Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха
Автор: Фокина Наталья Кузьминична Должность: учитель математики Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат №92" Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область Наименование материала: статья Тема: Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха Раздел: среднее образование
Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха
Важнейшей
задачей
современной
системы
образования
является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих
компетенцию
«научить
учиться»,
а
не
только
освоение
обучающимися
конкретных
предметных
знаний
и
навыков
в
рамках
отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий
является
также
и
залогом
профилактики
школьных
трудностей.
Для
успешного обучения математике должны быть сформированы общеучебные,
логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К логическими универсальными действиями относят:
анализ
объектов
с
целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
построение
логической
цепочки
рассуждений,
анализ
истинности
утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
На своих уроках при формировании логических универсальных действий у
детей с нарушением слуха я обращаю внимание на установление связей
между
вводимыми
понятиями
и
прошлым
опытом
детей,
в
этом
случае
ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что метапредметным результатом формирования логических
универсальных действий будут являться умения:
осуществлять
поиск
необходимой
информации
,представленной
в
разной
форме
(вербальной,
иллюстративной,
схематической,
табличной,
условно-знаковой
и
др.)
и
в
разных
источниках
(учебник,
справочная
литература, словарь, интернет и др)
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
устанавливать аналогии;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Особенность математики в том, что она исследует абстрактные сущности
независимо от той реальности, отражением которой они являются. Этим
определяется
преимущественно
дедуктивный
ее
характер,
в
силу
чего
изучение
математики
требует
умения
правильно
рассуждать.
Но
умение
правильно,
последовательно
рассуждать
в
незнакомой
обстановке
дается
детям с нарушением слуха с трудом. Как всякое умение, оно может быть
усвоено только при целенаправленном обучении. Наибольший эффект при
этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы
над задачей.
1.
Работа над решенной задачей.
2.
Решение задач различными способами.
3.
Представление ситуации, описанной в задаче. Моделирование ситуации с
помощью чертежа, рисунка.
4.
Самостоятельное составление задач учащимися.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Изменение вопроса задачи.
7. Использование приема сравнения задач и их решений.
8. Объяснение готового решения задачи.
9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Решение обратных задач.
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание
со
своим
составом
операций
и
своими
средствами,
которые
согласно
психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом
усвоения.
Этапы моделирования:
I.
Анализ
текста
задачи
(семантический,
логический,
математический)
является центральным компонентом приема решения задач
II.
Перевод
текста
на
язык
математики
с
помощью
вербальных
и
невербальных средств.
III. Установление отношений между данными и вопросом.
IV. Составление плана решения. Особое значение имеет составление плана
решения для сложных, составных задач.
V. Осуществление плана решения.
VI. Проверка и оценка решения задачи.
Формирование логических учебных действий слабослышащих
учащихся
–
важнейший
компонент
социализации,
без
усвоения
которого
невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На своих
уроках я стараюсь создавать ситуации для обогащения словарного запаса,
уточнения
уже
имеющихся
понятий,
расширения
речевой
практики.
Создание
условий
для
развития
диалоговой
среды
является
одной
из
приоритетных задач социализации и обучения в нашей школе.
В своей практике для формирования логических действий и операций я
использую
групповые
и
коллективные
формы
обучения,
когда
ученики
самостоятельно
изучают
новый
материал,
обсуждают
варианты
решения
задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление.
Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации
урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную
задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для
решения большого круга частных задач.
Ребята
больше
думают,
учатся
анализировать
информацию,
аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности
позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие
способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения
и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов
и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит
активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное
общение,
происходит
автоматическая
коррекция
речи,
мышления,
развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему
обучения и воспитания, влияния людей друг на друга в процессе общения и
совместной деятельности.
Большое значение при формировании логических действий и операций у
детей с нарушением слуха
на уроках математики в нашей школе имеет
применение ИКТ и методов информатики, особенно в тех случаях, когда
необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с
математическими
текстами,
таблицами,
графиками,
диаграммами.
Если
ребёнок
будет
иметь
возможность
на
уроках
математики
обращаться
к
интерактивным средам, то будут созданы условия для эффективного развития
познавательных универсальных учебных действий.
Используемая литература:
1.
Асмолов
А.Г.
Формирование
универсальных
учебных
действий
в
основной
школе:
от
действия
к
мысли.
Система
заданий
–
М.
Просвещение, 2010
2.
Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое
мышление -Математика. – 1999.
3.
Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008.
4.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений:
совершенствование
эффективности
формирования
познавательной
компетентности школьников. //Образование в современной школе. -
№6.-2002