и уровня притязании личности (личная,
общественная, деловая направленность в деятельности и отношениях школьника;
ведущие мечты и идеалы и их отражение в деятельности; адекватность,
завышенность или заниженность притязаний личности в деятельности и
общении).
14.Выявление особенностей темперамента (проявление в деятельности и
общении эмоций, частоты и быстроты мены, скорость и переключение внимания,
темп деятельности, экстравертированность или интровертированность, слабость,
сила, уравновешенность, подвижность, инертность высшей нервной деятельности,
ригидность ими пластичность).
В ходе диагностической деятельности учитель может использовать различные
приемы и методы: педагогическое наблюдение, социологический опрос (беседа,
интервью, анкетирование), тестирование, создание педагогических ситуаций,
методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, изучение
продуктов творческой деятельности учащихся и др.
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее
зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им
индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и
педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества
воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть
глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность
классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная
цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем,
социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении,
в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного
процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные
направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть,
полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать
отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в
школе приводит нас к следующим выводам:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в
развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и
завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и
воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в
котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и
взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и
деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и
природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его
ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного
класса, а также на желания и возможности детей.
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают
необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен
исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые
способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую,
трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
- система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена
организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее
решению;
- план должен содержать положения, направленные на согласованность
воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в
классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
- от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли
воспитания в развитии личности ребенка;
- от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и
организации воспитательной деятельности;
- от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
- от возрастных и психологических особенностей учащихся.
Указанные положения учитываются при определении цели и задач, этапов и
предполагаемых результатов планируемой воспитательной деятельности.
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения её в различные виды
деятельности, поэтому воспитательная работа в школе должна быть направлена
на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми,
сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании
воспитательной работы основными направлениями должны быть посещения
музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между
детьми (конкурсы, соревнования, игры).
Коллективная форма воспитательной работы должна складываться из желаний и
возможностей каждого члена класса. Это определило основное требование к
технологии планирования воспитательной работы – ориентация на
индивидуальные особенности ребёнка, что обусловило включение в технологии
планирования таких действий педагога, как анализ, диагностику, моделирование,
прогнозирование.
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание
образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная
педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том,
что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в
планировании воспитательной работы.
Мы можем порекомендовать планирование воспитательного процесса в
следующем порядке:
1. Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение
перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный
год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме
педсовета, организационно-деятельностной игры, «круглого стола» и т д.
2. Общественное педагогическое целеполагание и планирование (август,
сентябрь).
3. Коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и детских
объединениях на учебный год.
4. Индивидуальное планирование работы классного руководителя (воспитателя),
организатора, заместителя директора, педагогов -руководителей детских
объединений (сентябрь).
5. Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).
6. Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование
воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть
учтены следующие принципы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;
- личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности
ребенка;
- создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений,
свободы мысли;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину,
красоту;
Развитие полноценной личности невозможно без вовлечения её в различные виды
деятельности, поэтому воспитательная работа в школе должна быть направлена
на формирование взаимоотношений с обществом, окружающими людьми,
сверстниками, природой и с самим собой. Следовательно, при планировании
воспитательной работы основными направлениями должны быть посещения
музеев, памятников архитектуры, различные формы взаимодействия между
детьми (конкурсы, соревнования, игры).
Коллективная форма воспитательной работы должна складываться из желаний и
возможностей каждого члена класса. Это определило основное требование к
технологии планирования воспитательной работы – ориентация на
индивидуальные особенности ребёнка, что обусловило включение в технологии
планирования таких действий педагога, как анализ, диагностику, моделирование,
прогнозирование.
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание
образования, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная
педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том,
что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в
планировании воспитательной работы.
Мы можем порекомендовать планирование воспитательного процесса в
следующем порядке:
1. Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение
перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный
год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года (май) в форме
педсовета, организационно-деятельностной игры, «круглого стола» и т д.
2. Общественное педагогическое целеполагание и планирование (август,
сентябрь).
3. Коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и детских
объединениях на учебный год.
4. Индивидуальное планирование работы классного руководителя (воспитателя),
организатора, заместителя директора, педагогов -руководителей детских
объединений (сентябрь).
5. Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).
6. Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование
воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть
учтены следующие принципы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;- личностно ориентированный подход в развитии
и формировании личности ребенка- создание условий для проявления творческих
возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитательная работа классного руководителя - работа творческая. Успех ее
зависит от педагогического мастерства воспитателя, от знания им
индивидуальных особенностей своих воспитанников, от воспитательных и
педагогических задач коллектива. План - это средство повышения качества
воспитательной работы классного руководителя (воспитателя). Он должен быть
глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Деятельность
классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная
цель деятельности - оказать оперативную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем,
социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении,
в принятии школьных правил, с их самоопределением в жизни.
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного
процесса; он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные
направления деятельности классного руководителя.
Форма плана может быть самой различной, составить ее можно на четверть,
полугодие, год... Чтобы план был «живым», «действенным», желательно делать
отметки о выполнении намеченного, вносить изменения и дополнения.
Проведённое исследование технологий планирования воспитательной работы в
школе приводит нас к следующим выводам:
Планирование позволяет значительно уменьшить долю неопределенности в
развитии педагогической ситуации, обеспечить преемственность сегодняшних и
завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и
воспитания школьников.
Технология планирования должна учитывать, что класс - это «живой» организм, в
котором изменяются интересы, потребности, ценностные установки детей и
взрослых, корректируются межличностные эмоционально-психологические и
деловые отношения, появляются новые контакты с окружающей социальной и
природной средой. Поэтому основным условием составления плана является его
ориентация на возрастные и психические особенности учащихся того или иного
класса, а также на желания и возможности детей.
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают
необходимость ее глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен
исходить из следующих положений:
- предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые
способствовали бы всестороннему развитию учащихся;
- включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую,
трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
- система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена
организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
- выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по ее
решению;
- план должен содержать положения, направленные на согласованность
воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в
классе, и родителей.
Выбор варианта плана зависит:
- от теоретических представлений учителя о сущности, закономерностях и роли
воспитания в развитии личности ребенка;
- от сложившихся в педагогическом коллективе школы традиций планирования и
организации воспитательной деятельности;
- от личного и чужого педагогического опыта классного наставника.
- от возрастных и психологических особенностей учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акутина С. П. План работы классного руководителя // Классный руководитель
2000. № 2.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе:
Учеб. пособие. Ярославль, 2003.
3. Байкова Л.А., Гребенкина Л. К., Еремкина О. В. Система деятельности педагога -
воспитателя // Классный руководитель, 2004. № 4.
4. Воспитательная система школы // Классный руководитель, 2001, № 3.
5. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е.
Щурковой - М.: Новая школа, 2003.Гуткина Л Д. Организация и планирование
воспитательной работы в школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
6. Диагностика воспитательного процесса // Классный руководитель. 2000. № 4 50
сценариев классных часов. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001
7. Мурашов А. А. Профессиональное общение: воздействие, взаимодействие,
успех. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Настольная книга классного руководителя - М.: Центр «Педагогический поиск»,
2000.
9. Планирование воспитательной работы в школе. Методическое пособие / Под
ред. Степанова Е. Н. М., 2002.
10. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация работы
от А до Я. - М: Педагогическое общество России, 2001.
11. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни - М: Педагогическое общество России,
2000.
12. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
13. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети (методическое пособие для
воспитателей, классных руководителей). - М: Педагогическое общество России,
2000.