Напоминание

Педагогические находки в развитии коммуникативных навыков и социальных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Кагарманова Рамзия Хамитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат №4 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические находки в развитии коммуникативных навыков и социальных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Педагогические находки в развитии коммуникативных навыков и социальных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Р.Х.Кагарманова, воспитатель МБОУ «Школа-интернат №4 г. Челябинска» Коммуникативная компетенция (умение эффективно сотрудничать с другими людьми) названа в современной модели образования одной из базовых в жизни современного человека. Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При недостаточном развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность. Постепенное внедрение ФГОСов второго поколения предполагает также более основательное включение, параллельно процессу освоения содержания образования, процесса освоения содержания социализации. Тем более в законе РФ «Об образовании» категория «образование» определена именно как «воспитание и обучение». Заметим, что воспитание стоит на первом месте. И это позволяет заключить, что акцент в образовательном процессе делается в ФГОСах второго поколения, на воспитании как способе передачи и организации освоения содержания актуальных социально-ценных «ключевых» компетенций, как это и было заявлено в «Конвенции модернизации российского образования на период до 2010г.» Семинар с участием профессора, доктора педагогических наук, академика АГН Сергеем Григорьевичем Молчановым, знакомство с его работами, дали мне, как педагогу, возможность определиться в дальнейших действиях, и возникла идея проекта. Обсудив с администрацией и заинтересованными коллегами, решили провести эксперимент, способствующий формированию социальных компетенций и коммуникативных навыков подростков. За основу эксперимента взяли методику Сергея Григорьевича Молчанова «Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении» (2010 г. Челябинск). Работа проходила с 2010 по 2015 годы с учащимися с 12 по 16 лет. Основная идея проекта: отбор 10 лучших качеств личности из перечня, предложенных методикой Молчанова С.Г.; формирование содержания социализации как социальный заказ со стороны тех, кто привлечен в качестве экспертов: учащихся, родителей, педагогов, работающих с этой группой
детей; выбор эффективных, результативных форм и приемов воспитательно- коррекционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных навыков и творческого потенциала у подростков; организация содержательного досуга учащихся, успешная социализация их в общество. Участники: учащиеся 5а, родители, классный руководитель, воспитатель I этап. 1. Изучение научно-педагогической, коррекционной и психолого- педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции детей с ДЦП и ЦНС. 2. Изучение методики С.Г. Молчанова. 3. Обсуждение с родителями проекта эксперимента. 4. Ознакомление учащихся с методикой С.Г. Молчанова II этап. 1. Работа с учащимися по отбору основных и универсальных качеств личности 2. Составление сводных качеств личности 3. Работа экспертов по оцениванию качеств личности (каждый сам себя оценивает) 4. Диагностика результатов III этап. 1. Работа экспертов по оцениванию качеств личности (друг друга, мальчики-девочек и наоборот) 2. Оценивание родителями качеств личности своих детей 3. Оценивание качеств личности педагогами 4. Мониторинг данных и анализ IV этап 1. Определение ключевых дел, внеклассных мероприятий, способствующих формированию отобранных качеств личности, развитию коммуникативных навыков, творческого потенциала у подростков. 2. Анализ проведенных дел, оценка. 3. Новые идеи, предложения 4. Сравнительный анализ мониторинговых данных 5. Ближние и дальние цели, мечты и способы их реализации. Учащиеся были ознакомлены предложенным перечнем качеств личности. Из перечня основных и универсальных качеств личности каждый участник эксперимента выбрал по 10 качеств личности для девочек и мальчиков, которые недостаточно сформированы у учащихся. Затем из большинства предложенных участниками эксперимента качеств личности, были отобраны сводные для девочек и для мальчиков. Экспертами являлись сами учащиеся, родители, воспитатель, классный руководитель. Все данные отражались на таблицах как индивидуальные так сводные. Качества мальчиков: активность, доброжелательность, отзывчивость, инициативность, целеустремленность, юмор, умение понимать других, умение прощать, мужественность, надежность. Качества девочек: активность, аккуратность, дружба, ответственность,
