Напоминание

Российский опыт приобщения школьников к чтению на современном этапе


Автор: Пожидаева Наталия Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36
Населённый пункт: г Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Российский опыт приобщения школьников к чтению на современном этапе
Раздел: среднее образование





Назад




Говоря о причинах и следствиях обострения проблемы чтения в конце дводцатого столетия- начале двадцать первого века, как правило выделяют целый ряд тенденгций, наблюдается снижение интереса к классической литературе в пользу литературы дедективного , мистического криминального и эротического характера. Отсутствия цензурных ограничений становится вседозволенность содержания. Агрессивная политика массовой информации реализуется в условиях явной незащищенности индивидуальной культуры личности. Объяктивным фактором является мощное влияние рекламы. Вызывает беспокойство нарушение гармоничной ценности, единства культуры, когда один вид культуры- электронная технология- вытесняет традиционную книжную культуру. Фокусирование этой проблемы происходит на уровне школы, которая в основном построена на книжной культуре. Экспансия визуальных, экраных образов, противостоящих культуре чтения , приводит к формированию так называемого " клипового сознания"_ быстрая смена информации лишает человека возможности, а затем и потребности её осмыслить. Как известно , черты языковой личности определяются не только количеством, но и качеством прочитанного. Происходит сужение и обеднение " пассивного словаря"личности, поскольку именноон определяет глубинувосприятия текстов и свободу коммуникации. Весьма негативной тенденцией является разрушение преемственностипоколений- подростки не владеют" межпоколенной"информацией. Вызывает беспокойство такая тенденция, как утрата традиций семейного чтения, при этом что роль семьи в формировании отношения к книге, чтению всегда была чрезвычайно велика. Кризис чтения рассматривается как кризис самого детства, соотносится с увеличением детской преступности и суицидом. В современном обшестве происходит смена моделей чтения. Прежняя модель детского чтения, её ещё называют " литературноцентристской", просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживались все взрослые, в том числе и учителя. Для неё характерны любовь к чтению, высокий статус чтения, престиж в обществе " человека читающего", обязательность регулярного чтения, разнообразный репертуар чтения, наличие домашней библиотеки, общение со сверстниками по поводу прочитанного, наличие "литературных героев" Для новой модели чтения характерны следующие особенности: неоднородность ситуации в различных
регионах страны, большая часть школьников- это читающие на досуге дети и подростки. Среди любителейчтения преобладают дети младшего школьного возраста, чем ребёнок старше, темменьше времени занимает чтение на досуге и тем меньше он любит читать. Учебные нагрузки вкупе с другими факторами приводит к тому, что в старших классах у многих происходит отторжение от чтения. Приобшение школьников к чтению во многом зависит от качества школьных учебников. Особый круг педагогических проблем связан с появлением экранного чтения и активным внедрением интернет-ресурсов. Чтение как форма учебной деятельности является обязательным компанентом практически любого предмета. Преподавание словесности всегда являлось целеноправленной педагогической деятельностью по приобщению к чтению.


В раздел образования