Российский опыт приобщения школьников к чтению на современном этапе
Автор: Пожидаева Наталия Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36 Населённый пункт: г Иркутск Наименование материала: статья Тема: Российский опыт приобщения школьников к чтению на современном этапе Раздел: среднее образование
Говоря о причинах и следствиях обострения проблемы чтения в конце
дводцатого столетия- начале двадцать первого века, как правило выделяют
целый ряд тенденгций, наблюдается снижение интереса к классической
литературе в пользу литературы дедективного , мистического криминального
и эротического характера. Отсутствия цензурных ограничений становится
вседозволенность содержания. Агрессивная политика массовой информации
реализуется в условиях явной незащищенности индивидуальной культуры
личности. Объяктивным фактором является мощное влияние рекламы.
Вызывает беспокойство нарушение гармоничной ценности, единства
культуры, когда один вид культуры- электронная технология- вытесняет
традиционную книжную культуру. Фокусирование этой проблемы
происходит на уровне школы, которая в основном построена на книжной
культуре. Экспансия визуальных, экраных образов, противостоящих культуре
чтения , приводит к формированию так называемого " клипового сознания"_
быстрая смена информации лишает человека возможности, а затем и
потребности её осмыслить.
Как известно , черты языковой личности определяются не только
количеством, но и качеством прочитанного. Происходит сужение и обеднение
" пассивного словаря"личности, поскольку именноон определяет
глубинувосприятия текстов и свободу коммуникации. Весьма негативной
тенденцией является разрушение преемственностипоколений- подростки не
владеют" межпоколенной"информацией.
Вызывает беспокойство такая тенденция, как утрата традиций семейного
чтения, при этом что роль семьи в формировании отношения к книге,
чтению всегда была чрезвычайно велика. Кризис чтения рассматривается как
кризис самого детства, соотносится с увеличением детской преступности и
суицидом.
В современном обшестве происходит смена моделей чтения. Прежняя
модель детского чтения, её ещё называют " литературноцентристской",
просуществовала не менее века. Именно этой модели придерживались все
взрослые, в том числе и учителя. Для неё характерны любовь к чтению,
высокий статус чтения, престиж в обществе " человека читающего",
обязательность регулярного чтения, разнообразный репертуар чтения,
наличие домашней библиотеки, общение со сверстниками по поводу
прочитанного, наличие "литературных героев" Для новой модели чтения
характерны следующие особенности: неоднородность ситуации в различных
регионах страны, большая часть школьников- это читающие на досуге дети и
подростки.
Среди любителейчтения преобладают дети младшего школьного возраста,
чем ребёнок старше, темменьше времени занимает чтение на досуге и тем
меньше он любит читать. Учебные нагрузки вкупе с другими факторами
приводит к тому, что в старших классах у многих происходит отторжение от
чтения.
Приобшение школьников к чтению во многом зависит от качества школьных
учебников. Особый круг педагогических проблем связан с появлением
экранного чтения и активным внедрением интернет-ресурсов. Чтение как
форма учебной деятельности является обязательным компанентом
практически любого предмета. Преподавание словесности всегда являлось
целеноправленной педагогической деятельностью по приобщению к чтению.