Напоминание

Каждый ребенок - художник


Автор: Столярова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 36"
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: Каждый ребенок - художник
Раздел: дошкольное образование





Назад




^ Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности. Известный педагог В. А. Сухомлинский обращал внимание на то, что открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь красивым, ребёнок как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он почувствует и чем тоньше изумится, тем выше его чувство собственного достоинства. В сочетании с радостью творения добра для людей это познание себя через познание красивого вокруг себя – в цветке, в журавлином клине, в оттенке найденного на берегу реки камешка, в маковом разливе утренней зари, в тончайшем звучании слова, в прекрасном человеческом поступке. В этом сочетании, считал он, кроется настолько могучая сила воспитания, что воспитатель приобретает поистине волшебную способность переворачивать душу, выпрямлять её, если она согнулась под гнётом горя и несчастья. Власть воспитателя, как творца детской радости, как раз и заключается в том, чтобы открыть маленькому человеку дверь в мир прекрасного. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т.п.
А в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных техник: кляксография, монотипия, живопись по мокрому слою бумаги, оттиск пенопласта, набрызги и т.д. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что- нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач. Всё начинается с детства... Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая нам то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как мы привозили с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые становились для нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления не забываются. Они остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том прекрасном времени, когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя детская мечта. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. А ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать. Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становиться чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений; это поможет вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и привлечет в ваш мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться. Изучение языка изобразительного искусства очень важно. Ведь это работа с цветом, формой, поверхностью предметов. Изучая зрительные ориентиры, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам пример гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии немного сложнее. Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами. Занимаясь творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В
процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребёнок будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус. Научившись работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета. Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык. Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. Для занятий изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит дальнейший результат. Это особый результат, без которого нельзя обойтись. С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего ящика принадлежности для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на работу - важная часть занятия. Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний. Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу работу. Дети любят побыть в роли учителя.
Таким образом, вы добьетесь главной цели: от занятия к занятию ребёнок вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии: 1. Создание системной, регулярной работы с детьми; 2. Использование нетрадиционных форм рисования. Актуальность в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Цель моей темы самообразования – развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми использую метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники,и расширили творческие возможности малышей. Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Никиты Лежнева 6л.9м. Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал,переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Рисунок с использованием пшена «Цыпленок» Тани Уткиной 6л.3м. Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию
детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий. Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?” В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например:
“Пальчиковое

рисование”

^ Печать от руки”

Тампонирование”

Рисование свечой”
– маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется. “
^ Мыльные фантазии” “Кляксография”
Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы. Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования. На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования –
“Монотипию”
.
Рисунок в технике
монотипия
«Бабочка» Ангелины Дикарёвой 6л.8м. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Рисунок в технике
монотипия
«Бабочка» Попова Тимофея 7л.3м. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две Рисунок в технике
монотипия
«Рыбка» Данилы Исаченко 6л.6м. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.


В раздел образования