Автор: Саитгалина Вера Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ №16 "Снежинка" Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА, город Радужный Наименование материала: конспект Тема: "Природа и музыка" Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД с применением музыкально-дидактических игр в группе
общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет по теме:
«Природа и музыка»
Саитгалина Вера Михайловна
музыкальный руководитель
МАДОУ №16 «Снежинка»
г.Радужный
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Цель: способствовать общему развитию детей средствами слушания-восприятия, музыкального
движения и пения.
Задачи :
Образовательные:
- познакомить детей с музыкальным произведением А.Вивальди «Весна» 1 ч.
- углублять представления детей о творчестве А. Вивальди, П.И.Чайковского, о темпе, ладе,
тембре, динамике как важных средствах изобразительной способности музыки;
Развивающие:
-развивать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера;
-развивать у детей музыкальный слух;
-стимулировать творческие проявления детей; побуждая детей сочинять собственную мелодию на
предложенный текст.
-развивать
умение
ритмично,
выразительно,
в
соответствии
со
сменой
фрагментов
музыки
выполнять
танцевальные
шаги:
шаг
с
притопом,
«припадание»,
переменный
шаг,
поскоки;
продолжать учить детей выполнять шаг польки;
-упражнять
детей
в
ориентировке
в
пространстве
музыкального
зала,
умении
начинать
и
заканчивать игру с началом и окончанием музыки.
Воспитательные:
-воспитывать внимание, выдержку, уважение к мнению товарища;
-воспитывать музыкальную культуру через восприятие музыкальных произведений
Музыкальный материал: игровое упражнение-разминка «На лесной лужайке» муз. М. Протасова:
«У
калитки»
-
простой
танцевальный
шаг,
«Солнечное
утро»
-
«топающий»
шаг,
«Лесная
прогулка» - шаг с притопом, «Побегунчики» - поскоки.
Танец: хоровод «Во саду ли, в огороде» - русская народная песня.
Слушание: А. Вивальди. Концерт «Весна» 1 ч; П.И.Чайковский «Сладкая грёза»
Распевка: игровое упражнение «Весенние голоса», «Жавороночек – дуда» - рус. нар. закличка.
Пение: украинская народная песня «Веснянка».
Подвижная игра: игра, придуманная детьми.
Методические пособия: портрет А. Вивальди,дидактическое пособие «Музыкальные краски» -
темп, регистр, лад, динамика.
Оборудование : магнитофон, мольберт, игрушка Каркуша, письмо от весны.
Ход занятия
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель (М. р.) – Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
(Весна).
М.р.: Правильно. А хотели бы вы побывать в весеннем лесу? Что же там происходит?
Сегодня
я
приглашаю
вас
на
прогулку
по
весенней
лужайке.
А
поможет
нам
музыка.
Присаживайтесь
на
ковер,
можете
закрыть
глаза,
слушайте
музыку
и
представляйте
себе
приветливый весенний лес.
(Звучит фрагмент из произведения «Сладкая грёза» муз. П. И. Чайковского).
М. р.: Кто помнит, как называется это произведение? Какой композитор его сочинил?
(Ответы
детей).
Представьте,
что
мы
с
вами
на
лесной
лужайке.
Давайте
поздороваемся
с
солнышком, поднимем наши ладошки навстречу его теплым весенним лучам.
(Дети поднимают руки вверх, встают на носочки).
М.р.: Здравствуй, солнышко! А вот появился на полянке медведь, он сердится, что его
разбудили, шагает по лужайке и притопывает.
(Дети выполняют шаг с притопом).
М. р.: А вот осторожно, припадая на правую лапку, идет лиса.
(Дети выполняют простой танцевальный шаг.)
М. р.: Вот топающим шагом бежит по полянке ежик.
(Дети двигаются топающим шагом).
М. р.: Прискакали на лужайку бельчата.
(Дети двигаются поскоками врассыпную по залу).
М. р.: Представьте, что мы нашли с вами первый весенний цветок – подснежник, давайте
вдохнём его нежный аромат.
(Упражнение для восстановления дыхания «Понюхаем цветочек»).
М. р.: А давайте заведем на лужайке наш хоровод «Во саду ли, в огороде».
(Дети водят хоровод под русскую народную песню «Во саду ли, в огороде», за тем
рассаживаются на стульчиках).
М. р.: Ребята, как вы думаете, что еще можно увидеть и услышать в весеннем лесу?
(Ответы
детей).
Мы
с
вами
уже
говорили
о
том,
что
композиторы
с
помощью
звуков
и
музыкальных красок умеют изображать разные картины. Давайте вспомним, на прошлом занятии
мы с вами слушали произведение вот этого композитора.
(Педагог показывает портрет.) Как его
зовут?
Дети: Антонио Вивальди.
М. р.: А про какое время года мы с вами слушали музыку на прошлом занятии?
Дети: Про зиму.
М.р.:
А
хотите
послушать,
как
Антонио
Вивальди
изобразил
в
своей
музыке
весну?
Послушайте внимательно музыку и попробуйте узнать, какие явления природы, которые могут
происходить весной, изобразил композитор.
(Слушание концерта «Весна» 1ч. муз. А. Вивальди).
М. р.: Какие у вас впечатления? Что вы услышали в музыке? (Ответы детей). Антонио
Вивальди
к
каждому
концерту
сочинил
стихотворение,
в
котором
кратко
описаны
картины,
которые он изображал своей музыкой. Послушайте. И подумайте, правильно ли мы с вами
определили содержание музыки.