умение уступать, доверие, умение сочувствовать, толерантность, тихий голос, женственность. Каждое качество оценивалось по 10 бальной системе. На первых порах, каждый оценивал только себя, а с 8 класса оценивали друг друга. В этом возрасте дети более объективны. Срезы проводились 2 раза в год. Сравнивали результаты, обсуждали. Во время обсуждения поступали идеи, предложения со стороны учащихся. Любая идея, инициатива поддерживалась, обрабатывалась и осуществлялась. Каждый перед собой ставил цель: соответствовать современной личности. Хорошими союзниками во всех делах были родители. Работа с родителями играет немаловажную роль. Совместная деятельность сплачивает коллектив. Организовывали поездки на природу, тематические экскурсии, походы. Постепенно стали складываться традиции коллектива: отмечать день рождение коллектива, осенний и весенний пикники, концерты для VIP- персон, выпуск тематических стенгазет, совместные праздники с родителями и т. д. С 8 класса ключевыми мероприятиями стало проведение «Тематической свечи». С целью создания особой атмосферы, придумали правила: все сидят по кругу; ведущий зажигает безопасную свечу в центре стола; говорить в пол голоса; не перебивать говорящего; если идея или предложения понравились - не хлопать, а одобрять шарканьем в ладоши; участники передают предмет (любой талисман) по кругу, когда нужно соблюдать очередность высказываний. Возникли разные способы завершения свечи (передача друг другу положительной энергетики, импульса, загадывание желания, постановка ближней или дальней цели, одобрения типа «Мы лучшие!», «У нас все получится!» и т. д.) Таким образом, создается романтическая, таинственная атмосфера. Воспитанники научились прислушиваться друг к другу, сформировались конкретные правила, которые объединили коллектив. Такая форма проведения классных часов имеет большое воспитательное значение – нет нотаций, все равны. Дети раскрываются, доверяют друг другу и наставнику-педагогу. Учитываются интересы каждого, учащиеся учатся слушать и слышать. Поднимаются и решаются любые проблемы и вопросы. Подросткам свойственны такие качества как быть значимым, особым. Нашли очень хорошую программу в Интернете, которая называется «Фиолетовый браслет» или «Как изменить жизнь за 21 день?». Мы заразили многих в школе, когда всем классом стали носить такой браслет. Результат превзошел все ожидания. Участники программы узнали себя совершенно с другой стороны! Попробуйте! Некоторым воспитанникам хотелось быть успешным во всем: и в учебе, и во внеклассных делах, и в конкурсах, и в олимпиадах. Как стать успешным? Ответить на вопрос помогли аудио лекции Евгения Дейнеко, известного психолога среди успешных бизнесменов в России. Он рекомендует «Пять правил успешного человека». Учитывая особенности детей с ОВЗ, содержание правил немного пришлось изменить, но смысл сохранить. 1. Никогда не ври. Учись жить честно.
2. Во всем найди только положительное. 3. Благодари за все хорошее и даже за плохое. 4. Научись радоваться жизни. 5. Займись своим здоровьем. Хочется поделиться еще одной находкой, которая очень помогла подросткам работать над собой. Это психологическая игра «Черный и белый стул». Такая игра проводится в коллективе, когда воспитанники доверяют друг другу, дорожат мнением сверстников, не обижаются, воспринимают критику и понимают юмор. Смысл игры заключается в том, если участник садится на белый стул, то одноклассники о нем говорят только хорошее, свойственное ему. Если же садится на черный стул, то объективно называют недостатки, то есть отрицательные особенности. Участник делает вывод, над чем необходимо ему работать. Методика Сергея Григорьевича способствовала не только разнообразить темы классных часов, но и вдохновила на поиски новых подходов в воспитательном процессе. Ребятам было интересно узнавать результаты оценивания одноклассников и педагогов. Дети дорожили мнением коллектива и сверстников. Значительно возросла успеваемость, активно сть, ответственность. На сегодняшний день наш класс стал лидером в школьном активе, является организатором общешкольных мероприятий. Возросла творческая активность подростков. С огромным желанием учащиеся занимаются в театральном коллективе «Сказка» под руководством педагога дополнительного образования Никитенко Елены Александровны. Участвуют в различных конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места. Уверенно ведут себя на сцене. Ответственно относятся к порученному делу, дорожат честью коллектива и школы. Среди воспитанников есть спортсменка, член команды России по легкой атлетике среди детей с ОВЗ. Многократный чемпион России, рекордсмен, победитель Первенства мира на 100 и 200 метров. Таким образом, педагог выступает и как реализатор мероприятия и как его эксперт. В итоге происходит систематическое уточнение и корректировка перечня мероприятий, необходимых для формирования референтных позитивных компетенций. Эта методика позволяет принимать адекватное управленческое решение. Учащиеся любого возраста испытывают потребность в эффективном коммуникативном взаимодействии. Воспитатель, классный руководитель, родители играют большую роль в формировании коммуникативных навыков учащихся. Широкая внеурочная деятельность – важное условие для формирования коммуникативной культуры. Используемые источники:
С.Г.Молчанов «Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении» (2010 г. Челябинск). Приложение к журналу «Челябинский гуманитарий» Интернет ресурсы «Фиолетовый браслет» Е.Дейнеко «Пять правил успешного человека», видеолекции


В раздел образования