Использование методов арт-терапии и сказкотерапии для работы в ДОУ
Автор: Маликова Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ№ 39 Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Использование методов арт-терапии и сказкотерапии для работы в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Использование методов арт-терапии и сказкотерапии для работы в ДОУ.
Маликова Ирина Николаевна воспитатель МБДОУ № 39
Морозова Татьяна Александровна воспитатель МБДОУ № 39
Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована
еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или
Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого
метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост.
Термин "арт-терапия" (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан
Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях.
Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством,
которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. В качестве
наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического
направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как
терапевтического фактора вполне доступно для педагога. Арт-терапевтические занятия
можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития эмоциональной сферы
детей и улучшения психического развития как одной из составляющих здоровья
ребенка.
По определению " Международной ассоциации здравоохранения", Здоровье - это
состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Я думаю, никто не будет оспаривать утверждение, что основным критерием здоровья
является гармония человека с самим собой и окружающей средой, а так же
способность понимать не только чужие чувства но и свои.
Проводя собственный анализ в том что происходит в современном обществе, то
увидим, что резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С
этим связанно стремление родителей, и дошкольных учреждений, выполняя заказ
родителей, дать детям больше знаний: научить их читать, писать, считать. Но
чрезмерное увлечение интеллектуальным развитием связано с большой нагрузкой на
ребенка и является одной из причин ухудшения состояния физического и психического
здоровья детей. К тому же часто педагогическая установка на развитие мышления
превращает эмоциональную, духовно-нравственную сущность ребенка во вторичную
ценность. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и
взрослыми.
Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога, возникли
вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых
эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья
дошкольников.
Данные меня привели к волшебному, здоровье сберегающему методу педагогической
арт-терапии.
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие
означает терапия искусством.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход
внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные
чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер( психолог) - это метод, связанный с
раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Адаптируя программу по педагогической арт-терапии "Арт-гармония" под редакцией
Киселевой Т.Ю., Ганчуковой Д.Р., Проскуриной Л.Г., я использую занятия которые
дополнила арт-терапевтическими элементами, т.е., упражнениями, играми, сказками,
позволяющими, создать атмосферу психологического комфорта и эмоционально-
чувственного отношения ребенка к окружающему миру. В своей работе применяю
направление сказкотерапии.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод
практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок,
открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные
жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные,
авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие.
Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Исходя из своего опыта знаю что сказкотерапия отлично подходит как для младших,
так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные
формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с
родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая
отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Схема терапевтической сказки
• подбор героя (похожего на ребенка);
• описание жизни героя;
• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);
• герой ищет и находит выход.
Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной
увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.
Варианты работы со сказкой в нашем ДОУ
• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;
• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;
• сделать постановку сказки в виде настольного театра.
Советы по организации детской сказкотерапии
• простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, сделать выводы и
т. д. ;
• не стоит растолковывать мораль сказки;
• больше юмора;
• содержание сказки должно быть понятно ребенку.
Так, если малыш много капризничает, желает добиться своего, следует рассказать ему
сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели
положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.
Но лишь только рассказать сказку недостаточно. Нужно обязательно обсудить ее с
ребенком, обыграть, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать
выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться
в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет
усвоен. Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику
детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм,
целеустремленность, стойкость и т. д.
В конечном итоге дети осознают себя, как творческую личность,что способствует их
дальнейшему эмоционально-личностному развитию через содержащиеся в сказках
волшебные компоненты.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так
необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать
необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить
образами и представлениями, формирующими воображение.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку
прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И
значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и
другими людьми.
Список используемой литературы
1.
Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144
с.
2.
Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных
сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
4.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
5.
Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и
специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.