Приход весны встречая звонким пеньем,
Летают птички в голубых просторах,
И слышен плеск ручья, и листьев шорох,
Колеблемый зефира дуновеньем.
Но вот грохочет гром,
И молний стрелы
Шлют небеса, внезапной мглой одеты,
И это всё – весенних дней приметы!
Утихла буря, небо просветлело,
И вновь кружит над нами птичек стая,
Веселым пеньем небо оглашая.
Ребята,
давайте
определим,
какие
музыкальные
краски
использовал
композитор
Вивальди, чтобы изобразить картину весны?
(Работа с наглядным пособием «Музыкальные краски».
Дети определяют темп, динамику
звучания музыки, музыкальный лад, исполнении произведения – оркестровое
быстрый темп: автомобиль, умеренный темп – велосипед, медленный темп – пешеход;
динамика: красный – громко, розовый – не очень громко, белый – тихо;
регистр: высокий – маленький домик, низкий – большой домик, средний регистр – домик
среднего размера;
музыкальный лад: минор – изображение грустного лица, мажор – изображение веселого лица.
тембр: оркестровое – инструменты, вокальное – изображение поющих детей).
М. р.: Ребята, на лесной лужайке можно не только увидеть зверей и птиц, но и услышать
другие весенние звуки, давайте повторим их.
(Распевка «Весенние голоса» - воробей, кукушка, капель, ручеек).
М.
р.:
Мы
с
вами
уже
говорили
о
том,
что
люди
всегда
ждали
приход
весны,
они
придумывали специальные песенки, чтобы звать весну, как они называются?
Дети: Заклички.
М. р.: Давайте споем закличку «Жавороночек-дуда». Вдруг весна услышит и придет к нам.
(Распевка в тональностях до мажор, ре мажор, ми мажор. Появляется игрушка Каркуша).
М. р.: Посмотрите, кто к нам прилетел. Мы звали жаворонка, а прилетела Каркуша. Давайте
поздороваемся с ней.
(Дети поют: «Здравствуй, Каркуша!» на предложенную педагогом мелодию. Каркуша каркает, у
неё из клюва вылетает записка).
М. р.: Ой, что это? Какой-то листок бумаги. Что же нам Каркуша принесла? Читает.
Здравствуйте, ребята!
Скоро приду к вам в гости. А если хотите узнать от кого это письмо – отгадайте загадки:
из частей нужно составить целое.
Музыкальные инструменты, музыканты, дирижер – оркестр.
Вступление, куплет, припев, проигрыш – песня.
Клавиши, дерево, струны, молоточки – фортепиано.
Смычок, струны, дерево, подбородник – скрипка.
Песня, хороводный шаг, движения – хоровод.
Подснежник, теплое солнце, пение птиц, таяние снега – весна.
М. р.: Ребята, вы догадались от кого письмо?
Дети: От весны.
М. р.: Спасибо тебе, Каркуша, за письмо. Ребята, в письме написано, что весна придет к нам
в гости. Надо её встречать, песней величать, играми позабавить. Мы с вами знаем песню о весне?
(Ответы детей). Тогда давайте продолжим её разучивать.
(Работа над украинской народной песней «Веснянка» в обработке Г. Лобачева).
М. р.: А в какую игру поиграем с весной? Вы знаете какую-нибудь весеннюю игру? Давайте
сами придумаем игру. Какие у вас есть варианты?
(Дети высказывают предложения. Выбирается вариант, наиболее понравившийся большинству
детей).
М.
р.:
Ребята,
давайте
предложим
весне
поиграть
с
нами
в
игру
«Птичка
и
жучки»,
придумаем мелодию к дразнилке:
Мы – веселые жучки,
Мы – проворны и легки.
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать.
М. р.: А теперь отправим нашу мелодию в путешествие по музыкальной дорожке – будем
разукрашивать нашу мелодию музыкальными красками.
(Музыкальный
руководитель
показывает
детям
карточки-символы,
обозначающие
разные
средства музыкальной выразительности. Лад – минор и мажор, выбирается понравившийся
вариант. Аналогично проводится работа с карточками темп, динамика, регистр. Выбранные
карточки-символы по порядку выкладываются на мольберте).
М. р.: Теперь попробуем спеть то, что у нас с вами получилось . (Дети поют попевку).
Хотите поиграть?
(Ребенок музыкальной считалкой выбирает водящего, проводится игра в соответствии с
правилами, придуманными детьми).
М. р.: Ребята, вам понравилась игра. А наше путешествие на весеннюю лужайку? Жаль, что
весну мы с вами так и не встретили, но раз она обещала – значит обязательно придет, а мы с вами
будем готовиться к её приходу. Давайте вспомним, что мы с вами сегодня делали на весенней
лужайке? (Ответы детей). Ребята, посмотрите, Каркуша вам ещё что-то принесла. (Музыкальный
руководитель отдает детям нераспустившуюся веточку). Это вам привет от весны!
Список литературы:
1.Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет: Кн. для воспитателей
и музыкального руководителя дет.сада /сост.Г.М.Орлова,С.И.Бекина.- М.:Просвещение, 1998.
2. Радынова О.П. Музыка и природа. Конспекты занятий с нотным приложением. – М.:Сфера, 2014.