Автор: Столярова Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 36" Населённый пункт: город Саранск Наименование материала: статья Тема: Каждый ребенок - художник Раздел: дошкольное образование
^ Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у
детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания
выражать себя в художественной деятельности. Известный педагог В. А.
Сухомлинский обращал внимание на то, что открывая вокруг себя красивое,
восторгаясь и изумляясь красивым, ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит
свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он почувствует и чем
тоньше изумится, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании
с радостью творения добра для людей это познание себя через познание
красивого вокруг себя – в цветке, в журавлином клине, в оттенке найденного на
берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании
слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он,
кроется настолько могучая сила воспитания, что воспитатель приобретает
поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять её, если
она согнулась под гнётом горя и несчастья. Власть воспитателя, как творца
детской радости, как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому
человеку дверь в мир прекрасного.
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и
эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является
источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать
интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет
детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к
изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего
дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей
непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или
скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на
столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования
нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями
дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с
таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т.п.
А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный
образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксография,
монотипия, живопись по мокрому слою бумаги, оттиск пенопласта, набрызги и
т.д.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-
нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с
рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют
наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях
необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию
нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Всё начинается с детства...
Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая
нам то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как
мы привозили с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые
становились для нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления
не забываются. Они остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том
прекрасном времени, когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя
детская мечта.
Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как
понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа,
остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. А ведь в
самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать.
Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становиться
чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Поэтому
развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений;
это поможет вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и привлечет в
ваш мир радость и гармонию.
Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже
страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не
смогут нормально развиваться.
Изучение языка изобразительного искусства очень важно. Ведь это работа с
цветом, формой, поверхностью предметов. Изучая зрительные ориентиры,
постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе,
начинает понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам
пример гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии
немного сложнее.
Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь
творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В
процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить
способ своего выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и
напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором
ребёнок будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный
тонус.
Научившись работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок ощущает
себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть
множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и
расцвечивается десятками красок.
Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый
оттенок оранжевого цвета.
Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет.
Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно
открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык.
Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными
средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей
с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими.
Для занятий изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые
условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит
дальнейший результат. Это особый результат, без которого нельзя обойтись.
С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего ящика принадлежности
для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и
краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на
работу - важная часть занятия.
Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у
ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием
вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно
достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким
образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний.
Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок
несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым
обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество
разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался
выполнить поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же
необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу
работу. Дети любят побыть в роли учителя.
Таким образом, вы добьетесь главной цели: от занятия к занятию ребёнок
вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.
Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста осуществляется при условии:
1.
Создание системной, регулярной работы с детьми;
2.
Использование нетрадиционных форм рисования.
Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с
использованием нетрадиционных изобразительных технологий является
наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в
ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель моей темы самообразования – развитие творческих способностей каждого
ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь
соединять в одном рисунке различные материалы для получения
выразительного образа. Для достижения этой цели разработала перспективный
план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник
рисования. В работе с детьми использую метод, который не требует от детей
профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила
интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать
разнообразные материалы и техники,и расширили творческие возможности
малышей.
Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Никиты Лежнева 6л.9м.
Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы
для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал,переживал, чем больше
узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях,
станет деятельность его воображения.
Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Тани Уткиной 6л.3м.
Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться
владеть изоматериалами и способами создания рисунка.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит
нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама
формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование
на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем
разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У
детей появляется возможность использовать дополнительные средства.
Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок
начинает экспериментировать, творить.
С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике
рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей –
радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”
В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники
рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например: “Пальчиковое
рисование”
“ ^ Печать от руки”
“ Тампонирование”
“ Рисование свечой” – маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на
белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне
картинка проявляется.
“ ^ Мыльные фантазии” “Кляксография”
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей
рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже
переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего
дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои
наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух
занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.
На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники
рисования – “Монотипию” .
Рисунок в технике монотипия «Бабочка» Ангелины Дикарёвой 6л.8м.
Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа
при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это
отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В
обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой
поверхность листа кляксовым способом.
Рисунок в технике монотипия «Бабочка» Попова Тимофея 7л.3м.
Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе
разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются
новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому
вместо одной красочной картинки получается две
Рисунок в технике монотипия «Рыбка» Данилы Исаченко 6л.6м.
И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи,
порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В
зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму
красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети
рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по
теме.