Напоминание

Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха


Автор: Фокина Наталья Кузьминична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат №92"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Для успешного обучения математике должны быть сформированы общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. К логическими универсальными действиями относят:  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)  синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  подведение под понятие, выведение следствий;  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их обоснование. На своих уроках при формировании логических универсальных действий у детей с нарушением слуха я обращаю внимание на установление связей между вводимыми понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Предполагается, что метапредметным результатом формирования логических универсальных действий будут являться умения:  осуществлять поиск необходимой информации ,представленной в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная литература, словарь, интернет и др)  произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;  использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков  осуществлять синтез как составление целого из частей;  осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;  устанавливать аналогии;
 создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач Особенность математики в том, что она исследует абстрактные сущности независимо от той реальности, отражением которой они являются. Этим определяется преимущественно дедуктивный ее характер, в силу чего изучение математики требует умения правильно рассуждать. Но умение правильно, последовательно рассуждать в незнакомой обстановке дается детям с нарушением слуха с трудом. Как всякое умение, оно может быть усвоено только при целенаправленном обучении. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей. 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач различными способами. 3. Представление ситуации, описанной в задаче. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 4. Самостоятельное составление задач учащимися. 5. Решение задач с недостающими или лишними данными. 6. Изменение вопроса задачи. 7. Использование приема сравнения задач и их решений. 8. Объяснение готового решения задачи. 9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием. 10. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 11. Решение обратных задач. Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание со своим составом операций и своими средствами, которые согласно психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом усвоения. Этапы моделирования: I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. III. Установление отношений между данными и вопросом. IV. Составление плана решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач. V. Осуществление плана решения. VI. Проверка и оценка решения задачи. Формирование логических учебных действий слабослышащих учащихся – важнейший компонент социализации, без усвоения которого невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На своих уроках я стараюсь создавать ситуации для обогащения словарного запаса, уточнения уже имеющихся понятий, расширения речевой практики. Создание условий для развития диалоговой среды является одной из приоритетных задач социализации и обучения в нашей школе. В своей практике для формирования логических действий и операций я использую групповые и коллективные формы обучения, когда ученики
самостоятельно изучают новый материал, обсуждают варианты решения задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление. Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Ребята больше думают, учатся анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное общение, происходит автоматическая коррекция речи, мышления, развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему обучения и воспитания, влияния людей друг на друга в процессе общения и совместной деятельности. Большое значение при формировании логических действий и операций у детей с нарушением слуха на уроках математики в нашей школе имеет применение ИКТ и методов информатики, особенно в тех случаях, когда необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к интерактивным средам, то будут созданы условия для эффективного развития познавательных универсальных учебных действий. Используемая литература: 1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М. Просвещение, 2010 2. Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое мышление -Математика. – 1999. 3. Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008. 4. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников. //Образование в современной школе. - №6.-2002


В раздел образования